Токоприемник электроподвижного состава

 

Полезная модель относится к транспортной технике, а именно к токоприемникам электроподвижного состава. Целью полезной модели является повышение надежности и качества токосъема путем стабилизации характеристик токоприемника при движении электроподвижного состава в прямом и обратном направлениях. Указанная цель достигается тем, что известный токоприемник электроподвижного состава дополнен поворотным основанием с возможностью поворота в горизонтальной плоскости на 180°, установленным между изоляторами и крышей электроподвижного состава и оснащенным управляемым приводом, выполненным с возможностью фиксации поворотного основания в крайних положениях, соответствующих прямому и обратному направлению движения электроподвижного состава, и соединенным с пультом машиниста, оснащенным индикатором, связанным с датчиками крайних положений поворотного основания.

Полезная модель относится к транспортной технике, а именно к токоприемникам электроподвижного состава.

Наиболее близким к заявленному является токоприемник электроподвижного состава, содержащий полоз и аэродинамические устройства, установленные на подвижных рамах, выполненных по схеме асимметричного полупантографа, соединенных с пневмоприводом и закрепленных на основании, которое посредством изоляторов установлено на крыше электроподвижного состава (Скоростной и высокоскоростной железнодорожный транспорт. Сооружения и устройства. Подвижной состав. Организация перевозок. (Обобщение отечественного и зарубежного опыта). Т.2. СПб.: Информационный центр "Выбор". 2003. С.274-276).

Известный токоприемник электроподвижного состава имеет следующие недостатки. При движении токоприемника «коленом» по направлению движения электроподвижного состава в месте контакта возникают силы, стремящиеся опустить токоприемник в процессе работы и при наезде на препятствие на контактной подвеске, которые можно компенсировать установкой аэродинамических устройств. При движении токоприемника «коленом» в сторону, противоположную направлению движения электроподвижного состава, в месте контакта возникает повышенная сила трения, которая стремится поднять токоприемник, что может при наезде на препятствие на контактной

подвеске привести к повреждению всего анкерного участка контактной сети.

При движении электроподвижного состава в прямом и обратном направлении с высокими скоростями на токоприемник действуют различные аэродинамические силы (подъемная или опускающая), вызванные асимметрией его конструкции, что может привести к увеличению (повышенный механический износ, недопустимый подъем контактного провода) или уменьшению (повышенный электрический износ, отрывы, отжиги и пережоги) контактного нажатия. Стремление уравновесить эти силы за счет дополнительных элементов вызывает усложнение конструкции токоприемника. Кроме того, асимметрия токоприемника при прямом и обратном направлении движения оказывает различное влияние на турбулентность набегающего воздушного потока, а, следовательно, приводит к повышенной генерации шума при движении в одном из направлений. Эти недостатки оказывают негативное влияние на характеристики токоприемника при движении электроподвижного состава в прямом и обратном направлениях с высокими скоростями и снижают качество и надежность токосъема.

Рассмотренных недостатков лишен предлагаемый токоприемник электроподвижного состава.

Целью полезной модели является повышение надежности и качества токосъема путем стабилизации характеристик токоприемника при движении электроподвижного состава в прямом и обратном направлениях.

Указанная цель достигается тем, что известный токоприемник электроподвижного состава, содержащий полоз и аэродинамические устройства, установленные на подвижных рамах, выполненных по схеме асимметричного полупантографа, соединенных с пневмоприводом и закрепленных на основании, которое посредством изоляторов установлено на крыше электроподвижного состава, дополнен поворотным основанием с возможностью поворота в горизонтальной плоскости на 180°, установленным между изоляторами и крышей электроподвижного состава и оснащенным управляемым приводом,

выполненным с возможностью фиксации поворотного основания в крайних положениях, соответствующих прямому и обратному направлению движения электроподвижного состава, и соединенным с пультом машиниста, оснащенным индикатором, связанным с датчиками крайних положений поворотного основания.

На фиг.1 изображен токоприемник при движении электроподвижного состава в прямом (сплошной линией) и обратном (пунктирной линией) направлении, на фиг.2 - вид токоприемника сверху.

Токоприемник электроподвижного состава содержит полоз 1 и аэродинамические устройства 2, установленные на подвижных рамах 3, выполненных по схеме асимметричного полупантографа, соединенных с пневмоприводом 4 и закрепленных на основании 5, которое посредством изоляторов 6 установлено на крыше 7 электроподвижного состава. Между изоляторами 6 и крышей 7 электроподвижного состава установлено поворотное основание 8 с возможностью поворота в горизонтальной плоскости на 180°, оснащенное управляемым приводом 9, выполненным с возможностью фиксации поворотного основания 8 в крайних положениях, соответствующих прямому и обратному направлению движения электроподвижного состава, и соединенным с пультом машиниста 10, оснащенным индикатором 11, связанным с датчиками 12 крайних положений поворотного основания 8.

Токоприемник работает следующим образом.

При движении электроподвижного состава в прямом направлении полоз 1 токоприемника, закрепленный на подвижных рамах 3, взаимодействует с контактным проводом. Аэродинамические устройства 2 обеспечивают стабилизацию встречного воздушного потока. Подвижные рамы 3, соединенные с пневмоприводом 4, располагаются «коленом» в направлении движения токоприемника и закреплены на основании 5, которое с помощью изоляторов 6 установлено на крыше 7 электроподвижного состава. Между изоляторами 6 и крышей 7 установлено поворотное основание 8 с возможностью поворота в горизонтальной плоскости на 180°, оснащенное управляемым приводом 9,

фиксирующим поворотное основание 8 в крайнем положении, соответствующем прямому направлению движения. Информация о положении поворотного основания 8 от датчиков 12 крайних положений поступает на индикатор 11, расположенный на пульте машиниста 10.

При изменении направления движения электроподвижного состава машинист опускает токоприемник и с пульта машиниста 10 поворачивает токоприемник с помощью поворотного основания 8 «коленом» в сторону, соответствующую обратному направлению движения. При срабатывании датчика положения 12, соответствующего обратному направлению движения, индикатор 11 на пульте 10 сообщает машинисту о завершении поворота токоприемника. Машинист поднимает токоприемник с помощью пневмоцилиндра 4 и начинает движение в обратном направлении.

Внедрение предлагаемого токоприемника позволит повысить качество и надежность токосъема при повышении скоростей движения за счет стабилизации характеристик токоприемника (уравновешивание аэродинамических сил и сил трения в контакте, уменьшение генерируемого шума) при движении электроподвижного состава в прямом и обратном направлениях, уменьшения числа повреждений токосъемных устройств и снижения эксплуатационных расходов, связанных с задержкой поездов на линии.

Токоприемник электроподвижного состава, содержащий полоз и аэродинамические устройства, установленные на подвижных рамах, выполненных по схеме асимметричного полупантографа, соединенных с пневмоприводом и закрепленных на основании, которое посредством изоляторов установлено на крыше электроподвижного состава, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и качества токосъема путем стабилизации характеристик токоприемника при движении электроподвижного состава в прямом и обратном направлениях, он дополнен поворотным основанием с возможностью поворота в горизонтальной плоскости на 180°, установленным между изоляторами и крышей электроподвижного состава и оснащенным управляемым приводом, выполненным с возможностью фиксации поворотного основания в крайних положениях, соответствующих прямому и обратному направлению движения электроподвижного состава, и соединенным с пультом машиниста, оснащенным индикатором, связанным с датчиками крайних положений поворотного основания.



 

Наверх