Устройство инфраструктурного обслуживания автомобиля на заправочной станции

 

РЕФЕРАТ

УСТРОЙСТВО ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЯ НА ЗАПРАВОЧНОЙ СТАНЦИИ

Полезная модель относится к области инфраструктурного обслуживания автомобиля, осуществляемого, преимущественно, на заправочных станциях, которое заключается в накачке воздуха в шины, мойке остеклений, фар, фонарей, номерных знаков, чистки салона и т.п.

Сущность предлагаемого усовершенствования состоит в том, что устройство инфраструктурного обслуживания автомобиля на автозаправочной станции, наряду со средством для подкачки шины, содержит устройство для мойки остеклений, фар, фонарей и номерных знаков автомобиля, снабженное гидросетью, связывающей трубопроводом, со встроенным в него распределителем, источник воды с выпускным патрубком. Последний смонтирован в корпусе с возможностью поворота и выхода за его пределы с помощью пневмоцилиндра, управляемого соответствующим распределителем, который, как и распределитель гидросети, связан с дополнительным контроллером, размещенным в корпусе. При этом часть трубопровода, расположенная вне корпуса снабжена системой обогрева в виде греющего кабеля, управление которым осуществляется от датчиков внешней и внутренней температуры воздуха через основной контроллер средства подкачки шины.

Техническая сущность устройства состоит в том, то в полезной модели предлагается комплекс, объединяющий в едином корпусе две важные для заправочной станции инфраструктуры в виде средства накачки шины автомобиля и мойки его остеклений, фар, фонарей, номерных знаков, органично связанные своими элементами между собой.

2 з.п. ф-лы; 1 ил.

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЯ НА ЗАПРАВОЧНОЙ СТАНЦИИ

Полезная модель относится к области оперативного инфраструктурного обслуживания автомобиля, осуществляемого, преимущественно, на заправочных станциях, которое заключается в накачке воздуха в шины, мойке остеклений, фар, фонарей, номерных знаков, чистки салона и т.п.

Известно устройство инфраструктурного обслуживания автомобиля на заправочной станции в виде установки для мойки автомобиля, которая состоит из смонтированной на рельсах портальной рамы, несущей ротационные приводные щетки подвижных струйных моющих блоков. Каждый моечный блок состоит из закрепленной на раме вертикальной направляющей, несущей подвижную каретку, и рычага перемещения этой каретки. На направляющей закреплена подвижная цепь. Каретка содержит раму с опорными колесами, на которой установлены два соосных шарнира. На одном из них смонтирован полый кронштейн, несущий моечный коллектор с форсунками. На другом шарнире установлена звездочка цепной передачи с кривошипом, который соединен с коллектором двухзвенным шарнирно сочлененным шатуном. На раме каретки установлены силовой цилиндр, соединенный с полым кронштейном, и упор, взаимодействующий с рычагом подъема каретки. Моечная жидкость подводится в коллектор через ось шарнира и далее по полому кронштейну. Рычаг подъема каретки шарнирно закреплен на портальной раме и снабжен силовым цилиндром подъема и демпфирования для обеспечения равномерности его перемещения [SU 1773758, публ. 07.11.92. Бюл. 41].

Описанная установка, как правило, монтируется в специально оборудованном помещении капитального строения, расположенного на территории заправочной станции. Мойке в такой установке подвергается весь автомобиль, т.е. кузов с остеклением, фарами, фонарями, номерными знаками, а также днище и колеса. Процесс мойки требует значительного времени (до 10-20 минут), а также финансовых затрат со стороны водителя за оказанную услугу. Оперативной и отдельной мойки таких элементов автомобиля как остекление, фары, фонари, номерные знаки, отвечающих за безопасность движения, особенно в условиях ненастной погоды, описанная установка не обеспечивает.

Известно устройство для инфраструктурного обслуживания автомобиля, которое включает в себя средство для подкачки шины автомобиля, включающее блок подачи сжатого воздуха, представляющего собой поршневой одноступенчатый компрессор с силовым агрегатом, ресивером и блоком пневмоавтоматики. Посредством пневмомагистрали блок подачи сжатого воздуха связан с блоком регулирования давления, состоящим из, соединенных последовательно между собой, собственно регулятора давления, манометра и механизма сброса конденсата, которые объединены в едином корпусе, называемом блоком подготовки воздуха. Пневмомагистраль трансформируется в выходной рукав, снабженный на своем конце наконечником, в рабочем положении сопрягаемым с автомобильной шиной. Система управления устройством представлена электронным контроллером, который через блок питания подключен к электрической сети с напряжением 220 В. Следует отметить, что основным напряжением работы всех элементов системы управления является напряжение в 24 В, обеспечивающее безопасность обслуживания и надежность работы устройства. К пневмомагистрали после блока регулирования давления сжатого воздуха подсоединяется датчик давления, образцовый манометр, а также клапан накачки и клапан сброса воздуха в шине. Все упомянутые клапаны, а также датчик электрически связаны с контроллером. Блок регулирования давления, пневмомагистраль и все, относящиеся к пневмосистеме, устройства, а также элементы системы управления, названные выше, смонтированы в герметичном корпусе с дверной створкой, который несет на себе датчик внешней температуры и датчик температуры внутри корпуса. Оба датчика электрически замкнуты на контроллер и задействованы в системе поддержания оптимального температурного режима внутри корпуса, обеспечивающего надежность работы всей находящийся в нем аппаратуры. Для нагрева воздуха во внутреннем объеме корпуса предусмотрен блок коммутации для тепловентилятора, которые оба связаны с электрической сетью, а блок коммутации - и с контроллером. Каждый из входного и выходного рукавов пневмосистемы, расположенные вне корпуса, оснащены греющими кабелями. Последние связаны с электрической сетью через соответствующие блоки питания. Непосредственно на контроллер подключен цифровой индикатор задаваемого давления воздуха в шине. К органам управления в целом относится кнопка «ОК» включения устройства в работу, также кнопка «ОТМЕНА» и ручка «УСТАНОВКА». К средствам индикации относятся зуммер, лампа «ОК» и лампа «ОЖИДАНИЕ». Все органы индикации и управления выведены на лицевую панель корпуса, которая в темное время суток освещается лампой подсветки [SU 116815].

Устройство для подкачки шины автомобиля (прототип), работающее в автоматическом режиме, является безусловным шагом в направлении улучшения инфраструктуры заправочной станции (заправки). Однако, кроме подкачки шин, на последней есть значительная необходимость в таких услугах как мойка остеклений, фар, фонарей, номерных знаков, чистка салона, на которые всегда имеется значительный потребительский спрос, подкрепленный безопасным вождением автомобиля. И если коснуться конкретно такой услуги, как оперативная мойка, т.е. мойка вне специализированного стационарного центра, то ее осуществление носит примитивный характер, не совместимый с общим высоким уровнем автоматизации и механизации технологий, применяемых на заправках. Так, обычно, кто-то из обслуживающего персонала заправки или сам водитель набирает воду в ведро и часто в условиях пониженных температур окружающего воздуха осуществляет мойку кузова. Поскольку вода берется из водопровода заправки или хранится в ведре на улице, она имеет низкую температуру, что приводит в зимних условиях к ее быстрому замерзанию на холодных поверхностях автомобиля, т.е. имеет место обледенение последнего. О качественной мойке в таком случае говорить не приходится. Даже в летних условиях использование холодной воды не позволяет эффективно убирать с поверхности остеклений грязь, перемешанную с машинным маслом, а также сильные загрязнения номерных знаков. Следует отметить, что подкачка шин и мойка осуществляются в различных территориальных зонах заправки. Разобщенность различных инфраструктурных процедур даже по месту их проведения не соответствует современному уровню обслуживания, которое должно быть комплексным, т.е. подкачка шин и мойка остеклений теплой водой должны быть сосредоточены в одном устройстве и в специально отведенной зоне заправки.

Таким образом, задачей полезной модели является повышение эффективности и качества инфраструктурных услуг на заправочных станциях, направленных на увеличение безопасности вождения автомобиля.

Поставленная задача достигается за счет того, что устройство инфраструктурного технического обслуживания автомобиля на автозаправочной станции, включает средство для подкачки шины, которое содержит пневмосистему, обеспечивающую подачу сжатого воздуха, управляемую контроллером и заключенную в герметичный корпус с дверной створкой, снабженный системой терморегулирования с датчиками внешней и внутренней температуры воздуха, связанные со средством его подогрева, размещенным во внутренней полости корпуса. Устройство снабжено гидросетью, связывающей трубопроводом, со встроенным в него распределителем, источник воды с выпускным патрубком, который смонтирован в корпусе с возможностью поворота и выхода за пределы корпуса с помощью пневмоцилиндра, подключенного к пневмосистеме и управляемого соответствующим распределителем, который, как и распределитель гидросети, связан с дополнительным контроллером, размещенным в корпусе. При этом часть трубопровода, расположенная вне корпуса снабжена системой обогрева в виде греющего кабеля, управление которым осуществляется от вышеупомянутых датчиков через основной контроллер. Угол поворота выпускного патрубка ограничивается двумя датчиками его крайних положений, связанными с дополнительным контроллером. Дверная створка корпуса снабжена механизмом его поворота, включающим пневмоцилиндр, шарнирно соединенный со створкой и связанный с источником сжатого воздуха через регулятор давления и распределитель, управляемый дополнительным контроллером, с которым связаны два датчика крайних положений створки.

Техническая сущность устройства состоит в том, то в полезной модели предлагается комплекс, объединяющий в едином корпусе две важные для заправочной станции инфраструктуры в виде средства накачки шины автомобиля и его мойки, органично связанные своими элементами между собой.

На чертеже, прилагаемом к описанию, дана принципиальная схема предлагаемого устройства для инфраструктурного технического обслуживания автомобиля.

Устройство инфраструктурного технического обслуживания автомобиля на заправочной станции включает два блока, выполняющие разные функции, в частности, один из них - 1 осуществляет подкачку шины, а другой - 2 обеспечивает необходимые условия для мойки остеклений, фар, фонарей и номерных знаков. Оба блока помещены в герметичный корпус 3, снабженный дверной створкой 4. Блок 1 представлен на чертеже основным контроллером 5 и датчиками температуры: внешней - 6 и внутренней - 7. Датчики замкнуты на контроллер 5. В состав блока 1 входит также тепловентилятор 8, установленный внутри корпуса 3 и поддерживающий в нем необходимый тепловой режим, определяемый показаниями датчика 7. Питание блока 1 электричеством осуществляется электросетью 9 через блок питания 37 и контакторы 10 и 23, а сжатым воздухом - от компрессора (на чертеже не показан). Блок 2, обеспечивающий условия для мойки, включает гидросеть с трубопроводом 11, связывающим источник воды (водопровод) с выпускным патрубком 12, который представляет собой рычаг, шарнирно связанный с корпусом 3 и имеющий возможность поворота с выходом его (патрубка 12) концевой части за пределы проема, образующегося при открытой дверной створке 4. Приводом патрубка 12 служит пневмоцилиндр 13, шарнирно связанный как с корпусом 3, так и самим патрубком 12. Дверная створка 4 имеет также пневматический привод, представленный пневмоцилиндром 14, который, как и пневмоцилиндр 13, связан с компрессором соответствующей пневмосетью 15. В систему управления обоими пневмоцилиндрами входят распределители: 16 - для поворота выпускного патрубка 12 и 17 - для поворота дверной створки 4. Распределители 16 и 17 установлены параллельно в пневмосети 15, а последовательно им в этой сети смонтирован регулятор давления 18 сжатого воздуха, фильтр-осушитель 19 и кран 20. В гидросеть включен распределитель 21, а трубопровод 11 на всем своем протяжении, в том числе и вне корпуса 3, снабжен греющим кабелем 22, который через контактор 23 подключен к электросети 9 и основному контроллеру 5, также через который датчик 6 задает тепловой режим кабелю 22. Управление распределителями 16, 17 и 21 замкнуто на дополнительный контроллер 24. С последним связаны и датчики крайних положений для выпускного патрубка 12 и дверной створки 4, ограничивающие их углы поворота. Для патрубка - это датчики 25 и 26, а для створки - датчики 27 и 28. В корпусе 3 установлена емкость 29 слива, оснащенная греющим кабелем 30 и сообщенная с канализацией 31. Управление всеми элементами мойки остеклений, фонарей и номерных знаков осуществляется дополнительным контроллером 24, связанного с электросетью 9 через блок питания 32. На лицевой стороне корпуса 3 установлена панель управления, на которую выведены кнопки «ОТКРЫТО» - 33 и «ЗАКРЫТО» - 34 для манипулирования дверной створкой 4, а также кнопка «ВОДА» - 35 для подключения выпускного патрубка 12 к гидросети. Предусмотрена на панели и световая индикация 36 для дублирования, подаваемых с кнопок, команд. Питание блока 1 электричеством осуществляется через блок питания 37. Работает устройство следующим образом.

Предлагаемое техническое усовершенствование реализует комплекс из двух инфраструктурных услуг на заправочной станции: подкачка шины и мойка остеклений, фар, фонарей и номерных знаков. Обе услуги повышают безопасность эксплуатации автомобиля. Подкачка шины подробно описана в прототипе, а мойка, если более точно сформулировать эту задачу, выражается не в собственно процессе мойки, а в ее подготовке, т.е. надежном обеспечении теплой водой и ручным инструментом (ведром, щеткой) этого процесса в любое время и при любых погодных условиях, включая и минусовую температуру окружающего воздуха.

Включение в работу устройства осуществляется подключением в электросеть 9 основного 5 и дополнительного 24 контроллеров, при этом напряжение на них подается через блоки питания 37 и 32. Одновременно к электросети 9 подключаются контакторы 10 и 23. В работу включается пневмосеть 15 и трубопровод 11 гидросети. Сжатый воздух от пневмосети 15 через открытый кран 20, фильтр-осушитель 19 подается на регулятор давления 18, на котором предварительно устанавливается рабочее давление для пневмоцилиндров 14 и 13. В момент подключения устройства к сетям (электрической, пневматической, гидравлической) распределители 16, 17 и 21 закрыты. Следует отметить, что при подключении устройства к электросети греющие кабели 22, 30, а также тепловентилятор 8, создающий микроклимат в корпусе 3, включаются автоматически и начинают работать в режимах, определяемых температурными датчиками 6 и 7, используя при этом основной контроллер 5.

Нажатием кнопки 33 (загорается индикатор красного цвета) на панели управления, подключают к работе (открывают) распределители 16 и 17, через которые сжатый воздух подается в пневмоцилиндры 14 и 13 соответственно. Первый из пневмоцилиндров (14) перемещением штока поворачивает дверную створку 4 (далее створка), открывая проем в корпусе 3. Угол поворота створки ограничивается датчиками 27 и 28 крайнего положения. Одновременно с поворотом створки, штоком пневмоцилиндра 13 поворачивается на определенный угол, задаваемый датчиками 25 и 26, выпускной патрубок 12 (далее патрубок). При этом его конец выходит в проем корпуса 3 и за его пределы. Нажатием кнопки 35 (загорается индикатор синего цвета) через дополнительный контроллер 24 подается команда на открытие распределителя 21 гидросети и предварительно нагретая вода поступает в емкость (ведро со щеткой), подставленное под конец патрубка. Наполнение ведра прекращается повторным нажатием кнопки 35, что дублируется прекращением свечения соответствующего индикатора. Излишки воды и вода после мойки выливается в емкость 29 и дренируется в канализацию 31. Нажатием кнопки 34 (загорается индикатор зеленого цвета и гаснет красный индикатор) пневмоцилиндры 14 и 13 приводят створку и патрубок соответственно в исходное положение. Программа, заложенная в контроллер 24 позволяет через определенный настраиваемый промежуток времени автоматически закрыть «забытую» створку и одновременно убрать в корпус 3 патрубок 12.

В СПбГПУ выполнен опытно-промышленный образец предлагаемого устройства. Проведенные испытания показали его высокие эксплуатационные качества и надежность.

1. Устройство инфраструктурного обслуживания автомобиля на заправочной станции, включающее средство для подкачки шины, содержащее пневмосистему, обеспечивающую подачу сжатого воздуха, управляемую контроллером и заключенную в герметичный корпус с дверной створкой, снабженный системой терморегулирования с датчиками внешней и внутренней температуры воздуха, связанные с устройством его подогрева, размещенным во внутренней полости корпуса, отличающееся тем, что устройство снабжено гидросетью, связывающей трубопроводом, со встроенным в него распределителем, источник воды с выпускным патрубком, который смонтирован в корпусе с возможностью поворота и выхода за пределы корпуса с помощью пневмоцилиндра, подключенного к пневмосистеме и управляемого соответствующим распределителем, который, как и распределитель гидросети, связан с дополнительным контроллером, размещенным в корпусе, при этом часть трубопровода, расположенная вне корпуса, снабжена системой обогрева в виде греющего кабеля, управление которым осуществляется от вышеупомянутых датчиков через основной контроллер.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что угол поворота выпускного патрубка ограничивается двумя датчиками его крайних положений, связанными с дополнительным контроллером.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что дверная створка корпуса снабжена механизмом его поворота, включающим пневмоцилиндр, шарнирно соединенный со створкой и связанный с источником сжатого воздуха через регулятор давления и распределитель, управляемый дополнительным контроллером, с которым связаны два датчика крайних положений створки.

РИСУНКИ



 

Наверх