Многополюсная синхронная втсп электрическая машина

 

Предлагаемая полезная модель относится к электроэнергетике, в частности к синхронным электрическим машинам с использованием высокоэнергетических постоянных магнитов (ПМ) и высокотемпературных сверхпроводниковых (ВТСП) элементов и предназначена для использования в автономных электроэнергетических установках перспективных авиационно-космических комплексов с полностью электрифицированным приводным оборудованием. Многополюсная синхронная ВТСП электрическая машина содержит статор с шихтованным сердечником 1 с многофазной многополюсной обмоткой 2, цилиндрический ротор 3, состоящий из массива чередующихся блоков постоянных магнитов 4 и блоков из диамагнитной объемной ВТСП керамики 5, установленных на втулке из магнитомягкого материала 6. На немагнитном валу 8 машины вдоль оси полюсов ротора радиально размещены диамагнитные ВТСП вставки 7. Полезная модель позволяет повысить энергетические характеристики машины. 2 илл.

Предлагаемая полезная модель относится к синхронным электрическим машинам с постоянными магнитами (ПМ) и высокотемпературными сверхпроводниковыми (ВТСП) элементами и предназначена для использования в автономных электроэнергетических установках перспективных авиационно-космических комплексов с полностью электрифицированным приводным оборудованием..

Известны синхронные машины с ПМ с различным конструктивным выполнением роторов: ротор типа «звездочка», роторы, содержащие массив блоков призматических постоянных магнитов, намагниченных либо в радиальном, либо в тангенциальном направлениях, когтеобразные роторы и т.д. (см. книги В.А.Балагуров, Ф.Ф.Галтеев. Электрические генераторы с постоянными магнитами -М.: Энергоатомиздат, 1998. - 280 с; Иванов-Смоленский А.В. Электрические машины. Т.1 и 2. - М: Издательский дом МЭИ, 2006; Д.А.Бут. Основы электромеханики - М.: Изд-во МАИ, 1996; Специальные электрические машины. Под ред. Б.Л.Алиевского. - М.: Энергоатомиздат, 1993. -230 с). Общий недостаток известных устройств - относительно невысокие значения мощности, механического момента, КПД и коэффициента мощности (cos). Наиболее близкой по технической сущности к предлагаемой полезной модели является синхронная машина с постоянными магнитами, приведенная в книге Д.А.Бута Основы электромеханики - М.: Изд-во МАИ, 1996 на стр.157, содержащая статор с шихтованным сердечником, в пазах которого размещена многофазная многополюсная обмотка, цилиндрический ротор, состоящий из массива чередующихся блоков постоянных магнитов с радиальной намагниченностью и немагнитных элементов, установленных на валу машины на втулке из магнитомягкого материала.

Техническим результатом использования данной полезной модели является повышение энергетических (мощности, механического момента, коэффициента мощности и КПД) показателей машины.

Указанный технический результат достигается за счет того, что в многополюсной синхронной ВТСП электрической машине, содержащей магнитопроводящий статор, выполненный шихтованным, и имеющий пазы, распределенные по его внутренней поверхности, размещенную в этих пазах многофазную многополюсную обмотку и установленный на валу машины цилиндрический ротор, состоящий из массива чередующихся блоков постоянных магнитов с радиальной намагниченностью и немагнитных элементов, установленных на валу машины на втулке из магнитомягкого материала, немагнитные элементы ротора выполнены в виде объемных блоков из высокотемпературного сверхпроводникового (ВТСП) материала (например иттриевой керамики YBCO), размещенных между блоками постоянных магнитов, и на роторе установлены диамагнитные вставки, выполненные в виде тонких ВТСП пластин, размещенных вдоль оси полюсов ротора радиально на немагнитном валу машины.

Указанный технический результат обеспечивается тем, что в отличие от прототипа, представляющего собой синхронную многополюсную машину с ПМ на роторе, выполненными в виде массива чередующихся блоков постоянных магнитов с радиальной намагниченностью и блоков немагнитных элементов с относительной магнитной проницаемостью µ ~ 1 (например, алюминий или компаунд), в конструкции данной машины применены блоки из ВТСП керамики, а также вставки из ВТСП керамики, установленные вдоль оси полюсов ротора с относительной магнитной проницаемостью 0,1<µ<0,7.

Анализ работы синхронных ВТСП машин с постоянными магнитами и объемными ВТСП элементами в роторе показал, что при захолаживании машины жидким азотом ВТСП элементы переходят в сверхпроводящее состояние в магнитном поле, создаваемом ПМ ротора, тем самым как бы захватывая основной магнитный поток возбуждения, создаваемый ПМ ротора. Таким образом, ВТСП элементы после захолаживания машины и перехода в сверхпроводящее состояние не оказывают в принципе влияния на основной магнитный поток возбуждения, определяемый системой ПМ машины. Однако по отношению к любым возмущениям магнитного потока, возникающим после перехода ВТСП керамики в сверхпроводящее состояние, ВТСП элемент представляет собой диамагнетик, экранирующий возмущения магнитного поля. В первую очередь это относится к магнитным полям, обусловленным реакцией якоря ВТСП синхронной машины. В результате этого изменяются индуктивные сопротивления реакции якоря по продольной и поперечной осям машины и улучшаются ее энергетические и выходные характеристики.

Так, в предлагаемой полезной модели в условиях охлаждения жидким азотом ВТСП вставки, расположенные радиально вдоль продольной оси ротора d, являются диамагнетиком по отношению к магнитному потоку поперечной реакции якоря. Это позволяет существенно увеличить анизотропию магнитных свойств ротора машины, уменьшить индуктивное сопротивление по поперечной оси - xq Расчет энергетических параметров рассматриваемой конструкции показал, что в этом случае максимальная мощность, определяющая перегрузочную способность двигателя, возрастает на 20-25%. При этом в рабочем диапазоне углов =45° рост мощности составляет величину порядка 30%.

Поперечный разрез многополюсной синхронной ВТСП электрической машины показан на фиг.1.

Многополюсная синхронная ВТСП электрическая машина содержит сердечник статора 1, выполненный шихтованным и имеющий пазы, распределенные по его внутренней поверхности, в которых размещена многофазная многополюсная обмотка 2, установленный на валу машины цилиндрический ротор 3, представляющий собой массив чередующихся блоков ПМ 4 и блоков из диамагнитной ВТСП керамики 5, установленных на втулке из магнитомягкого материала 6, диамагнитные ВТСП вставки 7, размещенные вдоль оси полюсов ротора радиально на немагнитном валу 8 машины, бандаж 9.

Предлагаемое устройство работает следующим образом.

При электромагнитном взаимодействии полюсов вращающегося магнитного поля статора и возбужденных полюсов ротора возникает момент, который будет вращать ротор с синхронной частотой. Возникающий вращающий момент складывается из двух составляющих. Одна составляющая определяется (как в прототипе) э.д.с, наведенной в обмотке статора магнитным потоком ПМ из редкоземельных материалов вращающегося ротора. Другая - существенной анизотропией магнитных свойств ротора по продольной d и поперечной q осям машины. Суммарный момент в предлагаемой полезной модели будет выше по сравнению с прототипом благодаря использованию диамагнитных ВТСП элементов, существенно увеличивающих магнитную анизотропию ротора.

На основе данной полезной модели разработана конструкция четырехполюсного высокодинамичного электропривода с ПМ и ВТСП элементами мощностью ~ 500 кВт. Определены угловые характеристики рассматриваемого электродвигателя, которые приведены на фиг.2 как при наличии, так и при отсутствии объемных ВТСП элементов ротора. Видно, что использование объемных ВТСП элементов позволяет увеличить выходную мощность на ~ 30%.

Данный тип электрических двигателей может быть использован в приводах испытательных стендов автомобильной промышленности, так как он удовлетворяет специфическим требованиям - высокая мощность и высокий коэффициент динамичности при малой инерционности ротора. По мнению авторов, совокупность существенных признаков рассматриваемой полезной модели необходима и достаточна для достижения заявленного технического результата.

Литература

1. В.А.Балагуров, Ф.Ф.Галтеев. Электрические генераторы с постоянными магнитами - М.: Энергоатомиздат, 1998. -280 с.

2. Д.А.Бут. Основы электромеханики - М.: Изд-во МАИ, 1996

3. Специальные электрические машины. Под ред. Б.Л.Алиевского. М.: Энергоатомиздат, 1993. -230 с.

4. Иванов-Смоленский А.В. Электрические машины. Т.1 и 2. - М: Издательский дом МЭИ, 2006,

Многополюсная синхронная ВТСП электрическая машина, содержащая статор с шихтованным сердечником, размещенную в его пазах многофазную многополюсную обмотку, цилиндрический ротор, состоящий из массива чередующихся блоков постоянных магнитов с радиальной намагниченностью и немагнитных элементов, установленных на валу машины на втулке из магнитомягкого материала, отличающаяся тем, что немагнитные элементы выполнены в виде объемных блоков из высокотемпературного сверхпроводникового (ВТСП) материала, размещенных между блоками постоянных магнитов, и вдоль оси полюсов ротора радиально на немагнитном валу установлены вставки, выполненные в виде тонких ВТСП пластин.



 

Похожие патенты:

Промышленная электрическая конвекционная сушильная печь для сушильной камеры относится к установкам для сушки сельскохозяйственного сырья, в частности к сушилкам с использованием конвекции, энергии инфракрасного спектра излучения и энергии электрического ноля постоянного тока.

Предлагаемая полезная модель синхронного электрического генератора отличается от известных ротором, выполненным в виде 2-х магнитных торцевых систем и расположением П-образных ферромагнитных скоб.

Зарегистрированная полезная модель ротора синхронной машины (например, ротора генератора или ротора электродвигателя) с постоянными магнитами, отличается конструктивным новшеством, при котором, на полюсах ротора установлено 2 постоянных магнита специальной формы.

Синхронный трехфазный втсп электродвигатель относится к электроэнергетике, в частности к синхронным электрическим машинам с использованием высокоэнергетических постоянных магнитов (ПМ) и высокотемпературных сверхпроводниковых (ВТСП) элементов и предназначена для использования в автономных электроэнергетических установках перспективных авиационно-космических комплексов с полностью электрифицированным приводным оборудованием и плавным пуском.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в любой промышленности и на транспорте

Предлагаемая полезная модель относится к области электротехники, и может быть использована в электроэнергетике, связанной с криогенной электротехникой.

Полезная модель относится к области электромашиностроения и предназначена для реализации в синхронных машинах с бесщеточным возбуждением, в частности, в генераторах дизель-электрических агрегатов резервного питания атомных электростанций и генераторах агрегатов автономных электроустановок
Наверх