Многофункциональный путеизмерительный шаблон
Полезная модель относится к средствам измерения параметров рельсовых путей, а именно к путевым шаблонам для контроля железнодорожной колеи, находящейся в эксплуатации, строящейся, а также на промтранспорте. В основу настоящей полезной модели положено решение задачи, позволяющей расширить функциональность и улучшить эксплуатацию, за счет установки устройства для определения укрытия и профиля остряка стрелочного перевода. Многофункциональный путеизмерительный шаблон дополнительно содержит штангу, неподвижный и подвижный упоры, рукоятку с поводком тяги, лимб с уровнем, шкалу ширины колеи, шкалу расстояний между рабочими гранями сердечника или усовика и контррельса, каретку с наконечником для контроля ординат переводных кривых, ширины желобов и бокового износа головки рельса. Шаблон дополнительно содержит каретку для определения укрытия и профиля остряка стрелочного перевода с размещенным на ней наконечником, измерительная поверхность которого ответна боковой рабочей грани остряка стрелочного перевода железнодорожных рельсов и соответствует ее профилю в неизношенном виде.
Полезная модель относится к средствам измерения параметров рельсовых путей, а именно к путевым шаблонам для контроля железнодорожной колеи, находящейся в эксплуатации, строящейся, а также на пром-транспорте.
Известно устройство для измерения профиля головки рельса, содержащее каретку с приспособлением для обводки контура рельса и пишущим приспособлением для отображения профиля рельса, см. патент на изобретение Российской Федерации №2151836 по кл. Е 01 В 35/00, опубл. 2000 г.
Это устройство индивидуально при использовании, а процесс проведения измерений усложнен.
Известен путевой шаблон для измерения ширины колеи и уровня рельсов, содержащий штангу, подвижный и неподвижный упоры, рукоятку с поводком тяги, и устройство измерения уровня рельсов, см. свидетельство на полезную модель Российской Федерации №15193 по кл. Е 01 В 35/02, опубл. 2000 г.
Этот шаблон функционально ограничен.
Известен путевой шаблон, содержащий корпус, устройство для измерения возвышения рельсов, устройство для измерения ширины колеи, включающее неподвижный и подвижный упоры, устройство для измерения ординат и желобов стрелочного перевода, шкалы для определения расстояния от контррельса до сердечника крестовины и от контррельса до усовика
крестовины, см. патент на изобретение Российской Федерации №2091533 по кл. Е 01 В 35/02, опубл. 1997 г.
В этом шаблоне не предусмотрен контроль укрытия и профиля остряка стрелочного перевода в процессе эксплуатации.
Известен многофункциональный путеизмерительный шаблон, содержащий штангу, неподвижный и подвижный упоры, рукоятку с поводком тяги, лимб с уровнем, шкалу ширины колеи, шкалу расстояний между рабочими гранями сердечника или усовика и контррельса, каретку для контроля ординат переводных кривых, ширины желобов и бокового износа головки рельса, снабженную наконечником, см. патент на полезную модель Российской Федерации №38779 по кл. Е 01 В 35/00, Е 01 В 35/02, опубл. 2005 г, патент на изобретение Российской Федерации №2196199 по кл. Е 01 В 35/00, Е 01 В 35/02, опубл. 2003 г.
Этот шаблон многофункционален, но в нем не предусмотрен контроль укрытия и профиля остряка стрелочного перевода в процессе эксплуатации.
Известен многофункциональный путеизмерительный шаблон, содержащий штангу, неподвижный и подвижный упоры, рукоятку с поводком тяги, лимб с уровнем, шкалу ширины колеи, шкалу расстояний между рабочими гранями сердечника или усовика и контррельса, каретку для контроля ординат переводных кривых, ширины желобов и бокового износа головки рельса, снабженную наконечником, см. патент на полезную модель Российской Федерации №36112 по кл. Е 01 В 35/00, Е 01 В 35/02, опубл. 2004 г.
Данное техническое решение принято за прототип настоящей полезной модели.
Однако оно обладает недостатками.
Шаблон прототипа - многофункционален, но в нем нет устройства для определения укрытия и профиля остряка стрелочного перевода в процессе эксплуатации, это ограничивает его функциональность и снижает эксплуатационные качества.
В основу настоящей полезной модели положено решение задачи, позволяющей расширить функциональность и улучшить эксплуатацию, за счет установки устройства для определения укрытия и профиля остряка стрелочного перевода.
Согласно полезной модели эта задача решается за счет того, что многофункциональный путеизмерительный шаблон содержит штангу, неподвижный и подвижный упоры, рукоятку с поводком тяги, лимб с уровнем, шкалу ширины колеи, шкалу расстояний между рабочими гранями сердечника или усовика и контррельса, каретку с наконечником для контроля ординат переводных кривых, ширины желобов и бокового износа головки рельса.
Шаблон дополнительно содержит каретку для определения укрытия и профиля остряка стрелочного перевода с размещенным на ней наконечником, измерительная поверхность которого ответна боковой рабочей грани остряка стрелочного перевода железнодорожных рельсов и соответствует ее профилю в неизношенном виде.
Заявителем не выявлены источники, содержащие информацию о технических решениях, идентичных настоящему изобретению, что позволяет сделать вывод о его соответствии критерию «новизна».
Сущность полезной модели поясняется чертежами, где изображены:
На фиг.1 Многофункциональный путеизмерительный шаблон, общий вид (на одну из фронтальных сторон).
На фиг.2 Многофункциональный путеизмерительный шаблон, общий вид (на противоположную фронтальную сторону).
Многофункциональный путеизмерительный шаблон содержит:
Штангу 1.
Неподвижный упор 2.
Подвижный упор 3.
Рукоятку 4,
- поводок тяги 5.
Лимб со шкалой возвышения одного рельса относительно другого 6,
- уровень 7.
Шкалу ширины колеи 8.
Шкалу расстояний между рабочими гранями сердечника или усовика и контррельса 9.
Каретку для контроля ординат переводных кривых, ширины желобов
и бокового износа головки рельса 10,
- наконечник (каретки 10) 11.
Каретку для определения укрытия и профиля остряка стрелочного
перевода 12,
- наконечник (каретки 12) 13,
- измерительную поверхность (наконечника 13) 14.
Шаблон содержит штангу 1, с одной стороны которой жестко закреплен неподвижный упор 2 для взаимодействия с рельсом, с другой размещен подвижный упор 3 для взаимодействия с другим рельсом пути.
На штанге 1 установлена каретка 12 для определения укрытия и профиля остряка стрелочного перевода с возможностью перемещения вдоль нее в сторону подвижного упора 3. На каретке 12 закреплен наконечник 13 с измерительной поверхностью 14. Измерительная поверхность 14 ответна боковой рабочей грани остряка стрелочного перевода железнодорожных рельсов. Положение наконечника 13 фиксируется прижимным винтом.
На штанге расположены рукоятка 4 с поводком тяги 5, лимб со шкалой возвышения одного рельса относительно другого 6 с уровнем 7, шкала ширины колеи 8, шкала расстояний между рабочими гранями сердечника или усовика и контррельса 9. Рукоятка 4 закреплена на штанге 1 между лимбом 6 и неподвижным упором 2. Шкалы ширины колеи 8 и расстояний между рабочими гранями сердечника или усовика и контррельса 9 размещены на штанге 1 между уровнем 7 и подвижным упором 3.
На штанге 1 установлена каретка для контроля ординат переводных кривых, ширины желобов и бокового износа головки рельса 10. На каретке 10 закреплен наконечник 11, положение наконечника 11 фиксируется прижимным винтом. Каретка 10 имеет возможность перемещения вдоль штанги 1.
На штанге 1 нанесена шкала (не показана) между рукояткой 4 и неподвижным упором 2. На каретке 10 нанесена миллиметровая шкала 0-100 мм (не показана) для отсчета значения переводных кривых относительно совпадающего с ней штриха шкалы (не показана) штанги 1.
Контроль железнодорожной колеи с помощью многофункционального шаблона осуществляют следующим образом.
Определение укрытия и профиля остряка стрелочного перевода в процессе эксплуатации проводят с помощью наконечника 13 каретки 12. Шаблон с отведенным внутрь подвижным упором 3 плавно, без ударов, устанавливают сначала неподвижным упором 2 его измерительной поверхностью Г к внутренней рабочей грани головки рельса перпендикулярно оси колеи. После этого шаблон плавно отпускают на поверхность катания рамного рельса, плавно отпускают поводок тяги 5 и подвижный упор 3 измерительной поверхностью В прижимают к внутренней рабочей грани головки рамного рельса. Отпускают прижимной винт на каретке 12 и опускают наконечник 13. Затем перемещают каретку 12 и обеспечивают контакт измерительной поверхности 14 наконечника 13 с боковой рабочей гранью рамного рельса. Проверяют наличие зазора между измерительной поверхностью 14 наконечника 13 с боковой рабочей гранью остряка.
Измерение возвышения одного рельса относительно другого определяют с помощью лимба 6 с уровнем 7. Шаблон с отведенным внутрь подвижным упором 3 измерительной поверхностью В плавно, без ударов, устанавливают сначала неподвижным упором 2 измерительной поверхностью Г к внутренней рабочей грани головки рельса перпендикулярно оси рельса. После этого шаблон плавно опускают на поверхность катания головки
другого рельса, плавно отпускают поводок тяги 5 и подвижный упор 3 измерительной поверхностью В прижимается к внутренней рабочей грани головки второго рельса. Вращают лимб 6 влево или вправо на 180° по шкале (не показана), при этом изменяется угол наклона ампулы уровня 7. После того как ампула займет горизонтальное положение, по шкале (не показана) лимба 6 производят отсчет возвышения рельса.
Измерение ширины колеи производят на уровне 16 мм от верха головок рельсов. Ширину колеи фиксируют подвижным 3 с измерительной поверхностью В и неподвижным 2 с измерительной поверхностью Г упорами. Шаблон с отведенным внутрь подвижным упором 3 с измерительной поверхностью В плавно, без ударов устанавливают сначала неподвижным упором 2 измерительной поверхностью Г к внутренней рабочей грани головки рельса перпендикулярно оси рельса. После этого шаблон плавно опускают на поверхность катания головки другого рельса, плавно отпускают поводок тяги 5 и подвижный упор 3 измерительной поверхностью В прижимается к внутренней рабочей грани головки второго рельса. Проверив, что упоры 2 и 3 касаются рельсов, и шаблон находится в перпендикулярном положении к оси колеи, производят отсчет ширины колеи по шкале 8.
Измерение расстояния между рабочими гранями сердечника и контррельса фиксируют неподвижным 2 с измерительной поверхностью Г и подвижным 3 с измерительной поверхностью Б упорами. Шаблон плавно, без ударов устанавливают неподвижным упором 2 к внутренней рабочей грани сердечника перпендикулярно оси рельса. После этого шаблон плавно опускают подвижным упором 3 с измерительной поверхностью Б на
поверхность катания головки рельса и, нажимая на поводок тяги 5, прижимают подвижный упор 3 измерительной поверхностью Б к рабочей грани контррельса. Производят отсчет расстояния между рабочими гранями сердечника и контррельса по риске «контррельс» (не показана) на шкале 9.
Измерение расстояния между рабочими гранями усовика и контррельса фиксируют неподвижным 2 с измерительной поверхностью А и подвижным 3 с измерительной поверхностью Б упорами. Шаблон плавно, без ударов устанавливают измерительной поверхностью А неподвижного упора 2 к внутренней рабочей грани усовика перпендикулярно оси рельса. После этого шаблон плавно опускают подвижным упором 3 с измерительной поверхностью Б на поверхность катания головки рельса и, нажимая на поводок тяги 5, прижимают подвижный упор 3 измерительной поверхностью Б к рабочей грани контррельса. Производят отсчет расстояния между рабочими гранями усовика и контррельса по риске «усовик» (не показана) на шкале 9.
Измерение ординат переводных кривых, ширины желобов и бокового износа головки рельса фиксируют неподвижным упором 2 и наконечником 11 на каретке 10. Шаблон с отведенным внутрь подвижным упором 3 с измерительной поверхностью В плавно, без ударов устанавливают сначала неподвижным упором 2 измерительной поверхностью Г к внутренней рабочей грани головки рельса перпендикулярно оси рельса. После этого шаблон плавно опускают на поверхность катания головки другого рельса, плавно отпускают поводок тяги 5 и подвижный упор 3 измерительной поверхностью В прижимается к внутренней рабочей грани головки второго рельса. Дальнейшие измерения осуществляют следующим образом:
- для измерения ординат переводных кривых отпускают прижимной винт на каретке 10 и опускают наконечник 11 на поверхность катания головки рельса. Затем, перемещая каретку 10, обеспечивают контакт наконечника 11 с внутренней рабочей гранью головки рельса и производят отсчет ординаты переводной кривой;
- для измерения ширины желобов предварительно переустанавливают наконечник 11, повернув его на 180°. Отпускают прижимной винт на каретке 10, опускают наконечник 11 на поверхность катания головки рельса. Затем, перемещая каретку 10, обеспечивают контакт наконечника 11 с внутренней рабочей гранью контррельса или усовика. Производят отсчет ширины желобов по шкале (не показана) каретки 11 относительно совпадающего с ней шкалы штанги (не показана);
- для измерения бокового износа головки рельса предварительно переустанавливают наконечник 11, повернув его на 180°. Наконечник 11 опускают в крайнее нижнее положение и зажимают винтом. Перемещают каретку 10 до соприкосновения плоской грани наконечника 11 с внутренней рабочей гранью головки рельса. Производят отсчет по шкале (не показана) каретки 10 относительно риски (не показана) на штанге 1 с обозначением «износ рельса» (не показано). При неизношенности рельса положение риски соответствует нулевому значению на шкале (не показана) каретки 10.
Предложенный многофункциональный путеизмерительный шаблон изготавливается промышленным способом на заводе «Измерен», и это обуславливает, по мнению заявителя, его соответствие критерию «промышленная применимость».
Многофункциональный путеизмерительный шаблон, содержащий штангу, неподвижный и подвижный упоры, рукоятку с поводком тяги, лимб с уровнем, шкалу ширины колеи, шкалу расстояний между рабочими гранями сердечника или усовика и контррельса, каретку с наконечником для контроля ординат переводных кривых, ширины желобов и бокового износа головки рельса, отличающийся тем, что шаблон дополнительно содержит каретку для определения укрытия и профиля остряка стрелочного перевода с размещенным на ней наконечником, измерительная поверхность которого ответна боковой рабочей грани остряка стрелочного перевода железнодорожных рельсов и соответствует ее профилю в неизношенном виде.