Тренажер для обучения плаванию детей и взрослых

 

Изобретение относится к техническим средствам, предназначенным для использования в спортивных бассейнах, мини-бассейнах, при обучении детей младшего и старшего возраста, а также взрослых, плаванию. Задачей изобретения является создание конструкции тянущего тренажера, позволяющего занимать обучаемому при его транспортировании с помощью обучающего горизонтальное положение. Поставленная задача решается путем создания тренажера, содержащего поводок, снабженный рукояткой для обучаемого и рукояткой для обучающего, соединенные с поводком, причем рукоятка для обучаемого имеет рабочую поверхность с линейными размерами, обеспечивающими захват обеими руками обучаемого, а рукоятка для обучающего имеет рабочую поверхность с линейными размерами, достаточными для ее захвата одной рукой обучающего, а элементы, образующие тренажер, выполнены с обеспечением его расположения на водной поверхности в качестве поплавка.

14 дополнительных пунктов формулы, 8 фигур.

Изобретение относится к техническим средствам, предназначенным для использования в спортивных бассейнах, мини-бассейнах, а также в любой приемлемой акватории при обучении плаванию детей младшего и старшего возраста, а также взрослых.

В научной литературе отмечается, что оптимальным периодом обучения плаванию является период развития двигательной системы детей в возрасте от 2 до 5-7 лет [1]. Данный тренажер направлен для обучения плаванию детей, начиная именно с такого возраста.

При обучении плаванию одной из первичных задач при проведении адаптации к водной среде является принятие обучаемым горизонтального положения на воде [2].

Известно приспособление для удержания обучаемого на воде, содержащее шапочку с поплавками, закрепленную на голове обучаемого посредством соединительного элемента, с которым связан поводок [3].

При использовании данного приспособления обучаемый занимает лишь вертикальное положение, поскольку в основу его функционирования заложено расположение поддерживающих элементов - поплавков на голове обучаемого.

Известно также устройство для поддержания пловца в воде - аквакорсет, содержащий пояс, охватывающий пловца, снабженный застежками, с которым соединен поводок [4].

Усилие, благодаря которому осуществляется продвижение пловца, приложено к его поясу, вследствие чего, при движении, обучаемый не может принять горизонтальное положение. Данное устройство принято в качестве прототипа.

Задачей настоящего изобретения является создание простой, удобной в обращении конструкции тянущего тренажера, позволяющего занимать обучаемому горизонтальное положение при его транспортировании, которое осуществляется с помощью обучающего. Кроме этого, задача данного изобретения состоит в обеспечении нахождения тренажера на водной поверхности в прямой видимости как обучающего, так и обучаемого.

Поставленная задача решается в тренажере, содержащем поводок, предназначенный для воздействия на него обучающим усилием, с целью перемещения обучаемого по водной поверхности, за счет того, что он дополнительно содержит рукоятку для обучающего и рукоятку для обучаемого, каждая из которых соединена с концевыми участками поводка, причем рукоятка для обучаемого имеет рабочую поверхность с линейными размерами, обеспечивающими захват обеими руками обучаемого, а рукоятка для обучающего имеет рабочую поверхность с линейными размерами, достаточными для ее захвата одной рукой обучающего, при этом элементы, образующие тренажер, выполнены из материала или с использованием материалов, обеспечивающих его расположение на водной поверхности в качестве поплавка.

Кроме этого допустимы частные решения, состоящие в том, что:

- максимальная линейная длина рабочей поверхности рукоятки для обучаемого не превышает 20-25 см;

- рукоятки выполнены стержневого или трубчатого типа, предпочтительно цилиндрического сечения, а концевые части поводка закреплены в центральной части рукояток;

- рукоятка для обучаемого выполнена фасонного типа, например, в форме треугольника, предпочтительно равностороннего, а поводок закреплен одной из его концевых частей к одному из углов треугольника;

- рукоятка для обучаемого выполнена в виде трубки, например, из пластмассы, а рабочая поверхность рукоятки снабжена насадкой из мягкого пористого материала, например, поролона или губчатой резины, или латекса;

- каждая из рукояток выполнена в виде трубки, например, из пластмассы, которая герметизирована;

- фасонная рукоятка для обучаемого выполнена полой и герметизированной;

- рабочая поверхность рукоятки снабжена насадкой из мягкого пористого материала, например, поролона, или губчатой резины, или латекса;

- рукоятки выполнены из древесного материала, предпочтительно с защитным покрытием от воздействия влаги, например, из эластомерного материала или лакокрасочного покрытия;

- длина поводка выбрана от 1 м до 2 м.;

- тренажер снабжен поплавком, закрепленным на поводке в пределах досягаемости обучаемого;

- поплавок имеет обтекаемую, вдоль поводка, форму;

- на поводке расположен, по меньшей мере, один поплавок, имеющий предпочтительно шаровидную форму и выполненный, например, из пенопласта;

- поплавок установлен с возможностью смещения вдоль поводка.

Краткое описание чертежей.

В дальнейшем изобретение поясняется описанием предпочтительных примеров воплощения со ссылками на сопровождающие чертежи, на которых:

фиг.1 - общий вид тренажера с рукояткой для обучаемого и рукояткой для обучающего, их соединение с концевыми участками поводка, и рабочие зоны рукояток;

фиг.2 - общий вид тренажера и пример выполнения рукоятки для обучаемого фасонного типа, в форме треугольника, его соединение с одним из концевых участков поводка, и рабочая зона рукоятки;

фиг.3 - пример выполнения рукоятки для обучаемого трубчатого типа цилиндрического сечения, и ее соединение с одним из концевых участков поводка, и насадки на рукоятке;

фиг.4 - пример выполнения рукояток, выполненных полыми и герметичными, и их соединение с концевыми участками поводка;

фиг.5 - пример выполнения рукояток стержневого типа, из древесного материала, с защитным покрытием, и их соединение с концевыми участками поводка;

фиг.6 - пример расположения и фиксации поплавка для обучающего на поводке;

фиг.7 - сечение поплавка на фиг.6;

фиг.8 - пример расположения нескольких поплавков шаровидной формы на поводке.

Тренажер, предназначенный для обучения плаванию детей и взрослых, содержит (фиг.1) поводок 1, рукоятку 2 для обучаемого и рукоятку 3 для обучающего. Каждая из рукояток 2 и 3 соединена с концевыми участками 4 поводка 1.

Использование тренажера накладывает определенные условия на один из параметров рукояток 2 и 3, их линейные размеры, которые выбираются следующим образом.

Для рукоятки 2 линейный размер должен быть таким, чтобы обеспечивался свободный и беспрепятственный захват обучаемым ее рабочей части 5 обеими руками (фиг.1).

Линейный размер рукоятки 3 для обучающего должен быть достаточным для захвата ее рабочей части 6 предпочтительно одной рукой обучающего (фиг.1).

При определении максимальной линейной длины L MAX рабочей поверхности рукоятки 2 для обучаемого следует исходить из удобства ее захвата и удобства манипулированием при выполнении отдельных заданий обучающего. Такую длину целесообразно выбирать в пределах 20-25 см. При этом руки обучаемого могут находиться как в непосредственной близости к поводку 1, так и параллельно одна другой.

Рукоятки 2 и 3 могут быть выполнены различным образом. Примеры их выполнения приведены на ниже указанных фигурах.

При выполнении рукояток 2 и 3 трубчатого типа (фиг.3) или стержневого типа (фиг.3) поводок 1 закрепляется концевыми участками 4 в их центральной части.

Рукоятка 2 может быть выполнена иной формы, в отличие от примера, изображенного на фиг.1. Так, на фиг.2 изображена рукоятка 2 для обучаемого фасонного типа, выполненная в форме, например, треугольника 7, предпочтительно равностороннего. При этом поводок 1 соединен с одним из его углов. Рабочая зона 5 рукоятки этого типа распространяется на всю длину стороны треугольника 7. Такая форма позволяет обучаемому осуществлять захват рукоятки 2 не только двумя руками, но и одной рукой. Рукоятка 2 при этом остается практически на линии поводка 1, т.е. устойчивой для обучающегося, а последний, переходя к такому режиму, не опасается того, что рукоятка 2 выскользнет из его руки.

Еще одним существенным условием, которое должно выполняться при эксплуатации тренажера, следующее: элементы тренажера, в первую очередь рукоятки 2 и 3, а при необходимости и поплавок 1, должны быть выполнены из материала или с применением материалов для обеспечения расположения тренажера на водной поверхности в качестве поплавка. Это может быть достигнуто несколькими путями.

За счет облегченного выполнения рукояток 2 и 3 и, дополнительно, снабжения их материалами, главным образом рукоятки 2 для обучаемого,

которые еще в большей степени облегчают вес этих рукояток, и, кроме того, создают удобства для обучаемого в части надежного ее захвата.

Так, рукоятка 2 может быть выполнена в виде трубки 8 цилиндрического сечения, снабженной насадкой 9 из мягкого пористого материала - поролона, губчатой резины или латекса (фиг.3). Насадка 9 повышает плавучесть тренажера со стороны рукоятки 2 и очень удобна для захвата обучаемым.

Кроме того, эта же цель может быть достигнута, например, за счет исполнения рукояток 2 и 3 с полостями 10, выполненными герметичными, что также обеспечивает плавучесть этих рукояток (фиг.4). Насадка 9 в этом случае может располагаться на рукоятке 2, а также на фасонной рукоятке, в форме треугольника 7.

Также плавучесть обеих рукояток 2 и 3 может быть обеспечена за счет выполнения их стержневого типа, из древесного материала 11, на котором нанесено защитное покрытие 12 от воздействия влаги (фиг.5). Защитное покрытие 12 может выполняться, например, на основе эластомерного материала (резина) или лакокрасочного покрытия.

Длина Lп поводка 1 выбирается равной от 1 м до 2 м в зависимости от типа акватории. Так в бассейнах с высоким бортиком необходим более длинный поводок 1, а в бассейнах, в которых поверхность воды приближается к уровню бортика, длину поводка следует выбирать приближающейся к 1 м.

При достаточной выталкивающей силе, производимой элементами тренажера, он может выполнять роль дополнительного средства безопасности. В основном это может быть достигнуто и усилено за счет использования поплавка 13, укрепляемого на поводке 1 на расстоянии от рукоятки 2 в пределах досягаемости рук обучаемого (фиг.6). Для снижения сопротивления при движении поплавок 13 имеет обтекаемую, вдоль поводка 1, форму (фиг.7). Фиксация поплавка 13 на поводке 1 может быть

осуществлена, например, посредством узлов 14, выполняемых на поводке 1 с каждой стороны от поплавка 13.

В качестве материала поводка 1, как правило, применяется высокопрочный шнур из материала, обеспечивающего его плавучесть на поверхности воды. Но даже и при таком расположении на поверхности воды или при недостаточной плавучести поводок 1 целесообразно снабдить одним или несколькими поплавками 15 (фиг.8). Для снижения сопротивления при движении поплавки 15 целесообразно выполнять шаровидной формы. В качестве материала для поплавков 15 может быть выбран пенопласт.

Для повышения удобства пользования поплавки 15 могут быть выполнены таким образом, чтобы при изменении длины поводка 1, например, с большей на меньшую, или наоборот, они могли смещаться вдоль поводка 1, не создавая затруднений для обучающего, который намерен изменить длину поводка 1.

Кроме этого, шаровидная форма поплавков 15 на поводке 1 создает значительные удобства при использовании тренажера: обучаемый, а также обучающий, могут постоянно контролировать тренажер, все его элементы, на водной поверхности.

В качестве обучающего при работе с тренажером может выступать тренер-профессионал, а также родители детей, желающие приобщить их к воде, при соблюдении методических рекомендаций, прилагаемых к данному тренажеру. Тренажер может использоваться в бассейнах различных типов и размеров, а также на берегу реки, озера или моря.

Работа с тренажером осуществляется следующим образом.

Обучающий, например тренер, берет поводок 1 и, в зависимости от высоты бортика бассейна, выбирает лишнюю его часть. Это достигается путем наматывания части поводка 1 на рукоятку 3. Поплавки 15 при этом, как правило, сдвигают вдоль поводка 1. Далее тренер опускает рукоятку 2 в непосредственной близости от обучаемого - ученика. После

того, как ученик надежно захватил рукоятку 2, тренер, прилагая усилие к своей рукоятке 3, следовательно, и к поводку 1, начинает медленно и без рывков перемещать по водной поверхности ученика, непрерывно следя за правильностью его положения. Поскольку рукоятка 2 независимо от ее типа, стержневого, трубчатого или фасонного, расположена относительно поводка 1 симметрично, обучаемый занимает устойчивое положение на водной поверхности.

При необходимости тренер может ускорять движение или замедлять его, или останавливать перемещение обучаемого на некоторое время. Время тренировки зависит от индивидуальных физических качеств ученика и прекращается по усмотрению тренера.

Тренажер позволяет ученику в процессе его транспортирования или свободного скольжения по поверхности воды, по мере освоения, отрабатывать дыхательные упражнения.

При удержании рукоятки 2 учеником в процессе его перемещения по водной поверхности осуществляется дополнительное развитие силы его кистей, необходимое впоследствии при плавании, для выполнения гребковых движений.

Ученик, удерживая рукоятку 2, например, фасонного типа (см. фиг.2) одной рукой, может совершать гребковые движения другой рукой, что позволяет развить менее тренированную, более слабую, руку.

В процессе транспортирования по водной поверхности ученик может самостоятельно освобождаться от тренажера, поэтому создается возможность его свободного скольжения по инерции в горизонтальном положении после разгона, т.е. постепенный переход на самостоятельное перемещение по поверхности воды.

Особенность тренажера при обучении детей при достижении указанного выше возраста, состоит в том, что в качестве обучающего может быть, как отмечалось, один из родителей ребенка. В результате этого гораздо быстрее

происходит психологически доверительный контакт между родителем и ребенком, значительно более спокойное состояние последнего, следовательно, и более быстрый процесс усвоения начальной стадии обучении плаванию.

При этом положительное воздействие оказывается не только для обучающегося плаванию ребенка, но и для обучающего его родителя. При транспортировании ребенка он затрачивает мышечные усилия, благотворно сказывающиеся на развитии его силы, расходовании лишних калорий, приводящем к снижению лишнего веса.

В качестве преимуществ данного тренажера можно отметить возможности его использования как средства для развлечения. Так, например, тренажер позволяет ученику при движении по водной поверхности изменять свое положение, перемещаясь, то на спине, то на груди и даже на боку.

Удобство применения данного тренажера, как отмечалось, состоит в том, что он может располагаться непосредственно на водной поверхности, благодаря использованию материалов тренажера или с использованием материалов, обеспечивающих режим функционирования тренажера, как поплавка.

Кроме этого, как отмечалось выше, тренажер может играть роль средства безопасности, при наличии поплавка 13, закрепленного на поводке 1 вблизи от рукоятки 2. Это позволяет ученику, при возникновении каких-либо неудобств или непредвиденных обстоятельств, использовать тренажер для удержания себя на воде, что также создает у обучаемого уверенность, а других случаях может использоваться им как средство для развлечения.

Использование данного тренажера при начальном этапе обучения позволит в короткие сроки выработать у обучаемого стойкую привычку расположения на водной поверхности в горизонтальном положении, что обеспечит успешные дальнейшие этапы обучения.

Источники информации.

1. Макаренко Л.П. Юный пловец. М., 1983. С.10.

2. Патент Российской Федерации №2061521, кл. МКИ (6) А 63 В 69/12, 1996.

3. Авторское свидетельство СССР №735265, кл. МКИ (2) А 63 В 69/12, 1978.

4. Патент Российской Федерации №2072137, кл. МКИ (6) А 63 В 69/12, 1995. (прототип).

1. Тренажер для обучения плаванию детей и взрослых, содержащий поводок и рукоятку для обучающего, соединеную с одним из концевых участков поводка, отличающийся тем, что он содержит рукоятку для обучаемого, имеющую рабочую поверхность с линейными размерами, достаточными для ее захвата обеими руками обучаемого, и соединенную с другим концевым участком поводка в ее центральной части, при этом элементы, образующие тренажер, выполнены из материала или с использованием материалов, обеспечивающих его расположение на водной поверхности в качестве поплавка.

2. Тренажер по п.1, отличающийся тем, что максимальная линейная длина рабочей поверхности рукоятки для обучаемого не превышает 0,2-0,25 м.

3. Тренажер по п.1, отличающийся тем, что рукоятка для обучаемого выполнена в форме треугольника, предпочтительно равностороннего, а поводок закреплен на одном из углов треугольника.

4. Тренажер по п.1, отличающийся тем, что рукоятки выполнены стержневого типа, из дерева, предпочтительно с защитным покрытием от воздействия влаги, например, из водостойкого лакокрасочного покрытия или эластомерного материала.

5. Тренажер по п.1, отличающийся тем, что длина поводка равна от 1 до 2 м.

6. Тренажер по п.1, отличающийся тем, что на поводке в пределах досягаемости обучаемого закреплен поводок, имеющий обтекаемую вдоль поводка форму.

7. Тренажер по п.1 или 6, отличающийся тем, что на поводке расположен, по меньшей мере, один поплавок, имеющий предпочтительно шаровидную форму.

8. Тренажер по п.7, отличающийся тем, что поплавок установлен с возможностью смещения вдоль поводка.



 

Похожие патенты:

Риноманометр для исследования функции развития органов носового дыхания у детей относится к медицине, преимущественно к оториноларингологии и может быть использована для диагностики нарушения носового дыхания у детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Нарушение носового дыхания может быть обусловлено травмой, врожденной аномалией, острым или хроническим воспалительным процессом.

Изобретение относится к автоматизированным средствам обучения и может быть использовано для комплексного группового и/или индивидуального обучения и подготовки водителей самоходных безрельсовых транспортных средств, в частности водителей легковых, грузовых автомобилей, мотоциклистов, водителей автобусов, составов транспортных средств

Тренажер // 97928

Полезная модель относится к области обучения и тренировки подводных пловцов (дайверов) в аппаратах с открытым циклом дыхания, в частности, к устройствам и принадлежностям для тренировочных упражнений и обучения подводному плаванию без воды [А63В 69/10]
Наверх