Пьезоэлектрический датчик воздушных ударных волн

 

Полезная модель относится к области измерительной техники и предназначена для измерения параметров импульсного давления, создаваемого в воздухе любым импульсным источником акустической или ударной волны, в том числе и взрывным устройством. Пьезоэлектрический датчик воздушных ударных волн содержит пьезоэлемент в виде полой сферы с электродами, соединенный с корпусом через демпфер из резиноподобного материала, причем, внешние поверхности демпфера и корпуса образуют единую коническую поверхность. Отличительной особенностью датчика является то, что в демпфере и корпусе выполнено сквозное отверстие, соединенное с внутренней полостью пьезоэлемента и заполненное материалом с низким волновым сопротивлением, служащим акустическим волноводом. Технический результат, достигаемый при осуществлении полезной модели, заключается в повышении точности измерения параметров импульсных давлений за фронтом проходящей ударной волны в воздухе и расширении диапазона амплитуд и длительностей регистрируемого импульсного давления.

Полезная модель относится к области измерительной техники и предназначена для измерения параметров импульсного давления, создаваемого в воздухе любым импульсным источником акустической или ударной волны, в том числе и взрывным устройством.

Известно, что определение параметров давления в воздушных ударных волнах можно проводить различными способами:

- измерением параметров отраженной воздушной волны;

- измерением скорости движения воздушной ударной волны с последующим расчетом максимального давления;

- непосредственной регистрацией профиля давления в проходящей воздушной ударной волне.

Наиболее информативным является третий способ параметров давления в воздушной ударной волне, так как он оказывает наименьшее влияние на формирование воздушной ударной волны в ближней зоне от источника, а результаты измерений непосредственно характеризуют параметры импульсного давления за фронтом воздушной ударной волны. Для этого используют датчики различных конструкций, основными элементами которых являются: пьезоэлемент (кварц, турмалин или пьезокерамика) и корпус. Пьезоэлемент предназначен для преобразования механического воздействия от воздушной ударной волны в электрический сигнал, а корпус - для закрепления пьезоэлемента. Все датчики импульсного давления различаются по коэффициенту преобразования, размерам, форме и принципу действия. В зависимости от этого конструкции и размеры датчиков могут сильно различаться.

В некоторых датчиках для компенсации собственных колебаний пьезоэлемента и исключения возврата волн деформаций имеется акустический волновод. Известен, например, пьезоэлектрический датчик

давления [СССР, авторское свидетельство SU №1434293 А1, Пьезоэлектрический датчик давления, опубликовано 30.10.88г., Бюл. №40], состоящий из пьезоэлемента, изготовленного в виде круглой пластины, и корпуса цилиндрической формы, внутри которого, для повышения точности при измерении импульсов давления большой длительности, расположен акустический волновод из эпоксидного компаунда с наполнителем из двуокиси титана и порошка резины. Существенным недостатком такого датчика является то, что это - датчик направленного действия, т.е. его показания, в значительной степени, зависят от угла, под которым пьезоэлемент встречает фронт ударной волны. На практике, при проведении экспериментальных работ направление движения ударной волны не всегда заранее известно и, в этом случае, особое значение приобретают датчики ненаправленного действия. Таким образом, направленная диаграмма чувствительности этого датчика ограничивает область его применения.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению является сферический титанатбариевый приемник давления воздушных ударных волн [В.П.Макушкин, А.В.Мишуев. Сферические титанатбариевые приемники давления воздушных ударных волн. «Акустический журнал», т.5, вып.1, 1959 г.]. Пьезоэлемент датчика выполнен в виде полой тонкостенной сферической оболочки с электродами и соединен с корпусом посредством держателя (демпфера) в виде трубки, состоящей из двух частей (резиновой и пробковой), что позволяет уменьшить паразитное влияние механической связи пьезоэлемента с корпусом и повысить точность измерения. При этом внешние поверхности демпфера и корпуса образуют единую коническую поверхность. Такой датчик не требует строгой ориентации на источник воздушных ударных волн. К его недостаткам можно отнести то, что при измерении больших давлений пьезоэлемент, представляющий из себя полую тонкостенную сферическую оболочку, испытывает деформации не только от всестороннего сжатия, но

и от растяжения на изгибе в месте своего закрепления, приводящие к искажению выходного сигнала датчика. Кроме того, отсутствие у датчика акустического волновода не позволяет использовать его для измерения импульсных давлений большой длительности из-за многократных отражений волн деформации от внутренней поверхности пьезоэлемента.

Решаемая задача заключается в создании высокоточного пьезоэлектрического датчика воздушных ударных волн с изотропной диаграммой направленности, работающего в широком диапазоне амплитуд и длительностей импульсных давлений.

Технический результат, достигаемый при осуществлении полезной модели, заключается в повышении точности измерения параметров импульсных давлений за фронтом проходящей ударной волны в воздухе и расширении диапазона амплитуд и длительностей регистрируемого импульсного давления.

Указанный технический результат достигается тем, что в пьезоэлектрическом датчике воздушных ударных волн, содержащем пьезоэлемент в виде полой сферы с электродами, соединенный с корпусом через демпфер из резиноподобного материала, причем, внешние поверхности демпфера и корпуса образуют единую коническую поверхность, новым является то, что в демпфере и корпусе выполнено сквозное отверстие, соединенное с внутренней полостью пьезоэлемента и заполненное материалом с низким волновым сопротивлением, служащим акустическим волноводом.

Наличие у пьезоэлектрического датчика воздушных ударных волн акустического волновода с низким волновым сопротивлением, заполняющего как внутреннюю полость сферического пьезоэлемента, так и сквозное отверстие, выполненное в демпфере и корпусе, позволяет:

- повысить точность измерения за счет того, что пьезоэлемент реагирует только на действие воздушной ударной волны, воспринимая давление равномерно всей своей поверхностью и исключая многократные

отражения волн деформации от своей внутренней поверхности, а демпфер и волновод обеспечивают акустическую развязку и эффективно подавляют помехи, вызванные волнами деформации, отраженными от элементов корпуса;

- расширить диапазон амплитуд и длительностей регистрируемого давления в проходящей воздушной ударной волне за счет увеличения динамической прочности пьезоэлемента и времени пробега ударной волны.

На приведенной фигуре представлена конструктивная схема заявляемого пьезоэлектрического датчика воздушных ударных волн. Пьезоэлектрический датчик воздушных ударных волн содержит пьезоэлемент (1) в виде тонкостенной полой сферы с электродами (2), который соединен с корпусом (3) через демпфер (4) из резиноподобного материала (например, эпоксидного компаунда с наполнителем), причем, внешние поверхности демпфера и корпуса образуют единую коническую поверхность, которая затем, для удобства закрепления датчика, переходит в цилиндрическую. В корпусе (3) и демпфере (4) выполнено сквозное отверстие (5), соединенное с внутренней полостью сферического пьезоэлемента (1) и заполненное материалом с низким волновым сопротивлением, являющимся акустическим волноводом (6). Электроды (2) припаяны к антивибрационному кабелю (7), расположенному внутри отверстия (5) и соединенному с электроразъемом (8). Кроме того, для предотвращения влияния пироэффекта, внешняя поверхность пьезоэлемента покрыта эластичным теплоизоляционным слоем (9).

Пьезоэлектрический датчик воздушных ударных волн работает следующим образом. В момент прихода воздушной ударной волны происходит динамическое нагружение пьезоэлемента (1), которое вызывает деполяризацию пьезокерамики, из которой изготовлен пьезоэлемент (1), и возникновение между электродами (2) заряда. Этот заряд, величина которого пропорциональна не только действующему

давлению, но также и собственным колебаниям сферического пьезоэлемента (1), передается через кабель (7) на электроразъем (8) и, далее, на согласующую и регистрирующую аппаратуру. Причем, за счет наличия внутри пьезоэлемента части акустического волновода (6) из материала с низким волновым сопротивлением, собственные колебания пьезоэлемента (1) быстро затухают, вследствие чего величина заряда, обусловленного собственными колебаниями пьезоэлемента (1), оказывается незначительной и не влияет на выходной сигнал датчика. Для предотвращения влияния электростатических зарядов, возникающих на поверхности пьезоэлемента из-за изменения температуры в процессе измерения, его внешняя поверхность покрывается теплоизоляционным слоем (9). С целью снижения выброса давления в момент взаимодействия фронта воздушной ударной волны с пьезоэлементом (1), а также для подавления помех, вызванных волнами деформации, отраженными от элементов корпуса (3), пьезоэлемент (1) акустически развязан от корпуса (3) при помощи демпфера (4) и акустического волновода (6), выполненого из материала с низким волновым сопротивлением и размещенного как во внутренней полости пьезоэлемента (1), так и в сквозном отверстии (5), проходящем через демпфер (3) и корпус (4). Кроме того, наличие такого акустического волновода (6) позволяет использовать датчик для регистрации импульсов давления в широком диапазоне амплитуд и длительностей.

Например, пьезоэлектрический датчик воздушных ударных волн с пьезоэлементом из керамики ЦТС-19 сферической формы диаметром 15 мм и теплоизоляционным покрытием толщиной 2 мм может быть использован для измерения импульсных давлений длительностью от 300 мкс до 150 мс в диапазоне от 0,001 до 0,1 МПа при времени нарастания амплитуды от 30 мкс до 15 мс, а датчик с диаметром пьезоэлемента 5 мм и теплоизоляционным покрытием толщиной 1 мм - для измерения

импульсных давлений длительностью от 70 мкс до 50 мс в диапазоне от 0,01 до 5 МПа при времени нарастания амплитуды от 7 мкс до 5 мс.

Пьезоэлектрический датчик воздушных ударных волн, содержащий пьезоэлемент в виде полой сферы с электродами, соединенный с корпусом через демпфер из резиноподобного материала, причем внешние поверхности демпфера и корпуса образуют единую коническую поверхность, отличающийся тем, что в демпфере и корпусе выполнено сквозное отверстие, соединенное с внутренней полостью пьезоэлемента, при этом полость и отверстие заполнены материалом с низким волновым сопротивлением, служащим акустическим волноводом.



 

Похожие патенты:

Воздушная скорость - это скорость летательного аппарата относительно воздушной среды, окружающей его. Двигатели летательного аппарата (например, самолёта) создают силу тяги, которая создаёт воздушную скорость или скорость воздушного потока. На скорость самолёта влияет плотность среды (воздуха), полётный вес, аэродинамика самолёта (включая мощность двигателей).

Демпфер // 43369

Полезная модель относится к ядерной энергетике, в частности к тепловыделяющим элементам энергетического ядерного реактора, и может быть использована на атомных электростанциях и атомных судовых установках
Наверх