Фрикционный гаситель колебаний постоянного трения

 

Полезная модель относится к железнодорожному транспорту, в частности к тележкам грузовых вагонов. Повышает надежность и долговечность конструкции, обеспечивая постоянную силу трения, независящую от деформации рессорного комплекта, веса вагона и температурных воздействий, что обеспечивается выполнением основных элементов фрикционного гасителя колебаний оригинальной формы и их оптимального расположения. Фрикционный гаситель колебаний постоянной силы трения снабжен упругим элементом, который упирается в клиновидный корпус фрикционного гасителя колебаний и удерживается на надрессорной балке с помощью тяги и тарелки с овальным отверстием, при этом тяга выполнена в виде штанги с опорными головками, одна из которых Т-образной формы.

Полезная модель относится к железнодорожному транспорту, в частности к тележкам грузовых вагонов

Известна конструкция гасителя колебаний постоянного трения, в котором в пазы надрессорной балки с каждой стороны вмонтирован башмак, помещающий в себя стакан и пружину. Стакан прижат пружиной к фрикционной планке боковой рамы тележки, где и возникает необходимая для гашения колебаний сила трения. Сборка и разборка тележки с такими гасителями колебаний при изготовлении, ремонте и техническом обслуживании представляет значительные трудности, так как перед сборкой или разборкой тележки пружины гасителя должны быть сжаты и зафиксированы в сжатом положении с помощью дополнительных устройств. Любые перемещения надрессорной балки в процессе сборки или разборки возможны только совместно с этими устройствами (см. Вагоны Л.А.Шадур, Москва, Транспорт, 1973 г, стр.167)

Известен, взятый за прототип, фрикционный гаситель колебаний, содержащий клиновидный корпус, контактирующий с надрессорной балкой и поверхность трения, контактирующую с соответствующей поверхностью боковой рамы тележки. При этом давление на поверхность трения передается от предварительно сжатого упругого элемента, например, пружины через объемно-сжатую вставку, выполненную из эластомера.

Недостатком этого гасителя является то, что температурное расширение или сжатие эластомера способно изменять его объемно-сжатое состояние и, следовательно, силу давления на поверхность трения, в широких пределах случайным образом. Кроме того, по мере старения эластомера эффект объемно-сжатого состояния исчезает, после чего износ поверхности трения приводит к уменьшению силы прижатия и исключению гасителя колебаний из работы (см. патент РФ 2328395, МПК В61F 5/12, опубл. Бюл. 19, 2008 года)

Техническим результатом, на достижение которого направленно заявляемое техническое решение, является создание фрикционного гасителя колебаний с постоянной силой трения, не зависящей от деформации рессорного комплекта, веса кузова вагона, температурных воздействий, с возможностью регулирования силы прижатия и компенсацией износа трущихся поверхностей, не требующего для сборки или разборки сложных дополнительных устройств.

Технический результат достигается тем, что фрикционный гаситель колебаний плостоянного трения, включающий клиновидный корпус, контактирующий с надрессорной балкой и поверхность трения, контактирующую с соответствующей поверхностью боковой рамы тележки транспортного средства снабжен предварительно сжатым упругим элементом, упирающимся в клиновидный корпус фрикционного гасителя колебаний и удерживающимся на надрессорной балке с помощью тяги и тарелки с овальным отверстием, при этом тяга выполнена в виде штанги с опорными головками, одна из которых Т-образной формы. Техническим преимуществом является повышение эффективности работы фрикционного гасителя колебания постоянного трения, сокращение времени затрат и расходов на ремонт.

Сущность заявляемой полезной модели поясняется чертежами, где:

- на фиг.1 схематически представлен гаситель колебаний постоянного трения в разрезе;

- на фиг.2 вид сверху на фиг 1;

- на фиг 3. вид снизу на фиг 1;

Фрикционный гаситель колебаний постоянного трения (фиг 1) содержит клиновидный корпус 1, установленный на упругом элементе, например, пружине 2, и взаимодействующий с вертикальной поверхностью боковой рамы тележки 3 (главная поверхность трения), а наклонной поверхностью с соответствующей поверхностью надрессорной балки 4 (вспомогательная поверхность трения). При этом упругий элемент пружина 2, опирается на тарелку 5 и вся система с помощью тяги 6 устанавливается на надрессорную балку 4, а для регулировки силы прижатия клиновидного корпуса 1 к надрессорной балке 4 и боковой раме тележки 3 используется шайба 7 (или несколько шайб), что позволяет работать фрикционному гасителю колебаний с постоянной силой трения, достигаемой за счет возможности регулировки силы предварительно сжатого упругого элемента, например, пружины 2.

Для фиксирования тяги 6 на надрессорной балке 4 на верхнем конце тяги 6 имеется, цилиндрическая (или другой формы) головка 8, которая опирается на п-образные выступы 9 надрессорной балки 4 (фиг.2).

На нижнем конце тяги 6 имеется Т-образная головка 10, на которую в рабочем положении опирается тарелка 5, имеющая овальное (или другой формы) отверстие 11 для прохода через него Т-образной головки 10 (фиг.3).

При сборке гасителя колебаний постоянного трения тяга 6 заводится между выступами 9 надрессорной балки 4. Клиновидный корпус 1 устанавливается на место, а тяга пропускается сквозь имеющееся в клиновидном корпусе 1 сквозное отверстие. Затем на место устанавливается упругий элемент пружина 2 и тарелка 5, при необходимости с одной или несколькими шайбами 7. Далее упругий элемент пружина 2 сжимается с помощью ручного или механизированного инструмента. Т-образная головка 10 тяги 6 проходит сквозь имеющееся в тарелке 5 овальное (или другой формы) отверстие 11, тяга 6 поворачивается на 90° вокруг вертикальной оси и сжимающее пружину усилие снимается. Пружина 2 разжимается, тарелка 5 опирается на Т-образную головку 10 тяги 6. Фрикционный гаситель колебаний готов к работе.

Фрикционный гаситель колебаний работает следующим образом.

В процессе движения транспортного средства происходит колебание надрессорной балки 4 относительно боковой рамы тележки 3. Клиновидный корпус 1 одновременно с надрессорной балкой 4 совершает вертикальные колебания относительно боковой рамы 3, а сила трения необходимая для гашения колебаний, обеспечивается через трение клиновидного корпуса 1 с вертикальной поверхностью боковой рамы тележки 3.

Заявляемый фрикционный гаситель колебаний постоянного трения позволяет повысить надежность и долговечность конструкции, обеспечивая постоянную силу трения, не зависящую от деформации рессорного комплекта и веса вагона.

1. Фрикционный гаситель колебаний постоянного трения, включающий клиновидный корпус, контактирующий с надрессорной балкой, предварительно сжатый упругий элемент и поверхность трения, контактирующую с соответствующей поверхностью боковой рамы тележки транспортного средства, отличающийся тем, что предварительно сжатый упругий элемент упирается в клиновидный корпус фрикционного гасителя и удерживается на надрессорной балке с помощью тяги и тарелки с овальным отверстием.

2. Фрикционный гаситель колебаний постоянного трения по п.1, отличающийся тем, что тяга выполнена в виде штанги с опорными головками, одна из которых Т-образной формы.



 

Наверх