Индикатор торможения-разгона транспортных средств психомоторный

 

Использование: для повышения безопасности и комфортности дорожного движения путем более адекватного оповещения о торможении и разгоне транспортных средств (далее ТС). Сущность полезной модели: индикатор содержит датчик скорости ускорения (рывка), коммутатор и одну или более групп электрических источников света. При торможении датчи!? "рывка подает сигнал на коммутатор, который переключает лампы индикации торможения таким образом, что создается эффект «разбегания» огней, причем, чем интенсивнее торможение, тем эффект более выражен. Таким образом, имитируется увеличение видимых (угловых) размеров ТС, что воспринимается человеком очень быстро. Аналогично - при ускорении ТС лампы индикации разгона переключаются таким образом, что создается эффект сближения огней. Устройство автономно, не требует подключения к системам ТС, и, благодаря самостоятельному корпусу, универсальным креплениям и собственному источнику электропитания, оно может быть установлено на любое ТС.

Полезная модель относится к наземной транспортной технике, в частности, к световым приборам безопасности движения, к классификационной группе B 60 Q 1/44.

Известны такие световые приборы безопасности движения, как адаптивные стоп-сигналы, яркость или эффективная площадь которых пропорциональна величине торможения ТС (заявка на изобретение №94039643/11), и, в частности, стоп-сигнал «Бегущие огни», представляющий из себя линейку светодиодов, которая при нажатии на педаль тормоза осуществляет, как сказано в описании, «поочередное заполнение линейки - накопление огней» (http://domavto.narod.ru).

Недостатками указанных устройств являются:

- неадекватное загорание стоп-сигналов относительно истинного торможения транспортного средства. Зачастую неполное нажатие на педаль тормоза, вызывающее загорание стоп-сигналов, не приводит к торможению автомобиля. И наоборот, когда водитель не пользуется педалью тормоза, например, при торможении двигателем или возникновении неисправностей, автомобиль совершает торможение без включения стоп-сигналов. Большая доля ложных загораний лишают водителя возможности доверять стоп-сигналам, но отвлекаться на них от дорожной обстановки водителю приходится. В этом состоит возможная опасность стоп-сигналов. Стоп-сигналы типа «бегущий огонь» еще больше отвлекают внимание, поэтому вносят только раздражение водителей (отсюда и название - автофенечка). Сам принцип «бегущего огня» используется только для привлечения внимания вследствие подвижности, мельтешения, но никак не для имитации изменения видимых размеров ТС - этого не прослеживается ни в описаниях, ни при анализе работы имеющихся в продаже образцов. Что касается адаптивных сигналов, они также не решают проблему, поскольку степень яркости или площади стоп-сигнала не может быть оценена водителем достаточно быстро и объективно.

- Отсутствует индикация трогания с места и разгона ТС, что могло бы повысить безопасность и комфортность движения, в частности, вследствие точного соблюдения дистанции при движении в плотных потоках ТС.

Целью настоящей полезной модели является более адекватное и надежное оповещение участников движения о торможении, трогании с места и разгоне ТС, что повысит безопасность, комфортность и эффективность движения ТС.

Указанная цель достигается индикатором торможения-разгона психомоторным, снабженным датчиком измерения скорости ускорения (рывка), источником питания и двумя или более группами источников света различного цвета.

В предложенном индикаторе применяется датчик скорости ускорения (рывка) в связи с тем, что на безопасность движения благоприятно влияет только та информация, которая необходима в потенциально опасный момент, а таковым является момент нарастания тормозного (или разгонного) ускорения ТС, т.е. в момент его рывка. Остальная информация является излишней, следовательно, вредной, поскольку перегружает внимание водителей и топит в своем потоке полезную информацию. Даже использование акселерометров давало бы много ложных сигналов, поскольку, при равномерном движении ТС под уклон возникает продольная составляющая вектора ускорения свободного падения, которая выдается акселерометром за отрицательное ускорение (торможение), а при равномерном движении «в гору» - выдается акселерометром за ускорение.

О применении обычных стоп-сигналов можно сказать только то, что в плотных потоках ТС они отвлекают внимание водителя практически ежесекундно. Стоп-сигналы типа «бегущий огонь» отвлекают внимание еще более изощренно. Аналогично воспринимаются и так называемые «адаптивные» стоп-сигналы, у которых яркость или эффективная площадь увеличивается пропорционально торможению: при резком торможении у водителя нет времени оценивать и не с чем сравнивать, насколько ярко или широко загорелись стоп-сигналы у впереди идущего ТС, тем более что у разных марок ТС их яркость и площадь различается порой в несколько раз.

В итоге участники движения вынуждены оценивать величину тормозного рывка впереди идущего ТС «на глаз», а именно по увеличению видимых (угловых) размеров впереди идущего ТС. Такой способ абсолютно достоверный, но недостаточно быстрый, что часто и приводит к наездам и к дискомфорту при движении в потоках ТС. Поэтому в качестве решения предлагается следующий принцип сигнализации:

- сигналы оповещения должны подаваться только в момент возникновения тормозного (разгонного) рывка;

- интенсивность сигнала оповещения должна быть пропорциональна величине рывка;

- сигнал оповещения торможения должен соответствовать принципу естественного восприятия человеческим глазом картины приближения к впереди идущему ТС. Сигнальные огни должны имитировать увеличение видимых размеров ТС, для чего они должны создавать эффект разбегания (по типу «бегущего огня») и увеличения

собственных размеров. Водитель в соответствии с психомоторными особенностями восприятия будет реагировать на такие световые эффекты рефлекторно, следовательно, быстро;

- При пропадании тормозного рывка сигнал оповещения торможения должен еще некоторое время продолжать светиться, причем тем длительнее, чем сильнее был рывок торможения. Это связано с возможными переключениями внимания человека с впереди идущего ТС на другие объекты (например, он может временно перевести взгляд на приборную доску);

- Для более комфортного движения в потоках ТС световой сигнал может подаваться также и при возникновении разгонного рывка, по аналогичной схеме, что и при торможении, но другим цветом и с эффектом сближения сигнальных огней.

На рис.1 показана схема индикатора торможения-разгона психомоторного.

Индикатор состоит из датчика измерения скорости изменения ускорения (рывка) 1, коммутатора 2, источника электропитания 3, группы электрических источников света 4 для индикации торможения ТС (источники красного цвета), группы электрических источников света 5 для индикации разгона ТС (это могут быть источники синего цвета).

На рис.2 показана схема переключения сигнальных огней при торможении и разгоне ТС.

Устройство работает следующим образом.

При возникновении тормозного рывка ТС датчик измерения скорости ускорения (рывка) 1 подает сигнал на коммутатор 2, а коммутатор в зависимости от величины рывка включает и переключает лампы индикации торможения 4 таким образом, что создается эффект разбегания огней и увеличения их видимого размера (или яркости), причем, чем интенсивнее торможение, тем быстрее и на большее расстояние «разбегаются» огни. Аналогично - при возникновении рывка ускорения ТС коммутатор в зависимости от величины рывка включает и переключает лампы индикации разгона 5 таким образом, что создается эффект сближения огней и уменьшения их видимого размера (или яркости), причем, чем интенсивнее разгон, тем быстрее должны «сближаться» огни. Устройство полностью «самодостаточно», т.е. не требует подключения к каким-либо системам ТС, и благодаря самостоятельному корпусу, универсальным креплениям и автономному источнику электропитания может быть установлено на любое транспортное средство.

1. Индикатор торможения-разгона транспортных средств психомоторный, содержащий источники света и коммутирующие устройства, отличающийся тем, что он содержит один или более датчиков измерения скорости изменения ускорения (рывка) транспортного средства, коммутатор, одну или более групп электрических источников света, причем коммутатор и группы источников света выполнены с возможностью создания эффекта двух или более бегущих огней для имитации как увеличения видимых (угловых) размеров транспортного средства при его торможении, так и для имитации уменьшения видимых (угловых) размеров транспортного средства при его ускорении.

2. Индикатор торможения-разгона по п.1, отличающийся тем, что коммутатор, управляющий включением и выключением соответствующих групп источников света, выполнен с возможностью выключать их не сразу после прекращения сигнала с датчика параметров движения, а с гарантирующей восприятие задержкой, по времени фиксированной или пропорциональной величине поступившего с датчика сигнала.

3. Индикатор торможения-разгона по п.1 или 2, отличающийся тем, что датчик включения сигналов торможения или разгона одновременно является источником энергии для коммутатора и источников света.

4. Индикатор торможения-разгона по п.1 или 2, отличающийся тем, что он содержит собственный источник электроэнергии и имеет автономное исполнение в корпусе с устройствами крепления к элементам различных транспортных средств.



 

Наверх