Катамаран

 

Полезная модель относится к области судостроения и может быть использована при строительстве катамаранов. Катамаран содержит два корпуса, соединенных между собой палубой, в одном из которых оборудована силовая установка с движителем, расположенным в диаметральной плоскости корпуса (ДПК). Для компенсации крутящего момента от работы движителя, носовая часть второго корпуса катамарана устроена таким образом, что на форштевне возникает сила перпендикулярная диаметральной плоскости (ДП) и направленная в сторону первого корпуса, при этом два крутящих момента уравновешивают друг друга. Полезная модель позволяет совместить положительные эффекты катамаранов с одним и двумя движителями, расположенными в диаметральной плоскости корпуса без возникновения реактивной силы на рулевом устройстве.

Полезная модель относится к области судостроения и может быть использована при строительстве катамарана.

Известен катамаран, состоящий из двух корпусов, симметрично расположенных относительно диаметральной плоскости (ДП) судна, соединенных между собой палубой. Форштевни находятся в диаметральной плоскости соответствующих корпусов (ДПК). Катамаран приводится в движение одним движителем и силовой установкой, расположенной в ДП. (ПИЗ 2381945, В63В 1/10, 2010 г.), (рис. 1).

К недостаткам данного катамарана относится невысокая устойчивость судна из-за расположения силовой установки выше ватерлинии, и создание реактивных потерь от движителя, упор от которого происходит под большим углом к ватерлинии.

Известен катамаран, приводимый в движение двумя движителями, расположенными с силовой установкой в ДПК (ПИЗ 2081779, В63В 1/10, 1997 г.), (рис. 2).

Однако данный катамаран малоэкономичен в эксплуатации.

Технический результат полезной модели заключается в повышении экономичности эксплуатации катамарана путем совмещения положительных эффектов катамаранов с одним и двумя движителями без возникновения реактивной силы на рулевом устройстве.

Для достижения данного технического результата предлагается следующее решение. Катамаран содержит два корпуса, соединенных между собой палубой, в одном из которых оборудована силовая установка с движителем, расположенным в диаметральной плоскости корпуса (ДПК). Для компенсации крутящего момента от работы движителя, носовая часть второго корпуса катамарана устроена таким образом, что на форштевне возникает сила перпендикулярная диаметральной плоскости (ДП) и направленная в сторону первого корпуса, при этом два крутящих момента уравновешивают друг друга.

Сущность полезной модели поясняется чертежом.

На фиг. 1 показан катамаран с одним движителем и силовой установкой, расположенной в диаметральной плоскости.

На фиг. 2 - катамаран с двумя движителями и силовыми установками, расположенными в диаметральных плоскостях корпусов.

На фиг. 3 - катамаран с движителем и силовой установкой, расположенной в первом корпусе.

На фиг. 4 - катамаран с движителем и силовой установкой, расположенной в первом корпусе.

При прямолинейном движении катамаранов, показанных на фиг. 1 и 2, сопротивление воды равномерно распределяется на два корпуса.

На катамаран с одной силовой установкой и одним движителем, расположенными в одном из корпусов судна в ДПК, дополнительно действует крутящий момент M1. Для обеспечения прямолинейного движения такому судну необходимо компенсировать этот крутящий момент за счет рулевого устройства, что приведет к возникновению реактивной силы, противодействующей упору.

Для достижения технического результата изменена конструкция передней части корпуса (корп. 2) катамарана (фиг. 3), в котором отсутствует силовая установка с движителем.

Конструкция выполнена таким образом, что при прямолинейном движении судна возникает крутящий момент (M2), противоположный по направлению и равный по силе крутящему моменту, вызванному эксцентричным упором единственного движителя.

P1=F1+F2,

где P1 - упор от движителя, F1 и F2 - сопротивление воды.

Форштевни обеих корпусов имеют один и тот же угол волнореза q.

Тогда F1=F2.

Для прямолинейного движения M1 должно быть равно M2.

M1=P1*H,

где H - расстояние между ДП и ДПК;

M2=F2* tg*KH,

где K - коэффициент, показывающий превышение расстояния между центром тяжести судна (ЦТ) и плоскостью, перпендикулярной ДП, проходящей через центр силы сопротивления движения на корпусе 2 к расстоянию H.

P1*H=F2*tgq*KH; P1=2F2

K=2ctgq

В результате возможно совместить положительные эффекты катамарана по фиг. 1 с положительными эффектами катамарана по фиг. 2 без возникновения реактивной силы на рулевом устройстве.

Катамаран, содержащий два корпуса, соединенных между собой палубой, в одном из которых оборудована силовая установка с движителем, расположенным в диаметральной плоскости корпуса (ДПК), отличающийся тем, что для компенсации крутящего момента от работы движителя носовая часть второго корпуса катамарана устроена таким образом, что на форштевне возникает сила, перпендикулярная диаметральной плоскости (ДП) и направленная в сторону первого корпуса, при этом два крутящих момента уравновешивают друг друга.

РИСУНКИ



 

Наверх