Уплотнение выпускного коллектора двигателя внутреннего сгорания

 

Полезная модель относится к области двигателестроения, а именно, к устройствам для уплотнения газового стыка «головка цилиндров - выпускной коллектор» двигателя внутреннего сгорания. Технический результат - исключение прорыва отработавших газов двигателя через уплотнение выпускного коллектора в подкапотное пространство автомобиля. Для этого прокладка выполнена из материала с коэффициентом упругости 0,03ky0,08, где: ky=(h2 -h1)/ho; h o - начальная толщина прокладки до установки на двигателе; h1 - толщина прокладки под нагрузкой, соответствующей максимально допустимому моменту Мmах затяжки гайки по условиям прочности резьбового соединения; h 2 - толщина прокладки после снятия нагрузки М mах. Прокладка, фланец выпускного коллектора и фланец головки цилиндров выполнены одинаковой длины L по поверхности газового стыка в месте расположения шпильки.

Полезная модель относится к области двигателестроения, а именно, к устройствам для уплотнения газового стыка «головка цилиндров - выпускной коллектор» двигателя внутреннего сгорания (в дальнейшем - двигателя).

Известно уплотнение выпускного коллектора двигателя, содержащее фланец выпускного коллектора с отверстиями для крепления, диаметр которых больше диаметра шпилек, проходящих через эти отверстия и закрепленных во фланце головки цилиндров, прокладку из упругого материала с металлическим покрытием, содержащую отверстия под шпильки и размещенную между фланцем выпускного коллектора и фланцем головки цилиндров, шайбы в сборе и гайки. Каждое отверстие под шпильку в прокладке выполнено с металлической окантовкой. Шайба в сборе состоит из двух металлических шайб и расположенной между ними шайбой из упругого материала с низким коэффициентом трения (патент US №4214444, фиг.1, Int. Cl 7.: F 01 N 7/00, дата публикации - 29.07.1980 г.).

К причине, препятствующей достижению указанного ниже технического результата, относится применение металлических окантовок в отверстиях прокладки под шпильки, снижающих в целом демпфирующие свойства прокладки, предназначенной для обеспечения герметичности уплотнения выпускного коллектора.

Наиболее близким устройством того же назначения к заявленной полезной модели по совокупности признаков является уплотнение выпускного коллектора двигателя, содержащее фланец выпускного коллектора с отверстиями для крепления, диаметр которых больше диаметра шпилек, проходящих через эти отверстия и закрепленных во фланце головки цилиндров, прокладку, размещенную между фланцем выпускного коллектора и фланцем головки цилиндров, гайки. Прокладка выполнена укороченной, не доходящей

до шпилек (патент US №6327854 В1, фиг.5, Int. Cl. 7: F 01 N 7/10, дата публикации - 11.12.2001 г.).

К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата, относятся применение укороченной прокладки, приводящее к консольному расположению части фланца выпускного коллектора в месте размещения шпильки, и усложнение конструктивного исполнения прокладки для обеспечения заданного положения относительно фланца выпускного коллектора и фланца головки цилиндров при сборке двигателя. При затяжке гаек консольное расположение части фланца выпускного коллектора не обеспечивает равномерной деформации прокладки по всему периметру уплотнения.

Сущность полезной модели - разработка уплотнения выпускного коллектора двигателя, обеспечивающего при нагреве компенсацию разности в удлинениях шпильки и фланца выпускного коллектора за счет увеличения толщины прокладки, изготовленной из материала с заданным коэффициентом упругости, при сохранении уровня момента затяжки и, соответственно, герметичности газового стыка «головка цилиндров - выпускной коллектор».

Технический результат - исключение прорыва отработавших газов двигателя через уплотнение выпускного коллектора в подкапотное пространство автомобиля.

Указанный технический результат при осуществлении полезной модели достигается тем, что в уплотнении выпускного коллектора двигателя внутреннего сгорания, содержащем фланец выпускного коллектора с отверстиями для крепления, диаметр которых больше диаметра шпилек, проходящих через эти отверстия и закрепленных во фланце головки цилиндров, прокладку, размещенную между фланцем выпускного коллектора и головкой цилиндров, гайки, особенностью является то, что прокладка выполнена из материала с коэффициентом упругости 0,03ky0,08, где:

ky=(h 2-h1)/ho;

ho - начальная толщина прокладки до установки на двигателе;

h1 - толщина прокладки под нагрузкой, соответствующей максимально допустимому моменту Мmах затяжки гайки по условиям прочности резьбового соединения;

h2 - толщина прокладки после снятия нагрузки Мmах ,

кроме того, прокладка, фланец выпускного коллектора и фланец головки цилиндров выполнены одинаковой длины по поверхности газового стыка в месте расположения шпильки.

Выполнение уплотнения выпускного коллектора двигателя описанным выше образом с использованием всей предложенной совокупности существенных признаков позволяет обеспечить надежную работу газового стыка «головка цилиндров - выпускной коллектор» во всем диапазоне рабочих режимов двигателя.

Для пояснения настоящей полезной модели приведены следующие иллюстрации:

на фиг.1 - изображена часть уплотнения выпускного коллектора двигателя в разрезе для варианта с нагрузкой, соответствующей моменту М затяжки гайки при сборке двигателя;

на фиг.2 - изображена часть прокладки в разрезе на фиг.1 при различных вариантах нагружения.

Уплотнение выпускного коллектора двигателя содержит фланец 1 высотой Н выпускного коллектора с отверстиями для крепления, диаметр d которых больше диаметра dш шпилек 2, проходящих через эти отверстия и закрепленных во фланце 3 головке цилиндров, прокладку 4 с начальной толщиной h o с отверстиями диаметром d под шпильки 2, размещенную между фланцем 1 выпускного коллектора и фланцем 3 головки цилиндров, гайки 5. Прокладка 4 выполнена из материала с коэффициентом упругости 0,03ky0,08. Прокладка 4, фланец 1 выпускного коллектора и фланец 3 головки цилиндров выполнены одинаковой длины L по поверхности газового стыка в месте расположения шпильки 2.

Уплотнение выпускного коллектора двигателя работает следующим образом.

При затяжке гайки моментом М<Мmах за счет деформации прокладки 4 ее толщина уменьшается до h м, обеспечивая герметичность газового стыка «головка цилиндров - выпускной коллектор». При этом h2<h м<h1.

При работе двигателя отработавшие газы нагревают выпускной коллектор. Высота Н фланца 1 выпускного коллектора увеличивается на:

Нф=фtфН,

где: ф - коэффициент линейного расширения материала фланца 1 выпускного коллектора; tф=tф.ср.-t o; tф.ср. - средняя температура фланца 1 выпускного коллектора по высоте Н при работе двигателя; t o - температура фланца 1 выпускного коллектора перед запуском двигателя.

Выполнение фланца 1 выпускного коллектора с отверстиями, диаметр d которых больше диаметра d ш шпилек 2, проходящих через эти отверстия, обеспечивает более низкий уровень средней температуры шпильки 2.

Длина шпильки 2 при нагревании увеличивается на:

Нш=шtш(Н+hм),

где: ш - коэффициент линейного расширения материала шпильки 2; tш=tш.ср.-t o; tш.cp. - средняя температура шпильки 2 на длине Н+hм при работе двигателя; t o - температура шпильки 2 перед запуском двигателя.

Разница в удлинениях Нш шпильки 2 и Нф фланца 1 выпускного коллектора компенсируется увеличением высоты hм прокладки 4 за счет ее упругих свойств.

Следовательно, условие обеспечения герметичности газового стыка можно записать в виде неравенства:

Нш-Нф<h2-h м.

С учетом вышеизложенного для линейного закона изменения толщины hм прокладки 4 от момента М данное неравенство после преобразований принимает вид:

(шtш-фtф)Н+шtшhм<(h 2-h1)(М/Мmах ).

На режимах номинальной мощности температура фланца 1 выпускного коллектора и гайки 5 достигает 600°С в дизельных и 800°С - в бензиновых двигателях. Для обеспечения надежной работы уплотнения выпускного коллектора изготавливают шпильки 2 и гайки 5 из жаропрочной стали с ш=18·10-6 1/°С и выпускной коллектор из высокопрочного чугуна с ф=11·10-6 1/°С. При hм=1,5-2,5 мм достаточно просто определить высоту Н фланца 1 выпускного коллектора, при которой выполняется условие (шtш-фtф)Н<шtшhм.

Тогда для диапазона 0,5<(ho/h м)(М/Мmах)<1,0 моментов затяжки гайки 5 можно сформулировать следующее условие обеспечения герметичности газового стыка:

шtш<0,5 ky .

Преимущество полезной модели состоит в том, что по сравнению с известными уплотнениями выпускного коллектора двигателя применение уплотнения из материала с коэффициентом упругости 0,03ky0,08 обеспечивает выполнение условия шtш<0,5 ky , гарантирующего герметичность газового стыка «головка цилиндров - выпускной коллектор» как на не работающем двигателе, так и во всем диапазоне нагрузочных режимов при работе двигателя (ш.maxtш.max=18·10 -6·500=0,009<0,015).

1. Уплотнение выпускного коллектора двигателя внутреннего сгорания, содержащее фланец выпускного коллектора с отверстиями для крепления, диаметр которых больше диаметра шпилек, проходящих через эти отверстия и закрепленных во фланце головки цилиндров, прокладку, размещенную между фланцем выпускного коллектора и фланцем головки цилиндров, гайки, отличающееся тем, что прокладка выполнена из материала с коэффициентом упругости

0,03kу,08,

где kу=(h 2-h1)/h0;

h0 - начальная толщина прокладки до установки на двигателе;

h1 - толщина прокладки под нагрузкой, соответствующей максимально допустимому моменту Мmax затяжки гайки по условиям прочности резьбового соединения;

h2 - толщина прокладки после снятия нагрузки Мmax .

2. Уплотнение выпускного коллектора двигателя внутреннего сгорания по п.1, отличающееся тем, что прокладка, фланец выпускного коллектора и фланец головки цилиндров выполнены одинаковой длины по поверхности газового стыка в месте расположения шпильки.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к области автомобилестроения, и может быть использована для повышения безопасности водителя автомобиля при столкновении автомобиля с другими транспортными средствами и препятствиями
Наверх