Задвижка

 

Задвижка содержит разборный корпус, выполненный из двух полукорпусов с проходными каналами и распорное кольцо с вырезом, установленное между полукорпусами, дисковый шибер с наружным зубчатым венцом, имеющий по крайней мере одно перепускное отверстие для перепуска потока из проходного отверстия одного полукорпуса в другой и помещенный внутри распорного кольца, уплотнения и приводной механизм шестеренного типа, взаимодействующий с зубчатым венцом дискового шибера и установленный в месте выреза распорного кольца на боковую плоскую площадку, выполненную на корпусе задвижки и распорном кольце. Плоскость площадки параллельна оси шибера. Между приводным механизмом и установочной площадкой могут быть установлены регулировочные прокладки. Задвижка может содержать указатель совпадения осей перепускного отверстия и проходных каналов. Дисковый шибер может быть выполнен составным по крайней мере из двух частей, одной из которых является зубчатый венец. Технический результат - улучшение техникоэксплуатационных качеств задвижки.

5 зав. п. ф-лы, 2 фиг.

Полезная модель относится к области нефтяного и химического машиностроения и может быть использована в качестве регулирующего и запорного устройства на нефтепроводах и для использования в устьевой арматуре скважин при добыче нефти.

Известна задвижка (US 4432387, 1984) с двумя вращающимися дисками, которые имеют внешнее зубчаток зацепление с приводной шестерней, помещенные внутри сборного корпуса, состоящего в свою очередь из двух половин.

Совершенствование конструкций задвижек в направлении снижения массгеометрических характеристик привело к созданию задвижек, содержащих разборный корпус с двумя полукорпусами с проходными каналами с распорным кольцом и вращаемым дисковым шибером с перепускным отверстием, помещенным внутри распорного кольца.

Одной из таких задвижек является задвижка (RU 54646 ПМ, 2006), наиболее близкая к заявляемому техническому решению и содержащая корпус, состоящий из двух полукорпусов, разделенных распорным кольцом, с установленными в полукорпусах седлами с проходными каналами с размещенным между полукорпусами вращаемым дисковым шибером, причем распорное кольцо выполнено с секторным вырезом, в котором установлена зубчатая или червячная передача, соединенная с венцом шибера.

Однако выполнение секторного выреза в распорном кольце, в которое устанавливается передача, затрудняет регулировку и подгонку зубчатой или червячной передачи по межцентровому расстоянию при сборке и может привести к изменению этого расстояния при эксплуатации.

Техническим результатом полезной модели является улучшение техникоэксплуатационных качеств задвижки.

Технический результат достигается тем, что в задвижке, содержащей разборный корпус, выполненный из двух полукорпусов с проходными каналами и распорное кольцо с вырезом, установленное между полу корпусами, дисковый шибер с наружным зубчатым венцом, имеющий по крайней мере одно перепускное отверстие для перепуска потока из проходного отверстия одного полукорпуса в другой и помещенный внутри распорного кольца между полукорпусами, приводной механизм шестеренного типа, взаимодействующий с зубчатым венцом дискового шибера и установленный в месте выреза распорного кольца, и уплотнения, причем приводной механизм установлен на боковую плоскую площадку, выполненную на корпусе задвижки и распорном кольце.

Кроме того, плоскость площадки параллельна оси шибера, вырез на распорном кольце выполнен хордальным, между приводным механизмом и установочной площадкой могут быть установлены регулировочные прокладки, задвижка может содержать указатель совпадения осей перепускного отверстия и проходных каналов, а дисковый шибер может быть выполнен составным по крайней мере из двух частей, одной из которых является зубчатый венец.

На фиг.1 и 2 показана конструкция задвижки в двух проекциях. Задвижка содержит два полукорпуса 1 с проходными каналами 2, между которыми установлено распорное кольцо 3, соединенные резьбовым соединением 4. Внутри распорного кольца 3 между полу корпусами 1 установлен составной дисковый шибер 5 с наружным зубчатым венцом 6 и керамической втулкой 7, которая образует перепускное отверстие. Шибер имеет ось вращения 8. На корпусе задвижки на расстоянии b от оси вращения шибера выполнена боковая плоская площадка длиной с и шириной, равной толщине корпуса задвижки. На эту площадку установлен приводной механизм шестеренного типа, содержащий вал-шестерню 9 и корпус 10, имеющий соответствующие отверстия и посадочные места для установки вала-шестерни 9. Между приводным механизмом и корпусом задвижки

установлен набор регулировочных прокладок 11. В полукорпусах 1 выполнены резьбовые отверстия, в которые ввернуты шпильки резьбового соединения 12, закрепляющего приводной механизм на корпусе задвижки. На одном из полукорпусов задвижки установлен указатель 13 совпадения осей перепускного отверстия и проходных каналов задвижки. Распорное кольцо 3 имеет вырез, в который входит вал-шестерня 9 приводного механизма. Наиболее технологичным является выполнение этого выреза хордальным, образующим с вырезами на полукорпусах площадку, параллельную оси 8 шибера 5.

Переключение задвижки из положений «открыто» в «закрыто» (или наоборот) производится вращением вала-шестерни 9 за хвостовик 14 до совпадения соответствующих меток О и З со стрелкой лимба указателя 13.

Важным параметром, обеспечивающим надежность работы зубчатого соединения «зубчатый венец 6 - вал-шестерня 9» является точность межцентрового расстояния а. При сборке или в процессе эксплуатации подгонка по этому расстоянию производится установкой дополнительных или снятием существующих прокладок 11. При повышенном износе шибера 5 производится его разборка с заменой зубчатого венца 6 или керамической втулки 7.

1. Задвижка, содержащая разборный корпус, выполненный из двух полукорпусов с проходными каналами, и распорное кольцо с вырезом, установленное между полукорпусами, дисковый шибер с наружным зубчатым венцом, имеющий по крайней мере одно перепускное отверстие для перепуска потока из проходного отверстия одного полукорпуса в другой и помещенный внутри распорного кольца между полукорпусами, приводной механизм шестеренного типа, взаимодействующий с зубчатым венцом дискового шибера и установленный в месте выреза распорного кольца, и уплотнения, отличающаяся тем, что приводной механизм установлен на боковую, по существу, плоскую площадку, выполненную на корпусе задвижки и распорном кольце.

2. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что вырез на распорном кольце выполнен хордальным.

3. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что плоскость площадки параллельна оси шибера.

4. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что между приводным механизмом и установочной площадкой установлены регулировочные прокладки.

5. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что она содержит указатель совпадения осей перепускного отверстия и проходных каналов.

6. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что дисковый шибер выполнен составным по крайней мере из двух частей, одной из которых является зубчатый венец.



 

Наверх