Устройство крепления навесного оборудования на блоке цилиндров двигателя транспортного средства

 

Полезная модель относится к машиностроению, в частности автомобилям, рулевое управление которых оснащено гидроусилителем руля. Устройство крепления навесного оборудования на блоке цилиндров двигателя транспортного средства, выполненное в виде единой детали, содержащей установочную поверхность сопряжения с блоком цилиндров ДВС и монтажную сторону, на которой выполнены средства для крепления отдельных элементов транспортного средства, в том числе, по крайней мере одного гидронасоса. Названная деталь выполнена в виде монолитно формообразованного модуля. Монтажная сторона модуля расположена со стороны, противоположной установочной поверхности сопряжения с блоком цилиндров ДВС. На монтажной стороне модуля сформирована развитая сеть нормально расположенных по отношению к ее поверхности ребер жесткости, а также выполнены средства для крепления, по крайней мере масляного фильтра системы смазки ДВС и натяжного ролика бесконечного приводного элемента привода вспомогательных агрегатов ДВС. Внутри модуля образованы каналы для гидравлического подключения масляного фильтра к главной масляной магистрали системы смазки ДВС. Средство для крепления масляного фильтра выполнено в виде сформированного на монтажной стороне модуля выступа, внутри которого образовано углубление в виде кругового цилиндра, в дне которого выполнено осевое отверстие, сопряженное с отводящим каналом главной масляной магистрали, а торцы выступа имеют форму кольца и являются контактной поверхностью с уплотнителем масляного фильтра при его установке на модуль, с одновременным образованием в названном углублении подводящего канала главной масляной магистрали. Средство для крепления гидронасоса

выполнено в виде отверстий в ребрах жесткости. Средство для крепления натяжного ролика выполнено в сформированной в торцевой части модуля бобышке, снабженной осевым отверстием, а средство крепления самого модуля к блоку цилиндров ДВС выполнено в виде, по меньшей мере трех бобышек, сформированных на монтажной стороне модуля и снабженных отверстиями, оси которых расположены нормально по отношению к установочной поверхности сопряжения модуля с блоком цилиндров ДВС. Предпочтительно модуль представляет собой отлитое в кокиле изделие из алюминиевого сплава. Использование данного изобретения позволяет рационально использовать моторный отсек транспортного средства при размещении отдельных навесных элементов ДВС и элементов механизмов управления транспортным средством.

Полезная модель относится к машиностроению, в частности автомобилям, рулевое управление которых оснащено гидроусилителем руля.

Современные дизайн и аэродинамика транспортного средства, в частности легкового автомобиля, влекут необходимость компактного размещения в моторном отсеке как самого силового агрегата, так и монтируемых на его корпусных деталях, а также панелях моторного отсека различного навесного оборудования, необходимого как для нормального функционирования силового агрегата, так и механизмов управления транспортным средством, например рулевого управления. В ряде случаев по условиям компоновки не удается рациональным образом разместить отдельные навесные элементы двигателя внутреннего сгорания (далее ДВС) и элементы механизмов управления транспортным средством в силу целого ряда обстоятельств. Это может быть необходимость обеспечения для отдельных элементов определенного температурного режима. Другой причиной может явиться неизбежность втыков при установке отдельных элементов, в силу недостаточного места для крепления на определенном участке (например, стенке ДВС) новых элементов, при уже имеющихся штатных элементах. По этой причине отдельные элементы вынужденно выводятся и крепятся в местах моторного отсека, свободных для монтажа и крепления этих элементов. Такие технические приемы, требующие дополнительных монтажных приспособлений (кронштейнов, трубопроводов, соединительных приспособлений) в технике широко известны.

Например, из ЕПВ №0405049, МПК F 01 M 11/04, 02.01.91, известно дистанционное расположение масляного фильтра системы смазки ДВС, когда масляный фильтр посредством дополнительного крепежного устройства монтируется на стенке моторного отсека на некотором расстоянии от ДВС.

Из заявки Германии №4012585, МПК F 01 M 11/03, публ. 24.10.93, известно опорное устройство ДВС, выполненное в виде кронштейна крепления ДВС к кузову транспортного средства. Конструкция кронштейна предусматривает наличие сети масляных каналов и присоединительного участка для масляного фильтра, что делает возможным монтаж масляного фильтра на названном кронштейне.

Из патента Германии №4400952, МПК F 01 P 11/08, публ. 24.05.95, известна крышка корпуса ДВС, представляющая собой многофункциональное устройство, обеспечивающее монтаж одновременной комбинации масляного фильтра и масляного радиатора, причем для нормального функционирования ДВС поперечный водяной канал и поперечный масляный канал для подвода масла к главной масляной магистрали с установленными между ними датчиками давления и температуры масла расположены в крышке корпуса ДВС, которая по меньшей мере частично размещена и закреплена на торцевой стороне корпуса ДВС.

В ряде моделей автомобилей производства Волжского автозавода (г. Тольятти), для установки гидронасоса усилителя руля используется специальное крепежное устройство, посредством которого гидронасос крепится на блоке цилиндров ДВС, а его привод осуществляется от приводного (коленчатого) вала ДВС клиновым ремнем, который не является штатным приводным элементом привода вспомогательных агрегатов ДВС, см. свидетельства на полезные модели №№21421 и 21422, МПК F 02 B 67/06, публ. в БИПМ №2, от 20.01.2002. Любой из этих объектов может являться прототипом предлагаемой полезной модели. В названных публикациях представлено два варианта крепежного устройства для установки навесного оборудования, в частности гидронасоса, на блоке цилиндров ДВС транспортного средства. В обоих вариантах крепежное устройство представляет собой сварной кронштейн, в котором предусмотрены средства для крепления гидронасоса, средства крепления кронштейна к блоку цилиндров двигателя, а также средство регулирования и жесткой фиксации гидронасоса в кронштейне, после установки его на корпусе ДВС.

В качестве прототипа принято устройство, описанное в свидетельстве на полезную модель №21421, МПК F 02 B 67/06, публ. в БИПМ №2, от 20.01.2002.

Крепежное устройство для установки навесного оборудования, в частности гидронасоса, на блоке цилиндров ДВС транспортного средства содержит установочно-крепежную часть, выполненную с возможностью шарнирной установки на ней гидронасоса с параллельным расположением оси вращения его вала к оси вращения коленчатого вала ДВС с помощью соосных, своими продольными осями, установочных отверстий передней и задней ее установочных плоских стенок, параллельно расположенных между собой, и выполненную с возможностью неподвижного закрепления ее самой на боковой поверхности блока цилиндров ДВС в районе его передней части с перпендикулярным расположением ее передней и задней установочных плоских стенок к оси вращения его вала посредством поперечно расположенной к ним и неподвижно соединенной с ними крепежной стенки, а также включающее установочно-регулировочную часть с выполненным в ней по дуге окружности регулировочным пазом, имеющим возможность, при установке на установочно-крепежную часть гидронасоса взаимодействовать с соответствующим установочным элементом последнего. Отличительной особенностью является то, что установочно-регулировочная часть и задняя установочная плоская стенка крепежно-установочной части выполнены за одно целое в виде единой детали, а с установочно-крепежной частью неподвижно соединена дополнительная крепежная плоская стенка, расположенная относительно крепежной стенки противоположно области расположения первой и второй установочных плоских стенок и выполненная параллельно плоскостям расположения последних с возможностью неподвижного закрепления ее на передней поверхности блока цилиндров ДВС, каждая же из передней и задней установочных плоских стенок неподвижно соединена с усилителем, неподвижно соединенным с одной из стенок установочно-крепежной части, причем в крепежной стенке и в дополнительной крепежной плоской стенке выполнены крепежные отверстия, а регулировочный паз выполнен длиной не менее 0,03 м по дуге образующей окружности, центр радиуса которой расположен на продольной оси установочного отверстия задней установочной стенки.

В рассматриваемом прототипе, крепление гидронасоса усилителя рулевого управления автомобиля осуществляется на корпусе (блоке цилиндров) ДВС. При этом, крепление гидронасоса на блоке цилиндров ДВС с применением предлагаемого крепежного устройства повлекло за собой необходимость введения дополнительного ременного привода от коленчатого вала ДВС, т.е. в конструкцию ДВС введена дополнительная кинематическая связь коленчатого вала ДВС с приводным валом гидронасоса, что усложнило конструкцию ДВС в целом, увеличило его габариты и вес. Осуществить привод гидронасоса от штатного привода вспомогательных агрегатов ДВС не представилось возможным по той причине, что монтажу гидронасоса с подключением кинематики его привода в штатный привод вспомогательных агрегатов ДВС препятствовало наличие на блоке цилиндров ДВС масляного фильтра системы смазки ДВС. Именно поэтому рассмотренное устройство нашло только ограниченное применение, в рамках индивидуальных заказов отдельных потребителей. Для применения в серийном, а тем более массовом производстве, такой технический и технологический прием нецелесообразен, поскольку сопряжен со значительными затратами в производстве (сложность изготовления самого крепежного устройства, необходимость введения в конструкцию ДВС дополнительного индивидуального привода гидронасоса, ограниченные функциональные возможности устройства и т.д.).

Решение технической задачи в предлагаемой полезной модели предусматривает создание несложного, недорогого, высокотехнологичного и доступного для применения в условиях массового производства крепежного устройства для установки навесного оборудования на ДВС транспортного средства. При этом техническая задача решена за счет изменения конструкции крепежного устройства гидроусилителя, и придания ему (крепежному устройству) дополнительных технических функций.

Сущность полезной модели заключается в том, что в известном устройстве крепления навесного оборудования на блоке цилиндров двигателя транспортного средства, выполненном в виде единой детали, содержащей установочную поверхность сопряжения с блоком цилиндров ДВС и монтажную сторону, на которой

выполнены средства для крепления отдельных элементов транспортного средства, в том числе, по крайней мере одного гидронасоса, названная деталь выполнена в виде монолитно формообразованного модуля, монтажная сторона модуля расположена со стороны, противоположной установочной поверхности сопряжения с блоком цилиндров ДВС, на монтажной стороне модуля сформирована развитая сеть нормально расположенных по отношению к ее поверхности ребер жесткости, а также выполнены средства для крепления, по крайней мере масляного фильтра системы смазки ДВС и натяжного ролика бесконечного приводного элемента привода вспомогательных агрегатов ДВС, внутри модуля образованы каналы для гидравлического подключения масляного фильтра к главной масляной магистрали системы смазки ДВС, средство для крепления масляного фильтра выполнено в виде сформированного на монтажной стороне модуля выступа, внутри которого образовано углубление в виде кругового цилиндра, в дне которого выполнено осевое отверстие, сопряженное с отводящим каналом главной масляной магистрали, а торцы выступа имеют форму кольца и являются контактной поверхностью с уплотнителем масляного фильтра при его установке на модуль, с одновременным образованием в названном углублении подводящего канала главной масляной магистрали, средство для крепления гидронасоса выполнено в виде отверстий в ребрах жесткости, средство для крепления натяжного ролика выполнено в сформированной в торцевой части модуля бобышке, снабженной осевым отверстием, а средство крепления самого модуля к блоку цилиндров ДВС выполнено в виде, по меньшей мере трех бобышек, сформированных на монтажной стороне модуля и снабженных отверстиями, оси которых расположены нормально по отношению к установочной поверхности сопряжения модуля с блоком цилиндров ДВС.

Предпочтительно модуль выполнен литым, из алюминиевого сплава.

На фиг.1 показано сечение А-А модуля;

На фиг.2 показана монтажная сторона модуля;

На фиг.3 показан вид сбоку, со стороны крепления опорного ролика и гидронасоса.

Устройство крепления навесного оборудования, фиг.1, 2, 3 на блоке цилиндров двигателя транспортного средства, выполнено в виде единой детали, содержащей установочную поверхность 1 сопряжения с блоком цилиндров ДВС и монтажную сторону 2, на которой выполнены средства для крепления отдельных элементов транспортного средства, в том числе, по крайней мере одного гидронасоса. Названная деталь выполнена в виде монолитно формообразованного модуля. Монтажная сторона 2 модуля расположена со стороны, противоположной установочной поверхности 1 сопряжения с блоком цилиндров ДВС. На монтажной стороне 2 модуля сформирована развитая сеть нормально расположенных по отношению к ее поверхности ребер 3 жесткости, а также выполнены средства для крепления, по крайней мере масляного фильтра системы смазки ДВС и натяжного ролика бесконечного приводного элемента привода вспомогательных агрегатов ДВС. Внутри модуля образованы каналы для гидравлического подключения масляного фильтра к главной масляной магистрали системы смазки ДВС. Средство для крепления масляного фильтра выполнено в виде сформированного на монтажной стороне 2 модуля выступа 4, внутри которого образовано углубление 5 в виде кругового цилиндра, в дне 6 которого выполнено осевое отверстие 7, сопряженное с отводящим каналом 8 главной масляной магистрали, а торцы 9 выступа 4 имеют форму кольца и являются контактной поверхностью с уплотнителем масляного фильтра при его установке на модуль, с одновременным образованием в названном углублении подводящего канала 10 главной масляной магистрали. Средство для крепления гидронасоса выполнено в виде отверстий 11 в ребрах жесткости 3, средство для крепления натяжного ролика выполнено в сформированной в торцевой части 12 модуля бобышке 13, снабженной осевым отверстием 14, а средство крепления самого модуля к блоку цилиндров ДВС выполнено в виде, по меньшей мере трех бобышек 15, сформированных на монтажной стороне 2 модуля и снабженных отверстиями 16, оси которых расположены нормально по отношению к установочной поверхности 1 сопряжения модуля с блоком цилиндров ДВС.

Предпочтительно модуль представляет собой отлитое в кокиле изделие из алюминиевого сплава.

Использование данного изобретения позволяет рационально использовать моторный отсек транспортного средства при размещении отдельных навесных элементов ДВС и элементов механизмов управления транспортным средством.

1. Устройство крепления навесного оборудования на блоке цилиндров двигателя транспортного средства, выполненное в виде единой детали, содержащей установочную поверхность сопряжения с блоком цилиндров ДВС и монтажную сторону, на которой выполнены средства для крепления отдельных элементов транспортного средства, в том числе, по крайней мере одного гидронасоса, отличающееся тем, что названная деталь выполнена в виде монолитно формообразованного модуля, монтажная сторона модуля расположена со стороны, противоположной установочной поверхности сопряжения с блоком цилиндров ДВС, на монтажной стороне модуля сформирована развитая сеть нормально расположенных по отношению к ее поверхности ребер жесткости, а также выполнены средства для крепления, по крайней мере масляного фильтра системы смазки ДВС и натяжного ролика бесконечного приводного элемента привода вспомогательных агрегатов ДВС, внутри модуля образованы каналы для гидравлического подключения масляного фильтра к главной масляной магистрали системы смазки ДВС, средство для крепления масляного фильтра выполнено в виде сформированного на монтажной стороне модуля выступа, внутри которого образовано углубление в виде кругового цилиндра, в дне которого выполнено осевое отверстие, сопряженное с отводящим каналом главной масляной магистрали, а торцы выступа имеют форму кольца и являются контактной поверхностью с уплотнителем масляного фильтра при его установке на модуль, с одновременным образованием в названном углублении подводящего канала главной масляной магистрали, средство для крепления гидронасоса выполнено в виде отверстий в ребрах жесткости, средство для крепления натяжного ролика выполнено в сформированной в торцевой части модуля бобышке, снабженной осевым отверстием, а средство крепления самого модуля к блоку цилиндров ДВС выполнено в виде, по меньшей мере трех бобышек, сформированных на монтажной стороне модуля и снабженных отверстиями, оси которых расположены нормально по отношению к установочной поверхности сопряжения модуля с блоком цилиндров ДВС.

2. Устройство крепления по п.1, отличающееся тем, что модуль выполнен в виде литой детали из алюминиевого сплава.



 

Наверх