Сверхпроводниковая синхронная реактивная машина

 

Полезная модель относится к электротехнике, а именно к синхронным реактивным электрическим машинам с применением высокотемпературных сверхпроводников и может быть использована в криогенной, аэрокосмической и медицинской технике, в приводе перспективных транспортных систем. Сущность полезной модели: машина содержит статор с шихтованным сердечником с многофазной многополюсной обмоткой, цилиндрический ротор, состоящий из ферромагнитных элементов и немагнитных промежутков и размещенной на нем короткозамкнутой обмотки. Немагнитные промежутки ротора заполнены диамагнитным высокотемпературным сверхпроводниковым материалом. На лобовых частях обмотки статора установлены электромагнитные экраны из высокотемпературного сверхпроводникового материала, каждый из которых выполнен в виде двух тонкостенных цилиндрических оболочек и кольцевого элемента. Изобретение позволяет повысить энергетические (мощность, КПД, cos) и массогабаритные показатели машины.

Предлагаемая полезная модель относится к синхронным реактивным электрическим машинам с использованием высокотемпературных сверхпроводников (ВТСП) и может найти применение в криогенной, аэрокосмической и медицинской технике, в электроприводе транспортных систем.

Известны синхронные реактивные машины с различным конструктивным выполнением роторов [2-5]. Недостатками известных конструкций являются невысокие значения энергетических показателей (КПД и cos), а также малые значения мощности и развиваемого момента по сравнению с мощностью и моментом асинхронного двигателя и синхронного двигателя с обмоткой возбуждения на роторе при одинаковых габаритах.

Наиболее близкой по технической сущности к предлагаемой полезной модели является синхронная реактивная машина [1], содержащая статор с шихтованным сердечником, в пазах которого размещена многофазная многополюсная обмотка, цилиндрический ротор с короткозамкнутой обмоткой, состоящий из ферромагнитных элементов и немагнитных промежутков, заполненных диамагнитным высокотемпературным сверхпроводниковым материалом (ВТСП керамикой), величина магнитной проницаемости которой s лежит в диапазоне от нуля (идеальный диамагнетик) до величины магнитной проницаемости воздуха 0 (O<s<0). Это позволяет реализовать различные магнитные свойства по разным направлениям: ферромагнитные свойства по оси d ротора и уникальные диамагнитные свойства по оси q.

Недостатком данной конструкции является ограниченное значение удельной мощности, механического момента, КПД и cos, что связано с

относительно невысоким значением отношения xd/xq (где хd, xq - главные индуктивные сопротивления по осям d и q), определяемым различием в магнитной проводимости по продольной и поперечной осям машины, хотя и существенно превышающим аналогичное отношение в синхронных реактивных машинах традиционного исполнения. Одним из путей дальнейшего улучшения параметров и характеристик реактивных ВТСП электрических машин является ограничение магнитных потоков рассеяния лобовых частей обмотки статора.

Целью изобретения является повышение энергетических (мощности, механического момента, коэффициента мощности и КПД) и массогабаритных показателей машины.

Цель достигается тем, что в сверхпроводниковой синхронной реактивной электрической машине, содержащей магнитопроводящий статор, выполненный шихтованным, и имеющий пазы, распределенные по его внутренней поверхности, размещенную в этих пазах многофазную многополюсную обмотку и установленный на валу машины цилиндрический ротор, состоящий из ферромагнитных элементов и немагнитных промежутков, заполненных диамагнитным высокотемпературным сверхпроводниковым материалом, и размещенной на нем короткозамкнутой обмотки, на лобовых частях обмотки статора установлены электромагнитные экраны из высокотемпературного сверхпроводникового материала, каждый из которых выполнен в виде двух тонкостенных цилиндрических оболочек и кольцевого элемента.

Сущность полезной модели поясняется чертежом, где на фиг.1 представлен продольный разрез сверхпроводниковой синхронной реактивной электрической машины. Конструктивная схема рассматриваемой машины содержит сердечник статора 1, выполненный шихтованным и имеющий пазы, распределенные по его внутренней поверхности, в которых размещена многофазная многополюсная обмотка 4, установленный на валу машины цилиндрический ротор 2, представляющий собой сочетание ферромагнитных элементов (стальных)

и немагнитных промежутков, заполненных диамагнитным ВТСП материалом, например, YBCO керамикой, работающей в криогенной среде при температуре жидкого азота (77,8 К). На роторе размещена короткозамкнутая обмотка 3. На лобовых частях обмотки статора установлены 2 электромагнитных экрана 5, выполненных с использованием, например, композитных листовых ВТСП материалов на основе висмутовой керамики (соединение Bi-2223), работающей также в криогенной среде при температуре жидкого азота (77,8 К). Каждый ВТСП электромагнитный экран выполнен в виде двух тонкостенных цилиндрических оболочек и кольцевого элемента.

Предлагаемая машина работает следующим образом: при электромагнитном взаимодействии полюсов вращающегося магнитного поля статора и невозбужденных полюсов ротора возникает момент, который будет вращать ротор с синхронной частотой. Возникновение вращающего момента связано с существенной анизотропией магнитных свойств ротора (ВТСП + ферромагнетик). Благодаря тому, что отношение магнитных проводимостей по осям d и q в рассматриваемых машинах существенно выше (d/q˜15), чем максимально достижимые значения в традиционных синхронных реактивных машинах, где d/q˜4-5, развиваемый вращающий момент и мощность синхронных реактивных машин с использованием ВТСП элементов в 2-3 раза больше, чем у традиционных синхронных реактивных машин. Установка электромагнитных ВТСП экранов на лобовых частях обмотки статора позволяет улучшить энергетические и массогабаритные параметры машины, в частности, при наличии ВТСП экрана на основе висмутовой керамики выходная мощность повышается до 15% и более.

Положительный эффект указанной совокупности отличительных признаков заключается в том, что в отличие от прототипа, на лобовых частях обмотки статора установлены электромагнитные экраны, выполненные с использованием композитных листовых ВТСП материалов на основе висмутовой керамики (соединение Bi-2223). Как

известно, мощность реактивного электродвигателя пропорциональна отношению xd/xq, где хd=xad+x 1, xq=xaq+x 1 - главные индуктивные сопротивления обмотки Статора по продольной и поперечной осям; xad, x aq - индуктивные сопротивления взаимоиндукции обмотки статора по продольной и поперечной осям; x1 - индуктивное сопротивление рассеяния фазы обмотки статора. Очевидно, что основным путем повышения отношения xd/x q является снижение индуктивного сопротивления рассеяния x1 пропорционального полной удельной магнитной проводимости для потоков рассеяния обмотки статора, складывающейся из удельной магнитной проводимости для потока пазового рассеяния п1, удельной магнитной проводимости для потоков рассеяния между вершинами зубцов з1 и удельной магнитной проводимости для потоков рассеяния вокруг лобовых частей обмотки статора л1.

Для уменьшения л1 разработана конструкция реактивного ВТСП электродвигателя с электромагнитным кольцевым экраном, установленным на лобовых частях обмотки статора. Электромагнитные экраны для лобовых частей двигателя представляют собой коробчатую сварную конструкцию, выполненную из листового многослойного ВТСП материала на базе соединения Bi-2223 в серебряной матрице. Толщина листа 0.8 мм, количество чередующихся слоев Bi-2223 и Ag равно 8. Исходный материал - лист, из которого вырезаются две ленты, свариваемые в дальнейшем в виде двух тонкостенных цилиндрических оболочек, и кольцевой элемент, соединенный с оболочками и формирующий коробчатую конструкцию. Размеры электромагнитного экрана лобовой части: наружный диаметр - 110 мм, внутренний диаметр - 64 мм, высота - 30 мм. Результаты предварительных экспериментальных исследований показали, что экранирование лобовых частей обмотки статора ВТСП экраном на основе висмутовой керамики Bi-2223 на 10-15% снижает удельную магнитную проводимость для потоков рассеяния вокруг лобовых частей обмотки статора л1.

Проведенные оценки отношения xd/xq для реактивного двигателя традиционного исполнения и ВТСП реактивного двигателя показали, что оно может быть повышено с 2-4 до ˜ 20 и более.

Использование указанной совокупности признаков для реализации поставленных целей в других технических решениях авторам неизвестно,

Авторами разработаны математические модели электромагнитных процессов в активной зоне ВТСП реактивных двигателей на основе новых ВТСП материалов с уменьшенным индуктивным рассеянием лобовых частей обмотки статора, разработаны алгоритмы и методики расчета основных параметров и характеристик рассматриваемых двигателей, спроектированы, изготовлены и испытаны сверхпроводниковые реактивные электродвигатели двух типоразмеров для исследования влияния экранирования потока рассеяния лобовых частей обмотки статора.

Предполагамая полезная модель может быть использовано в качестве синхронного реактивного двигателя в приводе насосов для перекачки криогенных жидкостей, в системах электроснабжения летательных аппаратов, в частности, самолета "Криоплан" АНТК им. Туполева, в системах криообеспечения нового медицинского оборудования, в частности томографов, в высокоскоростном наземном транспорте, в физических приборах и оборудовании.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Патент РФ №2129329 от 20.04.1999 г. «Синхронная реактивная машина» /Ковалев Л.К., Илюшин К.В., Полтавец В.Н., Семенихин B.C., Пенкин В.Т., Ковалев К.Л., Егошкина Л.А., Ларионов А.Е., Конеев С.М. - А.

2. Иванов-Смоленский А.В. Электричекие машины. Учебник для вузов. - М.: Энергия, 1980.

3. Голдовский Е.М. Реактивные двигатели для звукового кино. -Кинофотоиздат, 1935.

4. Ермолин Н.П. Электрические машины малой мощности. - М.: Высшая школа, 1962.

5. Williford J.W. Electric motor. United States Patent 2.939.025, C1. 310-261, 31.05.60.

Сверхпроводниковая синхронная реактивная электрическая машина, содержащая статор с шихтованным сердечником, размещенную в его пазах многофазную многополюсную обмотку, цилиндрический ротор, состоящий из ферромагнитных элементов и немагнитных промежутков, заполненных диамагнитным высокотемпературным сверхпроводниковым материалом, и размещенной на нем короткозамкнутой обмотки, отличающаяся тем, что на лобовых частях обмотки статора установлены электромагнитные экраны из высокотемпературного сверхпроводникового материала, каждый из которых выполнен в виде двух тонкостенных цилиндрических оболочек и кольцевого элемента.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиадвигателестроению, в частности к регулируемым соплам воздушно-реактивных двигателей, выполненных с возможностью отклонения вектора тяги

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано для энергоснабжения объектов стабильной сетью переменного тока при переменной скорости вращения первичного двигателя
Наверх