Многоступенчатая роторно-вихревая машина

 

Многоступенчатая роторно-вихревая машина

Полезная модель относится к области машиностроения и направлена на упрощение технологии изготовления многоступенчатой роторно-вихревой машины, используемой в качестве насоса или двигателя. Многоступенчатая роторно-вихревая машина содержит размещенный в корпусе пакет ступеней, каждая из которых содержит закрепленный на валу с образованием кольцевого канала ротор, выполненный в виде диска с торообразными пазами на торцевых поверхностях и разделителем, и закрепленный в корпусе статор, выполненный из двух дисков, между которыми размещен ротор с образованием двух рабочих полостей, на торцевой поверхности каждого из дисков статора, обращенной к ротору, выполнены рабочие лопатки, при этом в теле одного диска статора ступени выполнен входной канал, в теле второго диска статора этой ступени выполнен выходной канал, который сообщает кольцевой канал с входным каналом диска статора следующей ступени, а в теле ротора выполнены каналы, сообщающие рабочие полости, образованные между дисками статора и ротором, с входным и кольцевым каналами.

Полезная модель относится к области машиностроения и направлена на упрощение технологии изготовления многоступенчатой роторно-вихревой машины, используемой в качестве насоса или двигателя.

Из уровня техники известна многоступенчатая роторно-вихревая машина, содержащая размещенный в корпусе пакет ступеней с рабочими полостями, в котором входные и выходные каналы смежных ступеней сообщены друг с другом, а каждая из ступеней содержит закрепленный на валу с образованием кольцевого канала ротор, выполненный в виде диска с полуторообразными пазами на торцевых поверхностях и разделителем, и закрепленный в корпусе статор с рабочими лопатками, при этом в теле ротора выполнены каналы, сообщающие рабочую полость, образованную между статором и ротором, с входным и кольцевым каналами (RU 64697 U1, F01D 1/08, опубл. 10.07.2007). Основным недостатком данной машины является сложность конструктивного выполнения и технологии изготовления статора.

Полезная модель направлена на упрощение технологии изготовления многоступенчатой роторно-вихревой машины.

Решение поставленной задачи обеспечивается тем, что в многоступенчатой роторно-вихревой машине, содержащей размещенный в корпусе пакет ступеней с рабочими полостями, в котором входные и выходные каналы смежных ступеней сообщены друг с другом, а каждая из ступеней содержит закрепленный на валу с образованием кольцевого канала ротор, выполненный в виде диска с торообразными пазами на торцевых поверхностях и разделителем, и

закрепленный в корпусе статор с рабочими лопатками, при этом в теле ротора выполнены каналы, сообщающие рабочую полость, образованную между статором и ротором, с входным и кольцевым каналами, согласно полезной модели, статор каждой ступени состоит из двух независимых дисков, между которыми размещен ротор с образованием двух рабочих полостей, а на торцевой поверхности каждого из дисков, обращенной к ротору, выполнены рабочие лопатки, при этом в теле одного диска статора ступени выполнен входной канал, в теле второго диска статора этой ступени выполнен выходной канал, который сообщает кольцевой канал с входным каналом диска статора следующей ступени.

Заявленное выполнение каждого статора каждой ступени из двух независимых частей - дисков, в теле одного из которых выполнен входной канал, а в теле второго - выполнен выходной канал, который сообщен с входным каналом диска статора следующей ступени, и размещение между ними ротора с образованием двух рабочих полостей существенно упрощает как конструкцию и технологии изготовления статора, так и конструкцию и технологии изготовления самой многоступенчатой роторно-вихревой машины в целом.

На Фиг.1 представлен общий вид многоступенчатой роторно-вихревой машины; на Фиг.2 - разрез А-А на Фиг.1.

Многоступенчатая роторно-вихревая машина содержит корпус 1 с пакетом ступеней, каждая из которых включает ротор 2, выполненный в виде диска с торообразными пазами 3 на торцевых поверхностях и разделителем 4, который закреплен на валу 5 с образованием кольцевого канала 6, и закрепленный в корпусе 1 статор, составленный из двух независимых дисков 7 и 8, между которыми размещен ротор 2 с образованием двух рабочих полостей 9 и 10. На торцевой поверхности каждого из дисков 7 и 8, обращенной к

ротору, выполнены торообразные участки 11 с рабочими лопатками 12, при этом в теле диска 7 статора каждой ступени выполнен входной канал 13, а в теле второго диска 8 статора этой ступени выполнен выходной канал 14, который сообщает кольцевой канал 6 с входным каналом 13 диска статора 7 следующей ступени. В теле ротора 2 выполнены подводящий канал 15, который соединяет входной канал 13 с рабочими полостями 9 и 10, и впускные окна 16, выпускные окна 17 и отводящий канал 18, сообщающий рабочие полости 9 и 10 с кольцевым каналом 6, при этом разделитель 4 расположен между впускными окнами 16 канала 15 и выпускными окнами 17 канала 18.

Многоступенчатая роторно-вихревая машина работает следующим образом.

При работе машины в режиме насоса (или компрессора) при вращении ротора 2 поток рабочей среды по входному каналу 13 диска 7 статора первой (предыдущей) ступени и подводящему каналу 15 ротора 2 поступает через впускные окна 16 в рабочие полости 9 и 10, где в результате воздействия рабочих лопаток 12 и торообразных участков 11 статора, торообразых пазов 3 и разделителя 4 ротора 2 приобретает вихреобразное движение, которое препятствует свободному перетеканию рабочей среды по рабочим полостям 9 и 10 в направлении вращения ротора 2 от входного канала 13 к кольцевому каналу 6. При этом давление рабочей среды благодаря вытесняющему воздействию вращающегося разделителя 4 повышается и поток рабочей жидкости с повышенным давлением поступает из рабочих полостей 9 и 10 через выпускные окна 17 в отводящий канал 18 ротора 2, в кольцевой канал 6 и далее по выходному каналу 14 диска 8 статора направляется во входной канал 13 диска 7 статора второй

(следующей) ступени, а в рабочие полости 9 и 10 первой (предыдущей) ступени засасывается новое количество рабочей среды.

При работе машины в режиме двигателя поток рабочей среды по входному каналу 13 диска 7 статора первой ступени и подводящему каналу 15 ротора 2 под давлением подают через впускные окна 16 в рабочие полости 9 и 10, где в результате воздействия рабочих лопаток 12 и торообразных участков 11 статора, торообразых пазов 3 и разделителя 4 ротора 2 приобретает вихреобразное движение, которое препятствует свободному перетеканию рабочей среды по рабочим полостям 9 и 10 от входного канала 13 в отводящий канал 18 ротора 2 и кольцевой канал 6. При этом под действием перепада давления разделитель 4 вместе с ротором 2 начинает вращаться, придавая вращательное движение валу 5 машины. Поток рабочей жидкости с пониженным давлением поступает через выпускные окна 17 в отводящий канал 18 ротора 2 и далее в кольцевой канал 6 и по выходному каналу 14 диска 8 статора направляется во входной канал 13 диска 7 статора второй (следующей) ступени, где повторяется вышеуказанный процесс преобразования давления рабочей среды во вращательное движение ротора 2 и вала 5.

Многоступенчатая роторно-вихревая машина, содержащая размещенный в корпусе пакет ступеней с рабочими полостями, в котором входные и выходные каналы смежных ступеней сообщены друг с другом, а каждая из ступеней содержит закрепленный на валу с образованием кольцевого канала ротор, выполненный в виде диска с полуторообразными пазами на торцевых поверхностях и разделителем, и закрепленный в корпусе статор с рабочими лопатками, при этом в теле ротора выполнены каналы, сообщающие рабочую полость, образованную между статором и ротором, с входным и кольцевым каналами, отличающаяся тем, что статор каждой ступени выполнен из двух дисков, между которыми размещен ротор с образованием двух рабочих полостей, а на торцевой поверхности каждого из дисков, обращенной к ротору, выполнены рабочие лопатки, при этом в теле одного диска статора ступени выполнен входной канал, в теле второго диска статора этой ступени выполнен выходной канал, который сообщает кольцевой канал с входным каналом диска статора следующей ступени.



 

Похожие патенты:

Диск колеса относится к турбомашинам, в частности к турбинам, использующим трение рабочего тела, а именно к конструкции диска рабочего колеса дисковой турбины трения. Технической задачей, для решения которой предлагается диск колеса, является обеспечение высокого к.п.д. дисковой турбины трения при различных режимах работы за счет оптимизации проточной части рабочего колеса, обеспечиваемой предлагаемой конструкцией диска рабочего колеса.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям силовых установок, включающим, турбинные двигатели внутреннего сгорания
Наверх