Устройство для смазывания ходовых винтов

 

Предлагаемая полезная модель относится к машиностроению, конкретно к устройствам для нанесения смазки на резьбовые соединения, в частности для смазывания пары «ходовой винт - гайка» металлорежущих станков. Устройство для смазывания ходовых винтов содержит ходовой винт, гайку и магнитную смазочную жидкость, корпус гайки выполнен разъемным по диаметральной плоскости, а постоянный кольцевой магнит состоит из 2 одинаковых полуколец.

Технический результат предлагаемой полезной модели направлен на повышение качества нанесения смазки на поверхность резьбового соединения «ходовой винт - гайка» и на повышение надежности работы резьбового соединения в течение всего срока его эксплуатации.

Технический результат достигается тем, что корпус гайки разъемный, состоящий из двух половинок, что позволяет устанавливать ее на ходовой винт без его разборки в любом месте по длине, а магнитная смазочная жидкость, содержащаяся в ресивере гайки повышает надежность работы резьбового соединения.

Предлагаемая полезная модель относится к машиностроению, конкретно к устройствам для нанесения смазки на резьбовые соединения, в частности для смазывания пары «ходовой винт - гайка» металлорежущих станков.

Известно устройство [1], которое состоит из корпуса со втулкой, в которой размещены смазывающий элемент и подпружиненный толкатель. Недостатками конструкции данного резьбового соединения является: во- первых необходимость навертывания данного резьбового устройства с одного из концов ходового винта, что не всегда возможно и всегда не удобно. Во-вторых постоянно подпружиненное состояние элемента приводит к быстрому его изнашиванию. В третьих данное устройство имеет сложную конструкцию.

Еще один из вариантов решения проблемы надежности резьбовых соединений описан ниже - трибологически безопасное резьбовое соединение [2], содержащее винт с наружной резьбовой поверхностью и гайку с внутренней резьбовой поверхностью, в теле винта имеется глухое осевое отверстие с размещенными в нем цилиндрическими магнитами, а в качестве смазки рабочих поверхностей витков резьбы использована магнитная смазочная жидкость. Магнитная смазочная жидкость удерживается на витках резьбы соединения магнитным полем постоянных магнитов. Наличие осевого отверстия в теле винта для расположения в нем постоянных магнитов ослабляет прочность винта, а расположение магнитов внутри металлического тела снижает действие магнитного поля и приводит к неэффективному использованию магнитной энергии магнитов.

Такая конструкция мало пригодна для резьбовых соединений большого диаметра (как, например, на выдвижных опорах автокранов: M100-120 мм) или в резьбовых соединениях большой длины (как на ходовых винтах металлорежущих станков: 3-5 м).

Технический результат предлагаемой полезной модели направлен на повышение качества нанесения смазки на поверхность резьбового соединения «ходовой винт - гайка» и на повышение надежности работы резьбового соединения в течение всего срока его эксплуатации.

Технический результат достигается тем, что корпус гайки разъемный, состоящий из двух половинок, что позволяет устанавливать ее на ходовой винт без его разборки в любом месте по длине, а магнитная смазочная жидкость, содержащаяся в ресивере гайки повышает надежность работы резьбового соединения.

Сущность полезной модели заключается в том, что корпус гайки выполнен разъемным по диаметральной плоскости, а постоянный кольцевой магнит состоит из 2 одинаковых полуколец, что делает конструкцию предлагаемого резьбового соединения проще известных технических решений.

Предлагаемое устройство предназначено для смазывания резьбовых соединений, в частности для ходовых винтов большой длины.

Предлагаемое устройство изображено на фигуре в разрезе.

Устройство содержит элемент с внутренней резьбой - гайку, состоящую из двух частей 1 и 2, разделяющихся по диаметральной плоскости, проходящих через ось гайки и элемент с наружной резьбой - ходовой винт 3. Гайка содержит постоянный кольцевой магнит в виде одинаковых полу колец 4 и 5, располагающихся в радиальных отверстиях частей гайки 1 и 2 и магнитную смазочную жидкость 6, располагающуюся на поверхностях витков резьбы винта - гайки и в пространстве между ее частями, выполняющей роль ресивера 7. Половинки гайки скрепляются между собой двумя винтами 8, такое соединение обеспечивает сохранность взаимного расположения частей устройства при перемещении его по ходовому винту.

В процессе работы обе половинки гайки 1 и 2 накладывают на ходовой винт 3 в любом месте по его длине, ресивер гайки 7 заполняют магнитной смазочной жидкостью 6 и после расположения частей гайки на ходовом винте скрепляют эти части между собой двумя винтами 8. Гайка перемещаясь по резьбе ходового винта 3 смазывает его, а магнитное поле наводимое постоянными магнитами 4 и 5

увлекает за собой излишки магнитной смазочной жидкости, распределяя ее равномерно по всей длине ходового винта пропорционально силе магнитного поля на витках резьбы. Магнитная смазочная жидкость размещается в полости между частями гайки (ресивере) и удерживается постоянным магнитным полем. Под действием постоянного магнитного поля, магнитная смазочная жидкость распределяется равномерно по поверхности витков резьбы ходового винта и обеспечивает постоянное смазывание ходового винта и гайки, при перемещении ее по ходовому винту.

В состоянии покоя излишки смазки стягиваются магнитным полем постоянных магнитов в ресивер.

1. Устройство для смазывания ходовых винтов, содержащее ходовой винт, гайку и магнитную смазочную жидкость, отличающееся тем, что корпус гайки выполнен разъемным по диаметральной плоскости, а постоянный кольцевой магнит состоит из 2 одинаковых полуколец.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что части устройства, разъединенные по диаметральной плоскости, соединяются между собой подвижно на оси, при помощи двух винтов.



 

Наверх