Фрикционный клиновой гаситель колебаний тележки грузового вагона

 

Полезная модель относится к области железнодорожного транспорта и может быть использована для центрального рессорного подвешивания ходовых тележек грузовых вагонов с размещением фрикционных клиновых гасителей колебаний в карманах концевых частей надрессорной балки. Фрикционный клин (1) взаимодействует своей наклонной поверхностью с износостойкой пластиной (3), закрепленной на наклонной поверхности кармана надрессорной балки (2), и своими боковыми поверхностями - с износостойкими пластинами (6), закрепленными на боковых поверхностях этого кармана. Износостойкие пластины (3) и (6) закреплены на наклонной и боковых поверхностях кармана надрессорной балки (2) с помощью зажимных болтов, соответственно, (4) и (7) и обжимных втулок, соответственно, (5) и (8). Зажимные стержни (4) и (7) имеют головки (4.1) и (7.1) и стержни (4.2) и (7.2) с кольцевыми канавками, на которых фиксируются обжимные втулки (5) и (8). Жесткое соединение износостойких пластин (3) и (6) на поверхностях карманов надрессорной балки (2) сокращает износ этих поверхностей и повышает долговечность надрессорной балки (2). Применение в качестве элементов крепежа зажимных болтов (4) и (7) и обжимных втулок (5) и (8) повышает надежность закрепления износостойких пластин (3) и (6) в карманах надрессорной балки (2).

Полезная модель относится к области железнодорожного транспорта и может быть использована для центрального рессорного подвешивания ходовых тележек грузовых вагонов с размещением фрикционных клиновых гасителей колебаний в карманах, имеющихся в концевых частях надрессорной балки.

Известен фрикционный гаситель колебаний тележки железнодорожного вагона, содержащий фрикционный клин, взаимодействующий своей наклонной поверхностью с соответствующей поверхностью надрессорной балки посредством накладки, выполненной из эластомерного материала и закрепленной в пазах фрикционного клина с помощью выступов, входящих в ответные углубления на наклонной поверхности фрикционного клина (патент RU 2523513, МПК B61F 5/12, опубл. 20.07.2014).

Данная известная конструкция снижает износ наклонной поверхности фрикционного клина, предохраняя ее от истирания путем крепления на этой поверхности фрикционного клина износостойкой накладки. При этом большему истиранию оказывается подвержена соответствующая наклонная поверхность надрессорной балки, не имеющая жесткого соединения с износостойкой накладкой, что приводит к снижению долговечности надрессорной балки. Восстановление изношенных поверхностей карманов надрессорной балки является операцией - более сложной по сравнению с аналогичной операцией в отношении фрикционного клина, который может быть заменен при техническом обслуживании.

Известен механизм фрикционного гасителя железнодорожного грузового вагона, содержащий фрикционный клин, взаимодействующий своей наклонной поверхностью с износостойкой пластиной, установленной на наклонной поверхности кармана надрессорной балки с помощью болтового соединения (патент US 5239932, МПК B61F 5/50, опубл. 15.06.1992). Данная известная конструкция принята за наиболее близкий аналог.

В данном техническом решении обеспечена жесткая связь износостойких пластин с надрессорной балкой. Однако способ крепления с помощью болтового соединения снижает надежность и прочность крепления из-за концентрации напряжений, обусловленных наличием резьбы на элементах крепежа.

Известен также фрикционный клиновой узел, содержащий фрикционные клинья, размещенные внутри гнезд надрессорной балки, и износные накладки, закрепленные на боковых поверхностях клиньев крепежными элементами с резьбой. При этом в износной накладке имеется отверстие с зенковокой для размещения в ней крепежного элемента с головкой (патент 2411148 B61F 5/14, опубл. 10.02.2011).

Данный фрикционный клиновой узел совмещает в себе недостатки обоих описанных аналогов, а именно, возможность износа боковых поверхностей гнезд надрессорной балки, обусловленного закреплением износных накладок на фрикционных клиньях, и крепление накладок посредством резьбового соединения, имеющего свои указанные выше - недостатки.

Техническим результатом, на который направлена разработка полезной модели, является повышение надежности соединения элементов фрикционного клинового гасителя с карманами надрессорной балки и повышение долговечности надрессорной балки.

Для достижения указанного технического результата фрикционный клиновой гаситель колебаний тележки грузового вагона, содержащий фрикционный клин, взаимодействующий своей наклонной поверхностью с износостойкой пластиной, закрепленной на наклонной поверхности кармана надрессорной балки с помощью болтов, согласно полезной модели, фрикционный клин взаимодействует также с износостойкими пластинами, закрепленными на боковых поверхностях кармана надрессорной балки с помощью болтов, при этом износостойкие пластины закреплены, соответственно, на наклонной и на боковых поверхностях кармана надрессорной балки с помощью зажимных болтов, имеющих головку и стержень с фиксирующими кольцевыми канавками, и обжимных втулок.

Оснащение фрикционного клинового гасителя износостойкими пластинами, жестко закрепленными на боковых поверхностях карманов надрессорной балки, предохраняет от износа поверхности боковых стенок этих карманов. В совокупности с жестким закреплением износостойких пластин также и на наклонных поверхностях карманов существенно сокращается износ поверхностей карманов в целом, повышается долговечность надрессорной балки.

Применение в качестве средств крепежа зажимных болтов и обжимных втулок повышает надежность крепления. Это обусловлено отсутствием резьбы на зажимных болтах, что исключает снижение усталостной прочности соединения. Кроме того, данный вид соединения обладает низкой способностью к ослаблению. Возрастает надежность крепления, снижаются расходы на техническое обслуживание.

Заявляемая полезная модель поясняется чертежами, где представлено размещение в кармане надрессорной балки фрикционного клинового гасителя колебаний: на фиг. 1 - вид в перспективе; на фиг. 2 - поперечный разрез; на фиг. 3 - продольный разрез.

Фрикционный гаситель колебаний тележки грузового вагона содержит (фиг. 1) фрикционный клин 1, размещенный в кармане надрессорной балки 2.

Своей наклонной поверхностью фрикционный клин 1 взаимодействует (фиг. 2) с наклонной поверхностью кармана надрессорной балки 2 через износостойкую пластину 3. Крепление износостойкой пластины 3 на надрессорной балке 2 осуществлено с помощью известных из профессиональной практики крепежных элементов в виде зажимных болтов 4 и обжимных втулок 5. Зажимные болты 4 имеют головку 4.1 и стержень 4.2, на котором выполнены фиксирующие кольцевые канавки (не показаны).

Своими боковыми поверхностями фрикционный клин 1 взаимодействует (фиг. 3) с боковыми поверхностями кармана надрессорной балки 2 через износостойкие пластины 6. Износостойкие пластины 6 закреплены на боковых поверхностях кармана надрессорной балки 2 известным крепежом в составе зажимного болта 7 и обжимной втулки 8. Зажимные болты 7 имеют плоскую головку 7.1 и стержень 7.2, на котором выполнены фиксирующие кольцевые канавки.

Заявляемая полезная модель работает следующим образом.

В карманах надрессорной балки 2 на их боковые поверхности и наклонные поверхности последовательно крепят износостойкие пластины, соответственно, 3 и 6.

В отверстия, имеющиеся в надрессорной раме 2 со стороны наклонной поверхности кармана и в износостойкой накладке 3, устанавливают зажимные болты 4 в направлении стержнем 4.2 в сторону накладки 3. На стержни 4.2 надевают обжимные втулки 5 и фиксируют их с помощью известного установочного инструмента. Привод инструмента перемещает обжимную втулку 5 в продольном направлении вдоль стержня 4.2, прижимая накладку 3 к надрессорной балке 2, после чего опрессовывает обжимную втулку 4. Хвостовик стержня 4.2 обрезается таким образом, чтобы его торец был утоплен внутри раззенкованной наружной части отверстия пластины 3, с целью исключения контакта торца стержня 4.2 с наклонной поверхностью фрикционного клина 1.

Аналогично, в отверстия, имеющиеся в надрессорной раме 2 со стороны боковых поверхностей кармана и в износостойких пластинах 6, устанавливают зажимные болты 7 в направлении плоской головкой 7.1 в сторону накладок 6. На стержни 7.2 надевают обжимные втулки 8 и фиксируют их с помощью известного установочного инструмента описанным выше способом. При этом плоские головки 7.1 зажимных болтов 4 заглубляют в раззенкованные части отверстий износостойких пластин 6 с тем, чтобы исключить контакт плоских головок 7.1 с боковыми поверхностями фрикционного клина 1.

В подготовленные таким образом и защищенные износостойкими накладками 3 и 6 карманы надрессорной балки 2 устанавливают фрикционные клинья 1.

Фрикционный клиновой гаситель колебаний тележки грузового вагона, содержащий фрикционный клин, взаимодействующий своей наклонной поверхностью с износостойкой пластиной, закреплённой на наклонной поверхности кармана надрессорной балки с помощью болтов, отличающийся тем, что фрикционный клин своими боковыми поверхностями взаимодействует с износостойкими пластинами, закреплёнными на боковых поверхностях кармана надрессорной балки с помощью болтов, при этом в качестве болтов используются зажимные болты, имеющие головки и стержни с кольцевыми канавками и зафиксированные обжимными втулками, обжимающими кольцевые канавки стержней.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к рельсовым транспортным средствам и может использоваться при проектировании и изготовлении тележек грузовых вагонов
Наверх