Ледокол-спасатель

 

Полезная модель относится к области судостроения, в частности к судам, предназначенным для проведения аварийно-спасательных операций персонала морских инженерных сооружений - морских нефтегазодобывающих платформ, расположенных в районах разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений на арктическом шельфе, а также для оказания технической поддержки и помощи рыболовным судам, работающим в районах, опасных для мореплавания и добычи морепродуктов. Задачей настоящей полезной модели является создание конструкции судна-спасателя, позволяющего работать не только в районах Мирового океана, периодически закрываемых разреженным льдом, но и покрытых сплошным льдом. Техническим результатом является расширение технологических возможностей судна-спасателя при проведении аварийно-спасательных работ в условиях ледовой обстановки и погодно-климатических условиях Арктики. В частном случае заявленной полезной модели слип на верхней палубе ледокола-спасателя снабжен размещенными перед ним слиповыми воротами, что позволит обеспечить уменьшение заливаемости палубы непосредственно через слип. Указанный технический результат достигается при использовании заявленного ледокола-спасателя, выполненного в виде однокорпусного судна со смещенной в нос многоярусной надстройкой, в корму от которой размещена палуба для технологического спасательного оборудования, а также имеется взлетно-посадочная вертолетная площадка, размещенная на палубе отдельной конструкцией, при этом корпус судна имеет прочную конструкцию с ледовыми подкреплениями, а носовой части приданы ледокольные обводы. Кроме того, на верхней палубе судна оборудовано место для размещения одного или нескольких малых спасательных судов на воздушной подушке и/или судна с роторно-шнековым движителем, а в кормовой оконечности предусмотрен слип для подъема малого спасательного судна, расположенный в направлении от уреза воды до линии сопряжения с верхней палубой. В другом частном случае заявленной полезной модели на палубе ледокола-спасателя выполнена сопряженная с взлетно-посадочной вертолетной площадкой надстройка, в которой оборудован ангар для вертолета. Заявленное в качестве полезной модели техническое решение ледокола-спасателя повысят его технико-эксплуатационные характеристики, а также эффективность при проведении аварийно-спасательных операций с морских инженерных объектов, прежде всего с морских нефтегазодобывающих платформ в суровых ледовых и погодно-климатических условиях Арктики.

Полезная модель относится к области судостроения, в частности к судам, предназначенным для проведения аварийно-спасательных операций персонала морских инженерных сооружений - морских нефтегазодобывающих платформ, расположенных в районах разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений на арктическом шельфе, а также для оказания технической поддержки и помощи рыболовным судам, работающим в районах, опасных для мореплавания и добычи морепродуктов.

Растущая во всем мире потребность в органическом топливе заставляет добывать нефть и газ во все более опасных местах, в том числе и на арктическом шельфе, поэтому одной из приоритетных задач становится обеспечение безопасности работы в этих акваториях с помощью специальных судов.

Так, например, известны многофункциональные аварийно-спасательные суда проекта MPSV07 (журнал «Судостроение», 1, 2009 г., стр. 12), например, «Спасатель Карев», «Спасатель Демидов», «Эсвакт Аврора» и др., а также «Судно-спасатель» по патенту РФ 42999, предназначенные для аварийно-спасательного дежурства, а также оказания технической поддержки и помощи в районах судоходства, рыбного промысла, морских нефтяных и газовых промыслов. Некоторые из них, например, судно-спасатель «Эсвакт Аврора», несмотря на сравнительно небольшие размеры (длина 87 метров), имеет вертолетную площадку и место для небольшого катера.

Однако эти аналоги не могут обеспечить круглогодичную работу в арктических условиях, во-первых, потому, что не принадлежат к ледокольному классу судов. Кроме того, в ледовых и погодно-климатических условиях Арктики характеристики ледового поля иногда не позволяют крупному спасательному судну подойти близко к месту сбора спасаемого персонала, например, к аварийному морскому инженерному объекту, а использование вертолетов из-за погодных условий часто невозможно.

Для выполнения операций подхода к месту сбора спасаемого персонала предлагается оснастить (укомплектовать) ледокол-спасатель специальным малым спасательным судном, которое может передвигаться как по водной, так и по ледовой поверхности. Это может быть, например, судно на воздушной подушке (СВП типа «Ирбис» пр. 15063, «Пума» пр. 1880) или судно на роторно-шнековых движителях (ЗИЛ-2906, ЗИЛ-4904), которое вполне можно использовать как элемент спасательного комплекса с учетом того, что вместимость салона таких судов достигает 32 человеко-мест. К несомненным достоинствам использования судна на воздушной подушке (СВП) как элемента спасательного комплекса относится способность его перемещаться по таким опорным средам как вода, снег, лед, торосы, слабонесущие основания, а также любые комбинации этих сред без повреждений гибкого ограждения воздушной подушки или роторно-шнековых движителей. Однако необходимо обеспечить быстрый и безопасный подъем на ледокол-спасатель

спасаемого персонала, находящегося на борту СВП в суровых погодно-климатических условиях Арктики. То есть для быстрого подъема и спуска такого вспомогательного судна необходимо оснастить ледокол-спасатель соответствующим грузоподъемным оборудованием, а также видоизменить корпус судна в этих целях.

Известны суда, имеющие слип, в основном рыболовные, например, "Рыболовное судно" по патенту 50973, имеющее кормовой слип, расположенный в направлении от уреза воды, т.е. от своей нижней кромки до линии сопряжения с верхней палубой.

Наиболее близким по своим характеристикам и принятым за ближайший аналог (прототип) заявляемой полезной модели, является "Многофункциональное арктическое вспомогательное судно" по патенту РФ 137255.

Задачей настоящей полезной модели является создание конструкции судна-спасателя, позволяющего работать не только в районах Мирового океана, периодически закрываемых разреженным льдом, но и покрытых сплошным льдом.

Техническим результатом является расширение технологических возможностей судна-спасателя при проведении аварийно-спасательных работ в условиях ледовой обстановки и погодно-климатических условиях Арктики.

Указанный технический результат достигается при использовании заявленного ледокола-спасателя, выполненного в виде однокорпусного судна со смещенной в нос многоярусной надстройкой, в корму от которой размещена палуба для технологического спасательного оборудования, а также имеется взлетно-посадочная вертолетная площадка, размещенная на палубе отдельной конструкцией, при этом корпус судна имеет прочную конструкцию с ледовыми подкреплениями, а носовой части приданы ледокольные обводы. Кроме того, на верхней палубе судна оборудовано место для размещения малых спасательных судов на воздушной подушке, а в кормовой оконечности предусмотрен слип для подъема малого спасательного судна, расположенный в направлении от уреза воды до линии сопряжения с верхней палубой. Оборудование кормовой оконечности ледокола-спасателя слипом обеспечит быстрый подъем судна на воздушной подушке на верхнюю палубу ледокола-спасателя. При этом размеры слипа должны превышать габариты малого спасательного судна не менее чем на 20%.

В частном случае заявленной полезной модели слип на верхней палубе ледокола-спасателя снабжен размещенными перед ним слиповыми воротами, что позволит обеспечить уменьшение заливаемости палубы непосредственно через слип.

В другом частном случае заявленной полезной модели на палубе ледокола-спасателя выполнена сопряженная с взлетно-посадочной вертолетной площадкой надстройка, в которой оборудован ангар для вертолета. Это обеспечит сохранность вертолета в суровых погодно-климатических условиях.

На Фиг. 1 показан ледокол-спасатель 1 со смещенной в нос многоярусной надстройкой 2 и взлетно-посадочной вертолетной площадкой 3 и способ эвакуации персонала

аварийного морского инженерного объекта в суровых ледовых и погодно-климатических условиях в Арктике.

Проведение аварийно-спасательной операции по эвакуации персонала с аварийной морской нефтегазодобывающей платформы осуществляется в следующей последовательности функциональных действий (операций):

- персонал аварийной морской нефтегазодобывающей платформы 4 эвакуируется с платформы с помощью морской эвакуационной системы (МЭС) с использованием рукавов и скатов и собирается в месте концентрации и сбора эвакуируемого персонала на ледовом поле 5;

- в то же время малое спасательное судно на воздушной подушке 5 находится на борту базового ледокола-спасателя 1 и готовится к спуску на ледовое поле или водную поверхность бортовым краном. Главные размерения и водоизмещение в полном грузу и порожнем вышеуказанных малых спасательных судов позволяют осуществлять подъем и спуск таких судов с рабочей палубы ледокола-спасателя обычными судовыми кранами грузоподъемностью до 15 тонн;

- затем спасательное судно на воздушной подушке 6 спускается бортовым краном ледокола-спасателя на ледовое поле 5 или водную поверхность и начинает движение к аварийному морскому объекту (платформе) 1;

- спасательное судно на воздушной подушке 6 прибывает к аварийному морскому объекту (платформе) 4, месту концентрации и сбора эвакуируемого персонала на ледовом поле 5. Осуществляется посадка эвакуируемого персонала на судно на воздушной подушке 6;

- после посадки эвакуируемого персонала на малое спасательное судно на воздушной подушке 6 осуществляется транспортировка и доставка спасаемых на борт базового ледокола-спасателя 1;

- подъем этих судов осуществляется через слип, находящийся в кормовой части судна и выходящий на верхнюю палубу ледокола. Причем судно на воздушной подушке может войти на слип как самостоятельно, так и быть подтянуто буксировочными тросами с помощью лебедки, устанавливаемой на верхней палубе. При этом весь спасаемый персонал находится на борту СВП. Это позволит значительно ускорить спасательную операцию в целом.

На Фиг. 2 показан слип 7 в кормовой оконечности ледокола-спасателя 1, идущий от уреза воды до верхней палубы 8 - палубы, на которой размещается спасательное технологическое оборудование. Судно СВП 6 заходит на слип 7 самостоятельно, либо затаскивается буксировочным тросом 9 с помощью лебедки 10.

Заявленное в качестве полезной модели техническое решение ледокола-спасателя повысят его технико-эксплуатационные характеристики, а также эффективность при проведении аварийно-спасательных операций с морских инженерных объектов, прежде всего с морских нефтегазодобывающих платформ в суровых ледовых и погодно-климатических условиях Арктики.

1. Ледокол-спасатель, выполненный в виде однокорпусного судна со смещенной в нос многоярусной надстройкой, в корму от которой имеется палуба для размещения технологического спасательного оборудования, а также взлетно-посадочная вертолетная площадка, размещенная на палубе отдельной конструкцией, причем корпус судна имеет прочную конструкцию с ледовыми подкреплениями, а носовой части приданы ледокольные обводы, отличающийся тем, что на верхней палубе оборудовано место для размещения спасательных судов на воздушной подушке, а в кормовой оконечности судна предусмотрен слип для подъема малого спасательного судна, расположенный в направлении от уреза воды до линии сопряжения с верхней палубой.

2. Ледокол-спасатель по п. 1, отличающийся тем, что слип на верхней палубе снабжен размещенными перед ним слиповыми воротами.

3. Ледокол-спасатель по п. 1, отличающийся тем, что на палубе судна выполнена сопряженная с взлетно-посадочной вертолетной площадкой надстройка, в которой оборудован ангар для вертолета.

РИСУНКИ



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к сооружениям специального назначения, в частности к мобильным многофункциональным комплексам базирования надводных кораблей и подводных лодок на необорудованном побережье и может найти применение при разработке и формировании надежно защищенных мобильных объектов военно-морского назначения в условиях быстрого развертывания и полного отсутствия заранее подготовленной береговой инфраструктуры.

Секционный плавучий модуль относится к области плавучих сборно-разборных средств на воде, которые могут быть использованы как самостоятельно, так и для строительства в сжатые сроки различных стационарных конструкций, в частности, понтонов, причалов, пирсов, плавучих пляжей, садков для рыбоводства.

Секционный плавучий модуль относится к области плавучих сборно-разборных средств на воде, которые могут быть использованы как самостоятельно, так и для строительства в сжатые сроки различных стационарных конструкций, в частности, понтонов, причалов, пирсов, плавучих пляжей, садков для рыбоводства.

Секционный плавучий модуль относится к области плавучих сборно-разборных средств на воде, которые могут быть использованы как самостоятельно, так и для строительства в сжатые сроки различных стационарных конструкций, в частности, понтонов, причалов, пирсов, плавучих пляжей, садков для рыбоводства.

Секционный плавучий модуль относится к области плавучих сборно-разборных средств на воде, которые могут быть использованы как самостоятельно, так и для строительства в сжатые сроки различных стационарных конструкций, в частности, понтонов, причалов, пирсов, плавучих пляжей, садков для рыбоводства.

Секционный плавучий модуль относится к области плавучих сборно-разборных средств на воде, которые могут быть использованы как самостоятельно, так и для строительства в сжатые сроки различных стационарных конструкций, в частности, понтонов, причалов, пирсов, плавучих пляжей, садков для рыбоводства.

Секционный плавучий модуль относится к области плавучих сборно-разборных средств на воде, которые могут быть использованы как самостоятельно, так и для строительства в сжатые сроки различных стационарных конструкций, в частности, понтонов, причалов, пирсов, плавучих пляжей, садков для рыбоводства.

Полезная модель относится к сооружениям специального назначения, в частности к мобильным многофункциональным комплексам базирования надводных кораблей и подводных лодок на необорудованном побережье и может найти применение при разработке и формировании надежно защищенных мобильных объектов военно-морского назначения в условиях быстрого развертывания и полного отсутствия заранее подготовленной береговой инфраструктуры.
Наверх