Блок управления отопительной установкой и/или кондиционером транспортного средства

Авторы патента:

7 B60H1/00 -

 

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, в частности, к управлению отопительной установкой и/или кондиционером автомобиля, например, автомобиля «Волга». Блок управления отопительной установкой и/или кондиционером транспортного средства, содержащий переднюю панель с установленными на ней органами управления, с нанесенными на них символами обозначения функций регулирования температуры, скорости вентилятора отопителя, распределения потока воздуха, положения заслонки рециркуляции, датчики температуры и элемент включения кондиционера, соединенные с процессором, дополнительно снабжен устройством вывода информации, соединенным с процессором и органом включения автоматического режима, установленным на передней панели и соединенным с процессором и моторедуктором, соединенным с процессором через драйвер управления, при этом органы управления температурой, скоростью вентилятора отопителя, распределением потока воздуха, положением заслонки рециркуляции соединены с процессором, один из выходов которого соединен через драйверы управления с исполнительным механизмом "тепло-холод", другой выход которого через блок плавной регулировки скорости вращения вентилятора отопителя соединен с вентилятором отопителя, другой выход процессора через драйвер управления и соединенные с ним моторедуктор, кулачковый механизм, тяги соединен с заслонками распределения потока воздуха, другой выход процессора через драйвер управления соединен с исполнительным механизмом заслонки рециркуляции, другой выход процессора через драйвер управления соединен с реле кондиционера. В качестве устройства вывода информации используют дисплей. Органы управления температурой, скоростью вентилятора, распределением потока воздуха, положением заслонки рециркуляции, орган включения автоматического режима выполнены в виде кнопок. Датчик температуры в салоне установлен в блоке за передней панелью и дополнительно снабжен вентилятором. Технический результат от использования полезной модели заключается в повышении комфортности за счет управления заслонками распределения потока воздуха в автоматическом режиме, контроля за температурой в салоне и за бортом, режимами работы отопительной установкой и/или кондиционером автомобиля, а также получения маршрутных и диагностических параметров. 1 с.п.ф., 1 илл.

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, в частности, к управлению отопительной установкой и/или кондиционером автомобиля, например, автомобиля «Волга».

Известен пульт управления отопительной установкой и/или кондиционером автомобиля, защищенный свидетельством на полезную модель №15696, кл. В 60 Н 1/00, В 60 К 37/06, опубл. 2000.11.10.

Известный пульт содержит переднюю панель с установленными на ней органами управления, выполненными в виде поворотных ручек: первого - для управления скоростью вентилятора, второго - для регулирования температуры, третьего - для управления распределением потока воздуха, а также орган управления положением заслонки рециркуляции, выполненный в виде двух кнопок, и элемент включения кондиционера. Орган управления положением заслонки рециркуляции дополнительно снабжен световым индикатором, вокруг поворотных ручек установлены кольца с нанесенными на них символами и обозначениями соответствующих функций, а элемент включения кондиционера расположен вне пульта управления.

Недостатками известного устройства являются невысокая надежность управления отопительной установкой и/или кондиционером из-за отсутствия автоматического управления кондиционером, блока плавной регулировки скорости вращения вентилятора отопителя и автоматического поддержания заданной температуры в салоне. Наличие нескольких моторедукторов для управления заслонками рециркуляции удорожает стоимость блока.

Наиболее близким к заявляемому является блок управления отопительной установкой и/или кондиционером транспортного средства, защищенный патентом РФ на полезную модель №39303, кл. В 60 Н 1/00, опубл. 2004.07.27.

Известный блок управления отопительной установкой и/или кондиционером транспортного средства, содержит переднюю панель с установленными на ней органами управления, выполненными в виде поворотных ручек с расположенными вокруг них кольцами с нанесенными символами и обозначениями функций: управления скоростью вентилятора, регулирования температуры и управления распределением потока воздуха, а также орган управления положением заслонки рециркуляции, элемент включения

кондиционера и датчики температуры, соединенные с процессором, при этом ручка управления скоростью вентилятора отопителя через задатчик скорости вращения вентилятора отопителя соединена с блоком плавной регулировки скорости вращения вентилятора отопителя и с вентилятором отопителя, ручка для регулирования температуры через задатчик температуры, соединенный через процессор с драйвером управления соединена с исполнительным механизмом "тепло-холод", ручка управления распределением потока воздуха соединена с кулачковым механизмом, соединенным через тросиковые тяги с заслонками распределения потока воздуха, орган управления положением заслонки рециркуляции соединен с процессором и с драйвером управления, соединенным с исполнительным механизмом заслонки рециркуляции, элемент включения реле кондиционера расположен на пульте управления и соединен с процессором и с драйвером управления, соединенным с реле кондиционера, а процессор соединен через блок плавной регулировки скорости вращения вентилятора отопителя с вентилятором отопителя.

Недостатком известного устройства являются невозможность управления воздушным потоком в автоматическом режиме, контроля за температурой в салоне и за бортом, режимами работы отопительной установкой и/или кондиционером автомобиля, а также получения маршрутных и диагностических параметров из-за отсутствия устройства вывода информации.

Задача, решаемая предлагаемым решением, усовершенствование блока управления отопительной установкой и/или кондиционером автомобиля

Технический результат от использования полезной модели заключается в повышении комфортности за счет управления заслонками распределения потока воздуха в автоматическом режиме, контроля за температурой в салоне и за бортом, режимами работы отопительной установкой и/или кондиционером автомобиля, а также получения маршрутных и диагностических параметров.

Указанный результат достигается тем, что блок управления отопительной установкой и/или кондиционером транспортного средства, содержащий переднюю панель с установленными на ней органами управления, с нанесенными на них символами обозначения функций регулирования температуры, скорости вентилятора отопителя, распределения потока воздуха, положения заслонки рециркуляции, датчики температуры и элемент включения кондиционера, соединенные с процессором, дополнительно снабжен устройством вывода информации, соединенным с процессором и органом включения автоматического режима, установленным на передней панели и соединенным с процессором и моторедуктором, соединенным с процессором через драйвер управления,

при этом органы управления температурой, скоростью вентилятора отопителя, распределением потока воздуха, положением заслонки рециркуляции соединены с процессором, один из выходов которого соединен через драйверы управления с исполнительным механизмом "тепло-холод", другой выход которого через блок плавной регулировки скорости вращения вентилятора отопителя соединен с вентилятором отопителя, другой выход процессора через драйвер управления и соединенные с ним моторедуктор, кулачковый механизм, тяги соединен с заслонками распределения потока воздуха, другой выход процессора через драйвер управления соединен с исполнительным механизмом заслонки рециркуляции, другой выход процессора через драйвер управления соединен с реле кондиционера. В качестве устройства вывода информации используют дисплей. Органы управления температурой, скоростью вентилятора, распределением потока воздуха, положением заслонки рециркуляции, орган включения автоматического режима выполнены в виде кнопок. Датчик температуры в салоне установлен в блоке за передней панелью и дополнительно снабжен вентилятором.

Функциональная схема предлагаемого блока управления изображена на фиг.

Блок управления отопительной установкой и/или кондиционером транспортного средства содержит переднюю панель (на фиг. не показана) с установленными на ней органами управления, выполненными в виде кнопок с нанесенными на них символами и обозначениями функций: кнопку 1 увеличения скорости вращения вентилятора 2 отопителя, кнопку 3 уменьшения скорости вращения вентилятора 2 отопителя, кнопку 4 увеличения заданной температуры в салоне, кнопку 5 уменьшения заданной температуры в салоне, орган 6 управления положением заслонки рециркуляции, кнопки 7, 8, 9 управления распределением потока воздуха, кнопку 10 включения автоматического режима. Блок снабжен датчиком 11 температуры, установленным вне салона и соединенными с процессором 12, дисплеем 13 отображения режимов работы блока управления, соединенных с процессором 12, моторедуктором 14, соединенным через кулачковый механизм 15 и тяги 16 с заслонками 17 распределения потока воздуха. Кнопки 1 и 3 управления скоростью вентилятора 2 отопителя соединены с процессором 12, один из выходов которого соединен через блок 18 плавной регулировки скорости вращения вентилятора 2 отопителя с вентилятором 2 отопителя. Кнопки 4 и 5 регулирования температуры соединены с процессором 12, другой выход которого соединен через драйвер 19 управления с исполнительным механизмом 20 «тепло-холод». Орган б управления положением заслонки рециркуляции соединен с процессором 12, другой выход которого соединен через драйвер 21 управления с исполнительным

механизмом 22 заслонки рециркуляции. Драйвер 23 управления соединен с процессором 12 и с реле 24 кондиционера.

Кнопки 7, 8, 9 управления распределением потока воздуха соединены через процессор 12 с драйвером 25 управления, соединенным с моторедуктоом 14, кулачковьм механизмом 15, тягами 16 с заслонками распределения потока воздуха 17, датчик 26 температуры в салоне соединен с процессором 12. Он может быть установлен в блоке за передней панелью и дополнительно снабжен вентилятором обдува.

Блок управления отопительной установкой и/или кондиционером автомобиля работает следующим образом.

Пользователь может установить с помощью кнопок 4 и 5 для регулирования температуры желаемую температуру в салоне транспортного средства и включить с помощью кнопки 10 автоматический режим ее поддержания. При этом процессор 12 считывает показания с датчиков 11 и 26 температуры и через драйверы 19 управления управляет исполнительным механизмом 20 «тепло-холод», а через блок 18 плавной регулировки скорости вращения вентилятора 2 отопителя задает скорость вращения вентилятора 2 отопителя.

Скорость вращения вентилятора 2 отопителя. и положение заслонки исполнительного механизма 20 «тепло-холод» зависит от разницы между заданной и реальной температурами в салоне.

Пользователю дается возможность самому установить с помощью кнопок 1 и 3 управления скоростью вращения вентилятора 2 отопителя желаемую скорость вращения вентилятора, а с помощью кнопок 7, 8, 9 управления распределением потока воздуха направить воздушный поток на лобовое стекло, в ноги, грудь и т.д. При этом кнопка 7 управляет воздушным потоком на лобовое стекло, кнопка 8 управляет воздушным потоком в грудь, а кнопка 9 управляет воздушным потоком в ноги. Комбинируя нажатия на кнопки 7, 8, 9 пользователь может направить воздушный поток только на лобовое стекло, в ноги и на лобовое стекло, в ноги и в грудь и т.д. При этом, сигнал с процессора 12 поступает через драйвер управления 25 на моторедуктор 14, который через кулачковый механизм 15 и тяги 16 управляет заслонками распределения воздуха 17. Моторедуктор 14 может быть соединен непосредственно с заслонкой 17 распределения воздушного потока. В этом случае на каждую заслонку потребуется свой моторедуктор.

Реле 24 кондиционера включается через драйвер 23 управления по сигналу с процессора 12 или с помощью нажатия и удерживания в течении нескольких секунд кнопки 5 уменьшения температуры. Таким образом обеспечивается ручное включение кондиционера. Аналогично, при нажатии и удерживании кнопки 4, с помощью

исполнительного механизма 20 «тепло-холод» включается режим отопления. Для более быстрого отопления салона может использоваться дополнительный запорный механизм, который перекрывает подачу горячей жидкости в отопительный радиатор транспортного средства. Такой механизм через драйвер управления соединяется с процессором. Если пользователь нажимает одновременно на обе кнопки 4 и 5, включается режим просушки, при котором одновременно включается и отопитель и кондиционер. При этом исполнительный механизм 20 «тепло-холод» переведется в среднее положение, включатся повышенные обороты вентилятора 2 отопителя и включится реле 24 кондиционера. Данный режим служит для исключения запотевания лобового и боковых стекол транспортного средства во избежание аварийной ситуации.

Исполнительный механизм 22 заслонки рециркуляции может включаться с помощью органа 6 управления положением заслонки рециркуляции через драйвер 21 управления или по сигналу с процессора 12.

Если на входы процессора 12 подать сигналы со штатных датчика скорости транспортного средства, датчика уровня топлива в баке или с канала диагностики блока управления двигателем транспортного средства, то пользователь может видеть на дисплее 13 информацию о расходе топлива, средней скорости движения, состоянии электрооборудования и подобных функций, связанных с параметрами движения.

Драйверами 19, 21, 23 и 25 управления могут быть микросхемы КР 1128 КТ ЗА или аналогичные.

Процессором 12 может быть микропроцессор PIC 16 F 252-I/P или аналогичный. Его входные и выходные цепи могут быть защищены резистивными элементами.

Органом 6 управления положением заслонки рециркуляции и кнопками 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10 может быть тактовая кнопка типа ПКН.

Реле 24 кондиционера может быть реле автомобильное типа 90.3747.

Блок 18 плавной регулировки скорости вращения вентилятора состоит из микросхемы IN74AC14D, конденсатора К 50-6 и транзистора SPP70V10L.

Датчиками 11 и 26 температуры могут быть термодатчики LM 335 Z или аналогичные.

Вентилятор 2 отопителя - штатный вентилятор, установленный на транспортном средстве.

Дисплеем 13 может быть жидкокристаллический графический дисплей типа PG 12864 JNN-LRS-H или совокупность светодиодных индикаторов типа YDD 036 a, DC-10.

Исполнительным механизмом 20 «тепло-холод» может быть моторедуктор МР-1, или вакуумный клапан Н 25-201.

Исполнительным механизмом 22 заслонки рециркуляции может быть моторедуктор МР-1 или вакуумный клапан Н 25-201.

Моторедуктором 14, соединенным с кулачковым механизмом 15, может быть моторедуктор МР-1, или IG - 16 GM.

Кулачковый механизм 15 представляет собой диск с фигурными пазами (циклоидой и спиралью), по которым перемещаются поводки с прикрепленными к ним тросиковыми тягами 16.

Тягами 16 могут быть тросики или стальная проволока, перемещающаяся в оболочке и с закрепленными на ее концах крепежными элементами или цельнометаллическая тяга с крепежными элементами.

Заслонки распределения потока воздуха 17 - штатно установлены на корпусе отопителя транспортного средства.

Предлагаемый блок управления отопительной установкой и/или кондиционером автомобиля по сравнению с прототипом за счет использования устройства вывода информации обеспечивает возможность контроля за температурой в салоне и за бортом транспортного средства, режимами работы, направлениями воздушного потока, маршрутными и диагностическими параметрами, а также за счет использования моторедуктора может автоматически выбирать направления воздушного потока при режимах отопления или кондиционирования, при котором холодный воздух не будет направляться в ноги, а при режиме просушки воздушный поток будет направлен на стекла транспортного средства.

1. Блок управления отопительной установкой и/или кондиционером транспортного средства, содержащий переднюю панель с установленными на ней органами управления с нанесенными на них символами обозначения функций регулирования температуры, скорости вентилятора отопителя, распределения потока воздуха, положения заслонки рециркуляции, датчики температуры и элемент включения кондиционера, соединенные с процессором, отличающийся тем, что он дополнительно снабжен устройством вывода информации, соединенным с процессором и органом включения автоматического режима, установленным на передней панели и соединенным с процессором и моторедуктором, соединенным с процессором через драйвер управления, при этом органы управления температурой, скоростью вентилятора отопителя, распределением потока воздуха, положением заслонки рециркуляции соединены с процессором, один из выходов которого соединен через драйверы управления с исполнительным механизмом “тепло-холод”, другой выход которого через блок плавной регулировки скорости вращения вентилятора отопителя соединен с вентилятором отопителя, другой выход процессора через драйвер управления и соединенные с ним моторедуктор, кулачковый механизм, тяги соединен с заслонками распределения потока воздуха, другой выход процессора через драйвер управления соединен с исполнительным механизмом заслонки рециркуляции, другой выход процессора через драйвер управления соединен с реле кондиционера.

2. Блок управления отопительной установкой и/или кондиционером транспортного средства по п.1, отличающийся тем, что в качестве устройства вывода информации используют дисплей.

3. Блок управления отопительной установкой и/или кондиционером транспортного средства по п.1, отличающийся тем, что органы управления температурой, скоростью вентилятора, распределением потока воздуха, положением заслонки рециркуляции, орган включения автоматического режима выполнены в виде кнопок.

4. Блок управления отопительной установкой и/или кондиционером транспортного средства по п.1, отличающийся тем, что датчик температуры в салоне установлен в блоке за передней панелью и дополнительно снабжен вентилятором.



 

Наверх