Каток гусеничного транспортного средства

 

Каток гусеничного транспортного средства содержит ролик (1), установленный в средней части неподвижной оси (2) с помощью двух подшипников скольжения, выполненных в виде втулок (3) с антифрикционными вкладышами (4). Средняя часть оси выполнена без кольцевого выступа. На концах оси размещены упорные шайбы (5) с наружными (6) и внутренними (7) фланцами, промежуточные шайбы 8 и крышки 9. Фланцы (6) прикреплены к ролику через регулировочные прокладки 11, обеспечивающие минимально необходимый осевой зазор в катке. Промежуточные шайбы 8 установлены на лысках конечных частей оси. Полезная модель позволяет упростить конструкцию катка и снизить затраты на ее изготовление. 1 ил.

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения, а именно к производству гусеничных машин. Она может быть использована на промышленных тракторах и других гусеничных машинах.

Известен каток гусеничного транспортного средства, содержащий ролик, установленный в средней части неподвижной оси посредством двух подшипников скольжения, расположенных по обе стороны кольцевого выступа оси, на концах оси расположены крышки с торцевыми уплотнениями. Каждый подшипник скольжения имеет корпус с фланцем, в котором выполнены отверстия под болты крепления к ролику, и закрепленную в корпусе антифрикционную втулку с фланцем, контактирующим с кольцевым выступом оси, на которой установлены крышки с уплотнениями (см. Разборка и сборка трактора СТАЛИНЕЦ-80. / Под ред. М.Ф. Балжи и И.Я. Трашутина. М.: Государственное издательство сельскохозяйственной литературы, 1949, с. 215-216).

При сборке катка предусматривается осевой зазор, обеспечивающий плавное вращение ролика относительно оси в катке. Чем больше этот зазор, тем легче вращение ролика. Однако увеличение осевого зазора делает уязвимым место стыковки уплотнительных колец. Раскрытие стыка уплотнительных колец приводит к утечке смазки и ухудшению работоспособности катка. Во время эксплуатации гусеничных транспортных средств каток воспринимает значительные нагрузки, особенно осевые, что дополнительно может увеличить осевой зазор. Отсюда вытекает стремление конструкторов к обеспечению гарантированного осевого зазора, т.е. с допусками, обеспечивающими плавное вращение ролика и исключающими раскрытие стыка уплотнительных колец.

В аналоге гарантированный осевой зазор определяется расстоянием между фланцем антифрикционной втулки и кольцевым выступом оси, что обеспечивается разностью линейных размеров деталей ролика, а именно, самого ролика, двух корпусов подшипников скольжения, двух фланцев антифрикционных втулок и кольцевого выступа оси. Повышение точности ведет к повышению трудоемкости изготовления деталей, а следовательно, к усложнению обеспечения гарантированного осевого зазора и повышению затрат на изготовление.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому устройству является каток гусеничного транспортного средства, содержащий ролик, установленный на неподвижной оси с кольцевым выступом посредством расположенных по его обе стороны двух подшипников скольжения, каждый из которых включает корпус с фланцем, в котором выполнены отверстия под болты крепления к ролику, и закрепленную в корпусе антифрикционную втулку с фланцем, контактирующим с кольцевым выступом оси. На концах неподвижной оси закреплены крышки с торцевыми уплотнениями. В ролике над кольцевым выступом оси установлена дистанционная втулка с возможностью упора ее торцев в торцы корпусов подшипников скольжения, выполненные заподлицо с фланцами антифрикционных втулок. Длина дистанционной втулки определяется суммой длин кольцевого выступа оси и гарантированного осевого зазора между последним и торцем корпуса подшипника скольжения. Фланец и корпус подшипников скольжения могут быть выполнены раздельно друг от друга (Патент РФ 2235034, МПК: B62D 55/14, B62D 55/15, опубл.27.08.2004).

Наличие кольцевого выступа в средней части неподвижной оси требует изготовления ее заготовки с помощью горячей штамповки, что в свою очередь, требует изготовления штамповой оснастки, делает невыгодным использование стального проката. Выполнение подшипников скольжения в виде корпусов с фланцами, в которых выполнены отверстия под болты крепления к ролику, наличие кольцевого выступа на неподвижной оси и закрепленных в корпусах антифрикционных втулок с фланцами, контактирующими с кольцевым выступом оси, а также наличие дистанционной втулки увеличивают затраты на изготовление катка и усложняет его конструкцию.

Предлагаемая полезная модель решает задачи упрощения конструкции катка и снижения затрат на его изготовление.

Для достижения указанного технического результата известный каток гусеничного транспортного средства, содержащий ролик, установленный в средней части неподвижной оси посредством двух подшипников скольжения, и крышки с торцевыми уплотнениями, снабжен двумя упорными шайбами с наружными и внутренними фланцами и двумя промежуточными шайбами, размещенными на конечных частях оси, подшипники скольжения выполнены в виде втулок с антифрикционными вкладышами, наружный фланец каждой из упорных шайб прикреплен к ролику через регулировочные прокладки, а внутренний - установлен на конечной части оси с лыской, каждая промежуточная шайба установлена на упомянутой лыске между наружным торцем втулки подшипника скольжения и торцем внутреннего фланца опорной шайбы, причем средняя часть оси выполнена без кольцевого выступа.

Отличительными признаками предлагаемого катка гусеничного транспортного средства от прототипа являются: наличие размещенных на конечных частях оси двух упорных шайб с наружными и внутренними фланцами и двух промежуточных шайб, размещенных на конечных частях оси, подшипники скольжения выполнены в виде втулок с антифрикционными вкладышами, наружный фланец каждой из упорных шайб прикреплен к ролику через регулировочные прокладки, а внутренний -установлен на конечной части оси с лыской, каждая промежуточная шайба установлена на упомянутой лыске между наружным торцем подшипника скольжения и торцем внутреннего фланца опорной шайбы, причем средняя часть оси выполнена без кольцевого выступа.

Благодаря наличию этих признаков обеспечивается возможность изготовления неподвижной оси из проката, что способствует достижению максимального коэффициента использования материала. Изготовление подшипников скольжения в виде втулок с антифрикционными вкладышами взамен имеющихся в прототипе корпусов подшипников с фланцами, антифрикционных втулок с фланцами, контактирующих с кольцевым выступом неподвижной оси, и дистанционной втулки упрощает конструкцию самого подшипника, упрощает его изготовление. При этом минимально необходимый гарантированный осевой зазор катка, определяемый расстоянием между торцевыми поверхностями промежуточных шайб и втулок подшипников скольжения, которое обеспечивается регулировочными прокладками.

Заявляемое устройство может быть изготовлено в промышленных условиях цехов заводов или специализированных малых предприятий на стандартном оборудовании, которое выпускается как отечественной, так и зарубежной промышленностью. Следовательно, оно соответствует критерию промышленная применимость.

Каток гусеничного транспортного средства поясняется чертежом, на котором изображено заявляемое устройство в разрезе.

Каток гусеничного транспортного средства, содержит ролик 1, установленный в средней части неподвижной оси 2 посредством двух подшипников скольжения, выполненных в виде втулок 3 с антифрикционными, например бронзовыми, вкладышами 4. Средняя часть оси выполнена без кольцевого выступа. На концах оси 2 размещены упорные шайбы 5 с наружными 6 и внутренними 7 фланцами, промежуточные шайбы 8 и крышки 9. В наружных фланцах 6 упорных шайб выполнены отверстия (не обозначены) под болты 10 крепления упорных шайб к ролику 1. Наружные фланцы упорных шайб прикреплены к ролику через регулировочные прокладки 11, обеспечивающие минимально необходимый осевой зазор в катке. Промежуточные шайбы 8 установлены на лысках 12 конечных частей оси. В крышках 9 и упорных шайбах 5 выполнены проточки, в которых установлены кольца 13 и 14 торцевых уплотнений, прижатых с помощью подпружиненной обоймы 15. Манжеты 16, резиновые кольца 17, резиновые прокладки 18 обеспечивают герметичность внутренней полости катка. Они препятствуют вытеканию смазки наружу и попаданию внутрь абразива.

Каток гусеничного транспортного средства используется следующим образом. Ролик 1 поворачивается вокруг неподвижной оси 2 с помощью подшипников скольжения. При этом, минимально необходимый осевой зазор А в катке обеспечивается с помощью регулировочных прокладок 11, которые устанавливаются под наружные фланцы упорных шайб с обеих сторон опорного ролика. Наличие гарантированного осевого зазора позволяет обеспечить плавное вращение опорного ролика, а его минимальная величина - надежность стыка уплотнительных колец торцевых уплотнений, который не раскрывается, надежно защищая каток от вытекания из него смазки и проникновения внутрь грязи.

Заявляемая полезная модель позволяет упростить конструкцию катка и снизить затраты на ее изготовление.

Каток гусеничного транспортного средства, содержащий ролик, установленный в средней части неподвижной оси посредством двух подшипников скольжения, на концах оси расположены крышки с торцевыми уплотнениями, отличающийся тем, что каток снабжен двумя упорными шайбами с наружными и внутренними фланцами и двумя промежуточными шайбами, размещенными на конечных частях оси, подшипники скольжения выполнены в виде втулок с антифрикционными вкладышами, наружный фланец каждой из упорных шайб прикреплен к ролику через регулировочные прокладки, а внутренний - установлен на конечной части оси с лыской, каждая промежуточная шайба установлена на упомянутой лыске между наружным торцем втулки подшипника скольжения и торцем внутреннего фланца опорной шайбы, причем средняя часть оси выполнена без кольцевого выступа.

РИСУНКИ



 

Наверх