Износостойкий сменный поглотитель вибраций рессорного подвешивания тележки железнодорожного вагона

 

Техническое решение относится к железнодорожному транспорту, к тележкам вагонов.

Для снижения уровня высокочастотных колебаний и износа контактирующих поверхностей в зоне фрикционных узлов тележки между фрикционными клиньями 4 и неподвижными фрикционными планками 5 установлен подвижный износостойкий сменный поглотитель вибраций в виде подвижной фрикционной планки 6. Подвижные фрикционные планки 6 выполнены из металлических пластин 7 и 8, между которыми прочно закреплена упругая прокладка 9. Упругая прокладка 9 имеет толщину, меньшую или равную суммарной толщине прочно соединенных с нею металлических пластин, при этом толщина упругой прокладки равна 1-5 мм.

2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Техническое решение относится к железнодорожному транспорту, к тележкам вагонов.

Известна конструкция тележки железнодорожного вагона с боковыми рамами, в которых размещено рессорное подвешивание, содержащее фрикционные клинья с фрикционными планками - Вагоны. Конструкция, теория, расчет. Под ред. Л.А.Шадура. М. Транспорт, 1980, стр.186, рис.VIII.12.

Недостатком конструкции является сложность замены изношенных фрикционных планок, которые жестко закреплены на боковых рамах.

В качестве наиболее близкого аналога принято устройство износостойкого сменного поглотителя вибраций рессорного подвешивания тележки грузового вагона, имеющего слои с разными характеристиками - патент РФ 2101205 «Фрикционный амортизатор тележки грузового вагона» от 18.04.1996.

Недостатком конструкции является отсутствие возможности гашения высокочастотных колебаний контактирующих поверхностей деталей рессорного подвешивания.

Техническим результатом предлагаемого решения является снижение износа трущихся поверхностей деталей рессорного подвешивания и улучшение динамических качеств тележек.

Указанный технический результат достигается за счет того, что в износостойком сменном поглотителе вибраций рессорного подвешивания тележки грузового вагона, содержащем верхние и нижние заплечики с расположенным между ними зауженным участком и состоящем из упругой прокладки толщиной "a" и прочно соединенных с ней металлических пластин суммарной толщиной "в", согласно техническому решению, толщина "a" упругой прокладки меньше или равна суммарной толщине "в" металлических пластин.

Кроме того, износостойкий сменный поглотитель состоит из n упругих пластин и n+1 металлических пластин, причем aв, а n=15.

Также в износостойком сменном поглотителе толщина упругой прокладки "a" равна 1-5 мм.

Износостойкий сменный поглотитель вибраций рессорного подвешивания тележки грузового вагона с упругой прокладкой небольшой толщины позволяет снизить износ трущихся поверхностей рессорного подвешивания - фрикционной планки и фрикционного клина - за счет гашения высокочастотных колебаний, возникающих при движении тележки (вагона).

Использование нескольких упругих прокладок позволяет выполнить износостойкий сменный поглотитель вибраций необходимой толщины для конкретного демпфируемого узла тележки.

Упругая прокладка, имеющая небольшую толщину "a", равную 1-5 мм, позволяет эффективно гасить высокочастотные колебания контактирующих поверхностей деталей рессорного подвешивания тележки.

Суть технического решения поясняется чертежами, на которых: на фиг.1 - тележка с рессорным подвешиванием, снабженным предлагаемыми износостойкими сменными поглотителями вибраций рессорного подвешивания тележки грузового вагона; на фиг.2 - общий вид износостойкого сменного поглотителя вибраций рессорного подвешивания тележки грузового вагона; на фиг.3 - сечение демпфирующей фрикционной прокладки;

Тележка (фиг.1) содержит боковые рамы 1 и надрессорную балку 2. В центральной части боковых рам расположены пружины 3 и демпфирующее устройство. Демпфирующее устройство состоит из фрикционных клиньев 4, неподвижных фрикционных планок 5, жестко закрепленных на раме, и подвижных износостойких сменных поглотителей вибраций рессорного подвешивания тележки грузового вагона (далее по тексту - подвижная фрикционная планка) 6.

Подвижная фрикционная планка 6 (фиг.2-3) состоит из металлических пластин 7 и 8 толщиной соответственно с и d, между которыми расположена эластичная прокладка 9 толщиной a. Прокладка 9 выполнена из упругого материала, предпочтительно из эластомерного для более эффективного гашения колебаний, либо резины или др. Прокладка 9 прочно соединена с металлическими пластинами 7, 8 путем приклеивания, вулканизации, заливки или другим способом. Суммарная толщина с и d двух пластин 7, 8 равна b, то есть b=c+d. Толщина а упругой прокладки 9 имеет величину, не превышающую суммарную толщину пластин 7, 8, т.е., ab.

Прокладка 9 может иметь толщину a=1-5 мм. Также для обеспечения требуемой толщины подвижная фрикционная планка 6 может быть выполнен многослойным, то есть содержать n слоев эластичных прокладок 9 и n+1 соединенных с ней металлических пластин 7, 8, где n=1-3. При этом выполняется соотношение a sbs, где as - суммарная толщина n прокладок 9, bs - суммарная толщина n+1 металлических пластин 7, 8, соединенных с эластичными прокладками.

Подвижная фрикционная планка 6 может иметь любую требуемую конфигурацию, в том числе может быть выполнена по форме неподвижной фрикционной планки 5. В этом случае подвижная фрикционная планка имеет верхнюю часть с верхними заплечиками 10 и 11, нижнюю часть с нижними заплечиками 12, 13 и расположенной между зонами с заплечиками центральным зауженным участком 14, например, прямоугольной формы.

За счет использования эластичной прокладки 9 небольшой толщины суммарная толщина подвижной фрикционной планки 6 позволяет ее использовать как в новых создаваемых тележках, так и для модернизации находящихся в эксплуатации тележек, например, типа 18-100, 18-578.

Пластины 7, 8 и/или упругая прокладка 9 могут иметь одинаковую или переменную толщину, в зависимости от конфигурации зоны, в которой установлен сменный блок.

При движении вагонов (тележек) в зоне сопряжений смежных трущихся деталей - фрикционных клиньев 4, подвижной фрикционной планки 6 и неподвижной фрикционной планки 5 возникают высокочастотные колебания, которые приводят к повышенному износу трущихся поверхностей. Для снижения износа в этих узлах используется подвижная фрикционная накладка 6.

Наличие подвижной фрикционной планки (износостойкого сменного поглотителя вибраций) 6 между поверхностями фрикционных клиньев 4, износостойкого сменного поглотителя вибраций 6 и неподвижной фрикционной планки 5 приводит к уменьшению их износа вследствие снижения интенсивности высокочастотных колебаний.

Применение износостойкого сменного поглотителя вибраций 6 в конструкции новых тележек и модернизации тележек, находящихся в эксплуатации, позволяет улучшить их ходовые качества и износ трущихся поверхностей. При этом небольшая толщина сменных блоков позволяет использовать их в тележках без изменения их конструкции в рамках допусков нормативной документации на изготовление, ремонт и обслуживание тележек.

1. Износостойкий сменный поглотитель вибраций рессорного подвешивания тележки грузового вагона, содержащий верхние и нижние заплечики с расположенным между ними зауженным участком и состоящий из упругой прокладки толщиной "a" и прочно соединенных с ней металлических пластин суммарной толщиной "в", отличающийся тем, что толщина "a" упругой прокладки меньше или равна суммарной толщине "в" металлических пластин.

2. Износостойкий сменный поглотитель вибраций рессорного подвешивания тележки грузового вагона по п.1, отличающийся тем, что он состоит из n упругих пластин и n+1 металлических пластин, причем aв, а n=15.

3. Износостойкий сменный поглотитель вибраций рессорного подвешивания тележки грузового вагона по п.1 или 2, отличающийся тем, что толщина упругой прокладки "a" равна 1-5 мм.



 

Похожие патенты:

Вагонотолкатель относится к области железнодорожного транспорта и может быть использован для перемещения грузовых и пассажирских железнодорожных вагонов массой от 10 т до 35 т. Также применяется, например, при железнодорожных перевозках вагонами, при погрузочно-разгрузочных работах на внутренних подъездных путях промышленных предприятий, проведения маневровых операций с вагонами, а так же производства вывозных работ на тупиковых путях. Может эксплуатироваться в различных отраслях промышленности, в морских и речных портах, а так же в закрытых помещениях.
Наверх