Тележка-каталка под съемные носилки для санитарного транспортного средства

 

Предложена тележка-каталка под съемные носилки для санитарного транспортного средства, предназначенная для транспортировки больных и раненых людей как до санитарного транспортного средства экстренной медицинской помощи (наземного, водного, воздушного), так и внутри транспортного средства, при выгрузке из него и доставке в стационарную клинику (госпиталь), а также для дальнейшей транспортировки внутри помещений клиники (госпиталя). Данная тележка-каталка содержит несущую раму с тремя поперечинами и с двумя передними опорными колесами, выполненными взаимодействующими с поддоном, неподвижно закрепленным на транспортном средстве, закрепленными на несущей раме с возможностью поворота передним и задним шасси с парами опорных колес на их нижних концах, устройство для крепления носилок на тележке-каталке, замок для крепления тележки-каталки с носилками на поддоне и устройство для складывания шасси, имеющее переднее и заднее фиксирующие устройства для, соответственно, переднего и заднего шасси. Имеется устройство автоматической фиксации шасси, включающее неподвижно закрепленные на передней части несущей рамы два кронштейна, в нижней части которых расположена первая поворотная ось с жестко закрепленными на ней первым, вторым и третьим рычагами, первый и второй рычаги связаны второй осью, на которой расположены передние опорные колеса, при этом, первый, второй и третий рычаги вместе с первой поворотной осью образуют жесткую пространственную систему в виде двуплечего рычага-преобразователя, выполняющего функцию датчика положения тележки-каталки и передающего нагрузку от передних опорных колес через третий рычаг на кинематически связанный с ним первый толкатель, подвижно закрепленный на несущей раме с помощью параллелограммного рычажного механизма и подпружиненный относительно нее, за первым толкателем установлен второй толкатель, тоже подвижно закрепленный на несущей раме с помощью параллелограммного рычажного механизма и подпружиненный относительно нее, при этом, первый толкатель кинематически связан с передним фиксирующим устройством переднего шасси и с задним упором, а второй толкатель кинематически связан с задним фиксирующим устройством заднего шасси и соединен с упорным роликом, выполненным взаимодействующим с задним упором первого толкателя. Использование предлагаемой полезной модели позволяет: 1. Повысить надежность работы тележки-каталки за счет упрощения ее конструкции и сокращения количества высоконагруженных деталей и узлов, а также путем обеспечения автоматического (независимого от оператора) управления передним и задним шасси при их фиксации/расфиксации. 2. Повысить удобство работы с тележкой-каталкой путем облегчении работы оператора за счет исключения необходимости держать на весу тележку-каталку с пациентом и обеспечения только толкающего рабочего движения. 3. Существенно снизить риск травматизма пациента и повысить оперативность работы медперсонала - парамедиков за счет исключения необходимости работы с органами управления непосредственно в процессе Загрузки-выгрузки тележки-каталки с пациентом на носилках. 4. Существенно снизить воздействие вибраций и тряски при транспортировке пациента на его голову путем прменения специального виброгасителя-амортизатора, расположенного в передней части тележки-каталки, что особенно важно при черепно-мозговых травмах и инсультах. 1 н.п.ф., 1 э.п.ф., 3 л.илл.

Полезная модель относится к области медицины и может быть использована для транспортировки больных и раненых людей как от места погрузки больного или пострадавшего до санитарного транспортного средства экстренной медицинской помощи (наземного, водного, воздушного), так и внутри транспортного средства, при выгрузке из него и доставке в стационарную клинику (госпиталь), а также для дальнейшей транспортировки внутри помещений клиники (госпиталя) до места выгрузки пациента.

Известны различные конструкции тележек-каталок с носилками для транспортировки пациентов, например, "Носилки-каталка НК-01" и "Кресло-каталка-носилки складывающиеся КНК-01", фирмы "Долгопрудненское научно-производственным предпиятие", г.Долгопрудный, Московская область.

Такие устройства для транспортировки пациентов обеспечивают транспортировку больных (пострадавших) до транспортного средства, а также внутри транспортного средства.

Однако, область использования таких устройств ограничена их конструктивными особенностями - большим весом и малой функциональностью, снижающими их надежность в процессе эксплуатации и повышающими риск дополнительного травмирования транспортируемого пациента.

Известны также различные конструкции тележек-каталок под съемные носилки, см, например, патент РФ N2141811, A 61 G 1/02, В 62 В 3/00, 1997; патент США N4192541, A 61 G 1/02, В 62 В 3/02, 1978; патенты Великобритании N1544281, В 62 В 3/02, 1976; N 1535395, В 62 В 3/02, 1978; N2283415, A 61 G 1/02, 1993; N2289113, A 61 G 1/02, 1994; заявка Германии N29502088.1, A 61 G 1/02, 1995; патенты США N5365622, A 61 G 1/02, 1992; N5435027, A 61 G 1/02, 1995 и др.

Такие тележки-каталки, хотя и позволяют с помощью закрепленных на них сверху носилок транспортировать больных или раненых пациентов, однако, в силу некоторых особенностей их довольно сложных конструкций, они, как правило, имеют недостаточную жесткость, нетехнологичны в изготовлении и довольно неудобны для медицинского персонала при их складывании и закатывании в транспортное средство.

Наиболее близким решением к заявляемому является известная конструкция тележки-каталки под схемные носилки для санитарного транспортного средства по патенту РФ N2102053, A 61 G 1/02, 1996.

Такая тележка-каталка содержит верхнюю панель (несущую раму) с опорными роликами (передними колесами), шарнирно закрепленными на панели передним и задним шасси с опорными колесами на нижних концах, устройство для складывания шасси, устройство для крепления носилок на тележке-каталке и замок для крепления тележки-каталки с носилками на поддоне, неподвижно закрепленном на транспортном средстве.

При этом устройство для складывания шасси выполнено в виде горизонтального двухзвенного рычажного механизма, соединяющего нижние части переднего и заднего шасси, и педали, закрепленной на задних звеньях, а также наклонного двухзвенного рычажного механизма, соединяющего заднее шасси с панелью, на нижних звеньях которого укреплена поперечина, имеются также переднее и заднее фиксирующие устройства пружинного типа для фиксации шасси в сложенном и разложенном положениях.

Кроме этого, на педали закреплен упор для нижних звеньев наклонного механизма, а поддон снабжен поворотным передним наконечником и замком для тележки-каталки в виде поворотной подпружиненной пластины.

Такая тележка-каталка, хотя и позволяет транспортировать носилки

с пациентом, однако, ее область применения существенно ограничена тем, что:

во-первых, при вкатывании тележки-каталки в транспортное средство оператору приходится синхронизировать работу своих ног с перемещением тележки-каталки при ее въезде на поддон, поскольку оператор должен стоять на одной ноге и работать другой, удерживая вес пациента и тележки, отвлекаясь при этом, что опасно для пациента;

во-вторых, конструкция тележки-каталки громоздка, имеет большую массу и ненадежна в работе;

в-третьих, в данной конструкции при погрузке тележки-каталки в транспортное средство и при выгрузке из него фиксация шарнирных соединений переднего и заднего шасси производится непосредственно оператором с помощью специальных фиксирующих пружин, что приводит либо к ненадежной фиксации при применении слабых пружин, либо к необходимости оператору прикладывать большие усилия при применении сильных пружин.

Задачей, на решение которой направлена заявляемая полезная модель является повышение эффективности эксплуатации тележки-каталки с носилками для транспортировки пациента путем повышения удобства при ее эксплуатации, а также путем сокращения вероятности неожиданного отказа в работе.

При осуществлении данной полезной модели обеспечивается получение технического результата, заключающегося в существенном повышении надежности работы тележки-каталки за счет упрощения ее конструкции и сокращения количества высоконагруженных деталей и узлов, а также путем обеспечения автоматического (независимого от оператора) управления передним и задним шасси при их фиксации/расфиксации, и, кроме этого, в облегчении работы оператора путем

исключения необходимости держать на весу тележку-каталку с пациентом и обеспечения только толкающего рабочего движения.

Указанный результат достигается тем, что в известной тележке-каталке, содержащей несущую раму с парой передних опорных колес, выполненных взаимодействующими с поддоном, неподвижно закрепленном на транспортном средстве, закрепленными на несущей раме с возможностью поворота переднего и заднего шасси с парами опорных колес на их нижних концах, устройство для крепления носилок на тележке-каталке, замок для крепления тележки-каталки с носилками на поддоне и устройство для складывания шасси, имеющее переднее и заднее фиксирующие устройства для, соответственно, переднего и заднего шасси,

во-первых, несущая рама снабжена тремя поперечинами,

во-вторых, введено устройство автоматической фиксации шасси, которое включает в себя:

неподвижно закрепленные на передней части несущей рамы два кронштейна, в нижней части которых расположена первая поворотная ось с жестко закрепленными на ней первым (левым), вторым (правым) и третьим (центральным) рычагами, первый и второй рычаги связаны второй осью, на которой расположены передние опорные колеса, при этом, первый, второй и третий рычаги вместе с первой поворотной осью образуют жесткую пространственную систему в виде двуплечего рычага-преобразователя, выполняющего функцию датчика положения тележки-каталки и передающего нагрузку от передних опорных колес через третий рычаг на кинематически связанный с ним первый толкатель, подвижно закрепленный на несущей раме с помощью параллелограммного рычажного механизма и подпружиненный относительно нее,

за первым толкателем установлен второй толкатель, тоже подвижно закрепленный на несущей раме с помощью параллелограммного рычажного механизма и подпружиненный относительно нее,

первый толкатель кинематически связан с передним фиксирующим устройством переднего шасси и с задним упором, а второй толкатель кинематически связан с задним фиксирующим устройством заднего шасси и соединен с упорным роликом, выполненным взаимодействующим с задним упором первого толкателя.

Кроме этого, тележка-каталка может дополнительно снабжаться виброгасителем-амортизатором, состоящим из ползуна, выполненного взаимодействующим с одной стороны с третьим рычагом, а с другой стороны - с первым толкателем, установленного в направляющих отверстиях, выполненных в передней поперечине несущей рамы, и подпружиненного относительно нее, например, пружиной сжатия.

Заявляемая полезная модель пояснена чертежами, на которых:

- на Фиг.1 показан вид сбоку на тележку-каталку в положении транспортировки пациента с зафиксированными в выпущенном состоянии опорными шасси;

- на Фиг.2 показан вид в плане на заявляемую тележку-каталку;

- на Фиг.3 показан вид сбоку на заявляемую тележку-каталку со сложенными расфиксированными шасси в положении транспортировки пациента в транспортном средстве;

- на Фиг.4 показана кинематическая схема взаимодействия узлов и деталей устройства автоматической фиксации шасси;

- на Фиг.5 показана конструкция дополнительного узла - виброгасителя-амортизатора между датчиком положения и первым толкателем;

- на Фиг.6 показан вид сбоку тележки-каталки с выпущенными шасси (когда переднее шасси уже расфиксировано, а заднее шасси еще зафиксировано) в положении начала въезда в траспортное средство или при завершении выезда из транспортного средства через трап его приемного устройства с укрупненно выделенным сверху фрагментом устройства автоматической фиксации шасси с взаимодействующими деталями;

- на Фиг.7 показан вид сбоку тележки-каталки в середине процесса складывания шасси (когда оба шасси расфиксированы) при въезде в траспортное средство или раскладывания шасси при выезде из транспортного средства с укрупненно выделенным сверху фрагментом устройства автоматической фиксации шасси в момент начала расфиксации (или завершения фиксации) заднего шасси.

Примечание: на всех чертежах тележка-каталка изображена без съемных носилок.

Предлагаемая тележка-каталка под съемные носилки для санитарного транспортного средства содержит несущую раму 1 (см. Фиг.1) с тремя поперечинами: первой (задне) 2, второй (центральной) 3 и третьей (передней) 4 (см. Фиг.2), переднее и заднее шасси, устройство для крепления носилок на тележке-каталке (на чертеже не показано), замок для крепления тележки-каталки с носилками на поддоне, установленном в салоне и неподвижно закрепленном относительно транспортного средства (на чертеже не показаны), устройство для складывания шасси, имеющее переднее и заднее фиксирующие устройства для, соответственно, переднего и заднего шасси и устройство автоматической фиксации (или расфиксации) шасси.

В устройстве автоматической фиксации шасси имеются неподвижно закрепленные на передней части несущей рамы 1 два кронштейна (см. Фиг.2, 4): левый 5 и правый 6, в нижней части которых расположена первая поворотная ось 7 с жестко закрепленными на ней рычагами: первым (левым) 8, вторым (правым) 9 и третьим (центральным) 10.

Первый 8 и второй 9 рычаги связаны второй осью 11, на которой расположены первое 12 и второе 13 опорные колеса, выполненные взаимодействующими с поддоном, неподвижно закрепленным на транспортном средстве (на чертеже не показаны).

Первый 8 и второй 9 рычаги с одной стороны и третий рычаг 10 с другой стороны вместе с первой осью 7 образуют жесткую пространственную систему в виде двуплечего рычага-преобразователя, выполняющего функцию датчика положения тележки-каталки и передающего нагрузку от первого 12 и второго 13 передних опорных колес (под действием веса пациента и тележки-каталки) на первый толкатель 14 через третий рычаг 10, кинематически связанный с ним, например, шарнирно с помощью третьей оси 15, причем первый толкатель 14 подвижно закреплен на несущей раме 1 с помощью параллелограммного рычажного механизма и подпружинен относительно нее, например, с помощью первой пружины растяжения 16, закрепленной с передней стороны несущей рамы 1, а также кинематически связан с передним фиксирующим устройством переднего поворотного шасси 26.

При этом первый толкатель 14 подвижно закреплен относительно несущей рамы 1 на четвертом 17 и пятом 18 рычагах таким образом, что при нажатии на первый толкатель 14 со стороны третьего рычага 10 четвертый 17 и пятый 18 рычаги поворачиваются (см. Фиг.4) по часовой стрелке, отжимая в устройстве для складывания шасси через первый ролик 19 первый подпружиненный штыревой фиксатор 20 (переднее фиксирующее устройство) первой каретки 21, скользящей по паре направляющих: первой 22 и второй 23 (см. Фиг.2), жестко закрепленных на первой 2, второй 3 и третьей 4 поперечинах несущей рамы 1.

На тех же первой 22 и второй 23 направляющих расположена вторая каретка 24 с четвертой осью 25 (см. Фиг.1) переднего поворотного шасси 26 с колесной парой из третьего 27 и четвертого 28 опорных колес.

Переднее поворотное шасси 26 удерживается относительно несущей рамы 1 в нужном положении первой укосиной 2 9, закрепленной одним концом на стойке переднего поворотного шасси 26 через пятую ось 30,

а другим концом через шестую ось 31 с первой кареткой 21.

Стойка заднего поворотного шасси 32 с колесной парой из пятого 33 и шестого 34 опорных колес, закреплена с возможностью поворота относительно неподвижной оси, функцию которой выполняет вторая поперечина 3 несущей рамы 1, и удерживается от поворота второй укосиной 35, с одной стороны связанной со стойкой заднего поворотного шасси 32 седьмой осью 36, а с другой стороны - с третьей кареткой 37 через восьмую ось 38.

Третья каретка 37 (см. Фиг.4) выполнена скользящей вдоль продольной оси несущей рамы 1 по первой 22 и второй 23 направляющим и удерживается относительно них вторым подпружиненным штыревым фиксатором 39 (задним фиксирующим устройством), выполненным взаимодействующим через второй ролик 40 со вторым толкателем 41, установленным за первым толкателем 14 и тоже подвижно закрепленным на несущей раме 1 с помощью своего параллелограммного рычажного механизма и подпружиненным относительно нее. При этом второй толкатель 41 шарнирно закреплен на шестом 42 и седьмом 43 рычагах, в свою очередь шарнирно закрепленных относительно несущей рамы 1.

С передней стороны (справа на Фиг.4) второй толкатель 41 устройства автоматической фиксации шасси оборудован третьим упорным роликом 44, а с задней стороны - вспомогательной ручкой 45 и подпружинен, например, в переднюю сторону второй пружиной растяжения 46.

В устройстве для складывания шасси первая подвижная каретка 21 (см. Фиг.1, 4), дискретно фиксирующая стойку переднего поворотного шасси 26 в выпущенном положении, через четвертый ролик 47 связана с помощью третьей возвратной пружины растяжения 48 (см. Фиг.2) со второй кареткой 24, образуя тем самым пружинный сервопривод, обеспечивающий автоматический "выброс" вперед переднего шасси 26 при выезде тележки-каталки из транспортного средства.

Кроме этого, на первой каретке 21 установлен задний упор 49 первого толкателя 14, выполненный взаимодействующим с третьим упорным роликом 44 второго толкателя 41.

Таким образом, первая 21 и третья 37 каретки с помощью первого 20 и второго 39 штыревых фиксаторов фиксируются на первой 22 и второй 23 направляющих только при полностью выпущенных переднем 26 и заднем 32 поворотных шасси, т.е. в верхнем положении несущей рамы 1.

При этом положение первого штыревого фиксатора 20, управляющего фиксацией переднего поворотного шасси 26 зависит от вертикальной нагрузки колесной пары 12, 13, а положение второго штыревого фиксатора 39, управляющего фиксацией заднего поворотного шасси 32 зависит от положения второго толкателя 41 и его взаимодействия через третий упорный ролик 44 с задним упором 49 первой каретки 21.

Для облегчения загрузки носилок с пациентом с земли в конструкции тележки-каталки предусмотрены две тяги (передняя и задняя) с вспомогательными ручками для ручной расфиксации шасси вне транспортного средства (при отсутствии контакта с трапом 50 его приемного устройства).

Передняя тяга 51 (см. Фиг.2) с вспомогательной ручкой 52 кинематически связана с передним фиксирующим устройством переднего поворотного шасси 26. Функцию задней тяги выполняет второй толкатель 41 с дополнительной ручкой 45, кинематически связанный с задним фиксирующим устройством заднего поворотного шасси 32.

Для уменьшения очень болезненного воздействия на голову пациента (особенно при черепно-мозговых травмах головы и при инсульте) вибрацией и тряской тележки-каталки и транспортного средства в конструкцию тележки каталки введен дополнительный разгрузочный узел (см. Фиг.5) - виброгаситель-амортизатор, состоящий из ползуна 53, выполненного

взаимодействующим с одной стороны с третьим рычагом 10 а с другой стороны - с первым толкателем 14, установленного в направляющих отверстиях, выполненных в передней поперечине 4 несущей рамы 1, и подпружиненного относительно нее, например, пружиной сжатия 54.

Предлагаемая тележка-каталка эксплуатируется следующим образом.

В транспортном средстве тележка-каталка транспортируется в полностью сложенном положении (см. Фиг.3) на специальном неподвижно закрепленном на транспортном средстве поддоне с замком (на чертеже не показаны) для крепления тележки-каталки.

После прибытия транспортного средства на место забора пациента для облегчения выгрузки и загрузки тележки-каталки с наружной стороны транспортного средства устанавливают наклонный трап 50 (см. Фиг.6, 7). После этого тележку-каталку расфиксируют от поддона и выкатывают наружу, сначала автоматически расфиксируя, "отбрасывая" вниз и фиксируя в открытом положении заднее поворотное шасси 32, а затем, продолжая выкатывать тележку-каталку из салона транспортного средства, автоматически расфиксируют, "отбрасывают" вниз и фиксируют в открытом положении переднее поворотное шасси 26. После этого в полностью разложенном положении (см. Фиг.1) тележка-каталка готова к погрузке на нее носилок с пациентом и его транспортировке в нужное место, например, к транспортному средству.

При загрузке пациента с земли два оператора с двух сторон (спереди и сзади) тележки-каталки с помощью вспомогательных ручек 45 и 52 и с помощью тяг 41 и 51 расфиксируют шасси и, опуская тележку-каталку вниз, складывают переднее поворотное шасси 26 вперед, а заднее повородное шасси 32 назад. После погрузки носилок с пациентом на тележку-каталку и их фиксации относительно тележки-каталки ее несущую раму вместе с носилками и пациентом поднимают.

При этом поворотные шасси 26 и 32 автоматически возвращаются в исходное разложенное положение и фиксируются.

После этого оператор, взявшись за несущую раму 1, транспортирует пациента в нужном направлении, толкая тележку-каталку перед собой до транспортного средства.

После контакта передней пары первого 12 и второго 13 опорных колес с трапом 50 при дальнейшем движении тележки-каталки внутрь салона транспортного средства с помощью устройства автоматической фиксации производится расстопорение переднего поворотного шасси 26 с последующим его складыванием с помощью устройства складывания шасси. При дальнейшем продвижении тележки-каталки внутрь салона с помощью устройства автоматической фиксации производится расстопорение заднего поворотного шасси 32 с последующим его складыванием с помощью устройства складывания шасси.

После окончательного складывания тележки-каталки и ее вкатывания внутрь салона транспортного средства, ее фиксируют относительно поддона с помощью замка (на чертеже не показаны).

После этого тележка-каталка вместе с носилками и пациентом полностью готовы к дальнейшей транспортировке с помощью транспортного средства.

Использование предлагаемой полезной модели позволяет обеспечить:

1. Повышение надежности работы тележки-каталки за счет упрощения ее конструкции и сокращения количества высоконагруженных деталей и узлов, а также путем обеспечения автоматического (независимого от оператора) управления передним и задним шасси при их фиксации/расфиксации.

2. Повысить удобство работы с тележкой-каталкой путем облегчении работы оператора за счет исключения необходимости держать на весу тележку-каталку с пациентом и обеспечения только толкающего рабочего движения.

3. Существенно снизить риск травматизма пациента и повысить оперативность работы медперсонала - парамедиков за счет исключения необходимости работы с органами управления, узлами и механизмами непосредственно в процессе загрузки-выгрузки тележки-каталки с пациентом на носилках.

4. Существенно снизить воздействие вибраций и тряски при транспортировке пациента на его голову, что особенно важно при черепно-мозговых травмах и инсультах.

1. Тележка-каталка под съемные носилки для санитарного транспортного средства, содержащая несущую раму с двумя передними опорными колесами, выполненными взаимодействующими с поддоном, неподвижно закрепленном на транспортном средстве, и с закрепленными на несущей раме с возможностью поворота передним и задним шасси с парами опорных колес на их нижних концах, устройство для крепления носилок на тележке-каталке, замок для крепления тележки-каталки с носилками на поддоне и устройство для складывания шасси, имеющее переднее и заднее фиксирующие устройства для, соответственно, переднего и заднего шасси, отличающаяся тем, что несущая рама снабжена тремя поперечинами, а также введено устройство автоматической фиксации шасси, которое включает в себя: неподвижно закрепленные на передней части несущей рамы два кронштейна, в нижней части которых расположена первая поворотная ось с жестко закрепленными на ней первым, вторым и третьим рычагами, первый и второй рычаги связаны второй осью, на которой расположены передние опорные колеса, при этом первый, второй и третий рычаги вместе с первой поворотной осью образуют жесткую пространственную систему в виде двуплечего рычага-преобразователя, выполняющего функцию датчика положения тележки-каталки и передающего нагрузку от передних опорных колес через третий рычаг на кинематически связанный с ним первый толкатель, подвижно закрепленный на несущей раме с помощью параллелограммного рычажного механизма и подпружиненный относительно нее, за первым толкателем установлен второй толкатель, тоже подвижно закрепленный на несущей раме с помощью параллелограммного рычажного механизма и подпружиненный относительно нее, при этом первый толкатель кинематически связан с передним фиксирующим устройством переднего шасси и с задним упором, а второй толкатель кинематически связан с задним фиксирующим устройством заднего шасси и соединен с упорным роликом, выполненным взаимодействующим с задним упором первого толкателя.

2. Тележка-каталка по п.1, отличающаяся тем, что в нее введен дополнительный виброгаситель-амортизатор, состоящий из ползуна, выполненного взаимодействующим с одной стороны с третьим рычагом, а с другой стороны - с первым толкателем, установленного в направляющих отверстиях, выполненных в передней поперечине несущей рамы, и подпружиненного относительно нее, например, пружиной сжатия.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к дорожным средствам для перевозки грузов

Полезная модель относится к области часовой техники, к наручным и настольным механическим часам, и может быть использовано при изготовлении оригинальных часов с индикацией времени анимированными изображениями движущегося песка в песочных часах (анимации песочных часов) на циферблате
Наверх