Антенный модуль для вертолета

 

Полезная модель относится к устройствам и приспособлениям, используемым в авиационной технике, и может быть применено без доработки летательного аппарата для обеспечения легкосъемного крепления антенно-фидерного устройства и требования к максимальному разносу имеющихся на летательном аппарате антенн, например, с использованием люка кабины пилотов на вертолетах типа МИ-8, МИ-8МТ и их модификациях. Антенный модуль для вертолета состоит из антенно-фидерного устройства 1 и монтажно-крепежного устройства для установки антенно-фидерного устройства с использованием имеющегося люка Б в кабине пилотов вертолета. Монтажно-крепежное устройство содержит нижнюю опору, повторяющую поверхность фюзеляжа 14 в месте нахождения люка Б, для установки на ней антенно-фидерного устройства 1 и крышку 2 для крепления к полу вертолета, которая имеет отверстие для выхода кабеля 12 антенно-фидерного устройства 1 и является верхней опорой монтажно-крепежного устройства, выполненного с возможностью стягивания верхней и нижней опор относительно базовых поверхностей - пола и фюзеляжа вертолета, обеспечивая установку антенно-фидерного устройства без доработки вертолета. Нижняя опора монтажно-крепежного устройства состоит из основания 6, повторяющего поверхность фюзеляжа в месте нахождения люка Б, силового элемента 4 и фланца 5, установленого параллельно плоскости пола кабины пилотов с гарантированным зазором, обеспечивающим стягивание верхней и нижней опор, при этом силовой элемент 4, основание 6 и фланец 5 жестко скреплены между собой. К основанию 6 нижней опоры жестко закреплена чашка 3 с антенно-фидерным устройством 1, плоскость установки которой наклонена не более 5° к строительной горизонтали фюзеляжа

вертолета, силовой элемент 6 выполнен в виде трубы, через которую проходит кабель 12 антенно-фидерного устройства 1, а фланец 5 с резьбовыми отверстиями под невыпадающие винты 10 имеет в местах установки пластинок 8 отверстия под направляющие винты-ловители 9, обеспечивающие ориентированное положение антенно-фидерного устройства относительно осей вертолета. Верхняя опора монтажно-крепежного устройства выполнена в виде плоской крышки 2 с отверстиями под винты 15 крепления монтажно-крепежного устройства к полу вертолета, с невыпадающими винтами 10 для крепления с плотным прилеганием основания 6 нижней опоры монтажно-крепежного устройства к поверхности фюзеляжа 14 вертолета и направляющими винтами-ловителями 9, при этом на крышке 2 установлен защитный кожух 11 для кабеля 12 антенны. Предлагаемая полезная модель характеризуется высокой эффективностью использования антенного модуля засчет выполнения легкосъемности антенно-фидерного устройства, устанавливаемого с использованием имеющегося люка в кабине пилотов, на любых вертолетах типа МИ-8Т, МИ-8МТ без их доработки с обеспечением требования к максимальному разносу устанавливаемых на вертолете антенн.

Полезная модель относится к устройствам и приспособлениям, используемым в авиационной технике, и может быть применена без доработки летательного аппарата для обеспечения легкосъемного крепления антенно-фидерного устройства и максимального разноса имеющихся на летательном аппарате антенн, например, с использованием элементов конструкций вертолетов типа МИ-8, МИ-8МТ и их модификаций.

Известны антенные модули, используемые в авиационной технике с применением зажимного устройства, а также с использованием имеющихся на вертолетах крепежных элементов.

На вертолете МИ-8МТ применяется антенный модуль (AM) с использованием зажимного устройства ("Инструкция по размещению переносных контейнеров с комплексом технических средств изделия 9В212-УКР и антенно-фидерного устройства на вертолетах типа МИ-8МТ". 8МТ-0007-00ИЭ-199) - [1]. Антенный модуль (Фиг.1 - Антенный модуль - аналог) содержит антенно-фидерное устройство (АФУ) и монтажно-крепежное устройство (МКУ) для установки АФУ на хвостовой балке вертолета без доработки вертолета. МКУ содержит основание, повторяющее поверхность хвостовой балки в месте установки AM, с жестко закрепленным к нему кронштейном для установки АФУ, две стальные ленты, охватывающие хвостовую балку по периметру и закрепленные болтами к основанию. Каждая лента выполнена в виде 3-х звеньев, соединенных между собой 2-мя специальными болтами и 4-мя валиками, обеспечивающими зажим и равномерное распределение усилий по периметру хвостовой балки. При установке AM на вертолете необходимо установить основание МКУ с АФУ на поверхность хвостовой балки в определенном месте с ориентацией АФУ относительно осей вертолета, охватить лентами МКУ по периметру хвостовую балку, стянуть специальными болтами звенья ленты в местах их расстыковки до полного обжатия хвостовой балки.

Требование к максимально возможной электромагнитной развязке между имеющимися на вертолете антеннами, а, следовательно, и к максимальному их разносу на вертолете ("Авиационные правила". Часть 29. Нормы летной годности винтокрылых аппаратов транспортной категории. Изд-во Летно-исследовательского института им. М.М.Громова, 1995 г.) - [2] не всегда позволяет размещать вновь устанавливаемые АФУ в зоне хвостовой балки.

Известен антенный модуль, применяемый на вертолете МИ-8МТ с использованием имеющихся крепежных элементов и люка в кабине пилотов. Этот антенный модуль с использованием имеющихся крепежных элементов на фюзеляже вертолета и люка в кабине пилотов принят в качестве прототипа для проведения сравнительного анализа с предлагаемой полезной моделью ("Дополнение к Руководству по технической эксплуатации и регламенту технического обслуживания вертолета МИ-8МТ' 8МТ-0007-00РЭ, РО.Д155. 2001 г.) - [3]. Антенный модуль (Фиг.2 - Антенный модуль-прототип) содержит антенно-фидерное устройство и монтажно-крепежное устройство для установки антенно-фидерного устройства с использованием имеющегося люка на вертолете. МКУ содержит нижнюю опору для установки на ней АФУ и крышку, закрепленную к полу вертолета, имеющую отверстие для выхода кабеля АФУ. Нижняя опора МКУ содержит основание, повторяющее поверхность фюзеляжа в месте нахождения люка и имеющее отверстия, расположение которых соответствует расположению имеющихся на фюзеляже в этом месте гаек, и жестко закрепленную к основанию чашку для крепления на ней АФУ. Основание МКУ крепится винтами к фюзеляжу вертолета с плотным прилеганием к нему с помощью имеющихся гаек, которые применялись для крепления штатной крышки, закрывающей люк вертолета. Со стороны кабины пилотов взамен имеющейся крышки, закрывающей люк вертолета, устанавливается крышка с отверстием для выхода кабеля АФУ.

При установке антенного модуля на вертолет необходимо ввести нижнюю опору снизу в люк в кабине пилотов вертолета с ориентацией АФУ относительно осей вертолета, протащить кабель АФУ через отверстие в крышке, установленной на полу кабины пилотов вертолета, закрепить нижнюю опору к фюзеляжу вертолета через имеющиеся на нем гайки и закрепить крышку к полу вертолета.

К недостаткам конструкции известного модуля относятся: неоднозначное расположение на фюзеляже разных вертолетов гаек, используемых для крепления на вертолете AM; отсутствие защитного кожуха для кабеля АФУ, расположеного в рабочей зоне экипажа вертолета. Таким образом, известный AM не обеспечивает надежность его использования и возможность установки его на любом другом вертолете без доработки вертолета.

Технический результат, на достижение которого направлена заявляемая полезная модель, заключается в повышении эффективности использования антенного модуля засчет выполнения легкосъемности антенно-фидерного устройства с использованием имеющегося люка в кабине пилотов, устанавливаемого на любых вертолетах типа МИ-8Т, МИ-8МТ без их доработки и обеспечения требования к максимальному разносу устанавливаемых на вертолете антенн.

Технический эффект достигается тем, что в антенном модуле для вертолета, состоящем из антенно-фидерного устройства и монтажно-крепежного устройства для установки антенно-фидерного устройства с использованием имеющегося люка в кабине пилотов вертолета, содержащего нижнюю опору, повторяющую поверхность фюзеляжа в месте нахождения люка, для установки на ней антенно-фидерного устройства и крышку для крепления к полу вертолета, имеющую отверстие для выхода кабеля антенно-фидерного устройства, новым является то, что крышка является верхней опорой монтажно-крепежного устройства, выполненного с возможностью стягивания верхней и нижней опор относительно базовых поверхностей -

пола и фюзеляжа вертолета, обеспечивая установку антенно-фидерного устройства без доработки вертолета.

Нижняя опора монтажно-крепежного устройства состоит из основания, повторяющего поверхность фюзеляжа в месте нахождения люка, силового элемента и фланца, установленого параллельно плоскости пола кабины пилотов с гарантированным зазором, обеспечивающим стягивание верхней и нижней опор, при этом силовой элемент, основание и фланец жестко скреплены между собой. К основанию нижней опоры жестко закреплена чашка с антенно-фидерным устройством, плоскость установки которой наклонена не более 5° к строительной горизонтали фюзеляжа вертолета, силовой элемент выполнен в виде трубы, через которую проходит кабель антенно-фидерного устройства, а фланец с резьбовыми отверстиями под невыпадающие винты имеет в местах установки пластин отверстия под направляющие винты-ловители, обеспечивающие ориентированное положение антенно-фидерного устройства относительно осей вертолета.

Верхняя опора монтажно-крепежного устройства выполнена в виде плоской крышки с отверстиями под винты крепления монтажно-крепежного устройства к полу вертолета, с невыпадающими винтами для крепления с плотным прилеганием основания нижней опоры монтажно-крепежного устройства к поверхности фюзеляжа вертолета и направляющими винтами-ловителями, при этом на крышке установлен защитный кожух для кабеля антенны.

Предлагаемый антенный модуль для вертолета выполнен с возможностью установки его в имеющемся люке в кабине пилотов вертолета с использованием принципа стягивания двух поверхностей относительно базовых поверхностей - пола и фюзеляжа вертолета и обеспечения легкосъемности антенно-фидерного устройства с вертолета и установки антенно-фидерного устройства на любом другом вертолете типа МИ-8, МИ-8МТ без его доработки.

Сущность полезной модели поясняется на Фиг.3-Фиг.5, где:

Фиг.3 - Антенный модуль на вертолете.

Фиг.4 - Антенный модуль (конструкция).

Фиг.5 - Крышка с кожухом.

Здесь: 1 - антенно-фидерное устройство (АФУ); 2 - крышка; 3 - чашка; 4 - труба; 5 - фланец; 6 - основание; 7 - кница; 8 - пластинка; 9 - направляющий винт; 10 - невыпадающий винт; 11 - кожух; 12 - кабель; 13 - анкерные гайки; 14 - фюзеляж вертолета; 15 - винт; Б - люк в кабине пилотов вертолета.

Антенный модуль для вертолета включает в себя АФУ 1 и монтажно-крепежное устройство (МКУ), которое состоит из крышки 2, чашки 3, которая приклепана по периметру к кронштейну, состоящему из трубы 4, приваренного к ней снизу основания 6, а сверху - фланца 5. Для обеспечения жесткости конструкции к трубе 4, основанию 6 и фланцу 5 приварены восемь книц 7. Кронштейн и чашка 3 выполнены таким образом, что при установке МКУ в люке вертолета основание 6 кронштейна плотно прилегает к поверхности фюзеляжа вертолета, а фланец 5 располагается параллельно поверхности пола кабины пилотов с зазором между ними. К фланцу 5 приклепаны две пластинки 8 с двумя отверстиями под направляющие винты 9, установленные в крышке 2. В крышке 2 имеются четыре невыпадающих винта 10, четыре отверстия под винты 15 и одно отверстие для выхода кабеля 12 АФУ 1, закрываемого защитным кожухом 11. В чашке 3 имеются отверстие для выхода жгута 12 АФУ 1 и приклепанные к ней анкерные гайки 13 для крепления АФУ 1. Нижнее основание чашки 3 выполнено таким образом, что при установке МКУ на вертолете оно наклонено не более 5° к строительной горизонтали фюзеляжа. К нижнему основанию чашки 3 крепится АФУ 1 с кабелем 12, который проходит через отверстие в основании чашки 3, трубу 4 и отверстие в крышке 2.

Антенный модуль на вертолете устанавливают следующим образом. Со стороны фюзеляжа 14 в имеющийся люк Б в кабине пилотов вводят МКУ с

ориентацией АФУ 1 относительно осей вертолета до плотного прилегания основания 6 к поверхности фюзеляжа. Со стороны кабины пилотов через отверстие в крышке 2 и кожух 11 протаскивают кабель 12 АФУ 1. Направляющие винты 9 крышки 2 вводят в отверстия пластинок 8. Крышку 2 закрепляют четырьмя винтами 15 к полу кабины пилотов. Фланец 5 притягивают к крышке 2 невыпадающими винтами 10 до плотного прилегания основания 6 кронштейна к поверхности фюзеляжа 14.

Предлагаемая полезная модель эффективна и надежна в эксплуатации, так как:

- ее конструкция проста в изготовлении. Используются освоенные в производстве способы изготовления деталей - плазовый способ, токарные, сварочные и слесарные работы;

- для изготовления деталей используются недефицитные материалы и покрытия;

- для сборки антенного модуля требуется минимальное количество инструмента и времени, что важно при перестановке антенного модуля с одного вертолета на другой;

- надежна в эксплуатации, так как имеет достаточную жесткость, прочность и защиту кабеля от повреждений;

- не требует доработки вертолета;

- не требует дополнительной регулировки в эксплуатации, а, следовательно, дополнительного инструмента и времени.

1. Антенный модуль для вертолета, состоящий из антенно-фидерного устройства и монтажно-крепежного устройства для установки антенно-фидерного устройства с использованием имеющегося люка в кабине пилотов вертолета, содержащего нижнюю опору, повторяющую поверхность фюзеляжа в месте нахождения люка, для установки на ней антенно-фидерного устройства и крышку для крепления на полу вертолета, имеющую отверстие для выхода кабеля антенно-фидерного устройства, отличающийся тем, что крышка является верхней опорой монтажно-крепежного устройства, выполненного с возможностью стягивания верхней и нижней опор относительно базовых поверхностей - пола и фюзеляжа вертолета, обеспечивая установку антенно-фидерного устройства без доработки вертолета.

2. Антенный модуль для вертолета по п.1, отличающийся тем, что нижняя опора монтажно-крепежного устройства состоит из основания, повторяющего поверхность фюзеляжа в месте нахождения люка, силового элемента и фланца, установленного параллельно плоскости пола кабины пилотов с гарантированным зазором, обеспечивающим стягивание верхней и нижней опор, при этом силовой элемент, основание и фланец жестко скреплены между собой.

3. Антенный модуль для вертолета по п.2, отличающийся тем, что к основанию нижней опоры жестко закреплена чашка с антенно-фидерным устройством, плоскость установки которой наклонена не более 5° к строительной горизонтали фюзеляжа вертолета.

4. Антенный модуль для вертолета по п.2, отличающийся тем, что силовой элемент выполнен в виде трубы, через которую проходит кабель антенно-фидерного устройства.

5. Антенный модуль для вертолета по п.2, отличающийся тем, что фланец с резьбовыми отверстиями под невыпадающие винты имеет в местах установки пластин отверстия под направляющие винты-ловители, обеспечивающие ориентированное положение антенно-фидерного устройства относительно осей вертолета.

6. Антенный модуль для вертолета по п.1, отличающийся тем, что верхняя опора монтажно-крепежного устройства выполнена в виде плоской крышки с отверстиями под винты крепления монтажно-крепежного устройства к полу вертолета, с невыпадающими винтами для крепления с плотным прилеганием основания нижней опоры монтажно-крепежного устройства к поверхности фюзеляжа вертолета и направляющими винтами-ловителями.

7. Антенный модуль для вертолета по п.6, отличающийся тем, что на крышке верхней опоры монтажно-крепежного устройства установлен защитный кожух для кабеля антенно-фидерного устройства.



 

Наверх