Система пожаротушения дизель-генератора

 

Система пожаротушения подвагонного дизель-генератора содержит установленный внутри контейнера (2) дизель-генератора (1) датчик возгорания (3), связанный через блок управления (4) с огнетушителями (5). Во входном отверстии (6) контейнера (2) установлена заслонка (8), шарнирно закрепленная на горизонтальной оси (9), расположенной над входным отверстием (6) и снабженная пружинным толкателем (10), стопором открытого положения (14) с электромагнитными приводом (15) его отключения и стопором (16) закрытого положения. В выходном отверстии (7) воздуха установлены жалюзи, створки (17) которых поворачиваются электродвигателем (18) через червячную передачу (19) зубчатую рейку (20) и поворотные рычаги (21). При возникновении пожара практически одновременно осуществляется выключение дизель-генератора (1), прекращение подачи в него топлива, герметизация контейнера заслонкой (8) и створками (17) и задействование огнетушителей (5), обеспечивая быстрое и эффективное тушение пожара и безопасность пассажиров.

Полезная модель относится к устройствам для тушения пожара на транспортных средствах и более конкретно к системе пожаротушения подвагонного дизель-генератора железнодорожного вагона.

Современные пассажирские вагоны, в частности, вагоны повышенной комфортности, снабжаются в качестве дополнительного источника электроэнергии дизель-генераторными установками, размещаемыми в контейнере в подвагонном пространстве [1].

Аналогичными дизель-генераторными установками оборудуются и автономные вагоны-рефрижераторы. Их дизель-генераторы могут располагаться внутри вагона, в его торцевой части или в подвагонном пространстве [2].

Вне зависимости от места расположения дизель-генератора он в силу специфики своего функционирования несет потенциальную угрозу возникновения пожара, что может нанести большой вред, особенно на пассажирских вагонах.

Уже известна система пожаротушения транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания, содержащая расположенный внутри контейнера двигателя датчик возгорания, связанный через блок управления с огнетушителями и установленные в отверстиях контейнера для входа и выхода охлаждающего воздуха управляемые задвижки [3].

Известное устройство обеспечивает при возникновении пожара в

двигательном отсеке (контейнере) эффективное его тушение путем герметизации отсека и задействования огнетушителей, но оно не может использоваться на пассажирских транспортных средствах, таких как пассажирские вагоны, т.к. при возникновении пожара не предусматривает отключение двигателя, продолжающего работать за счет подвода к нему воздуха по отдельному каналу "(который не перекрывается).

Техническим результатом, который может быть получен при реализации заявленного устройства является повышение безопасности транспортного средства и эффективности тушения пожара, а также упрощение конструкции за счет исключения двух отдельных каналов подачи воздуха (в двигатель и в контейнер для охлаждения двигателя и генератора).

Указанный результат достигается за счет того, что в системе пожаротушения дизель-генератора, содержащей расположенный внутри контейнера дизель-генератора датчик возгорания, связанный через блок управления с огнетушителями и установленные в отверстиях контейнера для входа и выхода воздуха управляемые заслонки, предлагается расположенную во входном отверстии заслонку шарнирно закрепить на горизонтальной оси, расположенной на корпусе контейнера над входном отверстием, снабдить ее пружинным толкателем, взаимодействующим с корпусом контейнера и фиксаторами открытого и закрытого положений, а заслонку выходного отверстия выполнить в виде жалюзийных створок, связанных с приводом их поворота двухстороннего действия.

Фиксатор открытого (верхнего) положения поворотной заслонки предлагается выполнить в виде стопора с электромагнитным приводом, связанным через блок управления с датчиком возгорания, а пружинный толкатель выполнить в виде цилиндрической пружины, расположенной в телескопически соединенных стаканах, один из которых жестко связан с поворотной заслонкой, а второй прижат к верхней стенке корпуса контейнера в верхнем (открытом) положении поворотной заслонки.

Кроме того предлагается привод поворота сторон створок жалюзи выполнить в виде электродвигателя, взаимодействующего через червячную передачу с зубчатой рейкой, связанной поворотными рычагами с осями поворота створок жалюзи, а на корпусе контейнера, установить концевые датчики открытого и закрытого положения створок жалюзи, соединив их с блоком управления.

Конструктивное выполнение заявляемой полезной модели проиллюстрировано на прилагаемых чертежах.

На фиг.1 представлен контейнер с дизель-генератором,

На фиг.2 показана в увеличенном виде торцевая часть контейнера с установленной в ней заслонкой (сечение А-А).

Система пожаротушения дизель-генератора 1 содержит расположенный внутри контейнера 2 датчик возгорания 3, связанный через блок управления 4 с огнетушителями 5. В торцевых частях контейнера 2 находятся отверстие для входа воздуха 6 и отверстие для выхода 7.

Во входном отверстии 6 расположена заслонка 8, шарнирно закрепленная на горизонтальной оси 9, расположенной на корпусе контейнера 2 над входным отверстием 6 (см. фиг.2).

Заслонка 8 снабжена пружинным толкателем 10, выполненным в виде цилиндрической пружины сжатия 11, расположенной в жестко соединенном с заслонкой 8 стакане 12, в который вставлен стакан 13, в верхнем (открытом) положении заслонки 8 поджатый корпусом контейнера 2.

В верхнем (открытом) положении заслонка 8 удерживается стопором 14, с электромагнитным приводом 15 его выключения, связанным через блок управления 4 с датчиком возгорания 3, а в закрытом положении стопором 16.

В выходном отверстии 7 установлены жалюзи с поворотными створками 17. Привод створок 17 выполнен в виде электродвигателя 18, взаимодействующего через червячную передачу 19с зубчатой рейкой 20, поворачивающей рычаги 21.

На корпусе контейнера 2 установлены концевые датчики (на чертежах не показаны) открытого и закрытого положений створок 17, соединенные с блоком управления 4.

В режиме нормального функционирования дизель-генератора 1 заслонка 8 открыта и удерживается стопором 14, обеспечивая поступление воздуха для работы дизель-генератора 1 и его охлаждения.

Необходимый расход воздуха регулируется изменением положения створок 17 жалюзи с помощью электродвигателя 18.

В случае возникновения пожара датчик возгорания 3 подает сигнал через блок управления 4, на срабатывание огнетушителя 5 (их может быть несколько). В качестве огнетушителей 5 могут использоваться, например, генераторы огнетушащего аэрозоля «Допинг-2», которые срабатывают как о сигналу датчика

возгорания 3, так и автоматически при воздействии открытого пламени или температуры 170°С.

Одновременно с задействованием огнетушителей 5 через блок управления подаются сигналы на закрытие отверстий 6 и 7 в контейнере 2. При этом срабатывает электромагнитный привод 15 стопора 14, освобождая заслонку 8, которая под действием пружинного толкателя 10, собственного веса и потока воздуха опускается в нижнее (закрытое) положение, в котором фиксируется стопором 16.

Выходное отверстие 7 перекрывается створками 17, которые поворачиваются в закрытое положение, при достижении которого электродвигатель 18 отключается концевым выключателем. Фиксация створок 17 осуществляется за счет самоторможения червячной передачи 19.

Дизель-генератор 1 выключается и прекращается подача к нему топлива.

В результате герметизации объема контейнера 2, прекращения поступления в него воздуха, прекращения подачи топлива в дизель-генератор и срабатывания огнетушителей 5, обеспечивается быстрое (30-50сек.) и эффективное тушения пожара, сохранность транспортного средства и безопасность пассажиров.

Источники информации:

[1] RU, ПМ з-ка №2003117935. B 60 L 1/00.

[2] Книга Г.И.Осадчук и Е.С.Фарафонов «Холодильное оборудование вагонов и кондиционирование воздуха», М., Транспорт, 1974 г., стр.264-265.

[3] RU, патент №2178321, 2001 г., А 62 с 3/07 (прототип).

[4] А 62с 3/04, SU, А.С. №995806, 1981.

1. Система пожаротушения дизель-генератора, содержащая расположенный внутри контейнера дизель-генератора датчик возгорания, связанный через блок управления с огнетушителями, и установленные в отверстиях контейнера для входа и выхода воздуха управляемые заслонки, отличающаяся тем, что расположенная во входном отверстии заслонка шарнирно закреплена на горизонтальной оси, расположенной на корпусе контейнера над входным отверстием, снабжена пружинным толкателем, взаимодействующим с корпусом контейнера и фиксаторами открытого (верхнего) и закрытого положений, а заслонка выходного отверстия выполнена в виде жалюзи, створки которого связаны с приводом их поворота двухстороннего действия.

2. Система пожаротушения дизель-генератора по п.1, отличающаяся тем, что фиксатор открытого (верхнего) положения поворотной заслонки выполнен в виде стопора с электромагнитным приводом его выключения, связанным через блок управления с датчиком возгорания.

3. Система пожаротушения дизель-генератора по п.1, отличающаяся тем, что пружинный толкатель выполнен в виде цилиндрической пружины, расположенной в телескопически соединенных стаканах, один из которых жестко связан с поворотной заслонкой, а второй прижат к верхней стенке корпуса контейнера в верхнем (открытом) положении заслонки.

4. Система пожаротушения дизель-генератора по п.1, отличающаяся тем, что привод поворота створок жалюзи выполнен в виде электродвигателя, взаимодействующего через червячную передачу с зубчатой рейкой, связанной поворотными рычагами с осями поворота створок жалюзи.

5. Система пожаротушения дизель-генератора по п.1, отличающаяся тем, что на корпусе контейнера установлены концевые датчики открытого и закрытого положений створок жалюзи, соединенные с блоком управления.



 

Наверх