Устройство для определения направления главных меридианов астигматического глаза у детей

 

Полезная модель относится к офтальмологии и предназначена для определения направления главных меридианов астигматического глаза у детей. Устройство представляет собой полукольцо шириной 10 мм, изготовленное из недеформируемого материала. На одной поверхности полукольца находится шкала ТАБО от 90° до 0° и от 180° до 90°. На концах другой поверхности полукольца находится элемент фиксации к коже в области верхнего и нижнего краев орбиты.

Предлагаемая полезная модель относится к офтальмологии и предназначена для определения направления главных меридианов астигматического глаза у детей.

Объективное исследование рефракции у детей младшего возраста представляет известные трудности. Если для определения сферического компонента рефракции весьма надежным способом, является скиаскопия, то для определения астигматических компонентов точность этого способа недостаточна. В особенности это касается направления главных меридианов астигматического глаза, которое может быть определено лишь ориентировочно. Для решения этого вопроса были созданы модификации скиаскопии, такие как штрих-скиаскопия и цилиндроскиаскопия, однако и они не способны решить эту проблему окончательно, поскольку традиционно для проведения штрих-скиаскопии предлагается использовать фороптер (Kommerel G. Strichskiaskopie. Optische Prinzipien und praktische Empfehlungen // Klin. Monatsbl. Augenheilkd. - 1993. - Vol.203. - N1. - p.10-18), что не всегда возможно у маленьких детей, а для проведения цилиндроскиаскопии требуется использование пробной очковой оправы, что также представляется проблематичным (Адигезалова-Полчаева К.А. К методике цилиндроскиаскопии. Сб. трудов Азерб. НИИ офтальмологии. - Баку, 1956. - Т.1. - С.101-106.).

Применение современного способа диагностики астигматизма: автоматической рефрактометрии, ограничено у маленьких детей, поскольку невозможно побудить ребенка смотреть в тубус прибора,

а ручные модели этих приборов дают значительную ошибку в определении оси цилиндра, поскольку при их использовании невозможна жесткая фиксация головы (Проскурина О.В., Розенблюм Ю.З. Применение автоматических рефрактометров в практике врача офтальмолога и оптометриста // Вестник оптометрии. - 2001. - №5. - с.9-17).

Фото- и видеорефракторы - приборы позволяющие исследовать рефракцию на расстоянии, также не решают проблему диагностики астигматизма у детей, поскольку приборы дают существенную ошибку, в том числе и в определении астигматизма, и поэтому используются в основном для скрининга грубых аномалий рефракции у детей (Hodi.S. Screening of infants for significant refractive error using videorefraction // Ophthalmic. Physiol. Opt. - 1994. - Vol.l4. - N3. - P.310-313).

Ближайшим аналогом предлагаемой полезной модели является фороптер. При этом используется определение направления главных меридианов астигматического глаза методом штрих-скиаскопии, включающее оценку рефракции в каждом из меридианов и определение их направления путем проецирования светящейся полоски в область зрачка пациента и поворота ее до момента, когда при переходе с радужки на зрачок излом полоски исчезает. Положение полоски, при котором она выглядит непрерывной, указывает направление одного из главных меридианов астигматического глаза, которое определяется по шкале ТАБО, для чего традиционно используется фороптер (Kommerel G. Strichskiaskopie. Optische Prinzipien und praktische Empfehlungen // Klin. Monatsbl. Augenheilkd. - 1993. - Vol.203. - N1. - p.10-18). Однако, такое устройство не удается использовать у детей

младшего возраста, поскольку, трудно побудить ребенка смотреть через фороптер, что безусловно снижает ценность этого метода.

Задачей предлагаемой полезной модели является разработка такого устройства, с помощью которого возможно определение направления главных меридианов астигматического у детей младшего возраста, используя метод штрих-скиаскопии.

Техническим результатом предлагаемой полезной модели является возможность точного определения направления главных меридианов астигматического глаза у детей младшего возраста.

Технический результат достигается за счет использования полукольца (1) шириной 10 мм, изготовленного из недеформируемого материала. На одну поверхность полукольца нанесена шкала ТАБО от 90° до 0° и от 180° до 90° (2). На концах другой поверхности полукольца находится элемент фиксации к коже (3) в области верхнего и нижнего краев орбиты (фиг.1).

Полукольцо фиксируют к лицу ребенка в двух точках: в области верхнего и нижнего краев орбиты таким образом, что бы линия, проходящая через деления шкалы соответствующее 90°, находилась в вертикальной плоскости и проходила через центр зрачка.

Устройство используется следующим образом.

На первом этапе, с помощью штрих-скиаскопа определяют рефракцию ребенка в двух меридианах. Если рефракция в двух меридианах одинаковая - астигматизма нет и исследование заканчивается. Если имеется разница в рефракции двух меридианов, диагностируют астигматизм и переходят ко второму этапу - определению главных меридианов астигматического глаза. Для этого к лицу ребенка фиксируют предлагаемое устройство со

шкалой ТАБО, таким образом, что бы наружная часть полукольца находилась с височной стороны. Верхнюю часть полукольца фиксируют в области верхнего края орбиты, нижнюю в области нижнего края орбиты, при этом линия, соединяющая деления соответствующие 90° должна проходить через центр зрачка.

После того как полукольцо фиксировано к лицу ребенка, приступают к определению направления главных меридианов, для чего светящуюся полоску от штрих-скиаскопа устанавливают в положение близкое к меридиану с меньшей аметропией. Если при данном положении при переходе с радужки на зрачок полоска не изламывается и выглядит непрерывной, значит она находится в одном из главных меридианов астигматического глаза, который и определяется по шкале ТАБО нанесенной на одну из поверхностей полукольца, второй главный меридиан, находится под углом 90° к первому. Если при переходе с радужки на зрачок полоска изламывается, с помощью поворотного кольца ее поворачивают до тех пор, пока излом не исчезнет, положение полоски при этом укажет положение одного из главных меридианов, второй главный меридиан будет находиться под углом 90° к первому. После определения направления главных меридианов астигматического глаза переходят к третьему этапу исследования - штрих-скиаскопии в двух главных меридианах. Результаты исследования записываются в виде уголка, как и при скиаскопии, с указанием положения главных меридианов, либо переводятся в запись сфера - цилиндр - ось.

Клинические примеры.

Пример 1.

Ребенок П., 1 год.

В поликлинике по месту жительства был выявлен астигматизм.

Данные скиаскопии:

OD OS
-2,0 -2,0
0° +1,0 0° +1,0

Направлен на обследование в институт.

Выполнена штрих-скиаскопия, данные которой по величине рефракции в двух меридианах полностью соответствуют предыдущим данным.

К лицу ребенка фиксируется полукольцо со шкалой ТАБО, полоска штрих-скиаскопа устанавливается в горизонтальном меридиане. При этом при переходе с радужки на зрачок, определяется излом полоски. С помощью поворотного кольца полоска поворачивается до момента исчезновения излома, который по шкале ТАБО, нанесенной на полукольцо фиксированное к лицу, определяется при положении полоски в меридиане 160°, что соответствует положению одного из главных меридианов астигматического глаза. Второй главный меридиан находится в положении 70°. После чего проводится штрих скиаскопия в двух главных меридианах. Аналогичным способом исследована рефракция левого глаза. По шкале ТАБО нанесенной на полукольцо определено положение одного из главных меридианов как 20°, второй главный меридиан находится в положении 110°. Полученные данные переведены в запись сфера - цилидр - ось.

OD+1,0-3,0×160°

OS+1,0-3,0×20°.

На основании полученных данных выписаны очки.

Пример 2. Ребенок Б. 3 года.

Ранее выявлен астигматизм и выписаны астигматические очки. Очки носить отказывается, капризничает.

Данные скиаскопии:

OD OS
+0,5 0
0° +2,5 0° +2,0

Исследование с помощью автоматической рефрактометрии не удается, ребенок ведет себя беспокойно.

Выполнена штрих-скиаскопия, данные которой по величине рефракции в двух меридианах соответствуют предыдущим данным.

К лицу ребенка фиксируется полукольцо со шкалой ТАБО, полоска штрих-скиаскопа устанавливается в вертикальном меридиане. При этом при переходе с радужки на зрачок, определяется излом полоски. С помощью поворотного кольца полоска поворачивается до момента исчезновения излома. По шкале ТАБО нанесенной на фиксированное к лицу полукольцо определяется исчезновение излома при положении полоски в меридиане 60°, что соответствует положению одного из главных меридианов астигматического глаза, второй меридиан находится в положении 150°. После чего проводится штрих скиаскопия в двух главных меридианах. Аналогичным способом исследована рефракция левого глаза. По шкале ТАБО нанесенной на полукольцо определено положение одного из главных меридианов левого глаза, как 100°, второй главный меридиан находится в положении 10°. Полученные данные переведены в запись сфера - цилидр - ось.

OD+0,5+2,0×60°

OS+0,5+2,0×100°.

На основании полученных данных выписаны новые очки.

OD+0,0+2,0×60°

OS+0,0+2,0×100°

Новые очки носит охотно.

Таким образом, предлагаемое устройство для определения направления главных меридианов астигматического глаза у детей позволяет быстро и точно определять их положение у детей самого раннего возраста и на основании полученных данных выписывать астигматические очки, что способствует правильному развитию органа зрения и профилактике рефракционной амблиопии.

Устройство для определения направления главных меридианов астигматического глаза у детей, представляющее собой полукольцо шириной 10 мм, изготовленное из недеформируемого материала, при этом на одной поверхности полукольца находится шкала ТАБО от 90 до 0° и от 180 до 90°, а на концах другой поверхности полукольца находится элемент фиксации к коже в области верхнего и нижнего краев орбиты.



 

Наверх