Устройство для установки и герметизации хвостовика обсадной колонны в скважине

 

Предложение относится к области крепления нефтяных и газовых скважин, а именно к устройствам для спуска и герметизации заколонного пространства обсадных колонн и, в частности, хвостовиков обсадных колонн. Устройство включает полый корпус, разъединитель и связанную с ним транспортировочную колонну. В верхней части полого корпуса, установлены пакер и якорь. Разъединитель соединен с полым корпусом левой резьбой. Нажимная втулка пакера, установлена с возможностью осевого перемещения в верхней части полого корпуса. Хвостовик выполнен в виде фильтровой колонны, в верхней части которой расположен перфорированный патрубок. Разбуриваемая пробка герметично установлена между хвостовиком и перфорированным патрубком. Между полым корпусом и перфорированным патрубком установлен клапанно-запорный узел, выполненный в виде разбуриваемого обратного клапана, а продавочная пробка, размещена в транспортировочной колонне. Разъединитель снизу снабжен полым патрубком с радиальными отверстиями снизу, под которыми в полом патрубке с помощью разрушаемых срезных элементов установлено седло, имеющее возможность взаимодействия с продавочной пробкой. Якорь выполнен в виде подпружиненных внутрь плашек, закрепленных на полом цилиндре, концентрично установленном на полом корпусе с возможностью осевого и вращательного перемещения посредством пружинных центраторов, взаимодействующих с внутренними стенками обсадной колонны установленных снаружи полого цилиндра и направляющего штифта, жестко соединенного с полым корпусом и размещенного в сквозном фигурном пазе, выполненном в нижней части полого цилиндра. Сквозной фигурный паз состоит из короткой и длинной проточек, причем верхняя часть короткой проточки соединена со средней частью длинной проточки. Снизу нажимная втулка пакера снабжена конусной поверхностью, сужающейся сверху вниз и имеющей возможность взаимодействия с плашками якоря в рабочем положении, в котором направляющий штифт находится в длинной проточке сквозного фигурного паза. В транспортном положении направляющий штифт находится в короткой проточке сквозного фигурного паза. Устройство для установки и герметизации хвостовика обсадной колонны имеет простую конструкцию, что повышает надежность работы устройства, а снижение трудоемкости

работ связанно с сокращением разбуриваемых деталей и технологических операций в скважине при установке и герметизации хвостовика обсадной колонны, что позволяет сэкономить значительные материальные и финансовые затраты. 1 ил. на 1 л.

Предложение относится к области крепления нефтяных и газовых скважин, а именно к устройствам для спуска и герметизации заколонного пространства обсадных колонн и, в частности, хвостовиков обсадных колонн.

Известно устройство для установки и герметизации хвостовика обсадной колонны в скважине (Патент РФ №2171366, Е 21 В 43/10, 33/14 опубл. 27.07.2001 г.), включающее корпус, связанную с ним транспортировочную колонну, разъединитель, пакер и якорь, помещенные в верхней части хвостовика, связанный с корпусом патрубок с радиальными отверстиями, образующий с хвостовиком в верхней его части кольцевую полость, гидравлически связанную с полостью патрубка через его радиальные отверстия и с узлами при вода якоря, пакера и разъединителя, связанный с хвостовиком и расположенный под радиальными отверстиями дроссельно-запорный клапан для перекрытия внутреннего сечения патрубка при заданном расходе жидкости с заданными реологическими свойствами, включающий цилиндрическую втулку с посадочным седлом в нижней части и шток, подпружиненный относительно втулки и образующий с ней кольцевой калиброванный канал, причем патрубок выполнен с возможностью его извлечения из скважины с корпусом и транспортировочной колонной, а хвостовик под устройством выполнен в виде фильтровой колонны с отверстиями в верхней части для вытеснения тампонажного раствора.

Недостатком данного устройства являются:

- во-первых, низкая надежность работы, связанная с тем, что любые жидкости, закачиваемые в скважину (буровой и тампонажный растворы, буферная жидкость и пр.) имеют в своем объеме различные инородные включения, которые в процессе закачки могут попасть в дроссельно-запорный клапан с кольцевым калиброванным каналом и застрять в нем, а это не позволит закрыться дроссельно-запорному клапану, что приведет к невозможности повышения давления в полости патрубка и несрабатыванию механизмов разъединителя, пакера и якоря;

- во-вторых, высокие требования к свойствам тампонажного раствора (вязкость, удельный вес), связанное с тем, что для срабатывания дроссельно-запорного клапана необходимо через устройство прокачивать тампонажный раствор с заданными реологическими свойствам. А это достаточно трудоемко обеспечить на поверхности даже путем предварительного выравнивания свойств тампонажного раствора во всем его объеме, достигающим

порой нескольких десятков, а то и сотней кубометров, так как для этого необходимо иметь на поверхности некоторое количество емкостей с гидравлическими и механическими перемешивателями. Время работы для тщательного перемешивания всего объема жидкости может занимать несколько часов. Поскольку процесс приготовления тампонажного раствора ограничен временным фактором ввиду его схватывания, возможна ситуация, когда получение требуемых реологических свойств не будет осуществлено во всем объеме тампонажного раствора, поэтому в случае когда через дроссельно-запорный клапан будет прокачиваться некоторый объем раствора с несколько иными свойствами, например, с большей вязкостью и удельным весом, это приведет к закрытию дроссельно-запорного клапана и преждевременному срабатыванию механизмов разъединителя, пакера и якоря.

Наиболее близким по технической сущности является устройство для установки и герметизации хвостовика обсадной колонны (Патент РФ №2266391, МПК 7 Е 21 В 33/14 опубл. в бюл №35, от 20.12.2005 г.), включающее полый секционный корпус, разъединитель и связанную с ним транспортировочную колонну, пакер, в верхней части соединенный с разъединителем, а в нижней части - с якорем, причем хвостовик выполнен в виде фильтровой колонны, в верхней части которой расположен перфорированный патрубок для вытеснения тампонажного раствора, отличающееся тем, что дополнительно содержит разбуриваемую пробку, установленную между хвостовиком и перфорированным патрубком, и разбуриваемый клапанно-запорный узел, установленный в нижней секции корпуса между якорем и перфорированным патрубком и включающий обратный клапан, посадочную муфту, взаимодействующую с двухсекционной продавочной пробкой, нижняя секция которой имеет сквозной канал и связана срезным штифтом с разъединителем, и посадочную втулку, соединенную с посадочной муфтой срезным штифтом и взаимодействующую с шаром, сбрасываемым в транспортировочную колонну, причем разъединитель установлен на верхней секции корпуса с возможностью вращения, взаимодействуя с ней без продольного перемещения, и соединен левой резьбой с нажимной втулкой пакера, которая установлена на верхней секции корпуса с возможностью продольного перемещения и связана с ней шпоночным соединением.

Недостатками данного устройства являются:

- во-первых, сложность конструкции, обусловленная большим количеством узлов и деталей, таких как секционный корпус, двухсекционная продавачная пробка, клапанно-запорный узел и так далее;

- во-вторых, сложен процесс проведения технологических операций по установке и герметизации хвостовика в обсадной колонне, поскольку много промежуточных операций,

требующих значительных затрат времени и соблюдения строгой последовательности в работе, нарушение которой может привести к возникновению необходимости оперативного извлечения хвостовика из скважины для предотвращения аварии в виде прихвата, а затем после разбуривания оставшегося в скважине цементного стакана повторить операцию установки и герметизации хвостовика обсадной колонны в скважине;

в-третьих, большая трудоемкость работ, связанная с большим количеством разбуриваемых деталей (посадочная муфта, посадочная втулка и так далее) после цементирования хвостовика в обсадной колонне скважины.

Задачей полезной модели является упрощение конструкции устройства, а также снижение трудоемкости и сокращение технологических операций в скважине при установке и герметизации хвостовика обсадной колонны.

Поставленная задача решается устройством для установки и герметизации хвостовика обсадной колонны, включающим полый корпус, разъединитель и связанную с ним транспортировочную колонну, пакер и якорь, установленные в верхней части полого корпуса, разъединитель с левой резьбой, нажимную втулку, установленную в верхней части полого корпуса с возможностью осевого перемещения, хвостовик, выполненный в виде фильтровой колонны, в верхней части которой расположен перфорированный патрубок для вытеснения тампонажного раствора, разбуриваемую пробку, установленную между хвостовиком и перфорированным патрубком, продавочную пробку, устанавливаемую в транспортировочную колонну, клапанно-запорный узел, выполненный в виде разбуриваемого обратного клапана, установленного между полым корпусом и перфорированным патрубком.

Новым является то, что разъединитель левой резьбой соединен с верхним концом корпуса, а снизу снабжен полым патрубком с радиальными отверстиями снизу, под которыми в полом патрубке с помощью разрушаемых срезных элементов установлено седло, имеющее возможность взаимодействия с продавочной пробкой, при этом якорь выполнен в виде подпружиненных внутрь плашек, закрепленных на полом цилиндре, концентрично установленном на полом корпусе с возможностью осевого и вращательного перемещения посредством пружинных центраторов, установленных снаружи полого цилиндра и направляющего штифта, жестко соединенного с полым корпусом и размещенного в сквозном фигурном пазе, выполненном в нижней части полого цилиндра, причем сквозной фигурный паз состоит из короткой и длинной проточек, причем верхняя часть короткой проточки соединена со средней частью длинной проточки, при этом снизу нажимная втулка пакера снабжена конусной поверхностью, сужающейся сверху вниз и имеющей возможность взаимодействия с плашками якоря в рабочем положении, в котором

направляющий штифт находится в длинной проточке сквозного фигурного паза, при этом в транспортном положении направляющий штифт находится в короткой проточке сквозного фигурного паза.

На фигуре 1 показан общий вид устройства в исходном положении.

На фигуре 2 показан вид сквозного фигурного паза.

Устройство включает полый корпус 1 (см. фиг.1), разъединитель 2 и связанную с ним транспортировочную колонну 3. В верхней части полого корпуса 1, установлены пакер 4 и якорь 5. Разъединитель 2 соединен с полым корпусом 1 левой резьбой 6. Нажимная втулка 7 пакера 4, установлена с возможностью осевого перемещения в верхней части полого корпуса 1. Хвостовик 8 выполнен в виде фильтровой колонны, в верхней части которой расположен перфорированный патрубок 9 для вытеснения тампонажного раствора.

Разбуриваемая пробка 10 герметично установлена между хвостовиком 8 и перфорированным патрубком 9. Между полым корпусом 1 и перфорированным патрубком 9 установлен клапанно-запорный узел, выполненный в виде разбуриваемого обратного клапана 11, а продавочная пробка 12, размещена в транспортировочной колонне 3. Разъединитель 2 снизу снабжен полым патрубком 13 с радиальными отверстиями 14 снизу, под которыми в полом патрубке 13 с помощью разрушаемых срезных элементов 15 установлено седло 16, имеющее возможность взаимодействия с продавочной пробкой 12.

Якорь 5 выполнен в виде подпружиненных внутрь плашек 17, закрепленных на полом цилиндре 18, концентрично установленном на полом корпусе 1 с возможностью осевого и вращательного перемещения посредством пружинных центраторов 19, взаимодействующих с внутренними стенками обсадной колонны (на фиг. не показано), установленных снаружи полого цилиндра 18 и направляющего штифта 20, жестко соединенного с полым корпусом 1 и размещенного в сквозном фигурном пазе 21, выполненном в нижней части полого цилиндра 18.

Сквозной фигурный паз 21 (см. фиг.2) состоит из короткой 22 и длинной 23 проточек, причем верхняя часть короткой проточки 22 соединена со средней частью 24 длинной проточки 23.Снизу нажимная втулка 7 пакера 4 снабжена конусной поверхностью 25, сужающейся сверху вниз и имеющей возможность взаимодействия с плашками 17 якоря 5 (см. фиг.1) в рабочем положении, в котором направляющий штифт 20 находится в длинной проточке 23 сквозного фигурного паза 21. В транспортном положении направляющий штифт 20 находится в короткой проточке 22 сквозного фигурного паза 21.

Хвостовик 8 с перфорированным патрубком 9, а также полый корпус 1 с перфорированным патрубком 9 соединены посредством муфт 26 и 27, соответственно.

Вспомогательные крепежные элементы на фигуре не обозначены.

Устройство для установки и герметизации хвостовика обсадной колонны в скважине работает следующим образом.

Перед спуском устройства в скважину производят его сборку, как показано на фигуре. Далее устройство в транспортном положении (направляющий штифт 20 находится в нижней части короткой проточке 22 сквозного фигурного паза 21, как показано на фигуре) на транспортировочной колонне 3 спускают в скважину, периодически производя долив жидкости в трубы транспортировочной колонны 3.

После спуска хвостовика 8 в необходимый интервал обсадной колонны в скважине транспортировочную колонну колонну 3 приподнимают вверх на длину большую длины короткой проточки 22 сквозного фигурного паза 21 (примерно 0,5 метра), а затем поворачивают транспортировочную колонну 3 на пол оборота и опускают вниз частично разгружая устройство примерно на 10-15 кН.

В результате проведенных манипуляций направляющий штифт 20 сначала перемещается из нижней части в верхнюю часть короткой проточки 22, а затем в среднюю часть 24 длинной проточки 23 и далее в нижнюю часть длинной проточки 23 сквозного фигурного паза 21, при этом подпружиненные внутрь плашки 17 якоря 5 вступают во взаимодействие с конусной поверхностью 25 нажимной втулки 7 и прижимаются к внутренним стенкам обсадной колонны. В результате чего устройство фиксируется в обсадной колонне в заданном интервале скважины.

Далее нагнетанием насоса с поверхности необходимого объема тампонажного раствора производят цементирование ствола скважины в интервале от продуктивного пласта, то есть от хвостовика 8 до верхнего торца разъединителя 2. После закачки тампонажного раствора в транспортировочную колонну 3 посылают продавочную пробку 12 и перемещают ее нагнетанием буферной жидкости по транспортировочной колонне 3 до посадки продавочной пробки 12 на верхний торец седла 16, при этом радиальные отверстия 14 полого патрубка 13 герметично перекрываются продавочной пробкой 12, а тампонажный раствор вытесняется продавочной пробкой 12 из транспортировочной колонны 3 и полого патрубка 13 сквозь нижний конец последнего и далее через отверстия отжимаемого вниз обратного клапана 11 и отверстия 28 перфорированного патрубка 9 в пространство между хвостовиком 8 и обсадной колонной скважины. При этом разбуриваемая пробка 10 предотвращает попадание тампонажного раствора в полость хвостовика 8, выполненного в виде фильтровой колонны, и, следовательно, в интервал продуктивного пласта открытого ствола скважины, что позволяет сохранить проницаемость коллектора.

Для более надежной герметизации кольцевого пространства между устройством и обсадной колонной приводят в действие пакер 4, для чего полностью разгружают устройство

на якорь 5 зафиксированный на внутренних стенках обсадной колонны. В итоге подпружиненные внутрь плашки 17 якоря 5 еще более сильнее прижимаются к внутренним стенкам обсадной колонны, при этом нажимная втулка 7 перемещается вверх относительно полого корпуса 1 и сжимает пакер 4, который расширяясь радиально, входит в контакт с внутренними стенками обсадной колонны, вытесняя тампонажный раствор из кольцевого пространства между пакером 5 и стенкой обсадной колонной, при этом направляющий штифт 22 перемещается в верхнюю часть длинной проточки 23 сквозного фигурного паза 21. После этого транспортировочную колонну 3 с устья вращают по часовой стрелке, при этом разъединитель 2 отворачивается от полого корпуса 1

После полного свинчивания разъединителя 2 с полого корпуса 1 произойдет их рассоединение. После чего транспортировочную колонну 3 с разъединителем 2 соединенным с полым патрубком 13, внутри которого находится седло 16 приподнимают на 3-5 метров, что контролируется увеличением показаний индикатора веса (на фиг. не показано), установленного на устье скважины. Включением на поверхности насоса нагнетают буферную жидкость в транспортировочную колонну 3, при этом разрушаются срезные элементы 15 и седло 16 с продавочной пробкой 12 перемещаются вниз до упора седла 16 в нижний конец полого патрубка 13, при этом открываются радиальные отверстия 14 полого патрубка 13, поскольку продавочная пробка 12 оказывается ниже радиальных отверстий 14 полого патрубка 13. В результате появляется циркуляция жидкости через транспортировочную колонну 3 и радиальные отверстия 14 полого патрубка 13 на устье скважины. Циркуляцией жидкости вымывают остатки тампонажного раствора над устройством, после чего транспортировочную колонну 3 с разъединителем 2 и полым штоком 13 с седлом 16 извлекают из скважины.

Далее, после затвердевания тампонажного раствора и образования цементного камня в кольцевом пространстве между устройством и стволом скважины, в нее спускают бурильную колонну с долотом (на фиг. не показано) и разбуривают продавочную пробку 12 с клапанно-запорным узлом, выполненным в виде разбуриваемого обратного клапана 11, а также разбуриваемую пробку 10, обеспечивая соединение внутренних полостей полого корпуса 1 и хвостовика 8. После этого бурильную колонну с долотом извлекают из скважины.

Устройство для установки и герметизации хвостовика обсадной колонны имеет простую конструкцию, что повышает надежность работы устройства, а снижение трудоемкости работ связанно с сокращением разбуриваемых деталей и технологических операций в скважине при установке и герметизации хвостовика обсадной колонны, что позволяет сэкономить значительные материальные и финансовые затраты.

Устройство для установки и герметизации хвостовика обсадной колонны, включающее полый корпус, разъединитель и связанную с ним транспортировочную колонну, пакер и якорь, установленные в верхней части полого корпуса, разъединитель с левой резьбой, нажимную втулку, установленную в верхней части полого корпуса с возможностью осевого перемещения, хвостовик, выполненный в виде фильтровой колонны, в верхней части которой расположен перфорированный патрубок для вытеснения тампонажного раствора, разбуриваемую пробку, установленную между хвостовиком и перфорированным патрубком, продавочную пробку, устанавливаемую в транспортировочную колонну, клапанно-запорный узел, выполненный в виде разбуриваемого обратного клапана, установленного между полым корпусом и перфорированным патрубком, отличающееся тем, что разъединитель левой резьбой соединен с верхним концом корпуса, а снизу снабжен полым патрубком с радиальными отверстиями снизу, под которыми в полом патрубке с помощью разрушаемых срезных элементов установлено седло, имеющее возможность взаимодействия с продавочной пробкой, при этом якорь выполнен в виде подпружиненных внутрь плашек, закрепленных на полом цилиндре, концентрично установленном на полом корпусе с возможностью осевого и вращательного перемещения посредством пружинных центраторов, установленных снаружи полого цилиндра и направляющего штифта, жестко соединенного с полым корпусом и размещенного в сквозном фигурном пазе, выполненном в нижней части полого цилиндра, причем сквозной фигурный паз состоит из короткой и длинной проточек, причем верхняя часть короткой проточки соединена со средней частью длинной проточки, при этом снизу нажимная втулка пакера снабжена конусной поверхностью, сужающейся сверху вниз и имеющей возможность взаимодействия с плашками якоря в рабочем положении, в котором направляющий штифт находится в длинной проточке сквозного фигурного паза, при этом в транспортном положении направляющий штифт находится в короткой проточке сквозного фигурного паза.



 

Наверх