Контроллер силовой

 

Изобретение относится к электротехнике, в частности к низковольтным электротехническим аппаратам с ручным приводом, применяемых для управления рудничными электровозами. Предложенное техническое решение позволяет управлять с помощью одного контроллера с одного поста управления машиниста двумя спаренными рудничными электровозами. В контроллере силовом, созданным на основе серийного контроллера КС-305, дополнительно установлены второй реверсивный вал с кулачковыми шайбами, механически жестко соединенный с первым реверсивным валом, при этом на первый и второй реверсивные валы установлены в подшипниках барабаны переключателей, с возможностью их независимого вращения, и жестко соединены с главным валом механической передачей.

Предлагаемая полезная модель относится к электротехнике, низковольтным электротехническим аппаратам с ручным приводом, в частности к нормальному рудничному электрооборудованию, осуществляет оперативное включение и отключение коммутационных аппаратов посредством мускульной силы человека - оператора (машиниста электровоза).

Известен силовой кулачковый контроллер типа МТ-30 (Н.М.Баталов, Б.П.Петров, «Тяговые электрические аппараты». Энергия, Москва, 1969, стр.101-103), состоящий из главного и реверсивного валов с кулачковыми шайбами, взаимодействующими с контактными элементами, расположенными на рейках, а контакты кулачковых элементов включены в электрическую цепь тяговых двигателей.

Этот контроллер предназначен для управления одним электровозом.

Наиболее близким по принципу действия и функциональному назначению является контроллер силовой КС-305 У5 (ТУ 16-95 ИДБМ.643521.001 ТУ)

Контроллер состоит из главного и реверсивного барабанов, установленных в подшипниках между основанием и крышкой, которые соединены стальными рейками. Главный и реверсивный барабаны представляют собой стальные валы с профильными изоляционными шайбами, которые, воздействуя на подвижные рычаги кулачковых элементов, укрепленных на рейках, замыкают или размыкают контакты, согласно диаграмме включений контроллера. Перемещение главного вала барабана производится главной рукояткой по позициям «Ход-0-Тормоз». Реверсивный барабан устанавливается в требуемое положение «Вперед-0-Назад» специальной съемной реверсивной рукояткой.

Главный и реверсивный барабаны контроллера механически сблокированы так, что в нулевом положении реверсивного барабана исключена возможность вращения главного барабана, а установка реверсивного барабана в положение «Вперед» или «Назад» производится только при нулевом положении главного барабана.

Выбранный за прототип контроллер КС-305 У5 позволяет управлять пуском и торможением тяговых двигателей только одного электровоза, для управления тяговыми двигателями другого электровоза этого же состава необходим переход машиниста в другой электровоз.

Целью предлагаемой полезной модели является создание контроллера машиниста, с помощью которого можно было бы управлять двумя спаренными электровозами с одного рабочего поста управления, при этом контроллер должен вписываться в указанные габариты, которые не позволяют использовать два серийных контроллера.

Поставленная цель достигается следующими средствами.

На основе контроллера КС-305 для управления одним электровозом был создан новый силовой контроллер, в котором между основанием и крышкой к установленным главному валу с кулачковыми изоляционными шайбами и несъемной рукояткой и реверсивному валу с кулачковыми изоляционными шайбами и съемной реверсивной рукояткой, рейкам с кулачковыми элементами, дополнительно установлены на том же основании второй реверсивный вал с изоляционными кулачковыми шайбами, при этом на первый и второй реверсивные валы в подшипниках установлены барабаны переключателей, с возможностью их независимого вращения, взаимодействующие с контактными элементами силовой цепи «Ход-0-Тормоз». Главный вал с неподвижно закрепленной на нем главной рукояткой и валы барабанов переключателей жестко связаны между собой с помощью механизма зубчатой передачи.

Второй реверсивный вал связан с первым реверсивным валом и расположенной на нем съемной реверсивной рукояткой при помощи второго механизма зубчатой передачи.

Заложенные в конструкцию технические решения обеспечили возможность размещения необходимого количества коммутирующих элементов в контроллере для управления пуском и торможением тяговых двигателей двух рудничных электровозов, работающих в спарке и осуществить управление этими электровозами одним машинистом.

Схема механизма предложенного контроллера представлена на чертеже, где между основанием 1 и крышкой 2 установлены главный вал с изоляционными кулачковыми шайбами - 3, два реверсивных вала с изоляционными кулачковыми шайбами - 4, барабаны переключателей с профильными шайбами - 5, установленные в подшипниках - 6 на реверсивных валах - 4, рейки с кулачковыми элементами - 7, главная рукоятка - 8, реверсивная рукоятка - 9, механизм зубчатой передачи с главного вала на барабаны переключателей - 10, механизм зубчатой передачи с одного реверсивного вала на другой - 11.

Контроллер работает следующим образом.

Между основанием 1 и крышкой 2 установлены в подшипниках главный вал 3 и два реверсивных вала 4 с изоляционными кулачковыми шайбами.

На реверсивных валах 4 в подшипниках 6 вращаются барабаны переключателей 5 с профильными шайбами. Главный вал 3 и барабаны переключателей 5 приводятся в действие главной рукояткой 8, синхронность их работы достигается с помощью механизма зубчатой передачи 10. Реверсивные валы устанавливаются в нужное положение «Вперед-0-Назад» съемной рукояткой 9, закрепленной на первом валу. Синхронное вращение реверсивных барабанов 4, обеспечивается при помощи второго механизма зубчатой передачи 11.

Кулачковые шайбы главного вала 3 и профильные шайбы барабанов переключателей 5, взаимодействуя с кулачковми элементами,

расположенными на рейках 7 обеспечивают замыкание и размыкание контактов силовой цепи тяговых двигателей «Ход-0-Тормоз» согласно диаграмме включений контроллера.

Например, при включении режима «Ход» (поворот главной рукоятки по часовой стрелке, при этом реверсивная рукоятка находится в положении «Вперед» или «Назад») происходит одновременное включение силовых контактов кулачковых элементов, относящихся к главному валу и силовых контактов в цепи барабанов переключателей, а также контактов кулачковых элементов двух реверсивных валов (через механизм зубчатой передачи), где вышеперечисленные кулачковые элементы являются устройствами силовой цепи первого и второго электровозов. Аналогично происходит управление первого и второго электровозов в режиме «Тормоз».

Таким образом, управление двумя электровозами, работающими в спарке осуществляется в предложенном контроллере одной главной рукояткой и одной реверсивной рукояткой.

Заложенные в конструкцию технические решения позволяют разместить необходимое количество коммутирующих элементов и создать контроллер для управления пуском и торможением тяговых электродвигателей на двух рудничных электровозах, работающих в спарке с одного поста управления машиниста.

1. Контроллер силовой, содержащий расположенные между основанием и крышкой главный вал с кулачковыми шайбами и главной рукояткой, реверсивный вал с кулачковыми шайбами и съемной рукояткой, рейки с контактными кулачковыми элементами, отличающийся тем, что в контроллере дополнительно установлены второй реверсивный вал с кулачковыми шайбами, механически жестко соединенный с первым реверсивным валом, при этом на первый и второй реверсивные валы установлены в подшипниках барабаны переключателей, с возможностью их независимого вращения, и жестко соединены с главным валом механической передачей.

2. Контроллер силовой по п.1, отличающийся тем, что жесткое механическое соединение главного вала с барабанами переключателей выполнено в виде зубчатой передачи.

3. Контроллер силовой по п.1, отличающийся тем, что жесткое механическое соединение двух реверсивных валов выполнено в виде второй зубчатой передачи.



 

Наверх