Пассажирский вагон с тамбуром, оборудованным принудительной вентиляцией периодического действия
Полезная модель относится к пассажирскому вагоностроению и касается системы вентиляции, а в частности вентиляционного оборудования помещения предназначенного для курения.
Сущность полезной модели заключается в том, что нерабочий тамбур вагона, используемый для курения, снабжен вентиляционным оборудованием с принудительной вентиляцией периодического действия, состоящим из вытяжной аппаратуры, включающей датчик дыма, закрепленный на потолке тамбура, обеспечивающий автоматическое включение-выключение смонтированного на потолке тамбура вентилятора электроприводного действия с рабочим колесом и проточной частью, которая связана с проточной частью дефлектора динамического действия посредством вентиляционного канала. Производительность вентиляционного оборудования, обеспечивает давление воздуха в тамбуре для курения меньшее, чем давление воздуха в салоне вагона.
Технический результат, заключается в создании комфортных условий пассажирам за счет обеспечения эффективной вентиляции тамбура используемого для курения и недопущения проникновения дыма в пассажирское отделение вагона.
Полезная модель относится к пассажирскому вагоностроению и касается системы вентиляции пассажирского вагона в частности вентиляционного оборудования помещения (тамбура) предназначенного для курения.
Известна система вентиляции в тамбуре с некотловой стороны («Кондиционирование воздуха в пассажирских вагонах» Ю.О.Фаерштейн, Б.Н.Китаев, г.Москва 1984 г., стр.62, рис.21). В вагоне типа 61-425 над тамбуром с некотловой стороны установлен дополнительный дефлектор. При эксплуатации этого вагона летом дефлекторы в туалетах и купе должны быть открыты, а зимой полуоткрыты, тамбурный же дефлектор должен быть всегда открыт. В этом вагоне в качестве выпускного устройства применяется штампованная вентиляционная решетка из алюминиевого листа. Дефлекторы обеспечивают удаление отработанного воздуха из пассажирских помещений в атмосферу.
При вентиляции не обеспечивается приток необходимого количества воздуха, недостаточную вентиляцию тамбура с некотловой стороны вагона следует отнести к недостаткам аналога.
Прототипом полезной модели являются пассажирские вагоны, описанные в книге: «Вагоны. Проектирование, устройство и методы испытаний», под редакцией канд. техн. наук Л.Д.Кузьмича, г.Москва, «Машиностроение», 1978 г., стр.274-277, рис.122.
Пассажирские вагоны всех типов оборудованы системой приточно-вытяжной вентиляции, принудительно подающей в вагон воздух, предварительно очищенный от пыли, а в зимнее время подогретый. Загрязненный воздух удаляется из вагона через дефлекторы, установленные в пассажирских помещениях и бытовых
помещениях вагона. Дефлекторы при работе вентиляционной установки должны быть полностью открыты (зимой полуоткрыты).
Недостатки: при работе приточно-вытяжной вентиляции не обеспечивается приток необходимого количества воздуха; плохая вентиляция тамбура с некотловой стороны вагона.
Сущность полезной модели заключается в том что, нерабочий тамбур, исполнен как тамбур для курения и снабжен вентиляционным оборудованием с принудительной вентиляцией периодического действия, состоящим из вытяжной аппаратуры - дефлектора динамического действия установленного на крыше вагона и смонтированного на потолке тамбура вентилятора электроприводного действия с рабочим колесом и проточной частью, которая связана с дефлектором динамического действия посредством вентиляционного канала, при этом, вентилятор электроприводного действия с рабочим колесом установлен соосно проточной части дефлектора динамического действия. Электродвигатель переменного тока вентилятора подключен к электроцепи питания с преобразователем постоянного тока в переменный и к цепи управления с датчиком дыма, обеспечивающим периодическое включение вентилятора при наличии дыма в тамбуре для курения и выключение при его удалении. Система вентиляции создает избыточное давление в пассажирском отделении вагона, а вентиляционное оборудование, расположенное в тамбуре для курения включаемое при наличии дыма, создает разрежение, не допуская, таким образом, проникновение дыма в пассажирское отделение вагона. Дым из тамбура, оборудованного принудительной вентиляцией периодического действия эффективно удаляется и при отключенной системе вентиляции пассажирского отделения.
Технический результат, получаемый от использования полезной модели, заключается в создании комфортных условий пассажирам за счет обеспечения эффективной вентиляции тамбура используемого для курения и недопущения проникновения дыма в пассажирское отделение вагона.
Сущность полезной модели поясняется чертежами, где:
На фиг.1 - изображен пассажирский вагон с тамбуром, оборудованным принудительной вентиляцией периодического действия.
На фиг.2 - оборудование системы вентиляции пассажирского вагона с тамбуром, оборудованным принудительной вентиляцией периодического действия.
На фиг.3 - принципиальная электрическая схема принудительной вентиляцией периодического действия.
Пассажирский вагон содержит котловой 1 (Фиг.1, 2) и некотловой 2 концы вагона, рабочий тамбур 3, расположенный в котловом конце вагона и нерабочий тамбур 4, расположенный в некотловом конце вагона. Вагон также содержит отделение с пассажирскими 5 и служебными 6 помещениями, оборудованными
системой приточной вентиляции 7 принудительного действия и вытяжной вентиляции 8 динамического действия (работающей от потока воздуха при движении вагона), состоящими из устройств забора наружного воздуха 9, его нагнетания 10, раздачи в пассажирские 5 и служебные 6 помещения.
Нерабочий тамбур 4 вагона, используемый для курения, снабжен вентиляционным оборудованием с принудительной вентиляцией периодического действия, состоящим из вытяжной аппаратуры, включающей датчик дыма 11 (фиг.3), закрепленный на потолке 12 тамбура, обеспечивающий автоматическое включение-выключение смонтированного на потолке тамбура вентилятора 13 электроприводного действия с рабочим колесом 14 и проточной частью 15, которая связана с проточной частью 16 дефлектора 17 динамического действия посредством вентиляционного канала 18, при этом вентилятор 13 электроприводного действия с рабочим колесом 14, установлен соосно проточной части 16 дефлектора динамического действия 17.
Электродвигатель 19 вентилятора переменного тока подключен к электроцепи питания с преобразователем постоянного тока в переменный 20 и к цепи управления с датчиком дыма 11, обеспечивающим периодическое включение вентилятора при наличии дыма в тамбуре для курения и выключение при его удалении.
Двигатель переменного тока 19 подключен к датчику дыма 11 таким образом: двигатель переменного тока 19 подсоединен к коммутирующим выводам преобразователя постоянного тока в переменный 20. Преобразователь постоянного тока в переменный 20 подключен к электромагнитному реле 21 (фиг.4) и к источнику питания. Электромагнитное реле 21 подсоединено к источнику питания и к коммутирующему выводу датчика дыма 11. Датчик дыма 11 подключен к источнику питания.
Система вентиляции работает таким образом: при заборе наружного воздуха и его распределении в пассажирские 5 и служебные 6 помещения, оборудованные приточной принудительной вентиляцией 7 и вытяжной 8 динамического действия для удаления отработанного воздуха, устройствами забора 9 и нагнетания 10 постоянно поддерживается избыточное давление, большее, чем в тамбуре 4 некотлового конца вагона 2, что исключает самопроизвольное проникновение дыма из тамбура для курения в пассажирские 5 и служебные 6 помещения. Для более эффективного удаления дыма из тамбура для курения срабатывает датчик дыма 11, который подает сигнал на электромагнитное реле 21, замыкает контакт и подает напряжение на преобразователь постоянного тока в переменный 20. После преобразования напряжения, из постоянного в переменное, преобразователь 20 включает электродвигатель переменного тока 19 вентилятора 13 с рабочим колесом 14, которое, вращаясь, удаляет дым через вентиляционный канал 18 и
дефлектор 17 в окружающую среду. После удаления дыма из тамбура датчик дыма 11 отключает электродвигатель 19.
Данное техническое решение используется на ОАО «Крюковский вагоностроительный завод» при изготовлении пассажирских вагонов.
1. Пассажирский вагон с тамбуром, оборудованным принудительной вентиляцией периодического действия, содержащий котловой и некотловой конец с рабочим тамбуром, расположенным в котловом конце вагона, и нерабочим тамбуром, расположенным в некотловом конце вагона, отделение с пассажирскими и служебными помещениями, оборудованными системой приточной вентиляции принудительного действия и вытяжной вентиляции динамического действия (работающей от потока воздуха при движении вагона), отличающийся тем, что нерабочий тамбур вагона, используемый для курения, снабжен вентиляционным оборудованием с принудительной вентиляцией периодического действия, состоящим из вытяжной аппаратуры, включающей датчик дыма, закрепленный на потолке тамбура, обеспечивающий автоматическое включение-выключение смонтированного на потолке тамбура вентилятора электроприводного действия с рабочим колесом и проточной частью, которая связана с проточной частью дефлектора динамического действия посредством вентиляционного канала, при этом вентилятор электроприводного действия с рабочим колесом установлен соосно проточной части дефлектора динамического действия.
2. Пассажирский вагон с тамбуром, оборудованным принудительной вентиляцией периодического действия по п.1, отличающийся тем, что вентиляционное оборудование выполнено с производительностью, обеспечивающей давление воздуха в тамбуре для курения меньшее, чем давление воздуха в салоне вагона.