Виброзащитная подвеска сиденья транспортного средства

 

Полезная модель относится к области устройств защиты от вибраций пользователей транспортных средств, преимущественно специальной и военной техники: строительных машин, тракторов, танков и так далее.

Целью создания полезной модели является улучшение защитных свойств подвески сиденья путем гашения резонансных колебаний упругого подвеса.

Заявляемая подвеска содержит несущую опору 1, соединенную с колеблющимся основанием, подвесную опору 2 с сиденьем 3. На несущей опоре 1 закреплены стойки 4, а на подвесной опоре 2 закреплены стойки 5. Стойки 4 и 5, между которыми расположены отрезки тросов 6, образуют основной подвес сиденья 3.

Заявляемая виброзащитная подвеска сиденья транспортного средства содержит также корректор жесткости, состоящий из изогнутых отрезков стального троса 7, концы которых закреплены подвесной опоре 2, а середины закреплены к несущей опоре 1.

На стойках 4 жестко закреплены металлические рамки 8 с прорезью в форме прямоугольника. К подвесной опоре 2 с помощью кронштейнов 9 параллельно боковым торцам сиденья 3 закреплены отрезки тросов 10, снабженные регулировкой натяжения 11 и пропущенные через прорези рамок 8. При малых превышениях амплитуды колебаний сиденья 3 происходит упругий процесс снятия резонансных колебаний. А при существенном возрастании колебаний сиденья 3 трос 10 работает как упругий упор и обеспечивает смягчение удара троса 10 о края прорези рамки 8.

Полезная модель относится к области устройств защиты от вибраций пользователей транспортных средств, преимущественно специальной и военной техники: строительных машин, тракторов, танков и так далее.

Известна виброзащитная подвеска сиденья транспортного средства (см. патент РФ №2093381, кл. В60N 2/02, опубл. 10.01.1997), которая содержит несущую и подвесную опоры, между которыми установлены основной упругий подвес и корректор жесткости, состоящий из двух отрезков троса, концы которых разведены и прикреплены к подвесной опоре, а середины сведены и закреплены на втулке симметрично центрального отверстия, выполненного в названной втулке (Х-образный упругий элемент). Через отверстие втулки с радиальным зазором проходит стержень, соединенный через регулировочное устройство с несущей опорой. При этом стержень снабжен ограничителями смещения втулки относительно стержня в вертикальном направлении (прототип).

Данная упругая подвеска сиденья для оператора транспортного средства, например, части экипажа танка подвержена явлению резонанса, то есть резкого возрастания амплитуды вибраций на определенных режимах вождения, что недопустимо, так как является нарушением требований защиты персонала.

Целью создания полезной модели является улучшение защитных свойств подвески сиденья путем гашения резонансных колебаний упругого подвеса.

Для решения поставленной задачи у виброзащитной подвески сиденья транспортного средства, содержащей несущую и подвесную опоры, между которыми установлены основной упругий подвес и корректор жесткости, а также ограничитель резонансных колебаний, ограничитель резонансных колебаний выполнен в виде рамок с прорезями, закрепленных к несущей опоре, и пропущенных через прорези рамок отрезков тросов, закрепленных с помощью кронштейнов к подвесной опоре и установленных с натяжением параллельно боковым сторонам сиденья.

У заявляемой виброзащитной подвески сиденья транспортного средства ограничитель резонансных колебаний может быть выполнен в виде рамок с прорезями, закреплены к подвесной опоре, и отрезков тросов, закрепленных к несущей опоре.

Прорези рамок ограничителя резонансных колебаний выполнены с возможностью изменения их размеров и конфигурации.

Отрезки тросов ограничителя резонансных колебаний снабжены регулировкой натяжения.

На фиг.1 показана виброзащитная подвеска сиденья транспортного средства, вид сбоку. На фиг.2 - то же, вид спереди. На фиг.3 показано сечение по А-А с видом ограничителя резонансных колебаний.

Заявляемая подвеска содержит несущую опору 1, соединенную с колеблющимся основанием, подвесную опору 2 с сиденьем 3. На несущей опоре 1 закреплены стойки 4, а на подвесной опоре 2 закреплены стойки 5. Стойки 4 и 5, между которыми расположены отрезки тросов 6, образуют основной подвес сиденья 3.

Заявляемая виброзащитная подвеска сиденья транспортного средства содержит также корректор жесткости, состоящий из изогнутых отрезков стального троса 7, концы которых закреплены подвесной опоре 2, а середины закреплены к несущей опоре 1.

На стойках 4 жестко закреплены металлические рамки 8 с прорезью в форме прямоугольника. К подвесной опоре 2 с помощью

кронштейнов 9 параллельно боковым торцам сиденья 3 закреплены отрезки тросов 10, снабженные регулировкой натяжения 11 и пропущенные через прорези рамок 8.

Размеры прорези рамки 8 имеют существенное значение, так как определяют зону касания отрезков тросов 10 с верхней и нижней гранями прорези. Поэтому рамки 8 выполнены либо съемными с прорезями различных размеров, либо прорезь снабжена пластинами, регулирующими ее размеры.

Натяжение отрезков тросов 10 можно отрегулировать на оптимальное значение с помощью регулировки 11, выполненной в виде, например, винтовой пары. Степень натяжения отрезков тросов 10 определяет уровень поглощения резонансных колебаний, время их успокоения (затухания) и величину поглощения энергии колебательного процесса.

В другом варианте выполнения заявляемого устройства рамки 8 могут быть закреплены к подвесной опоре 2, а отрезки троса 10 могут быть закреплены к несущей опоре 1.

Рамка 8 и пропущенный через прорезь этой рамки отрезок троса 10, натянутый с определенным натяжением, образуют ограничитель резонансных колебаний.

Заявляемая полезная модель работает следующим образом. При движении транспортного средства основной упругий подвес 6 и корректор жесткости 7 выполняют свою функцию, защищая оператора от пространственной вибрации в направлении осей X, Y, Z. В какой-то момент может возникнуть явление резонанса, когда амплитуда колебаний сиденья 3 может резко увеличиться. При этом середины отрезков тросов 10 приходят в соприкосновение с краями прорези рамок 8. При этом важную роль играет степень натяжения троса 10. При малых превышениях амплитуды колебаний сиденья 3 происходит упругий процесс снятия резонансных колебаний. А при существенном возрастании колебаний сиденья 3 трос 10 работает как упругий упор и обеспечивает смягчение удара троса 10 о края прорези рамки

8. Аналогичным образом работает ограничитель резонансных колебаний в другом варианте исполнения, когда рамки 8 закреплены к подвесной опоре 2, а концы тросов 10, пропущенных через прорези рамок 8, закреплены к несущей опоре 1.

Испытания защиты оператора при взрывных работах показали эффективность заявляемой полезной модели.

Повышенная устойчивость заявляемой подвески сиденья такой боевой машины как танк обладает следующими преимуществами:

- позволяет выполнять функции оператора - стрелка по ведению прицельного огня,

- позволяет иметь устойчивый обзор целей, а также примет местности, что особенно важно для прокладки курса движения командиром,

- позволяет отчетливей видеть параметры дороги, что делает работу водителя более надежной.

1. Виброзащитная подвеска сиденья транспортного средства, содержащая несущую и подвесную опоры, между которыми установлены основной упругий подвес и корректор жесткости, а также ограничитель резонансных колебаний, отличающаяся тем, что ограничитель резонансных колебаний выполнен в виде рамок с прорезями, закрепленных к несущей опоре и проходящих через прорези отрезков тросов, закрепленных с помощью кронштейнов к подвесной опоре и установленных с натяжением параллельно боковым сторонам сиденья.

2. Виброзащитная подвеска сиденья транспортного средства по п.1, отличающаяся тем, что у ограничителя резонансных колебаний рамки с прорезями закреплены к подвесной опоре, а отрезки тросов закреплены к несущей опоре.

3. Виброзащитная подвеска сиденья транспортного средства по пп.1 и 2, отличающаяся тем, что прорези рамок ограничителя резонансных колебаний выполнены с возможностью изменения их размеров и конфигурации.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к подвескам сидений автомобилей и тракторов сельскохозяйственного назначения

Полезная модель относится к средствам повышения комфортабельности сидений, специально предназначенных для транспортных средств, а именно к устройствам подвесок для сидений

Технический результат повышение эффективности гашения вертикальных колебаний сиденья в зависимости от интенсивности изменения возмущающего воздействия на сиденье при колебании в широком амплитудно-частотном диапазоне
Наверх