Защитное устройство шарнира трансмиссионного вала

 

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения и может быть применена для защиты шарниров трансмиссионных валов. Защитное устройство (1) шарнира (2) трансмиссионного вала содержит защитный чехол (3), предназначенный для установки установочным участком (4) меньшего диаметра на вал (5), защитный кожух (6) клапанного кольца (7), выполненный цилиндрическим и предназначенный для установки отверстием (8) первого - свободного конца (9) на вал (5), а вторым концом (10) на установочный участок (4) меньшего диаметра защитного чехла (3), причем на участке (4) чехла (3) и на втором конце (10) кожуха (6) кольца (7) выполнены установочные кольцевые канавки (11) под стяжной хомут (12) меньшего диаметра. Кольцо (7) установлено в кольцевых углублениях (13) и (14) участка (4) чехла (3) и второго конца (10) кожуха (6) кольца (7) соответственно. В участке (4) чехла (3) и во втором конце (10) кожуха (6) кольца (7) выполнены продольные пазы (15), образующие в установленном состоянии чехла (3) и кожуха (6) кольца (7) на вале (5), совместно с радиальными каналами (16) между торцевыми образующими поверхностями (17) и (18) участка (4) чехла (3) и внутренними торцевыми образующими поверхностями 19 и 20 кожуха (6) кольца (7), воздушные каналы (21). На боковых образующих поверхностях (22) и (23) углублений (13) и (14) под кольцо (7) участка (4) чехла (3) и второго конца (10) кожуха (6) кольца (7) выполнено, по меньшей мере, по одному кольцевому выступу (24) и (25) соответственно. На образующей поверхности (26) отверстия (8) первого конца (9) кожуха (6) кольца (7) выполнено, по меньшей мере, два кольцевых выступа (27), образующих на этой поверхности одно кольцевое углубление (28) между ними. 1 н.п.ф., 2 з.п.ф., 4 ил.

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения и может быть применена для защиты шарниров трансмиссионных валов.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является защитное устройство шарнира транспортного средства, патент РФ №2108500, МПК 6 F16D 3/84, публикация 10.04.1998 г., содержащий установленные на валу посредством стяжного хомута меньшего диаметра защитный кожух клапанного кольца и защитный чехол. Защитный чехол на валу установлен посредством своего установочного участка меньшего диаметра (установочным участком большего диаметра защитный чехол установлен на корпусе шарнира). Защитный кожух клапанного кольца выполнен цилиндрическим и установлен отверстием первого свободного кольца на вал, а вторым концом на установочном участке меньшего диаметра защитного чехла. Стяжной хомут меньшего диаметра установлен на установочном участке меньшего диаметра защитного чехла и на втором конце защитного кожуха клапанного кольца в выполненных в них канавках.

В установочном участке меньшего диаметра чехла и во втором конце защитного кожуха клапанного кольца выполнены кольцевые углубления, в которых установлено клапанное кольцо - влагонепроницаемое, но обеспечивающее циркуляцию воздуха через него.

В установочном участке меньшего диаметра защитного чехла и во втором конце защитного кожуха клапанного кольца выполнены продольные пазы, образующие в установленном состоянии защитного чехла и защитного кожуха клапанного кольца на вале, совместно с радиальными каналами между торцевыми образующими поверхностями установочного участка меньшего диаметра защитного чехла и внутренними торцевыми образующими поверхностями защитного кожуха клапанного кольца, воздушные каналы.

Недостатком данного технического решения является то, что защитное устройство шарнира недостаточно надежно обеспечивает герметизацию шарнира из-за недостаточно плотных (не очень надежных) контактов: между боковой образующей цилиндрической поверхностью кольцевого углубления установочного участка

меньшего диаметра защитного чехла и внутренней боковой поверхностью клапанного кольца; между боковой образующей цилиндрической поверхностью кольцевого углубления второго конца защитного кожуха и наружной боковой поверхностью клапанного кольца; между образующей поверхностью отверстия первого конца защитного кожуха и валом. Другим недостатком данного технического решения защитного устройства шарнира является сложность его конструкции из-за повышенных требований к точности диаметральных размеров контактирующих поверхностей его защитного чехла и кожуха, а это тянет за собой другой недостаток данного технического решения - повышенные требования к технологичности его (устройства) изготовления.

Задача полезной модели: повышение герметизирующих качеств защитного устройства шарнира трансмиссионного вала, а также упрощение его конструкции и улучшение технологичности его изготовления.

Для этого в защитном устройстве шарнира трансмиссионного вала, содержащем защитный чехол, предназначенный для установки установочным участком меньшего диаметра на вал, защитный кожух клапанного кольца, выполненный цилиндрическим и предназначенный для установки отверстием первого - свободного конца на вал, а вторым концом на установочный участок меньшего диаметра защитного чехла, причем на установочном участке меньшего диаметра защитного чехла и на втором конце защитного кожуха клапанного кольца выполнены установочные кольцевые канавки под стяжной хомут меньшего диаметра, клапанное кольцо, установленное в кольцевых углублениях установочного участка меньшего диаметра защитного чехла и второго конца защитного кожуха клапанного кольца, продольные пазы в установочном участке меньшего диаметра защитного чехла и во втором конце защитного кожуха клапанного кольца, образующие, при установке защитного чехла и защитного кожуха клапанного кольца на вале, совместно с радиальными каналами между торцевыми образующими поверхностями установочного участка меньшего диаметра защитного чехла и внутренними торцевыми образующими поверхностями защитного кожуха клапанного кольца, воздушные каналы,

согласно полезной модели, на боковых образующих поверхностях кольцевых углублений под клапанное кольцо установочного участка меньшего диаметра защитного чехла и второго конца защитного кожуха клапанного кольца выполнено, по меньшей мере, по одному кольцевому выступу, а на образующей поверхности отверстия первого конца защитного кожуха клапанного кольца

выполнено, по меньшей мере, два кольцевых выступа, образующих на этой поверхности одно кольцевое углубление между ними.

В частном случае, на боковых образующих поверхностях кольцевых углублений под клапанное кольцо установочного участка меньшего диаметра защитного чехла и второго конца защитного кожуха клапанного кольца защитного устройства шарнира трансмиссионного вала выполнено по одному кольцевому выступу, которые имеют в продольных сечениях чехла и кожуха острые вершины, образованные пересечением двух образующих поверхностей каждого выступа.

В частном случае, на образующей поверхности отверстия первого конца защитного кожуха клапанного кольца защитного устройства шарнира трансмиссионного вала выполнено два кольцевых выступа и одно кольцевое углубление между ними, причем эти два кольцевых выступа имеют в продольном сечении защитного кожуха форму треугольников с усеченными вершинами.

Сравнение заявляемого технического решения с уровнем техники по научно-технической и патентной документации на дату приоритета показывает, что совокупность существенных признаков этого решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности «новизна».

Предложенное техническое решение промышленно применимо, работоспособно, осуществимо и воспроизводимо, следовательно, соответствует условию патентоспособности «промышленная применимость».

Сущность полезной модели поясняется на чертежах:

Фиг.1. - общий вид защитного устройства шарнира трансмиссионного вала;

Фиг.2. - вид А на фиг.1;

Фиг.3. - отдельный вид участка меньшего диаметра защитного чехла защитного устройства шарнира трансмиссионного вала;

Фиг.4. - отдельный вид защитного кожуха защитного устройства шарнира трансмиссионного вала.

Защитное устройство 1 шарнира 2 трансмиссионного вала содержит защитный чехол 3, предназначенный для установки установочным участком 4 меньшего диаметра на вал 5, защитный кожух 6 клапанного кольца 7, выполненный цилиндрическим и предназначенный для установки отверстием 8 первого - свободного конца 9 на вал 5, а вторым концом 10 на установочный участок 4 меньшего диаметра защитного чехла 3, причем на установочном участке 4 меньшего диаметра защитного чехла 3 и на втором конце 10 защитного кожуха 6 клапанного кольца 7 выполнены установочные

кольцевые канавки 11 под стяжной хомут 12 меньшего диаметра. Клапанное кольцо 7 установлено в кольцевых углублениях 13 и 14 установочного участка 4 меньшего диаметра защитного чехла 3 и второго конца 10 защитного кожуха 6 клапанного кольца 7 соответственно. Клапанное кольцо 7 обладает свойствами влагонепроницаемости, но обеспечивает циркуляцию воздуха через него, что обеспечивает выравнивание давления внутри шарнира (т.е. в замкнутом пространстве под защитным чехлом клапанное кольцо 7 обеспечивает выравнивание давления с атмосферным, и за счет этого предотвращается закусывание гофр этого чехла и их порыв). В установочном участке 4 меньшего диаметра защитного чехла 3 и во втором конце 10 защитного кожуха 6 клапанного кольца 7 выполнены продольные пазы 15, образующие, в установленном состоянии защитного чехла 3 и защитного кожуха 6 клапанного кольца 7 на вале 5, совместно с радиальными каналами 16 между торцевыми образующими поверхностями 17 и 18 установочного участка 4 меньшего диаметра защитного чехла 3 и внутренними торцевыми образующими поверхностями 19 и 20 защитного кожуха 6 клапанного кольца 7, воздушные каналы 21.

На боковых образующих поверхностях 22 и 23 кольцевых углублений 13 и 14 под клапанное кольцо 7 установочного участка 4 меньшего диаметра защитного чехла 3 и второго конца 10 защитного кожуха 6 клапанного кольца 7 выполнено, в частном случае показанном на фигурах, по одному кольцевому выступу 24 и 25 соответственно. В других частных случаях (на фигурах не показано) на установочном участке 4 меньшего диаметра защитного чехла 3 и второго конца 10 защитного кожуха 6 клапанного кольца 7 может быть выполнено по два и более кольцевых выступов (24, 25), которые имеют в продольных сечениях чехла 3 и кожуха 6 острые вершины, образованные пересечением двух образующих поверхностей каждого выступа.

На образующей поверхности 26 отверстия 8 первого конца 9 защитного кожуха 6 клапанного кольца 7 выполнено два кольцевых выступа 27, образующих на этой поверхности одно кольцевое углубление 28 между ними. В других частных случаях (на фигурах не показано) на образующей поверхности 26 отверстия 8 первого конца 9 защитного кожуха 6 клапанного кольца 7 может быть выполнено по три (и более трех) кольцевых выступов (выступов 27) и два (и более двух) кольцевых углублений (углублений 28) между ними. В частном случае, показанном на фигурах, кольцевые выступы 27 имеют в продольном сечении защитного кожуха 6 форму треугольников с усеченными вершинами.

Таким образом, выполнение в заявляемой конструкции защитного устройства 1 шарнира 2 трансмиссионного вала, по меньшей мере, по одному кольцевому выступу 24 и 25 соответственно на боковых образующих поверхностях 22 и 23 кольцевых углублений 13 и 14 установочного участка 4 чехла 3 и второго конца 10 кожуха 6, а также выполнение, по меньшей мере, двух кольцевых выступов 27 и одного кольцевого углубления 28 между ними на образующей поверхности 26 отверстия 8 первого конца 9 защитного кожуха 6, - позволяет решить поставленную задачу и достичь следующий технический результат: повысить герметизирующие качества защитного устройства шарнира трансмиссионного вала, а также упростить его конструкции и улучшить технологичность его изготовления.

1. Защитное устройство шарнира трансмиссионного вала, содержащее защитный чехол, предназначенный для установки установочным участком меньшего диаметра на вал, защитный кожух клапанного кольца, выполненный цилиндрическим и предназначенный для установки отверстием первого свободного конца на вал, а вторым концом на установочный участок меньшего диаметра защитного чехла, причем на установочном участке меньшего диаметра защитного чехла и на втором конце защитного кожуха клапанного кольца выполнены установочные кольцевые канавки под стяжной хомут меньшего диаметра, клапанное кольцо, установленное в кольцевых углублениях установочного участка меньшего диаметра защитного чехла и второго конца защитного кожуха клапанного кольца, продольные пазы в установочном участке меньшего диаметра защитного чехла и во втором конце защитного кожуха клапанного кольца, образующие при установке защитного чехла и защитного кожуха клапанного кольца на вале, совместно с радиальными каналами между торцевыми образующими поверхностями установочного участка меньшего диаметра защитного чехла и внутренними торцевыми образующими поверхностями защитного кожуха клапанного кольца, воздушные каналы, отличающееся тем, что на боковых образующих поверхностях кольцевых углублений под клапанное кольцо установочного участка меньшего диаметра защитного чехла и второго конца защитного кожуха клапанного кольца выполнено, по меньшей мере, по одному кольцевому выступу, а на образующей поверхности отверстия первого конца защитного кожуха клапанного кольца выполнено, по меньшей мере, два кольцевых выступа, образующих на этой поверхности одно кольцевое углубление между ними.

2. Защитное устройство шарнира по п.1, отличающееся тем, что на боковых образующих поверхностях кольцевых углублений под клапанное кольцо установочного участка меньшего диаметра защитного чехла и второго конца защитного кожуха клапанного кольца выполнено по одному кольцевому выступу, которые имеют в продольных сечениях чехла и кожуха острые вершины, образованные пересечением двух образующих поверхностей каждого выступа.

3. Защитное устройство шарнира по п.1, отличающееся тем, что на образующей поверхности отверстия первого конца защитного кожуха клапанного кольца выполнено два кольцевых выступа и одно кольцевое углубление между ними, причем эти два кольцевых выступа имеют в продольном сечении защитного кожуха форму треугольников с усеченными вершинами.



 

Наверх