Вагон-электростанция
Вагон-электростанция содержит кузов (1), в котором расположены машинное отделение (3) с дизель-генераторами (4), а также служебное помещение (6) и купе (7) с туалетом (8) для бригады обслуживания. Для обеспечения надежного и бесперебойного электропитания различных потребителей, как в составе поезда, так и вне его внутри кузова (1) рядом с машинным отделением (3) установлен статический преобразовательный агрегат (9), соединяемый с контактным проводом (10) через токосъемник (12). Внутри кузова (1) может быть оборудовано и багажное отделение (13), а под кузовом (1) может располагаться барабан с кабелем (15) для подключения внешних потребителей или для подсоединения к наземным системам электропитания. 3 пункта формулы, 2 фиг. чертежей.
Полезная модель относится к железнодорожному транспорту, в частности к вагонам-электростанциям, предназначенным для обеспечения электроэнергией пассажирских вагонов.
Развитие и совершенствование пассажирских вагонов, повышение их комфортабельности ведет к увеличению их электропотребления, что в свою очередь усложняет, утяжеляет и делает нецелесообразным автономное электроснабжение пассажирских вагонов от устанавливаемых на них генераторов и аккумуляторных батарей.
Известна система централизованного электроснабжения пассажирских вагонов от источников тока, установленных на локомотиве [1]. Эта система более целесообразна, экономична и позволяет отказаться от установки на каждом пассажирском вагона дорогостоящих и громоздких систем генераторов и аккумуляторных батарей, однако она существенно снижает автономность пассажирских вагонов, поскольку их электроснабжение возможно только при наличии пристыкованного и функционирующего локомотива.
Известна также установка в составе поезда вагона-электростанции для централизованного электроснабжения пассажирских вагонов [2].
Наиболее близким аналогом заявляемой полезной модели является вагон-электростанция, содержащий кузов с машинным отделением, в котором установлены дизель-генераторы с оборудованием для топливоподачи, запуска и их охлаждения, и расположенные в одном из торцев кузова вагона служебное помещение и купе с туалетом для бригады обслуживания [3].
Известный вагон-электростанция обеспечивает централизованное электроснабжение подключенных к нему пассажирских вагонов при любых условиях их эксплуатации (вне зависимости от наличия в составе локомотива), однако не использует наиболее экономичное электроснабжение от контактного провода.
Технический результат, который может быть достигнут при использовании заявляемой полезной модели заключается в расширении функциональных возможностей вагона-электростанции и в повышении надежности и экономичности электроснабжения.
Для достижения указанного технического результата в вагоне-электростанции, содержащем кузов с машинным отделением, в котором установлены дизель-генераторы с оборудованием для топливоподачи, запуска и их охлаждения, а также купе с туалетом для бригады обслуживания, предлагается установить внутри кузова рядом с машинным отделением статический преобразовательный агрегат, соединенный с контактным проводом через расположенный на крыше кузова токосъемник.
Для перевозки в вагоне-электростанции дополнительного багажа или различного оборудования предлагается также внутри кузова образовать багажное
отделение, а для подключения на остановках, стоянках и т.п. внешних потребителей, под кузовом вагона может быть расположен барабан с кабелем.
Схематичное выполнение заявляемого вагона-электростанции представлено на прилагаемых чертежах.
На фиг.1 представлена схема вагона-электростанции на виде спереди.
На фиг.2 представлена схема вагона-электростанции, сечение А-А, вид сверху.
Вагон-электростанция содержит кузов 1 (габарита 1-ВМ или 2-ВМ), устанавливаемый на тележки 2.
Внутри кузова 1 находится машинное отделение 3, в котором установлены дизель-генераторы 4 с оборудованием для топливоподачи, запуска и их охлаждения (на чертежах не показаны).
Топливо для питания дизель-генератора 4 может располагаться в топливном баке 5 в подвагонном пространстве.
В одном из торцев кузова 1 расположены служебное помещение 6 и купе 7 с туалетом 8 для бригады обслуживания.
В противоположном торце кузова 1 расположен статический преобразовательный агрегат 9, соединяемый с контактным проводом 10 через установленный на крыше 11 кузова 1 токосъемник 12 (который может быть выполнен в виде пантографа с приводом его подъема).
Между машинным отделением 3 и служебным помещением 6 оборудовано багажное отделение 13 для перевозки багажа и различного оборудования.
Для соединения дизель-генераторов 4 и статического преобразовательного агрегата 9 с потребителями в пассажирских вагонах под кузовом 1 проложены кабели 14, а для подключения внешних (наземных) потребителей под кузовом 1 расположен барабан с кабелем 15.
Для надежного и бесперебойного электропитания различных систем и оборудования пассажирских вагонов состава в вагоне-электростанции могут быть установлены два и более дизель-генератора 4, а при необходимости электропитание может осуществляться от статического преобразовательного агрегата 9, преобразующего 3000 V, снимаемых с контактного провода 10 в трехфазный переменный ток с напряжением 380 V и частотой 50 Гц.
Кроме обеспечения электропитанием пассажирских вагонов (их систем кондиционирования, отопления, вентиляции, водоснабжения, освещения и др.) вагон-электростанция может обеспечивать и других потребителей, для чего служит барабан с кабелем 15, который может также использоваться и для подключения вагона-электростанции к наземным системам электропитания.
Источники информации:
[1] «Подвижной состав и тяга поездов» под ред. А.П.Третьякова, изд. МПС, М., 1961 г., стр.263-264.
[2] Большая энциклопедия транспорта т.4 «Железнодорожный транспорт», М., 2003 г., стр.577-578.
[3] Г.И.Осадчук, Е.С.Фарафонов «Ходильное оборудование вагонов и кондиционирование воздуха», М., Транспорт, 1974 г., стр.197-217, рис.116.
1. Вагон-электростанция, содержащий кузов с машинным отделением, в котором установлены дизель-генераторы с оборудованием для топливоподачи, их запуска и охлаждения, служебное помещение и купе с туалетом для бригады обслуживания, отличающийся тем, что внутри кузова рядом с машинным отделением установлен статический преобразовательный агрегат, соединенный с контактным проводом через установленный на крыше кузова токосъемник.
2. Вагон-электростанция по п.1, отличающийся тем, что внутри кузова образовано багажное отделение.
3. Вагон-электростанция по п.1, отличающийся тем, что под кузовом вагона расположен барабан с кабелем для подключения внешних потребителей.