Планетарный редуктор управления валом отбора мощности транспортного средства

 

Полезная модель относится к механизмам отбора мощности транспортных средств, а более точно к планетарным редукторам управления валом отбора мощности. Технической задачей, на решение которой направлена полезная модель, является создание планетарного редуктора управления валом отбора мощности с ленточными тормозами включения и отключения одинаковой долговечности и за счет этого повышение надежности и снижение трудоемкости технического обслуживания путем увеличения периодичности регулировки тормозов. Поставленная техническая задача достигается тем, что в известном планетарном редукторе управления валом отбора мощности транспортного средства, состоящем из ведущей коронной шестерни, водила с сателлитами, связанного с хвостовиком, солнечной шестерни, а также ленточных тормозов, включающих фрикционные ленты и тормозные барабаны одинаковых диаметров, связанные, соответсвенно, с водилом и солнечной шестерней, фрикционные ленты и тормозные барабаны солнечной шестерни и водила выполнены различной ширины, причем фрикционная лента и соответствующий тормозной барабан солнечной шестерни выполнены в 1,3-4 раза шире, чем фрикционная лента и тормозной барабан водила.

Полезная модель относится к механизмам отбора мощности транспортных средств, а более точно к планетарным редукторам управления валом отбора мощности.

Известна конструкция заднего вала отбора мощности (ВОМ) трактора, который, в зависимости от включенного привода, может быть как независимым, так и синхронным. Задний вал отбора мощности снабжен планетарным редуктором управления, т.е. механизмом включения или отключения. Такой планетарный редуктор состоит из ведущей коронной шестерни, трех сателлитов, солнечной шестерни, водила, а также плавающих ленточных тормозов водила и солнечной шестерни, включающих одинаковые по размерам, т.е. по ширине и по диаметрам фрикционные ленты и тормозные барабаны. При затянутом тормозе водила движение от коронной шестерни через сателлиты передается на солнечную шестерню, тормоз которой отпущен. Водило и связанный с ним хвостовик вала отбора мощности неподвижны, т.е. ВОМ выключен.

При затянутом тормозе солнечной шестерни и отпущенном тормозе водила движение от коронной шестерни передается сателлитам, обкатывающимся вокруг неподвижной солнечной шестерни, и далее на водило и хвостовик, т.е. ВОМ включен.

Описанный планетарный редуктор управления валом отбора мощности по совокупности существенных признаков является наиболее близким к заявляемому и поэтому принят в качестве прототипа [1].

Вал отбора мощности работает в двух основных режимах: установившемся и переходном. Основным является установившийся режим работы, он наиболее длителен во времени. Вместе с тем переходный режим, а

то разгон, торможение и остановка рабочих органов сельхозмашин, достаточно кратковременен, однако возникающие при этом динамические нагрузки, в частности максимальный динамический крутящий момент, могут многократно превосходить нагрузки, действующие на детали вала отбора мощности при установившемся режиме работы [2]. Особенно важно учитывать величину максимального динамического крутящего момента для фрикционный элементов включения вала отбора мощности, т.е. крутящий момент, передаваемый тормозом включения, должен быть большим, по сравнению с крутящим моментом тормоза выключения. Однако у рассмотренного планетарного редуктора управления валом отбора мощности трактора эта особенность работы учтена не в полной мере, так как на нем применяются ленточные тормоза одинаковой эффективности, т.е. используются для включения и отключения ВОМа фрикционные ленты и тормозные барабаны как одинаковых диаметров, так и одинаковой ширины, что делает конструкцию с точки зрения воспринимаемых и передаваемых нагрузок нерациональной. При работе такого управления валом отбора мощности фрикционная лента, обеспечивающая включение хвостовика ВОМ, изнашивается гораздо быстрее, чем фрикционная лента, обеспечивающая выключение ВОМа, и начинает пробуксовывать. Поэтому в период эксплуатации трактора требуется проведение достаточно частых регулировок ленточных тормозов, что снижает надежность и увеличивает трудоемкость технического обслуживания.

Технической задачей, на решение которой направлена предлагаемая полезная модель, является устранение описанных недостатков, а именно создание планетарного редуктора управления валом отбора мощности с ленточными тормозами включения и отключения одинаковой долговечности и, за счет этого, повышение надежности и снижение трудоемкости технического обслуживания путем увеличения срока между регулировками тормозов.

Поставленная техническая задача достигается тем, что в известном планетарном редукторе управления валом отбора мощности транспортного средства, состоящем из ведущей коронной шестерни, водила с сателлитами, связанного с хвостовиком, солнечной шестерни, а также ленточных тормозов, включающих фрикционные ленты и тормозные барабаны одинаковых диаметров, связанные, соответственно, с водилом и солнечной шестерней, фрикционные ленты и тормозные барабаны солнечной шестерни и водила выполнены различной ширины, причем фрикционная лента и соответствующий тормозной барабан солнечной шестерни выполнены в 1,3-4 раза шире, чем фрикционная лента и тормозной барабан водила.

Новым в полезной модели является то, что фрикционные ленты и тормозные барабаны солнечной шестерни и водила выполнены различной ширины, причем фрикционная лента и соответствующий тормозной барабан солнечной шестерни выполнены в 1,3-4 раза шире, чем фрикционная лента и тормозной барабан водила.

Предлагаемая полезная модель позволяет создать простой по конструкции планетарный редуктор управления валом отбора мощности транспортного средства с ленточными тормозами включения и отключения одинаковой долговечности и, за счет этого, снизить трудоемкость технического обслуживания трактора и увеличить надежность путем увеличения срока между регулировками тормозных лент.

На фиг.1 изображен планетарный редуктор управления валом отбора мощности транспортного средства в разрезе. На фиг.2 - разрез по А-А.

Планетарный редуктор управления валом отбора мощности расположен в корпусе заднего моста 1 транспортного средства (фиг.1), в частности трактора и состоит из коронной шестерни 2, связанной с приводным валом 3, сателлитов 4, установленных на осях 5 водила 6 и солнечной шестерни 7. Солнечная шестерня 7 посредством шлицов связана с тормозным барабаном 8 включения, который вместе с фрикционной

лентой 9 образует ленточный тормоз включения вала отбора мощности.

Водило 6 выполнено за одно целое с тормозным барабаном 10, соединенным с валом 11, в свою очередь, связанным со сменным хвостовиком 12 вала отбора мощности. Водило 6, выполненное за одно целое с тормозным барабаном 10, вместе с фрикционной лентой 13 образуют ленточный тормоз выключения вала отбора мощности. Причем тормозные барабаны 8, 10 и фрикционные ленты 9 и 13 имеют одинаковые диаметры трущихся поверхностей, в то же время фрикционная лента 9 и соответствующий ей тормозной барабан 8 солнечной шестерни 7 выполнены в 1,3-4 раза шире, чем фрикционная лента 13 и тормозной барабан 10 водила 6.

Фрикционные ленты 9 и 13 одним концом посредством отверстий 14 (фиг.2) установлены на неподвижной оси 15, а другими концами закреплены на рычагах 16 и 17, в свою очередь, установленных на оси 18.

Внутри корпуса заднего моста 1 расположены два регулировочных винта 19 и 20 связанных с валиком управления 21 и с рычагами 16 и 17.

Планетарный редуктор управления валом отбора мощности трактора работает следующим образом. Вращение приводного вала 3 передается коронной шестерне 2. Вал отбора мощности будет включен, т.е. его хвостовик 12 будет вращаться если фрикционная лента 9 солнечной шестерни 7 будет затянута, а фрикционная лента 13 водила 6 будет отпущена. В этом случае тормозной барабан 8 и соединенная с ним солнечная шестерня 7 остановлены. Вращение от коронной шестерни 2 через сателлиты 4, обегающие остановленную солнечную шестерню 7, передается на водило 6 и вал 11, а от него хвостовику 12 вала отбора мощности.

Вал отбора мощности будет выключен, т.е. его хвостовик 12 будет неподвижен, когда фрикционная лента 13 водила 6 будет затянута, т.е. последнее будет остановлено, а фрикционная лента 9 тормозного барабана 8

солнечной шестерни 7 будет отпущена. В этом случае будет неподвижен и вал 11, на шлицах которого установлено водило 6, а, следовательно, неподвижным останется и хвостовик 12.

Выполнение фрикционной ленты 9 и тормозного барабана 8 солнечной шестерни 7 большей в 1,3-4 раза ширины по сравнению с фрикционной лентой 13 и тормозным барабаном 10 водила 6 позволяет создать планетарный редуктор управления валом отбора мощности трактора с ленточными тормозами равной долговечности. Это позволит уменьшить количество регулировок ленточных тормозов, увеличит период времени между регулировками и, таким образом, снизит трудоемкость технического обслуживания трактора.

Источники информации:

[1] Тракторы «Беларусь» МТЗ-100, МТЗ-102, МТЗ-80А, МТЗ-82А, Техническое описание и инструкция по эксплуатации, Минск, «Ураджай», 1987 г., стр.94-97, рис.58.

[2] Тракторы. Часть III, Конструирование и расчет. Под общей редакцией В.В.Гуськова, Минск, «Вышэйшая школа», 1981 г., стр.361-362.

Планетарный редуктор управления валом отбора мощности транспортного средства, состоящий из ведущей коронной шестерни, водила с сателлитами, связанного с хвостовиком, солнечной шестерни, а также ленточных тормозов, включающих фрикционные ленты и тормозные барабаны одинаковых диаметров, связанные, соответственно, с водилом и солнечной шестерней, отличающийся тем, что фрикционные ленты и тормозные барабаны солнечной шестерни и водила выполнены различной ширины, причем фрикционная лента и соответствующий тормозной барабан солнечной шестерни выполнены в 1,3-4 раза шире, чем фрикционная лента и тормозной барабан водила.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области обработки металлов давлением, в частности к прокатному производству и может быть использовано в конструкциях прокатных станов для получения опалубочных стальных профилей из сварных трубных заготовок методом холодного безоправочного редуцирования
Наверх