Устройство дорожной одежды
Полезная модель относится к дорожному строительству. Устройство дорожной одежды содержит слой сборного покрытия из железобетонных плит 1, прослойку из геотекстиля 2, промежуточный слой песка 3 и слой 4, выполненный из георешетки 5 ячеистой конструкции, ячейки которой заполнены зернистым материалом 6. Предлагаемое устройство дорожной одежды обеспечивает высокие эксплутационные характеристики.
Полезная модель относится к строительству, и может быть использована при строительстве дорог, а именно при строительстве основания дорожной одежды.
Известно устройство дорожной одежды, состоящее из верхнего слоя и нижнего слоя, выполненного из георешетки ячеистой конструкции из соединенных между собой швами полимерных полос высотой от 100 до 200 мм, ячейки которой заполнены песком. (Патент США №4797026, НКИ 404/28, 1989). При этом верхний слой выполняют предпочтительно из асфальтобетона.
Достижению требуемого технического результата в указанном техническом решении препятствует сложность выполнения операции асфальтирования в определенных условиях.
Известно устройство дорожной одежды, содержащее слой песка, размещенный над слоем, выполненным из георешетки ячеистой конструкции из соединенных между собой швами полимерных полос, ячейки которой заполнены песком, и слой синтетического нетканого материала [Геосинтетические и геопластиковые материалы в дорожном строительстве. - Автомобильные дороги: Обзорная информация / Информавтодор; Вып.5. - М., 1998, стр.52-54]
Наиболее близким к заявляемой полезной модели (прототипом) является устройство дорожной одежды, содержащее слой сборного покрытия из плит, промежуточный слой зернистого материала и слой, выполненный из георешетки ячеистой конструкции из соединенных между собой швами полимерных полос, ячейки которой заполнены песком [Газета Российский дорожник. №22 (127) 2-8 июня 2003 г. стр.3]. В данном устройстве промежуточный слой выполнен из щебня.
Достижению требуемого технического результата в указанном техническом решении препятствует выполнение промежуточного слоя из щебня, который при эксплуатационных нагрузках и температурных воздействиях контактирует с плитами, создавая повышенное трение, что приводит к неоднородному напряже нно-деформированному состоянию и непредсказуемому разрушению плит покрытия.
Задачей, на решение которой направлена заявляемая полезная модель, является создание дорожной одежды, обеспечивающей необходимый срок службы при минимальных затратах.
Технический результат, достигаемый при осуществлении полезной модели, выражается в увеличение срока службы дорожной одежды, повышении надежности конструкции.
Для достижения вышеуказанного технического результата устройство дорожной одежды, содержащее слой сборного покрытия из плит, промежуточный слой зернистого материала и слой, выполненный из георешетки ячеистой конструкции из соединенных между собой швами полимерных полос, ячейки которой заполнены зернистым материалом, дополняют прослойкой из геотекстиля, размещая ее между промежуточным слоем зернистого материала и слоем сборного покрытия из плит, а в качестве зернистого материала промежуточного слоя используют песок.
В частных случаях выполнения устройства дорожной одежды слой сборного покрытия из плит выполнен из железобетонных плит толщиной 140 мм.
В частных случаях выполнения устройства дорожной одежды промежуточный слой из песка выполнен толщиной от 20 до 150 мм.
В частных случаях выполнения устройства дорожной одежды слой, выполненный из георешетки ячеистой конструкции из соединенных между собой швами полимерных полос, ячейки которой заполнены зернистым материалом, выполнен толщиной от 100 до 200 мм.
В частных случаях выполнения устройства дорожной одежды ячейки георешетки ячеистой конструкции из соединенных между собой швами полимерных полос, заполняют песком и/или гравием и/или щебнем. При этом песок, заполняющий объемную георешетку уплотняют с коэффициентом уплотнения не менее 0,9.
В частных случаях выполнения устройства дорожной одежды толщина полимерных полос, из которых выполнена георешетка, составляет от 0,7 до 1,6 мм.
В частных случаях выполнения устройства дорожной одежды соотношение диагоналей ячейки георешетки в виде отношения меньшей диагонали к большей диагонали составляет от 0,7 до 0,98.
В частных случаях выполнения устройства дорожной одежды георешетка выполнена перфорированной.
В частных случаях выполнения устройства дорожной одежды оно дополнительно содержит слой из геотекстиля и/или песка, размещенный под слоем, выполненным из георешетки ячеистой конструкции из соединенных между собой швами полимерных полос, ячейки которой заполнены зернистым материалом. При этом слой из песка, размещенный под нижним слоем, может быть выполнен толщиной от 10 до 600 мм.
В частных случаях выполнения устройства дорожной одежды промежуточный слой из зернистого материала выполнен толщиной а, определенной из соотношения
а=k xb,
где k - экспериментально установленный коэффициент, выбранный из диапазона от 0,45 до 0,97;
b - толщина слоя, выполненного из георешетки ячеистой конструкции из соединенных между собой швами полимерных полос, ячейки которой заполнены песком.
Полезная модель поясняется чертежами, где
на фиг.1 - изображено устройство дорожной одежды (поперечный разрез);
на фиг.2 - изображен слой, состоящий из георешетки, заполненной песком (вид сверху);
на фиг.3 - изображено устройство дорожной одежды с дополнительным слоем из геотекстиля (разрез);
на фиг.4 - изображено устройство дорожной одежды с дополнительным слоем из песка (разрез).
Устройство дорожной одежды содержит слой сборного покрытия из железобетонных плит 1, прослойку из геотекстиля 2, промежуточный слой песка 3 и слой 4, выполненный из георешетки 5 ячеистой конструкции, ячейки которой заполнены зернистым материаломм 6 (фиг.1, 3, 4).
Наиболее оптимально использовать плиты толщиной 140 мм.
Толщина промежуточного слоя из песка 3 а, определяется по экспериментально установленному соотношению:
a=kxb,
где k - экспериментально установленный коэффициент, выбранный из диапазона от 0,45 до 0,97;
b - толщина слоя 4.
Оптимальная толщина промежуточного слоя из песка 3 составляет от 20 до 150 мм.
Использование прослойки из геотекстиля 2 между слоем из песка 3 и слоем из железобетонных плит 1 предотвращает выплеск песка через стыковочные соединения плит и снижает трение, возникающее при изменении температурных режимов. Размещение слоя из железобетонных плит 1 на подложке из геотекстиля, уложенной на слой песка 3, является наиболее благоприятным для нижних примыкающей к подложке сторон плит, и приводит к уменьшению разрушения из-за уменьшения трения и хороших дренажных свойств геотекстиля.
Георешетка 5 ячеистой конструкции выполнена из соединенных между собой швами полимерных полос 7 (фиг.2). Высота слоя 4 определяется высотой георешетки и составляет обычно от 100 до 200 мм. Толщина полимерных полос t (фиг.2) может составлять от 0,7 до 1,6 мм.
В качестве зернистого материала для заполнения ячеек георешетки используют песок и/или гравий и/или щебень.
Устройство дорожной одежды может содержать дополнительный слой геотекстиля 8 (фиг.3) и/или песка 9 (фиг.4), размещенный под слоем 4, выполненным из ячеистой георешетки, заполненной зернистым материалом. Такой слой обеспечивает повышенные дренажные свойства дорожной одежды, а также армирующие свойства и применяется в случае необходимости. Если такой слой выполняют из песка, то ее выполняю! толщиной от 10 до 600 мм.
Устройство дорожной одежды выполняют следующим образом. На грунт 10 укладываю георешетку 5 и растягивают ее в направлении дороги, таким образом, чтобы соотношение диагоналей ячейки георешетки в виде отношения меньшей диагонали d1 к большей диагонали d 2 было в пределах от 0,7 до 0,98. Указанное соотношение обеспечивает наибольший объем внутреннего пространства растянутой георешетки при допустимой нагрузке на швы соединения полос георешетки. Затем георешетку заполняют зернистым материалом 6. При использовании в качестве зернистого материала песка, его уплотняют с коэффициентом уплотнения не менее 0,9. Затем производят укладку промежуточного слоя 3 из песка, например, из песка средней зернистости. Затем укладываю прослойку из геотекстиля 2, а затем укладываю железобетонные плиты 1.
В зависимости от климатических и эксплутационных условий на грунт 10 сначала может быть уложен дополнительный слой из геотекстиля 8 или песка 9 или геотекстиля и песка.
Предлагаемое устройство дорожной одежды обеспечивает высокие эксплутационные характеристики.
1. Устройство дорожной одежды, содержащее слой сборного покрытия из плит, промежуточный слой зернистого материала и слой, выполненный из георешетки ячеистой конструкции из соединенных между собой швами полимерных полос, ячейки которой заполнены зернистым материалом, отличающееся тем, что дополнительно содержит прослойку из геотекстиля размещенную между промежуточным слоем зернистого материала и слоем сборного покрытия из плит, а в качестве зернистого материала промежуточного слоя использован песок.
2. Устройство дорожной одежды по п.1, отличающееся тем, что слой сборного покрытия из плит выполнен из железобетонных плит толщиной 140 мм.
3. Устройство дорожной одежды по п.1 или 2, отличающееся тем, что промежуточный слой выполнен толщиной от 20 до 150 мм.
4. Устройство дорожной одежды по п.3, отличающееся тем, что слой, выполненный из георешетки ячеистой конструкции из соединенных между собой швами полимерных полос, ячейки которой заполнены зернистым материалом, выполнен толщиной от 100 до 200 мм.
5. Устройство дорожной одежды по п.1 или 2, отличающееся тем, что слой, выполненный из георешетки ячеистой конструкции из соединенных между собой швами полимерных полос, ячейки которой заполнены зернистым материалом, выполнен толщиной от 100 до 200 мм.
6. Устройство дорожной одежды по п.5, отличающееся тем, что слой, выполненный из георешетки ячеистой конструкции из соединенных между собой швами полимерных полос, ячейки которой заполнены зернистым материалом, выполнен толщиной от 100 до 200 мм, а толщина полимерных полос, из которых выполнена георешетка, составляет от 0,7 до 1,6 мм.
7. Устройство дорожной одежды по п.1, отличающееся тем, что ячейки георешетки ячеистой конструкции из соединенных между собой швами полимерных полос, заполнены зернистым материалом в виде песка и/или гравия и/или щебня.
8. Устройство дорожной одежды по п.7, отличающееся тем, что песок, заполняющий объемную георешетку уплотнен с коэффициентом уплотнения не менее 0,9.
9.Устройство дорожной одежды по п.1, или 2, или 7, отличающееся тем, что толщина полимерных полос, из которых выполнена георешетка, составляет от 0,7 до 1,6 мм.
10. Устройство дорожной одежды по п.1, или 2, или 4, или 6, или 7, отличающееся тем, что соотношение диагоналей ячейки георешетки в виде отношения меньшей диагонали к большей диагонали составляет от 0,7 до 0,98.
11. Устройство дорожной одежды по п.1 или 2, отличающееся тем, что слой, выполненный из георешетки ячеистой конструкции из соединенных между собой швами полимерных полос, ячейки которой заполнены зернистым материалом, выполнен толщиной от 100 до 200 мм, при этом соотношение диагоналей ячейки георешетки в виде отношения меньшей диагонали к большей диагонали составляет от 0,7 до 0,98.
12. Устройство дорожной одежды по п.1, или 2, или 4, или 6, или 7, отличающееся тем, что георешетка выполнена перфорированной.
13. Устройство дорожной одежды по п.1 или 2, отличающееся тем, что промежуточный слой выполнен толщиной от 20 до 150 мм, а георешетка выполнена перфорированной.
14. Устройство дорожной одежды по п.1 или 2, отличающееся тем, что слой, выполненный из георешетки ячеистой конструкции из соединенных между собой швами полимерных полос, ячейки которой заполнены зернистым материалом, выполнен толщиной от 100 до 200 мм, при этом георешетка выполнена перфорированной.
15. Устройство дорожной одежды по п.1, или 2, или 4, или 6, или 7, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит слой из геотекстиля и/или песка, размещенный под слоем, выполненным из георешетки ячеистой конструкции из соединенных между собой швами полимерных полос, ячейки которой заполнены зернистым материалом.
16. Устройство дорожной одежды по п.15, отличающееся тем, что слой из песка, размещенный под нижним слоем, выполнен толщиной от 10 до 600 мм.
17. Устройство дорожной одежды по п.1, отличающееся тем, что промежуточный слой из зернистого материала выполнен толщиной , определенной из соотношения
=k·b,
где k - экспериментально установленный коэффициент, выбранный из диапазона от 0,45 до 0,97;
b - толщина слоя, выполненного из георешетки ячеистой конструкции
из соединенных между собой швами полимерных полос, ячейки которой заполнены зернистым материалом.