Упругая муфта

 

Упругая муфта относится к области машиностроения и предназначена для использования в конструкциях пассажирских вагонов железнодорожного транспорта для передачи крутящего момента от колесной пары к подвагонному генератору и включает первую полумуфту с фланцем, соединенную с ведущим валом, вторую полумуфту с фланцем, одеваемую на ведомый вал и элемент из эластичного материала, связанный с обеими полумуфтами, причем втулка первой полумуфты охватывает втулку второй полумуфты с возможностью поворота относительно нее вокруг продольной оси ведомого и ведущего валов, при этом муфта снабжена подшипниками качения, установленными между концентрически расположенными втулками полумуфт, причем втулка первой полумуфты с внутренней стороны снабжена кольцевым буртиком, а втулка второй полумуфты с наружной стороны снабжена резьбой для установки гаек, фиксирующих подшипники. 2 з.п. ф-лы

Данное техническое решение относится к области машиностроения и предназначено для использования в конструкциях пассажирских вагонов железнодорожного транспорта для передачи крутящего момента от колесной пары к подвагонному генератору.

Из описания полезной модели к патенту РФ №49594 по кл. F16D 3/74 от 30.09.2005 (опубликовано 27.11.2005, Бюллетень №33) известна принятая в качестве прототипа упругая муфта, включающая первую полумуфту с фланцем, соединенную с ведущим валом, вторую полумуфту с фланцем, одеваемую на ведомый вал и элемент из эластичного материала, связанный с обеими полумуфтами, при этом втулка первой полумуфты охватывает втулку второй полумуфты с возможностью поворота относительно нее вокруг продольной оси ведомого и ведущего валов.

В этом известном устройстве втулка, охватывающая вторую полумуфту, работает, как подшипник скольжения. При заклинивании подшипника генератора происходит интенсивный износ торцов этой втулки, что существенно сокращает срок безаварийной работы муфты. Муфта такой конструкции требует наличия специальных каналов для подачи смазки при ее обслуживании в эксплуатации (спринцевании), необходимо ее периодически осматривать, разбирать и заменять изношенные втулки.

Заявляемая упругая муфта, включающая первую полумуфту с фланцем, соединенную с ведущим валом, вторую полумуфту с фланцем, одеваемую на ведомый вал и элемент из эластичного материала, связанный с обеими полумуфтами, в которой втулка первой полумуфты охватывает втулку второй полумуфты с возможностью поворота относительно нее вокруг продольной оси ведомого и ведущего валов, в отличие от прототипа снабжена подшипниками качения, установленными между концентрически расположенными втулками полумуфт, причем втулка первой полумуфты с внутренней стороны снабжена кольцевым буртиком, а втулка второй

полумуфты с наружной стороны снабжена резьбой для установки гаек, фиксирующих подшипники. Муфта снабжена тремя подшипниками качения, два из которых, расположенные по краям, являются радиальными, а третий - находящийся между ними, является упорным. Кроме того, муфта снабжена простановочными кольцами, установленными между подшипниками для регулировки их положения.

Такое выполнение упругой муфты позволяет повысить ее надежность, т.к. при заклинивании подшипников генератора осевые усилия воспринимает упорный подшипник, что дает возможность повысить срок ее безаварийной эксплуатации без регламентного обслуживания.

Заявляемое техническое решение поясняется чертежами, где: на фиг.1 показана упругая муфта в разрезе; на фиг.2 - вид А фиг.1.

Упругая муфта состоит из первой полумуфты 1 с фланцем, соединенной с ведущим карданным валом 2, второй полумуфты 3 с фланцем, одеваемой на ведомый вал 4 подвагонного генератора 5 и элемент из эластичного материала 6, связанный с обеими полумуфтами 1 и 3.

Втулка 7 первой полумуфты 1 охватывает втулку 8 второй полумуфты с возможностью поворота относительно нее вокруг продольной оси ведомого и ведущего валов. Между концентрически расположенными втулками 7, 8 полумуфт 1, 3 установлены три подшипника качения. По краям расположены радиальные подшипники качения 9, а между ними упорный подшипник качения 10.

Для установки и крепления подшипников втулка 7 первой полумуфты 1 с внутренней стороны снабжена кольцевым буртиком 11, а втулка полумуфты 3 с наружной стороны снабжена резьбой 12 для установки гаек 13, фиксирующих подшипники. Между подшипниками 9 и 10 для регулировки их положения установлены простановочные кольца 14.

Ко второй полумуфте 3 болтами 15 прикреплено основание 16 элемента 6 из эластичного материала. Болтами 17 на первой полумуфте 1 закреплен кожух 18, укрывающий муфту от загрязнения.

Муфта крепится болтом 19 на валу 4 генератора 5 через шайбу 20, в которой выполнено лабиринтное уплотнение, перекрываемое лабиринтным кольцом 21. Карданный вал 2 шпильками 22 крепится к полумуфте 1.

Для предотвращения попадания смазки подшипников на элемент 6 из эластичного материала муфта снабжена манжетой 23. Для предотвращения загрязнения смазки подшипников между шайбой 20 и полумуфтой 1 установлено резиновое кольцо 24.

Передача крутящего момента от карданного вала 2 на вал 4 генератора 5 осуществляется через шпильки 22, полумуфту 1, элемент 6 из эластичного материала, основание 16, болты 15, полумуфту 3, и шпонку 25.

Поворот относительно друг друга полумуфт 1, 3 вокруг продольной оси вала 4 генератора 5 возможен за счет наличия подшипников качения 9, 10. При заклинивании подшипника генератора 5 и возникновении осевой силы в работу включается упорный подшипник 10.

За счет установки подшипников качения снижается трудоемкость обслуживания муфты в эксплуатации, повышается ее надежность и долговечность.

1. Упругая муфта, включающая первую полумуфту с фланцем, соединенную с ведущим валом, вторую полумуфту с фланцем, одеваемую на ведомый вал и элемент из эластичного материала, связанный с обеими полумуфтами, при этом втулка первой полумуфты охватывает втулку второй полумуфты с возможностью поворота относительно нее вокруг продольной оси ведомого и ведущего валов, отличающаяся тем, что, она снабжена подшипниками качения, установленными между концентрически расположенными втулками полумуфт, причем втулка первой полумуфты с внутренней стороны снабжена кольцевым буртиком, а втулка второй полумуфты с наружной стороны снабжена резьбой для установки гаек, фиксирующих подшипники.

2. Упругая муфта по п.1, отличающаяся тем, что она снабжена тремя подшипниками качения, два из которых, расположенные по краям, являются радиальными, а третий - находящийся между ними, является упорным.

3. Упругая муфта по пп.1 и 2, отличающаяся тем, что она снабжена простановочными кольцами, установленными между подшипниками для регулировки их положения.



 

Наверх