Игровое устройство "боевые шахматы"

 

Полезная модель относится к игровым устройствам, в частности для игры в шахматы и шашки, может найти широкое применение при проведении состязательных игр и для развития умственных способностей людей. Задача полезной модели - расширение круга потребителей предлагаемого устройства за счет повышения интереса к игре типа шахматы, шашки, "Шахматный хоккей", "Боевые шахматы" и ее зрелищности, путем особой конструкции игровой доски и игровых фигур для создания возможности быстрой и правильной оценки игровых ситуаций и усиления динамичности и азартности игрового процесса. Игровое устройство "Боевые шахматы" (фиг.1) содержит доску 10, имеющую чередующиеся поля двух цветов 11 и 12, образующие вертикальные ряды а, b, с, d, e, f, g, h и горизонтальные ряды с порядковыми номерами от 1 до 9, а также два идентичных набора по шестнадцать фигур в каждом. Новым в конструкции устройства является то, что фигуры имеют одинаковую форму шашек, могут иметь одинаковый или различный вес и снабжены шахматными изображениями (фиг.1, 2 и 3), как в устройствах для проведения классических шахмат, позволяя игрокам, согласно представлениям об особенностях перемещений фигур при ударе в зависимости от силы, направления, веса, а также классических перемещениях каждой шахматной фигуры, на поле с постоянно существующей, по правилам игры, за счет введенного дополнительного горизонтального ряда в конструкции игровой доски устройства, разделительной линии, проанализировав сложившуюся в определенных пределах случайную игровую ситуацию на игровом поле после предыдущих ходов, спланировать тактику и определить силу удара выбранной фигурой при очередном ходе, что, в свою очередь, за счет сочетания элементов тактики и случайности в ходе всего игрового процесса, приводит к увеличению круга потребителей игрового устройства. В ходе игры в "Боевые шахматы" на устройстве идет позиционная борьба фигур за овладение каждым игроком своим набором фигур восьми горизонтальных рядов игрового поля (с 9 по 2 или со 2 по 9 горизонтальные ряды) по правилам игры на основе классических перемещений шахмат и выбивания фигур.

Полезная модель относится к игровым устройствам, в частности для игры в шахматы и шашки, может найти широкое применение при проведении состязательных игр и для развития умственных способностей людей.

Известными близкими аналогами устройства являются варианты устройств для проведения таких игр как шашки, шахматы и "Шахматный хоккей" (RU, заявка, 94027119, кл. А 63 F 3/02).

Игровое устройство для шашек содержит доску, имеющую чередующиеся поля двух цветов (как правило, белого и черного) в форме клеток, которые образуют вертикальные и горизонтальные ряды, и два идентичных набора игровых фигур, состоящих из одинаковых шашек, причем наборы выполнены разным цветом, а поля имеют размеры, достаточные для размещения на них указанных фигур (см. Детская энциклопедия. Т.7 - М.: Педагогика, 1975. С.416-419.).

Игровые устройства для шашек позволяют проводить довольно простые игры, однако из-за наличия только одинаковых по конструкции игровых фигур имеют ограниченные возможности для тактики в играх, по сравнению с устройствами для проведения игр в шахматы, что ограничивает игровые возможности и соответственно уменьшает интерес к ним.

Игровое устройство для шахмат, также как и устройство для шашек, содержит доску, имеющую чередующиеся поля двух цветов в форме клеток, которые образуют вертикальные и горизонтальные ряды, и два идентичных набора игровых фигур, причем поля имеют размеры достаточные для размещения игровых фигур, наборы выполнены разным цветом, а часть фигур в каждом наборе (в отличие от шашечных устройств) по конструкции отличаются от других (см. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры - М.: Физкультура и спорт, 1975. С.14.), что расширяет возможности для тактики, но требует от участников порой длительного кропотливого анализа игровых ситуаций для осуществления очередного хода в игре. Недостатком шахмат является также то, что от игроков для победы требуется определенная степень подготовленности, мастерства, а выбранные тактические решения игроков на ранних этапах игрового процесса предопределяют дальнейший ход игры, тем самым уменьшая зрелищность и интерес по ее ходу. Эти недостатки существенно ограничивают круг потребителей таких устройств.

Эти устройства привлекают внимание широкого круга людей, часто сопутствуют свободному времяпрепровождению во время отдыха, в длительных поездках, а также

позволяют проводить организованные чемпионаты и состязания по широко распространенным и давно известным играм в шахматы и шашки.

Такие устройства для игр в шахматы и шашки не позволяют проводить динамичные игры, для осуществления очередного этапа при проведении игры на них порой требуется много времени, отсутствует элементы случайных событий в ходе проведения на них игрового процесса, что приводит к ограничению круга потребителей данных устройств по сравнению с более динамичными и азартными устройствами.

В одном из известных устройстве, принятом за прототип игрового устройства "Боевые шахматы", "Шахматный хоккей" (RU, заявка, 94027119, кл. А 63 F 3/02), - доска с чередующими полями двух цветов, которые образуют вертикальные и горизонтальные ряды, два идентичных набора фигур, причем имеется дополнительная фигура (шайба), доска имеет семь вертикальных и девять горизонтальных рядов квадратных клеток с размерами, достаточными для размещения фигур, наборы выполнены разным цветом, - интерес к устройству повышается за счет большей динамичности и много вариантности проведения на нем игрового процесса благодаря особой планировке игрового поля и вариантов исполнения наборов игровых фигур. Это устройство за счет предложенных усовершенствований способно привлечь больший круг потребителей.

С заявленным прототипом в игровом устройстве "Боевые шахматы" имеются следующие общие признаки:

1. шахматы "Боевые шахматы", содержащие доску, имеющую чередующиеся поля в форме клеток двух цветов, образующие вертикальные и горизонтальные ряды, с центральным горизонтальным рядом 5;

2. каждая квадратная клетка в "Боевых шахматах" имеет размеры, достаточные для размещения в пределах контура одной игровой фигуры;

3. устройство "Боевые шахматы" имеют общее то, что каждый набор фигур состоит из двух ладей, двух коней, двух слонов и одного ферзя.

Однако в процессе осуществления игры на ранее предложенном устройстве "Шахматный хоккей" из-за не предназначенности его для возникновения в ходе игры элементов случайности, у пользователей не возникает большего азарта по причине полной предсказуемости возможных игровых ситуаций, что, подобно ранним аналогам, может существенно ограничивать круг интересующихся лиц.

Задача полезной модели - расширение круга потребителей предлагаемого устройства за счет повышения интереса к игре типа шахматы, шашки, "Шахматный хоккей", "Боевые шахматы" и ее зрелищности, путем особой конструкции игровой доски

и игровых фигур для создания возможности быстрой и правильной оценки игровых ситуаций и усиления динамичности и азартности игрового процесса.

Технический результат, достигаемый благодаря конструкции устройства "Боевые шахматы", заключается в сочетании в ходе осуществления на нем динамичного игрового процесса элементов тактики и азарта, за счет возможности возникновения трудно предсказуемых для пользователей (случайных) игровых ситуаций и расширении в связи с ними возможностей для тактики, включающем ранее предложенные в конструкциях устройств, аналогов, и способах их использования варианты достижения тактичности игрового процесса на них, что, в свою очередь, может вызвать повышение интереса у пользователей предлагаемого устройства.

Заявленный результат достигается тем, что в устройстве имеются полные наборы шахматных фигур (восемь пешек, два коня, две ладьи, два слона, один король и один ферзь), которые выполнены в форме одинаковых шашек и могут иметь одинаковый или различный вес, доска имеет восемь вертикальных и девять горизонтальных рядов, а при осуществлении игрового процесса имеется возможность для осуществления ходов двух типов: удара, совершаемого игроком путем придания фигуре моментального импульса с дальнейшей его передачей другим встречающимся на пути фигурам, за счет чего после каждого такого удара создается в определенной степени трудно предсказуемая ситуация, что, в свою очередь, вносит в игровой процесс элементы азарта и дополнительные возможности для тактики игрока, и оборонительного хода, аналогичный шахматному для выбранной фигуры, что также придает тактичность игровому процессу. Эти особенности позволяют игрокам, согласно представлениям об особенностях перемещений фигур при ударе в зависимости от силы, направления, веса, а также классических перемещениях каждой шахматной фигуры, на поле с постоянно существующей, по правилам игры, за счет введенного дополнительного горизонтального ряда в конструкции игровой доски устройства, разделительной линии, спланировать тактику и определить силу удара выбранной фигурой при очередном ходе, проанализировав сложившуюся на игровом поле в определенных пределах случайную игровую ситуацию после предыдущих игровых ходов.

Указанные конструктивные особенности игрового устройства "Боевые шахматы", позволяющие достигнуть заявленный результат, в свою очередь являются новым по сравнению с прототипом.

Конструкция полезной модели и правила его использования поясняются чертежами:

фиг.1 - вид сверху игрового устройства с полными наборами игровых фигур, расставленными по правилам исходной расстановки в классических шахматах вначале первого игрового периода;

фиг.2 - вид сверху игровой фигуры с контуром нанесенного на нее изображения ладьи;

фиг.3 - разрез по А-А фиг.2 со вставленной в глухое резьбовое отверстие заглушкой;

фиг.4 - вид сверху игровой доски в момент одной из возможных игровых ситуаций с указанием допустимых конечных клеток при оборонительном ходе конем с одной из трех базовых клеток;

фиг.5 - вид сверху игровой доски при одной из возможных первоначальных расстановок игровых фигур, когда в ходе предыдущего игрового периода победа была присуждена игроку с черными фигурами, а линия разделения сместилась до предпоследнего со стороны победившего игрока горизонтального ряда;

фиг.6 - вид сверху игровой доски в начале предварительной игры при одном из вариантов первоначальной расстановки неполных наборов фигур;

фиг.7 - вид сверху игрового устройства вначале первого игрового периода при использовании для игры сокращенных наборов из восьми пешек.

Игровое устройство "Боевые шахматы" (фиг.1) содержит чередующиеся поля, образующие вертикальные ряды а, b, с, d, e, f, g, h и горизонтальные ряды с порядковыми номерами от 1 до 9, расположенные на доске 10 чередующиеся поля 11 и 12 отличаются друг от друга цветом, на доске 10 также установлены тридцать две одинаковых по форме и размерам игровых фигуры (фиг.2 и 3), имеющие на верхнем торце по одному шахматному изображению и образующие два идентичных по нанесенным шахматным изображениям набора из шестнадцати игровых фигур, причем принадлежность игровой фигуры к тому или другому набору определяется основным цветом фигуры, - две "белые" ладьи 13 и две "черные" ладьи 14, два "белых" коня 15 и два "черных" коня 16, два "белых" слона 17 и два "черных" слона 18, один "белый" ферзь 19 и один "черный" ферзь 20, один "белый" король 21 и один "черный" король 22, восемь "белых" пешек 23 и восемь "черных" пешек 24, - игровые фигуры могут иметь одинаковый или различный вес за счет наличия со стороны нижнего торца каждой игровой фигуры с шахматным изображением ладьи, коня, слона, ферзя или короля осевого глухого резьбового соединения (фиг.3), в которое, в зависимости от шахматного изображения на фигуре, установлена резьбовая заглушка 25 определенной массы, так, чтобы пешки были самыми легкими фигурами, а король - самой тяжелой фигурой; каждый набор имеет по восемь резьбовых заглушек: две резьбовые заглушки для ладей массой по 0,2 (или 0,25) от массы

пешки; две резьбовые заглушки для коней массой по 0,4 (или 0,5) от массы пешки; две резьбовые заглушки для слонов массой по 0,6 (или 0,75) от массы пешки; резьбовая заглушка для ферзя массой 0,8 (или 1,0) от массы пешки; резьбовая заглушка для короля массой 1,0 (или 1,25) от массы пешки.

Новым в конструкции игрового устройства "Боевые шахматы" является:

1. присутствует вертикальный ряд h (фиг.1);

2. каждый набор фигур состоит из двух ладей, двух коней, двух слонов, одного ферзя, короля и восьми пешек (фиг.1);

3. фигуры в каждом наборе имеют одинаковый размер и форму (фиг.2 и 3), снабжены изображением шахматных фигур, имеют одинаковый или различный вес за счет наличия со стороны нижнего торца каждой игровой фигуры с шахматным изображением ладьи, коня, слона, ферзя или короля осевого глухого резьбового соединения (фиг.3), в которое, в зависимости от шахматного изображения на фигуре, установлена резьбовая заглушка 25 определенной массы, так, чтобы пешки были самыми легкими фигурами, а король - самой тяжелой фигурой; каждый набор имеет по восемь резьбовых заглушек: две резьбовые заглушки для ладей массой по 0,2 (или 0,25) от массы пешки; две резьбовые заглушки для коней массой по 0,4 (или 0,5) от массы пешки; две резьбовые заглушки для слонов массой по 0,6 (или 0,75) от массы пешки; резьбовая заглушка для ферзя массой 0,8 (или 1,0) от массы пешки; резьбовая заглушка для короля массой 1,0 (или 1,25) от массы пешки.

Игровое устройство "Боевые шахматы" предназначено преимущественно для проведения игры "Боевые шахматы" и ее варианта, когда используются сокращенные наборы фигур, состоящие из восьми пешек.

Игроки в ходе игры "Боевые шахматы" могут воспроизводить ходы двух типов: удар и оборонительный ход. При ударе игрок может ударить по фигуре одним из пальцев руки, при этом, получившая импульс шашка отскакивает в заданном игроком направлении, что может привести к изменению позиций игровых фигур на поле. Для осуществления оборонительного хода, производится определение базовых клеток выбранной для хода фигуры. Базовыми клетками считаются те клетки, контуры которых после предыдущих ходов пересекает выбранная фигура или в пределах контура которой она находится. Например, в ситуации, показанной на фиг.1, в качестве базовой для каждой фигуры выступает одна клетка, а в ситуации на фиг.4 для игровой фигуры "белого" коня 15 базовыми считаются клетки 26: с5, d6 и d6. Количество базовых клеток для находящихся на игровом поле фигур может составлять одну, две, три и четыре. После определения базовых, клеток игрок может совершать оборонительный ход для выбранной

фигуры, перескакивая через другие фигуры и воспроизводя траекторию движения классической шахматной фигуры. Оборонительный ход начинается с любой из базовых клеток и заканчивается так, чтобы в конечной клетке хода фигура полностью вписывалась в ее контур. В случае отсутствия таких клеток игрок не может делать оборонительный ход данной фигурой. Например, на фиг.4 для "белого" коня 15 с базовыми клетками с5, d6 и d5 показаны допустимые конечные клетки: при выборе в качестве базовой клетки с5 допустимыми для хода конечными клетками являются клетки 27, - а4, а6, b3, b7, d7 и е4, -при выборе в качестве базовой клетки d5 - клетки 28, - b4, b6, с3, с7, е3, е7, f4 и f6, - клетки d6 - клетки 29, - b5, b7, с4, е4, е8 и f5. При этом (фиг.4) недопустимыми выступают клетки 30: d3 и е6 при базовой клетке с5, с8 и f7 при базовой клетке d6. Если за линией разделения 31 со стороны игрока, совершающего оборонительные ходы, нет его фигур, то их можно осуществлять лишь на поле до ряда, занимаемого разделительной линией, в противоположном случае - по всему игровому полю.

Игра "Боевые шахматы" складывается из нескольких игровых периодов. В начале каждого игрового периода определяются границы полей для первоначальной расстановки фигур каждого игрока, в качестве них выступают определенные количества подряд идущих крайних горизонтальных рядов. Каждый игровой период заканчивается при удалении с игрового поля всех фигур одного из игроков. Победа присуждается тому игроку, у которого после завершения игрового периода на игровом поле осталась хоть одна фигура его набора. Победивший игрок в следующем игровом периоде получает возможность первоначальной расстановки своих фигур на поле из крайних горизонтальных рядов в количестве большем на один следующий горизонтальный ряд, расположенный в сторону проигравшего игрока, у последнего границы поля для первоначальной расстановки не увеличиваются.

Линия разделения в ходе каждого игрового периода совпадает с положением одного из горизонтальных рядов. Положение линии разделения совпадает с положением пятого горизонтального ряда вплоть до того момента, когда границы поля для первоначальной расстановки фигур набора одного из игроков не достигнут положения соседствующего горизонтального ряда с рядом линии разделения. В дальнейшем границы поля для первоначального распределения фигур этого игрока и положение горизонтального ряда линии разделения могут смешаться в случае его победы в начале следующего игрового периода на один ряд в сторону проигравшего игрока. Если горизонтальный ряд линии разделения в очередном игровом периоде занимал положение единственного горизонтального ряда, не задействованного для первоначальных расстановок игровых фигур игроков, то, в случае победы одного из игроков, расширение

границ его поля для начального расположения фигур и сопровождающее этому смешение положения линии разделения приводит к уменьшению границ поля начального расположения фигур проигравшего игрока в следующем игровом периоде.

В начале игры "Боевые шахматы" игроки могут расставить свои фигуры аналогично принятому в классическом варианте шахмат (фиг.1) или произвольным образом на полях из двух крайних горизонтальных рядов так, чтобы каждая фигура вписывалась в контуры одной клетки, при этом положение линии разделения 31 совпадает с горизонтальным рядом 5. В первом игровом периоде, после определения игрока, который наносит первым удар одной из своих фигур, другой игрок может произвести несколько (рекомендуется не более четырех) оборонительных ходов своими фигурами, а также отказаться от возможности их осуществления. Затем первый игрок может совершить удар и далее принятое количество оборонительных ходов, а право нанесения удара переходит второму игроку. Процесс повторяется до тех пор, пока на игровом поле не останется фигур одного из игроков. Победа при завершении игрового периода присуждается тому игроку, у которого на игровом поле осталась хоть одна фигура.

В начале второго игрового периода победивший игрок может осуществить расстановку своих фигур уже на трех крайних горизонтальных рядах, а проигравший - по-прежнему только на двух, положение линия разделения при этом вновь совпадает с горизонтальным рядом 5. После расстановки всех игровых фигур начинается следующий игровой период, причем право нанесения первым удара переходит проигравшему игроку, а победившая сторона может до этого совершить принятое количество оборонительных ходов в пределах поля до линии разделения.

При смешении линии разделения до предпоследнего ряда в ходе очередной победы одного из игроков в игровом периоде, проигравший игрок может выставить свои фигуры лишь на последнем ряду со стороны победившего игрока, причем пешки при такой расстановке проигравшим игроком уже не задействуются, а победивший в прошлом игровом периоде игрок по прежнему выставляет полный набор фигур. Например, на фиг.5 показана расстановка фигур проигравшего игрока, белые фигуры, при размещении линии разделения 31 на втором горизонтальном ряду, при этом победивший игрок, черные фигуры, произвольным образом расставил свой набор фигур на поле до линии разделения.

Игра осуществляется до тех пор, пока линия разделения со стороны одного из игроков при очередной победе в игровом периоде (победившего в игре игрока) не займет последнего горизонтального ряда, лишая, таким образом, проигравшего игрока (проигравшего в игре игрока) расставить свои фигуры.

Для игры "Боевые шахматы" предлагаются следующие дополнительные правила:

1. в рамках игрового периода при потере игроком ферзя этот игрок может совершать лишь три оборонительных хода, а короля - два оборонительных хода;

2. при попадании одной из пешек игрока за границу последнего со стороны этого игрока горизонтального ряда в ходе удара или оборонительного хода, игрок в праве заменить эту пешку на любую из потерянных игроком фигур, отличающихся от пешки.

Для определения игрока, наносящего первым удар в начале игры, можно организовать две предварительные игры. В первой предварительной игре один из игроков все время игры совершает только удары, причем каждый раз еще незадействованной для удара фигурой, а второй - только оборонительные (не более четырех после каждого удара первого игрока), во второй предварительной игре право нанесения ударов переходит второму игроку. Линия разделения в предварительных играх располагается на месте горизонтального ряда 5. Каждая из предварительных игр заканчивается либо при отсутствии на поле фигур, ранее не задействованных игроком, совершающем удары, либо при полном удалении всех фигур одного из наборов. После завершения каждой из предварительных игр подсчитывается число оставшихся на поле фигур первого и второго наборов. По итогам двух таких игр право нанесения в игре первым удар отдается игроку, сумма оставшихся фигур после первой и второй предварительной которого больше аналогичного результата у другого игрока. Для проведения предварительных игр можно использовать набор из восьми фигур, как показано на фиг.6.

Помимо использования всего набора фигур, игроки могут использовать и меньший набор из восьми пешек, как показано на фиг.7, при этом оборонительные ходы могут воспроизводится пешками либо по правилам игры в "Боевые шахматы" с полным набором фигур, либо воспроизводя аналогичные ходы, принятые в шашках, с учетом того, что пешка, пересекшая границу последнего горизонтального ряда со стороны игрока, владеющего данной фигурой, становится дамкой, совершать оборонительные ходы которой можно также аналогично правилам шашек. Цель и остальные правила игры аналогичны правилам игры выше описанного варианта "Боевых шахмат".

Таким образом, цель пользователей игрового устройства "Боевые шахматы" при игре в игру "Боевые шахматы" и ее предлагаемые модификации в каждом игровом периоде состоит в удалении игровых фигур противника и сохранении своих фигур на игровом поле.

При осуществлении очередного хода каждый из игроков оценивает сложившуюся после предыдущих ходов ситуацию. Планируя ход, учитываются характеристики каждой фигуры (ее игровое достоинство и, в случае исполнения игрового устройства с

различными по массе игровыми фигурами, ее масса, то есть инерционность при принятии удара и его осуществлении), а также их взаимное расположение. С тактической точки зрения игрок, совершающий оборонительные ходы, может так расставить свои фигуры, чтобы другому игроку было как можно трудней удалить ударом фигуры противника при передаче полученного импульса фигурам обороняющегося игрока.

Из-за неограниченного числа вариантов расстановки фигур после совершения одним из игроков в заданном направлении и с определенной силой удара и импульсной передаче его другим фигурам, игрокам каждый раз приходится иметь дело с в определенных пределах трудно предсказуемой ситуацией на игровом поле устройства, что заставляет вновь анализировать сложившуюся ситуацию и, таким образом, может вызывать живой интерес к игре как со стороны игроков, так и со стороны зрителей, повышая азартность игрового процесса на устройстве. Умение владеть игровыми фигурами и как можно более четко оценивать последствия осуществления удара в заданном направлении с определенной силой может приводить к возникновению необходимости в навыке обращения с фигурами в игре в "Боевые шахматы" на игровом устройстве, что, в свою очередь, вызывает потребность в неоднократном обращении к игровому устройству.

Таким образом, благодаря такому сочетанию при осуществлении игрового процесса на устройстве "Боевые шахматы" элементов тактики и азарта, а также простоты его использования по сравнению с известными устройствами, такими как шахматы, шашки, "Шахматный хоккей", повышается интерес к использованию устройства и круг возможных его потребителей.

Наряду с предпочтительным использованием устройства "Боевые шахматы" для игры в "Боевые шахматы", оно позволяет осуществлять на нем и другие игры, такие как шахматы, шашки, "Шахматный хоккей".

Игровое устройство "Боевые шахматы", содержащее чередующиеся поля, образующие вертикальные ряды а, b, с, d, e, f, g, h и горизонтальные ряды с порядковыми номерами от 1 до 9, расположенные на доске чередующиеся поля, отличающиеся тем, что упомянутые чередующиеся поля отличаются друг от друга цветом, на доске также установлены тридцать две одинаковых по форме и размерам игровых фигуры, имеющие на верхнем торце по одному шахматному изображению и образующие два идентичных по нанесенным шахматным изображениям набора из шестнадцати игровых фигур, причем принадлежность игровой фигуры к тому или другому набору определяется основным цветом фигуры - две "белые" ладьи и две "черные" ладьи, два "белых" коня и два "черных" коня, два "белых" слона и два "черных" слона, один "белый" ферзь и один "черный" ферзь, один "белый" король и один "черный" король, восемь "белых" пешек и восемь "черных" пешек, игровые фигуры могут иметь одинаковый или различный вес за счет наличия со стороны нижнего торца каждой игровой фигуры с шахматным изображением ладьи, коня, слона, ферзя или короля осевого глухого резьбового соединения, в которое, в зависимости от шахматного изображения на фигуре, установлена резьбовая заглушка определенной массы так, чтобы пешки в наборах были самыми легкими фигурами, а король самой тяжелой фигурой.



 

Наверх