Транспортное средство и многофункциональный модуль для монтажа элементов двигателя внутреннего сгорания и механизмов транспортного средства


7 F02B67/06 -

 

Полезная модель относится к машиностроению, в частности автомобилям, с использованием в качестве силового агрегата двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Транспортное средство, в частности, легковой автомобиль, содержит ДВС, снабженный, по крайней мере, масляным фильтром системы смазки и приводом вспомогательных агрегатов ДВС, и рулевое управление, снабженное гидравлическим усилителем руля, а также средство для крепления, по крайней мере одного из названных элементов к корпусу ДВС. Средство для крепления выполнено в виде многофункционального модуля. Масляный фильтр, гидронасос гидравлического усилителя руля и опорный ролик привода вспомогательных агрегатов закреплены на едином цельноформованном основании модуля, смонтированном на корпусе ДВС с возможностью гидравлического подключения главной масляной магистрали системы смазки ДВС к масляному фильтру. При этом привод гидронасоса выполнен в виде приводного шкива, смонтированного на приводном вале насоса и включенного в кинематическую цепь привода вспомогательных агрегатов ДВС, а опорный ролик смонтирован в однозначно зафиксированном положении и кинематически подключен к бесконечному гибкому приводному элементу привода вспомогательных агрегатов ДВС., с возможностью натяжения ветви бесконечного гибкого приводного элемента, прилегающей к приводному шкиву гидронасоса. В качестве бесконечного гибкого приводного элемента использован приводной ремень. Монтажная поверхность корпуса модуля герметично закреплена на блоке цилиндров ДВС. Многофункциональный модуль для монтажа элементов ДВС и механизмов транспортного средства, в частности автомобиля, выполнен в виде монтажной детали, снабженной местами крепления для отдельных элементов транспортного средства к

корпусу ДВС. На корпусе модуля смонтированы, как минимум, гидронас усилителя руля и опорный ролик бесконечного гибкого приводного элемента привода вспомогательных агрегатов ДВС. При этом корпус модуля выполнен в виде единой цельноформованной детали, внутри которой образованы каналы для гидравлического подключения масляной магистрали ДВС к масляному фильтру системы смазки ДВС. В качестве бесконечного гибкого приводного элемента использован приводной ремень. Монтажная поверхность корпуса модуля герметично закреплена на блоке цилиндров ДВС. Использование данного изобретения позволяет рационально использовать моторный отсек транспортного средства при размещении отдельных навесных элементов ДВС и элементов механизмов управления транспортным средством.

Полезная модель относится к машиностроению, в частности автомобилям, с использованием в качестве силового агрегата двигателя внутреннего сгорания (далее ЛВС).

Современные дизайн и аэродинамика транспортного средства, в частности легкового автомобиля, влекут необходимость компактного размещения в моторном отсеке как самого силового агрегата, так и монтируемых на его корпусных деталях, а также панелях моторного отсека различного навесного оборудования, необходимого как для нормального функционирования силового агрегата, так и механизмов управления транспортным средством, например рулевого управления. В ряде случаев по условиям компоновки не удается рациональным образом разместить отдельные навесные элементы ДВС и элементы механизмов управления транспортным средством в силу целого ряда обстоятельств. Это может быть необходимость обеспечения для отдельных элементов определенного температурного режима. Другой причиной может явиться неизбежность втыков при установке отдельных элементов, в силу недостаточного места для крепления на определенном участке (например, стенке ДВС) новых элементов, при уже имеющихся штатных элементах. По этой причине отдельные элементы вынужденно выводятся и крепятся в местах моторного отсека, свободных для монтажа и крепления этих элементов. Такие технические приемы, требующие дополнительных монтажных приспособлений (кронштейнов, трубопроводов, соединительных приспособлений) в технике широко известны.

Например, из ЕПВ №0405049, МПК F 01 M 11/04, 02.01.91, известно дистанционное расположение масляного фильтра системы смазки ДВС, когда

масляный фильтр посредством дополнительного крепежного устройства монтируется на стенке моторного отсека на некотором расстоянии от ДВС.

Из заявки Германии №4012585, МПК F 01 M 11/03, публ. 24.10.93, известно опорное устройство ДВС, выполненное в виде кронштейна крепления ДВС к кузову транспортного средства. Конструкция кронштейна предусматривает наличие сети масляных каналов и присоединительного участка для масляного фильтра, что делает возможным монтаж масляного фильтра на названном кронштейне.

Из патента Германии №4400952, МПК F 01 P 11/08, публ. 24.05.95, известна крышка корпуса ДВС, представляющая собой многофункциональное устройство, обеспечивающее монтаж одновременной комбинации масляного фильтра и масляного радиатора, причем для нормального функционирования ДВС поперечный водяной канал и поперечный масляный канал для подвода масла к главной масляной магистрали с установленными между ними датчиками давления и температуры масла расположены в крышке корпуса ДВС, которая по меньшей мере частично размещена и закреплена на торцевой стороне корпуса ДВС.

В ряде моделей автомобилей производства Волжского автозавода (г. Тольятти), для установки гидронасоса усилителя руля используется специальное крепежное устройство, посредством которого гидронасос крепится на блоке цилиндров ДВС, а его привод осуществляется от приводного (коленчатого) вала ДВС клиновым ремнем, который не является штатным приводным элементом привода вспомогательных агрегатов ДВС, см. свидетельства на полезные модели №№21421 и 21422, МПК F 02 B 67/06, публ. в БИПМ №2, от 20.01.2002. Любой из этих объектов может являться прототипом предлагаемой полезной модели. В названных публикациях представлено два варианта крепежного устройства для установки навесного оборудования, в частности гидронасоса, на блоке цилиндров ДВС транспортного средства. В обоих вариантах крепежное устройство представляет собой сварной кронштейн, в котором предусмотрены средства для крепления гидронасоса, средства крепления кронштейна к блоку цилиндров двигателя, а также средство' регулирования и жесткой фиксации гидронасоса в кронштейне, после установки его на корпусе ДВС.

В качестве прототипа принято устройство, описанное в свидетельстве на полезную модель №21422, МПК F 02 B 67/06, публ. в БИПМ №2, от 20.01.2002.

В рассматриваемом прототипе, крепление гидронасоса усилителя руля рулевого управления автомобиля осуществляется на корпусе (блоке цилиндров) ДВС. При этом,

крепление гидронасоса на блоке цилиндров ДВС с применением предлагаемого крепежного устройства повлекло за собой необходимость введения дополнительного ременного привода от коленчатого вала ДВС, т.е. в конструкцию ДВС введена дополнительная кинематическая связь коленчатого вала ДВС с приводным валом гидронасоса, что усложнило конструкцию ДВС в целом, увеличило его габариты и вес. Именно поэтому рассмотренное устройство нашло только ограниченное применение, в рамках индивидуальных заказов отдельных потребителей. Для применения в серийном, а тем более массовом производстве, такой технический и технологический прием нецелесообразен, поскольку сопряжен со значительными затратами в производстве (сложность изготовления самого крепежного устройства, необходимость введения в конструкцию ДВС дополнительного индивидуального привода гидронасоса и т.д.).

Решение технической задачи в предлагаемой полезной модели предусматривает создание несложного, недорогого, высокотехнологичного и доступного для применения в условиях массового производства объекта, в котором используется штатный привод гидронасоса поликлиновым ремнем привода вспомогательных агрегатов ДВС. При этом техническая задача решена за счет изменения конструкции крепежного устройства гидроусилителя, и придания ему дополнительных технических функций.

Сущность предлагаемого технического решения заключается в том, что в известном транспортном средстве, в частности, легковом автомобиле, содержащем ДВС, снабженном по крайней мере масляным фильтром системы смазки и приводом вспомогательных агрегатов ДВС, и рулевое управление, снабженное гидравлическим усилителем руля, а также средство для крепления, по крайней мере одного из названных элементов к корпусу ДВС, названное средство для крепления выполнено в виде многофункционального модуля, масляный фильтр, гидронасос гидравлического усилителя руля и опорный ролик привода вспомогательных агрегатов закреплены на едином цельноформованном основании модуля, смонтированном на корпусе ДВС с возможностью гидравлического подключения главной масляной магистрали системы смазки ДВС к.масляному фильтру, при этом привод гидронасоса выполнен в виде приводного шкива, смонтированного на приводном вале насоса и включенного в кинематическую цепь привода вспомогательных агрегатов ДВС, а опорный ролик

смонтирован в однозначно зафиксированном положении и кинематически подключен к бесконечному гибкому приводному элементу привода вспомогательных агрегатов ДВС.

Многофункциональный модуль для монтажа элементов ДВС и механизмов транспортного средства, в частности автомобиля, выполненный в виде монтажной детали, снабженной местами крепления для отдельных элементов транспортного средства к корпусу ДВС характеризуется тем, что на корпусе модуля смонтированы, как минимум, гидронас усилителя руля и опорный ролик бесконечной гибкой связи привода вспомогательных агрегатов ДВС, при этом корпус модуля выполнен в виде единой цельноформованной детали, внутри которой образованы каналы для гидравлического подключения масляной магистрали ДВС к масляному фильтру системы смазки ДВС.

В рассмотренном транспортном средстве в качестве бесконечной гибкой связи привода вспомогательных агрегатов использован приводной поликлиновой ремень.

Монтажная поверхность корпуса многофункционального модуля герметично закреплена на блоке цилиндров ДВС.

На фиг.1 показана передняя часть, смонтированного в моторном отсеке транспортного средства, ДВС;

На фиг.2 показан многофункциональный модуль, смонтированный на корпусе ДВС;

На фиг.3 показан разрез модуля, смонтированного на корпусе ДВС.

Транспортное средство, в частности, легковой автомобиль (не показан), содержит ДВС 1 снабженный масляным фильтром 2 системы смазки и привод вспомогательных агрегатов 3 ДВС, и рулевое управление (не показано), снабженное гидронасосом 4 гидравлического усилителя руля, а также средство 5 для крепления, по крайней мере одного из названных элементов к корпусу (блоку цилиндров) ДВС 1. Названное средство 5 для крепления выполнено в виде многофункционального модуля, масляный фильтр 2, гидронасос 4 гидравлического усилителя руля и опорный ролик 6 привода вспомогательных агрегатов 3 закреплены на едином цельноформованном основании модуля (5), смонтированном на корпусе ДВС 1 с возможностью гидравлического подключения главной масляной магистрали 7 системы смазки ДВС к масляному фильтру 2, при этом привод гидронасоса выполнен в виде приводного шкива 8, смонтированного на приводном вале насоса и включенного в кинематическую цепь привода вспомогательных агрегатов 3 ДВС, а опорный ролик 6

смонтирован в однозначно зафиксированном положении и кинематически подключен к бесконечному гибкому приводному элементу 9 привода вспомогательных агрегатов ЛВС.

Многофункциональный модуль 5 для монтажа элементов ДВС и механизмов транспортного средства, в частности автомобиля, выполнен в виде монтажной детали, снабженной местами крепления для отдельных элементов транспортного средства к корпусу ДВС 1. На корпусе модуля 5 предусмотрены места крепления 10, 11 и 12, соответственно, масляного фильтра 2, гидронасоса 4 усилителя руля и опорного ролика 6 бесконечного гибкого приводного элемента 9 привода вспомогательных агрегатов 3 ДВС, при этом корпус модуля 5 выполнен в виде единой цельноформованной детали, внутри которой образованы каналы 7 для гидравлического подключения масляной магистрали ДВС к масляному фильтру 2 системы смазки ДВС.

В рассмотренном транспортном средстве в качестве бесконечного гибкого приводного элемента 9 привода вспомогательных агрегатов использован приводной поликлиновой ремень.

Монтажная поверхность корпуса многофункционального модуля 5 герметично закреплена на блоке цилиндров ДВС 1.

Модуль, на котором смонтированы гидронасос усилителя руля и опорный ролик устанавливается на корпусе ДВС, после чего осуществляется установка на модуле масляного фильтра.

Использование данного изобретения позволяет рационально использовать моторный отсек транспортного средства при размещении отдельных навесных элементов ДВС и элементов механизмов управления транспортным средством.

1. Транспортное средство, в частности легковой автомобиль, содержащее ДВС, снабженный, по крайней мере, масляным фильтром системы смазки и приводом вспомогательных агрегатов ДВС, и рулевое управление, снабженное гидравлическим усилителем руля, а также средство для крепления по крайней мере одного из названных элементов к корпусу ДВС, отличающееся тем, что названное средство для крепления выполнено в виде многофункционального модуля, масляный фильтр, гидронасос гидравлического усилителя руля и опорный ролик привода вспомогательных агрегатов закреплены на едином цельноформованном основании модуля, смонтированном на корпусе ДВС с возможностью гидравлического подключения главной масляной магистрали системы смазки ДВС к масляному фильтру, при этом привод гидронасоса выполнен в виде приводного шкива, смонтированного на приводном вале насоса и включенного в кинематическую цепь привода вспомогательных агрегатов ДВС, а опорный ролик смонтирован в однозначно зафиксированном положении и кинематически подключен к бесконечному гибкому приводному элементу привода вспомогательных агрегатов ДВС, с возможностью натяжения ветви бесконечного гибкого приводного элемента, прилегающей к приводному шкиву гидронасоса.

2. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что в качестве бесконечного гибкого приводного элемента использован приводной ремень.

3. Транспортное средство по любому из п.1 или 2, отличающееся тем, что монтажная поверхность корпуса модуля герметично закреплена на блоке цилиндров ДВС.

4. Многофункциональный модуль для монтажа элементов ДВС и механизмов транспортного средства, в частности автомобиля, выполненный в виде монтажной детали, снабженной местами крепления для отдельных элементов транспортного средства к корпусу ДВС, отличающийся тем, что на корпусе модуля смонтированы, как минимум, гидронасос усилителя руля и опорный ролик бесконечного гибкого приводного элемента привода вспомогательных агрегатов ДВС, при этом корпус модуля выполнен в виде единой цельноформованной детали, внутри которой образованы каналы для гидравлического подключения масляной магистрали ДВС к масляному фильтру системы смазки ДВС.

5. Модуль по п.4, отличающийся тем, что в качестве бесконечного гибкого приводного элемента использован приводной ремень.

6. Модуль по любому из п.4 или 5, отличающийся тем, что монтажная поверхность корпуса модуля герметично закреплена на блоке цилиндров ДВС.



 

Наверх