Гайковерт

 

Полезная модель относится к машиностроению, а именно к механизации сборки резьбовых соединений. Гайковерт содержит корпус, привод, шпиндель с рабочей головкой, закрепленное на нем храповое колесо, ведущий вал с установленным эксцентриком, шатун-собачку, надетый на эксцентрик и взаимодействующий с храповым колесом, корпус состоит из двух половин, соединенных шарниром, ось которого параллельна осям шпинделя и ведущего вала и снабжен устройством, обеспечивающим замыкание половин корпуса регулируемым усилием, пропорциональным заданному максимальному крутящему моменту. При достижении требуемого момента затяжки половины корпуса раздвигаются, и не происходит поворота храпового колеса на очередной шаг, шпиндель останавливается и концевой выключатель отключает привод. Сочетание двух ступеней отключения обеспечивает наибольшую точность регулирования момента затяжки.

Полезная модель относится к области машиностроения, а именно к механизации сборки резьбовых соединений.

Известны пневматические, гидравлические гайковерты с передаточным механизмом храпового типа (SU 1726230 A1, SU 1777986 А1), в которых устройство регулирования крутящего момента основано на использовании предохранительного клапана, ограничивающего давление рабочей среды.

Недостатком является необходимость наличия на месте проведения работ пневмо- или гидростанции.

Известны гайковерты с электроприводом и планетарной механической передачей (SU 1805024 A1), в них регулирование момента затяжки осуществляется встроенным динамометром, содержащим гидроцилиндр и управляющим конечным выключателем электропривода.

Недостатком является сложность конструкции, а также инерционность процесса отключения, приводящая к снижению точности момента затяжки.

Наиболее близким по конструкции к предлагаемому гайковерту является храповый передаточный механизм (Артоболевский И.И. Механизмы в современной технике: Справочное пособие для инженеров, конструкторов и изобретателей. В 7-ми Т. - Т.3. - 102 с. - 2-е изд., перераб. - М. :Наука, 1979 г.), который содержит корпус, ведомый вал с закрепленным храповым колесом, ведущий вал с установленным эксцентриком, шатун-собачку, надетый на эксцентрик и взаимодействующий с храповым колесом.

Этот механизм прост по конструкции, имеет высокий КПД, но не выполняет функции регулирования предельного крутящего момента.

Для устранения указанного недостатка в гайковерте, содержащем корпус, привод, шпиндель с рабочей головкой, закрепленное на нем храповое колесо, ведущий вал с установленным эксцентриком, шатун-собачку,

надетый на эксцентрик и взаимодействующий с храповым колесом, корпус состоит из двух половин, соединенных шарниром, ось которого параллельна осям шпинделя и ведущего вала, и снабжен устройством, обеспечивающим замыкание половин корпуса регулируемым усилием, пропорциональным заданному максимальному крутящему моменту.

По превышении заданного момента половины корпуса раздвигаются и не происходит поворота храпового колеса на очередной шаг, при этом на данное взаимодействие не влияют инерционные свойства привода.

Для окончательного отключения привода гайковерт снабжен конечным выключателем, срабатывающим при размыкании половин корпуса.

При сочетании двух ступеней отключения достигается наибольшая точность регулирования момента затяжки.

Конструкция устройства точного регулирования крутящего момента может быть различной. В частности он включает в себя два жестких кронштейна, соединенных с половинами корпуса, винт и гайку стягивающие кронштейны посредством тарированной пружины, а также шкалу.

В другом варианте он включает в себя жесткий кронштейн, соединенный с одной половиной корпуса и пластинчатую пружину, соединенную с другой половиной корпуса, взаимодействующие между собой посредством упора, имеющего свободу регулировочного перемещения вдоль кронштейна.

Один из кронштейнов выполнен совмещенным с рукояткой гайковерта.

Грубая регулировка максимального крутящего момента производится перестановкой оси шарнира в соответствующие отверстия, выполненные в половинах корпуса.

Для того чтобы при реверсе гайковерта, осуществляемом путем изменения положения собачки, максимальный крутящий момент соответствовал показаниям шкалы, ось шарнира, соединяющего половины корпуса, расположена в плоскости, проходящей через ось ведущего вала перпендикулярно плоскости, содержащей оси ведущего вала и шпинделя.

На фиг.1-3 изображен предлагаемый гайковерт, фиг.1 - вид сверху в разрезе, фиг.2 - его разрез по А-А, фиг.3 - вариант гайковерта с плоской пружиной.

Гайковерт содержит привод 1, корпус, состоящий из двух половин 2 и 3, шпиндель с рабочей головкой 4, закрепленное на нем храповое колесо 5, ведущий вал 6 с установленным эксцентриком 7, шатун - собачку 8, надетый на эксцентрик, пружину 9, реверсную скобу 10, ось 11, которая установлена в соответствующие отверстия в половинах корпуса. Устройство плавной регулировки максимального крутящего момента гайковерта состоит из кронштейнов 12 и 13, винта-шкалы 14, пружины тарированной 15, гайки 16, шайбы 17, концевого выключателя 18.

Гайковерт работает следующим образом. После включения привода крутящий момент передается от привода 1 через муфту ведущему валу 6 с установленным эксцентриком 7. Собачка 8 под воздействием эксцентрика 7 входит в зацепление с зубьями храпового колеса 5 приводя в движение шпиндель 4. Процесс завинчивания продолжается до тех пор пока крутящий момент на шпинделе не превысит предельного значения. После чего пружина 15 сжимается и поворота храпового колеса 5 на очередной шаг не происходит. Для увеличения максимального крутящего момента пружина 15 сжимается гайкой 16. Грубая регулировка максимального крутящего момента осуществляется перестановкой оси 11 шарнира в соответствующие отверстия корпуса.

Для осуществления реверса гайковерта шатун-собачка 8 выполнен с двумя рабочими элементами и с помощью скобы 10 переводится в соответствующее положение.

Другой вариант исполнения устройства регулирования предельного момента затяжки представлен на фиг.3. Устройство содержит кронштейн 19, совмещенный с рукояткой гайковерта, пластинчатую пружину 20, упор

подвижный 21, концевой выключатель 18. Устройство работает аналогичным образом. Для регулирования максимального крутящего момента упор 21 передвигается вдоль кронштейна 19. При реверсировании шпинделя половины корпуса раскрываются, собачка перемещается в противоположное положение.

Простота конструкции и условий эксплуатации делает данный гайковерт доступным для широкого круга пользователей (например при ремонте автомобилей). При этом помимо повышения производительности труда, достигающегося за счет механизации работ, обеспечивается высокая точность момента затяжки резьбовых соединений.

1. Гайковерт, содержащий корпус, привод, шпиндель с рабочей головкой, закрепленное на нем храповое колесо, ведущий вал с установленным эксцентриком, шатун-собачку, надетый на эксцентрик и взаимодействующий с храповым колесом, отличающийся тем, что корпус состоит из двух половин, соединенных шарниром, ось которого параллельна осям шпинделя и ведущего вала и снабжен устройством, обеспечивающим замыкание половин корпуса регулируемым усилием, пропорциональным заданному максимальному крутящему моменту.

2. Гайковерт по п.1, отличающийся тем, что содержит концевой выключатель привода, срабатывающий в момент раскрытия половин корпуса.

3. Гайковерт по п.1, отличающийся тем, что устройство регулирования усилия включает два жестких кронштейна, соединенных с половинами корпуса, винт, гайку, стягивающие кронштейны посредством тарированной пружины и шкалу.

4. Гайковерт по п.1, отличающийся тем, что устройство регулирования усилия включает жесткий кронштейн, соединенный с одной половиной корпуса и пластинчатую пружину, соединенную с другой половиной корпуса, взаимодействующие между собой посредством упора, имеющего свободу регулировочного перемещения вдоль кронштейна.

5. Гайковерт по п.3, отличающийся тем, что один из кронштейнов совмещен с рукояткой гайковерта.

6. Гайковерт по п.1, отличающийся тем, что в половинах корпуса выполнено несколько отверстий, позволяющих производить перестановку оси шарнира для грубой регулировки максимального крутящего момента.

7. Гайковерт по п.1, отличающийся тем, что ось шарнира, связывающего половины корпуса расположена в плоскости, проходящей через ось ведущего вала перпендикулярно плоскости, содержащей оси ведущего вала и шпинделя.



 

Похожие патенты:

Техническим результатом является повышение эффективности работы мини-кондиционера за счет более эффективной работы источника механических колебаний

Полезная модель относится к области машиностроения, предназначается для работы в системе электрооборудования и может быть использована в транспортных средствах для дополнительного обеспечения безопасности при аварии

Устройство для сборки быстроразъемных резьбовых соединений относится к средствам измерения и контроля и может быть использовано в устройствах для сборки резьбовых соединений для настройки и контроля крутящего момента.

Полезная модель относится к машиностроению, а именно к узлам измерительных приборов и предназначена для измерения крутящего момента, передаваемого через карданный (или другой) вал, и оборотов вала без каких-либо линий электропитания и механических связей с неподвижными элементами механизма
Наверх