Дорожная насыпь с подпорной стенкой

 

Полезная модель относится к области строительства и может быть использована при сооружении насыпей дорог. Дорожная насыпь с подпорной стенкой, содержащая грунт насыпи, отсыпанный на естественной поверхности подстилающих грунтов и разделенный полотнами плоской георешетки на отдельные слои, подпорную стенку, расположенную с боковых или торцевых сторон насыпи, смонтированную на фундаменте и примыкающую к грунтам насыпи, опорную конструкцию в виде дорожного полотна или переходной плиты опоры моста, уложенную непосредственно на грунт насыпи, причем подпорная стенка выполнена из пустотелых блоков таким образом, что по ширине стенки установлен один блок, а по длине - такое количество блоков, которое необходимо для формирования стенки, при этом вертикальные сквозные полости в блоках совмещены по высоте стенки и заполнены крупнопористым дренирующим материалом. А высота блоков совпадает с высотой слоев грунта насыпи так, что разделяющие слои грунта полотна плоской георешетки заведены между пустотелыми блоками подпорной стенки. Новым в предлагаемой полезной модели является то, что последний верхний полый блок объединен с нижерасположенным предпоследним блоком монолитным бетоном, уложенным в полости этих блоков, причем предпоследний блок в нижней половине заполнен крупнопористым дренирующим материалом, а в верхней половине - монолитным бетоном, при этом последний верхний блок заполнен бетоном полностью.

Технический результат предлагаемой полезной модели состоит в расширении сферы применения, повышении долговечности, прочности конструкции подпорной стенки и снижении стоимости сооружения дорожной насыпи с подпорной стенкой. 1 н.п. ф-лы, 1 ил.

Полезная модель относится к области строительства и может быть использована при сооружении дорожных насыпей.

Известна подпорная стенка, содержащая монолитную лицевую стену, на фундаменте которой выполнен бетонным выступ, служащий для упора лицевого ограждения против сдвига, армогрунтовую конструкцию, выполненную из чередующихся слоев уплотненного дренирующего грунта засыпки, и геотекстильных прослоек (Патент РФ №2167242, опубл. 20.05.01 г.).

Недостаток этой конструкции стенки заключается в отсутствии связи тела подпорной стенки с грунтом, т.е. устойчивость стенки определяется только прочностью самой стенки.

Известна подпорная стенка, содержащая лицевое ограждение, сложенное из стеновых блоков, имеющих поверхности с ребрами и ответными пазами, обращенными друг к другу в горизонтальной

плоскости, и армогрунтовую конструкцию, выполненную в виде слоев уплотненного дренирующего грунта засыпки, переслаивающихся с армирующими элементами (Патент РФ №2140483, опубл. 27.10.99 г.).

Недостаток подпорной стенки такой конструкции заключается в том, что трудно обеспечить качество швов между блоками, и они протекают. Тем самым снижается долговечность конструкции, стенка имеет плохой внешний вид, большую стоимость и большие сроки ее сооружения.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату к заявляемой является дорожная насыпь с подпорной стенкой, включающей в себя полые блоки, имеющие высоту равную слоям грунта насыпи, разделенными полотнами плоской георешетки, при этом вертикальные полости блоков совмещены в плане и заполнены крупнопористым дренирующим материалом (Патент на изобретение №2276230, опубл. 10.05.2006 г., бюл. №13).

Недостатком данного технического решения является то, что оголовочная часть подпорной стенки не имеет надежной жесткой связи с остальными блоками подпорной стенки, что снижает ее долговечность и прочность.

Предлагаемой полезной моделью решалась задача расширения сферы применения, повышения долговечности, прочности конструкции подпорной стенки и снижения стоимости сооружения дорожной насыпи с подпорной стенкой.

Для достижения указанного технического результата в дорожной насыпи с подпорной стенкой, содержащей грунт насыпи, отсыпанный на естественной поверхности подстилающих грунтов и разделенный полотнами плоской георешетки на отдельные слои, подпорную стенку, расположенную с боковых или торцевой сторон насыпи, смонтированную на фундаменте и примыкающую к грунтам насыпи, опорную конструкцию

в виде дорожного полотна или переходной плиты моста, уложенную непосредственно на грунт насыпи, причем подпорная стенка выполнена из пустотелых блоков таким образом, что по ширине стенки установлен один блок, а по длине - такое количество блоков, которое необходимо для формирования стенки, при этом вертикальные сквозные полости в блоках совмещены по высоте стенки и заполнены крупнопористым дренирующим материалом, а высота блоков совпадает с высотой слоев грунта насыпи так, что разделяющие слои грунта полотна плоской георешетки заведены между пустотелыми блоками подпорной стенки, последний полый верхний блок объединен с нижерасположенным предпоследним блоком монолитным бетоном, уложенным в полости этих блоков, причем предпоследний блок в нижней половине заполнен крупнопористым дренирующим материалом, а в верхней половине - монолитным бетоном, при этом последний верхний блок заполнен бетоном полностью.

Сущность полезной модели поясняется чертежом, где изображено поперечное сечение дорожной насыпи с подпорной стенкой в вертикальной плоскости.

Дорожная насыпь с подпорной стенкой содержит грунт 1 насыпи, подпорную стенку 2, фундаментную плиту 3, установленную на подушку 4, которая передает нагрузку на естественное основание 5. Подпорная стенка 2 и грунт 1 насыпи разделены на слои 6, между которыми расположены полотна плоской георешетки 7. Блоки подпорной стенки 2 могут быть сборными либо монолитными, выполненными из железобетона или другого материала. Блоки подпорной стенки 2 имеют полости 8, заполненные крупнопористым дренирующим материалом, например, щебнем. В плане каждый блок имеет одну или несколько полостей замкнутого очертания, например, в виде круга. Полости смежных слоев совпадают в плане. Последний верхний блок 9 и предпоследний блок 10 объединены монолитным бетоном 11, уложенным в полости 8 таким

образом, что предпоследний блок 10 заполнен в нижней половине крупнопористым дренирующим материалом, а в верхней - монолитным бетоном. Последний верхний блок 9 полностью заполнен бетоном. В стыке между блоками 9 и 10 может быть расположена арматура 12.

Подпорная стенка монтируется из полых блоков одновременно с отсыпкой слоев насыпи. Высота каждого блока равна высоте слоя грунта насыпи. Одновременно с отсыпкой каждого слоя производится засыпка полости блока крупнопористым дренирующим материалом, например, щебнем. После засыпки полости каждого очередного блока и отсыпки слоя грунта, в котором расположен блок, сверху на отсыпанный слой грунта, на блок и засыпку укладывают полотно плоской георешетки. После этого устанавливают очередной блок подпорной стенки и отсыпают очередной слой грунта насыпи. Полость предпоследнего блока засыпают дренирующим материалом лишь в нижней половине. После завершения отсыпки предпоследнего слоя верхнюю половину предпоследнего блока заполняют монолитным бетоном, после чего укладывают полотно плоской георешетки, монтируют верхний блок и заполняют его полость на полную высоту монолитным бетоном. Бетон в стыке между последним и предпоследним блоками вибрируют. В случае, если необходимо усилить сопротивляемость сдвигу последнего блока относительно предпоследнего от действия горизонтальных сил, в стыке между блоками устанавливается арматура. Количество ее определяется расчетом.

Дорожная насыпь с подпорной стенкой работает следующим образом. Давление от насыпи воспринимается подпорной стенкой, которая работает как единая монолитная конструкция, заанкеренная в теле насыпи. Единство и монолитность подпорной стенки обеспечивается за счет единства материала заполнения в смежных слоях и заделанными между слоями стенки полотнами плоской георешетки, заанкеренными в теле насыпи. Единство последнего верхнего и предпоследнего слоев

обеспечивается монолитным бетоном 11 и арматурными стрежнями 12. Необходимость такого объединения объясняется тем, что объединение смежных блоков только сыпучим крупнозернистым материалом по типу нижних блоков возможно только тогда, когда это имеет место и снизу, и сверху блока, т.е. когда блок связан с нижним смежным и верхним смежным. Верхний же блок стенки имеет смежный блок только снизу. И в этом случае прочность соединения оказывается недостаточной.

Эффективность предлагаемого технического решения состоит в увеличении надежности связи последнего и предпоследнего блоков подпорной стенки, что повышает прочность и надежность подпорной стенки.

Дорожная насыпь с подпорной стенкой, содержащая грунт насыпи, отсыпанный на естественной поверхности подстилающих грунтов и разделенный полотнами плоской георешетки на отдельные слои, подпорную стенку, расположенную с боковых или торцевой сторон насыпи, смонтированную на фундаменте и примыкающую к грунтам насыпи, опорную конструкцию в виде дорожного полотна или переходной плиты опоры моста, уложенную непосредственно на грунт насыпи, причем подпорная стенка выполнена из пустотелых блоков таким образом, что по ширине стенки установлен один блок, а по длине - такое количество блоков, которое необходимо для формирования стенки, при этом вертикальные сквозные полости в блоках совмещены по высоте стенки и заполнены крупнопористым дренирующим материалом, а высота блоков совпадает с высотой слоев грунта насыпи так, что разделяющие слои грунта полотна плоской георешетки заведены между пустотелыми блоками подпорной стенки, отличающаяся тем, что последний верхний полый блок объединен с нижерасположенным предпоследним блоком монолитным бетоном, уложенным в полости этих блоков, причем предпоследний блок в нижней половине заполнен крупнопористым дренирующим материалом, а в верхней половине - монолитным бетоном, при этом последний верхний блок заполнен бетоном полностью.



 

Наверх