Гидрант пожарный подземный

 

Полезная модель относится к области водоснабжения и может быть использована в устройствах, предназначенных для забора воды из водопроводной сети с целью пожаротушения. Недостатком производимых в соответствии с ГОСТ 8220-85 гидрантов является залипание клапана и разрушение резины при открывании или закрывании гидранта, когда между резиновой прокладкой и нижней частью корпуса образуется зазор, приводящий к гидравлическому удару. Целью полезной модели является предотвращение провоцирования гидравлических ударов при открытии-закрытии пожарных гидрантов, изготовленных по ГОСТ 8220-85. Указанная цель достигается, а технический результат состоит в размещении между фланцем подставки и фланцем пожарного гидранта системы предварительно сжатых пружин в корпусе для свободного поступательного и маятникового движения запорного элемента пожарного гидранта в пределах его суммарных (осевых и маятниковых) люфтов.

Полезная модель относится к области водоснабжения и может быть использована в устройствах, предназначенных для забора воды из водопроводной сети с целью пожаротушения.

Для отбора воды при тушении пожаров применяются пожарные гидранты, которые осуществляют отбор воды из водопроводной сети для пожаротушения. Они устанавливаются на тройник или пожарную подставку на водопроводных сетях в колодцах на пожарных подставках различных типов на фланцах, которые являются фасонной частью водопроводной сети (ГОСТ 8220-85 Гидранты пожарные подземные. Технические условия.; ГОСТ 53961-2010 "Техника пожарная. Гидранты пожарные подземные. Общие технические требования. Методы испытаний" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25.11.2010 522-ст).

Конструктивно гидранты выполняются в соответствии с ГОСТами и выпускаются как однотипные изделия (Гидрант пожарный подземный 31.000 завода РОСарма - http://rosarma.ru/catalogue/pozhamoe_oborud/gidrant_p_31000/, Гидрант пожарный подземный П. 30 завод АВИ-строй - http://www.7807898.ru/shop/gidranty-vodmashoborudovanie/pozharnyj-gidrant-p-30-000#) с незначительными изменениями.

Известен подземный пожарный гидрант, также изготавливающийся по ГОСТ 8220-85 (Полезная модель РФ 21744 «Гидрант пожарный подземный» который выполнен в виде корпуса, внутри которого расположена штанга с квадратными концевиками и шпиндель. В нижней части корпуса выполнено посадочное место клапана (седло клапана). Клапан, в свою очередь, выполнен из верхней и нижней частей, соединенных между собой с помощью резьбового соединения, между которыми расположена резиновая прокладка.

Недостатком гидрантов, производимых в соответствии с ГОСТ 8220-85, является залипание клапана и разрушение резины при открывании или закрывании гидранта, когда между резиновой прокладкой и нижней частью корпуса образуется зазор, приводящий к гидравлическому удару.

Залипание клапана приводит к тому, то приходится прикладывать большие усилия при открывании гидранта, что приводит к проворачиванию штанги в муфте шпинделя. Кроме того, в силу больших вибраций при открывании и закрывании гидранта происходит самоотвинчивание двух частей клапана друг от друга. Указанные недостатки снижают надежность работы гидранта.

Природа указанного явления заключается в том, что при открытии клапана, его верхняя и нижняя части опускаются вниз, открывая небольшой просвет между резиновой прокладкой и корпусом.

Провоцируют гидравлические удары суммарные люфты запорного элемента (осевые и маятниковые) возникающие при его перемещении вниз во время открытия. Формирующийся сплошной неразрывный поток воды, проходящий через сечения различной площади течет по Закону Бернулли. Наименьшее сечение в начале открытия клапана пожарного гидранта находится между коническим резиновым уплотнительным кольцом запорного элемента клапана и ответной посадочной конической поверхностью на корпусе клапана. По Закону Бернулли сплошной неразрывный поток жидкости, (проходящий в данном случае, через сечение с наименьшей площадью) в этом месте будет иметь минимальное давление (в ряде случаев, даже меньше атмосферного), что влечет притягивание запорного элемента к его посадочному ответному месту на корпусе клапана. При наличии осевого и маятникового люфтов, запорный элемент неизбежно будет самопроизвольно притянут вверх, к своей ответной посадочной поверхности и практически мгновенно перекроет набравший скорость поток воды, что приведет к его внезапной остановке и гидравлическому удару, который начнет распространяться от места установки гидранта в обе стороны по трубопроводу.

Известен взятый на прототип гидрант пожарный подземный (Патент РФ на ПМ 129530), содержащий размещенные внутри корпуса штангу с установленным на ней шпинделем, клапаном, выполненным из двух частей, соединенных на резьбе, и снабженный резиновой прокладкой, направляющими и посадочным местом, который отличается от известных аналогов тем, что на поверхности резиновой прокладки, обращенной к посадочному месту, размещены полусферические точечные выступы.

Недостатком прототипа является быстрое изнашивание полусферических точечных выступов, в том числе при закрытом положении гидранта.

Целью полезной модели является предотвращение провоцирования гидравлических ударов при открытии-закрытии пожарных гидрантов, изготовленных по ГОСТ 8220-85.

Указанная цель достигается, а технический результат состоит в размещении между фланцем подставки и фланцем пожарного гидранта системы предварительно сжатых пружин в корпусе для свободного поступательного и маятникового движения запорного элемента пожарного гидранта в пределах его суммарных (осевых и маятниковых) люфтов.

Конструкция пожарного подземного гидранта поясняется чертежами, где: на фиг. 1-2 изображено размещение деталей (1 - клапан гидранта закрыт; 2 - клапан гидранта открыт) а на фиг. 3 и 4 изображена система крепления пружин.

Гидрант пожарный подземный выполнен в виде корпуса (1), с расположенными внутри штангой (2), болтовым соединением (3) фланца гидранта (8) и фланца (10) подставки (9), а также посадочным местом (седлом) клапана (4), который выполнен из верхней (5) и нижней (6) частей, соединенных между собой с помощью резьбового соединения (7), между которыми расположена резиновая прокладка (11). Размещаемый между гидрантом и подводкой система предварительно сжатых пружин состоит из перфорированного цилиндра (12), имеющего в наружной верхней части фланец (13) и в нижней внутренней части неподвижный опорный диск (14) с отверстиями, в которые вставлены направляющие стержни (15), верхняя часть которых неподвижно закреплена с нажимным диском (16) а в нижней части расположены шайбы (17) и шплинты (18), причем между дисками (14) и (16) размещены пружины (19) в напряженном состоянии.

Гидрант пожарный подземный работает следующим образом.

При закрытом положении клапана (Фиг. 1) пожарного гидранта пружины (19) находятся в состоянии небольшого предварительного сжатия, которое достигается изначальным подбором длины стержня (15) и положением шплинта (18), при установке пожарного гидранта с устройством на подставку.

При начале открытия пожарного гидранта пружины еще больше сжимаются (Фиг. 2), блокируя продольные люфты вращения штанги (2) и тем самым препятствуя люфтовым колебаниям запорного элемента.

Блокировка продольного люфта запорного элемента заключается в прижатии его вверх к ниткам резьбы, не давая возможности ему опускаться вниз под своим весом и висеть на противоположных нитках резьбы. При открытии клапана, система крепления запорный элемент опускается вниз только принудительно (без свободного хода), сжимая пружины.

В закрытом положении клапана предлагаемая система может находиться длительное время, не теряя упругих свойств пружин, так как они находятся не полностью сжатыми, а всего лишь в незначительном предварительно сжатом состоянии.

Гидрант пожарный подземный, выполненный в виде корпуса, с расположенными внутри штангой, болтовым соединением фланца гидранта и фланца подставки, а также посадочным местом клапана, который в свою очередь выполнен из верхней и нижней частей, соединенных между собой с помощью резьбового соединения, между которыми расположена резиновая прокладка, отличающийся тем, что между фланцем подставки и фланцем пожарного гидранта размещена система предварительно сжатых пружин, состоящая из перфорированного цилиндра, имеющего в наружной верхней части фланец и в нижней внутренней части неподвижный опорный диск с отверстиями, в которые вставлены направляющие стержни, верхняя часть которых неподвижно закреплена с нажимным диском, а в нижней части расположены шайбы и шплинты, причем пружины надеты на стержни между дисками.

РИСУНКИ



 

Наверх