Устройство временного размещения для запуска поточных снарядов в магистральный трубопровод

 

Полезная модель относится к технике, применяемой при эксплуатации магистральных трубопроводов, и может быть использована в нефтяной и газовой промышленности для запуска в магистральный трубопровод очистных, диагностических и других поточных снарядов. Технический результат заключается в обеспечении возможности реализации назначения полезной модели. Устройство временного размещения для запуска поточных снарядов в магистральный трубопровод содержит камеру для запуска, включающую корпус, один торец которого снабжен концевым затвором, а второй торец снабжен переходником, к которому подсоединен линейный патрубок, трубную обвязку, выполненную в виде обводной линии с отводом. Линейный патрубок, трубная обвязка и узлы сброса давления снабжены запорной арматурой. Крышка концевого затвора снабжена запорным устройством, выполненным в виде байонетного соединения. Торец линейного патрубка выполнен с возможностью соединения посредством сварки с линейной частью магистрального трубопровода. В верхней части линейного патрубка смонтирован выполненный с возможностью размещения в нем устройства запасовки поточных снарядов в корпус камеры для запуска патрубок с концевым затвором. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Устройство временного размещения для запуска поточных снарядов в магистральный трубопровод

Полезная модель относится к технике, применяемой при эксплуатации магистральных трубопроводов, и может быть использована в нефтяной и газовой промышленности для запуска в магистральный трубопровод очистных, диагностических и других поточных снарядов.

Из уровня техники известны устройства для запуска поточных снарядов, применяемых при эксплуатации магистральных трубопроводов (см., например, патенты РФ 2043175, 2103596, 2103597, 2129922, 2129923, авт. св. СССР 1683831, 1694255, 1158257, патент США 2028778 и др.).

Известен принятый в качестве прототипа технологический модуль камеры для запуска очистных элементов, включающий трубный корпус, один торец которого снабжен съемным концевым затвором, а второй торец -запорной арматурой с линейным патрубком, предназначенным для подсоединения с очищаемым трубопроводом. Камера для запуска содержит трубную обвязку, выполненную в виде обводной линии с задвижкой, и в виде отвода с задвижкой, причем один свободный конец обводной линии соединен с линейным патрубком трубного корпуса, а второй конец предназначен для подключения к очищаемому трубопроводу, при этом один конец отвода соединен с корпусом камеры, а второй конец соединен с обводной линией. Данный технологический модуль содержит также линию выравнивания давления, расположенную на отводе, и узел сброса давления, расположенный на корпусе камеры для запуска (см. патент РФ 84749).

Вышеуказанные устройства содержат камеры для запуска поточных снарядов, которые на свободных концах оборудованы концевыми затворами, предназначенными для установки поточных снарядов перед их запуском в магистральный трубопровод.

Основным недостатком этих камер является ненадежная конструкция концевого затвора. Так, в связи со значительными диаметрами современных трубопроводов, крышка концевого затвора имеет значительную массу, при этом она должна плотно без перекосов притягиваться к корпусу камеры и в то же время легко и быстро открываться.

В упомянутых выше устройствах, соединение крышки затвора с камерой и фиксирующие замки конструктивно ненадежны, что может привести к аварии и травмам персонала из-за самопроизвольного раскрытия концевого затвора.

Также конструкции вышеприведенных устройств предполагают необходимость их стационарного размещения на линейной части магистрального трубопровода, что требует подготовки соответствующих площадок для размещения этих устройств.

Задачей полезной модели является создание расширяющего арсенал технических средств соответствующего назначения надежного устройства временного размещения для запуска поточных снарядов в магистральный трубопровод, позволяющего нивелировать недостатки аналогов и прототипа и, как следствие, применять его на участках линейной части магистральных трубопроводов, которые не оборудованы стационарными устройствами для запуска поточных снарядов.

Технический результат заключается в обеспечении возможности реализации назначения полезной модели.

Поставленная задача и указанный технический результат в устройстве временного размещения для запуска поточных снарядов в магистральный трубопровод, содержащем камеру для запуска, включающую корпус, один торец которого снабжен концевым затвором, а второй торец снабжен переходником, к которому подсоединены линейный патрубок с запорной арматурой, трубную обвязку, выполненную в виде обводной линии с отводом, снабженными запорной арматурой, соответственно решается и достигается тем, что оно содержит, по меньшей мере, один снабженный

запорной арматурой узел сброса давления, крышка концевого затвора снабжена запорным устройством, выполненным в виде байонетного соединения, один конец обводной линии выполнен с возможностью соединения с линейным патрубком, второй конец обводной линии выполнен с возможностью соединения с узлом отбора газа, расположенным напротив концевого затвора и подсоединенным к магистральному трубопроводу, при этом один конец отвода выполнен с возможностью соединения с корпусом камеры для запуска, а второй конец отвода выполнен с возможностью соединения с обводной линией, торец линейного патрубка выполнен с возможностью соединения с линейной частью магистрального трубопровода, в верхней части линейного патрубка смонтирован выполненный с возможностью размещения в нем устройства запасовки поточных снарядов в корпус камеры для запуска патрубок с концевым затвором, крышка которого снабжена запорным устройством, выполненным в виде байонетного соединения.

Устройство временного размещения для запуска поточных снарядов в магистральный трубопровод характеризуется также тем, что узел сброса давления расположен на корпусе камеры для запуска или на линейном патрубке.

Устройство временного размещения для запуска поточных снарядов в магистральный трубопровод характеризуется также тем, что переходник выполнен эксцентрическим, обеспечивая своей формой расположение нижней части корпуса камеры для запуска на одном уровне с линейным патрубком.

Устройство временного размещения для запуска поточных снарядов в магистральный трубопровод характеризуется также тем, что оно содержит, по меньшей мере, одну оборудованную запорной арматурой линию выравнивания давления, торцы которой выполнены с возможностью соединения с обводной линией и линейным патрубком или с обводной линией и корпусом камеры для запуска.

Устройство временного размещения для запуска поточных снарядов в магистральный трубопровод характеризуется также тем, что устройство запасовки поточных снарядов в корпус камеры для запуска содержит лебедку, гибкий тяговый орган и патрубок с установленными в нем роликами для протяжки гибкого тягового органа.

Сущность заявленной полезной модели поясняется графическими материалами, где на фиг. 1 схематично изображен конкретный пример реализации заявленной полезной модели в устройстве временного размещения для запуска поточных снарядов в магистральный трубопровод (вид сбоку), на фиг. 2 - указанное устройство (вид сверху), на фиг. 3 - устройство запасовки поточных снарядов в корпус камеры для запуска.

Устройство временного размещения для запуска поточных снарядов в магистральный трубопровод (далее по тексту в целях сокращения -устройство для запуска) содержит камеру для запуска, включающую корпус 1, один торец которого снабжен концевым затвором 2, а второй торец снабжен переходником 3, к которому подсоединены линейный патрубок 4 с запорной арматурой 5.

Устройство для запуска содержит также трубную обвязку, выполненную в виде обводной линии 6 с отводом 7, снабженным запорной арматурой 8.

Устройство для запуска содержит, по меньшей мере, один снабженный запорной арматурой узел сброса давления. В изображенном на фиг. 1 и 2 примере конкретной реализации заявленной полезной модели устройство для запуска содержит два узла сброса давления 9 и 10.

Узел сброса давления 9 расположен на корпусе 1 камеры для запуска, а узел сброса давления 10 расположен на линейном патрубке 4.

Устройство для запуска содержит, по меньшей мере, одну оборудованную запорной арматурой линию выравнивания давления, торцы которой выполнены с возможностью соединения с обводной линией и линейным патрубком или с обводной линией и корпусом камеры для запуска.

В изображенном на фиг. 1 и 2 примере конкретной реализации заявленной полезной модели устройство для запуска содержит две линии выравнивания давления 11 и 12.

Торцы линии выравнивания давления 11 выполнены с возможностью соединения, например, посредством сварки или фланцев с обводной линией 6 и линейным патрубком 4.

Торцы линии выравнивания давления 12 выполнены с возможностью соединения, например, посредством сварки или фланцев с обводной линией 6 и корпусом 1 камеры для запуска.

Узлы сброса давления 9, 10 и линии выравнивания давления 11, 12 снабжены запорной арматурой 13.

Крышка концевого затвора 2 снабжена запорным устройством, выполненным в виде байонетного соединения.

Один конец обводной линии 6 выполнен с возможностью соединения, например, посредством сварки или фланцев с линейным патрубком 4, а второй конец обводной линии 6 выполнен с возможностью соединения, например, посредством сварки или фланцев с узлом отбора газа 14, расположенным напротив концевого затвора и подсоединенным к магистральному трубопроводу.

Один конец отвода 7 выполнен с возможностью соединения, например, посредством сварки или фланцев с корпусом 1 камеры для запуска, а второй конец отвода 7 выполнен с возможностью соединения, например, посредством сварки или фланцев с обводной линией 6.

Переходник 3 выполнен эксцентрическим, обеспечивая своей формой расположение нижней части корпуса 1 камеры для запуска на одном уровне с линейным патрубком 4.

В изображенном на фиг. 1 и 2 примере конкретной реализации заявленной полезной модели обводная линия 6 снабжена запорной арматурой 15.

В указанном примере торец линейного патрубка 4 выполнен с возможностью соединения, например, посредством сварки или фланцев с линейной частью магистрального трубопровода, а сам линейный патрубок 4 со стороны указанного торца снабжен сигнализатором, например, рычажным прохождения поточного снаряда в линейную часть магистрального трубопровода 16.

В верхней части линейного патрубка 4 смонтирован выполненный с возможностью размещения в нем устройства запасовки поточных снарядов в корпус 1 камеры для запуска патрубок 17 с концевым затвором (на фиг. не показан), крышка которого снабжена запорным устройством, выполненным в виде байонетного соединения.

При этом устройство запасовки поточных снарядов в корпус 1 камеры для запуска содержит лебедку 18, гибкий тяговый орган 19 и патрубок 20 с установленными в нем роликами 21 для протяжки гибкого тягового органа 19.

Также следует отметить, что в качестве запорной арматуры 5, 8, 13 и 15 могут быть использованы, например, шаровые краны или шиберные задвижки.

Устройство для запуска, изготовленное с использованием заявленной полезной модели и пример которого изображен на фиг. 1 и 2, монтируется и работает следующим образом.

На участке магистрального трубопровода, назначенным для запуска поточного снаряда, например очистного поршня, вырезают трубную катушку с габаритными размерами, обеспечивающими возможность установки устройства для запуска вместо указанной трубной катушки.

К одному из полученных после выреза трубной катушки торцов магистрального трубопровода, например, посредством сварки или фланцев подсоединяют узел отбора газа 14.

К противоположному торцу магистрального трубопровода, полученному после выреза трубной катушки, например, посредством сварки

или фланцев подсоединяют линейный патрубок 4 в сборе с запорной арматурой 5, переходником 3 и корпусом 1 камеры для запуска.

После этого, например, посредством сварки или фланцев подсоединяют обводную линию 6, отвод 7 и линии выравнивания давления 11 и 12, после чего устройство для запуска считается готовым к работе.

Открывают запорную арматуру 15 при закрытой запорной арматуре 5, 8, 13, обеспечивая тем самым прохождение потока транспортируемого по магистральному трубопроводу газа через обводную линию 6.

Напротив концевого затвора 2 устанавливают загрузочный стол 22, на который укладывают поточный снаряд.

Подсоединяют к зацепному кольцу поточного снаряда гибкий тяговый орган 20 и посредством устройства запасовки поточных снарядов вводят поточный снаряд внутрь корпуса 1 камеры для запуска.

Далее закрывают крышку концевого затвора 2 с запорным устройством, выполненным в виде байонетного соединения, например, в соответствии с конструкцией, защищенной патентом Российской Федерации 2418218 на изобретение «Затвор концевой байонетный».

После получения разрешения на запуск поточного снаряда в магистральный трубопровод в случае использования рычажного сигнализатора прохождения поточного снаряда в линейную часть магистрального трубопровода 16 его флажок устанавливают в горизонтальное положение.

Открывают запорную арматуру 13, расположенную на линиях выравнивания давления 11 и 12.

После выравнивая давления в обводной линии 6 и внутри корпуса 1 камеры для запуска сначала открывают запорную арматуру 5, а потом запорную арматуру 8.

Далее закрывают запорную арматуру 13, расположенную на линиях выравнивания давления 11 и 12, а потом закрывают запорную арматуру 15, расположенную на конце обводной линии 6, соединенной с линейным

патрубком 4. Тем самым обеспечивают прохождение потока транспортируемого по магистральному трубопроводу газа через камеру запуска.

Под действием указанного потока газа поточный снаряд увлекается в линейную часть магистрального трубопровода, о чем свидетельствует срабатывание флажка рычажного сигнализатора прохождения поточного снаряда в линейную часть магистрального трубопровода 16.

Далее открывают запорную арматуру 15, расположенную на конце обводной линии 6, соединенной с линейным патрубком 4.

Закрывают запорную арматуру 5, 8 и расположенную. на линиях выравнивания давления 11 и 12 запорную арматуру 13.

Тем самым обеспечивают прохождение потока транспортируемого по магистральному трубопроводу газа через обводную линию 6.

Далее поточный снаряд движется по магистральному трубопроводу до устройства для приема поточных снарядов из магистрального трубопровода.

Давление внутри камеры для запуска стравливают посредством открытия запорной арматуры 13, расположенной на узлах сброса давления 9 и 10.

После завершения операции по приему поточного снаряда посредством устройства для приема поточных снарядов из магистрального трубопровода устройство для запуска демонтируют в последовательности, обратной сборке, и устанавливают на его место новую трубную катушку.

Таким образом, при описанном способе применения устройства для запуска, изготовленного с использованием заявленной полезной модели, в полной мере реализуется назначение последней и, как следствие, достигается указанный технический результат.

1. Устройство временного размещения для запуска поточных снарядов в магистральный трубопровод, содержащее камеру для запуска, включающую корпус, один торец которого снабжен концевым затвором, а второй торец снабжен переходником, к которому подсоединены линейный патрубок с запорной арматурой, трубную обвязку, выполненную в виде обводной линии с отводом, снабженные запорной арматурой, отличающееся тем, что оно содержит, по меньшей мере, один снабженный запорной арматурой узел сброса давления, крышка концевого затвора снабжена запорным устройством, выполненным в виде байонетного соединения, один конец обводной линии выполнен с возможностью соединения с линейным патрубком, второй конец обводной линии выполнен с возможностью соединения с узлом отбора газа, расположенным напротив концевого затвора и подсоединенным к магистральному трубопроводу, при этом один конец отвода выполнен с возможностью соединения с корпусом камеры для запуска, а второй конец отвода выполнен с возможностью соединения с обводной линией, торец линейного патрубка выполнен с возможностью соединения с линейной частью магистрального трубопровода, в верхней части линейного патрубка смонтирован выполненный с возможностью размещения в нём устройства запасовки поточных снарядов в корпус камеры для запуска патрубок с концевым затвором, крышка которого снабжена запорным устройством, выполненным в виде байонетного соединения.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что узел сброса давления расположен на корпусе камеры для запуска или на линейном патрубке.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что переходник выполнен эксцентрическим, обеспечивая своей формой расположение нижней части корпуса камеры для запуска на одном уровне с линейным патрубком.

4. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что оно содержит, по меньшей мере, одну оборудованную запорной арматурой линию выравнивания давления, торцы которой выполнены с возможностью соединения с обводной линией и линейным патрубком или с обводной линией и корпусом камеры для запуска.

5. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что устройство запасовки поточных снарядов в корпус камеры для запуска содержит лебёдку, гибкий тяговый орган и патрубок с установленными в нём роликами для протяжки гибкого тягового органа.



 

Наверх