Устройство защиты бронетанковой техники от воздушной ударной волны ядерного взрыва

 

Полезная модель относится к области военной техники, в частности к устройствам снижения воздействия воздушной ударной волны ядерного взрыва на бронетанковое вооружение и технику. Недостатком известного технического решения является отсутствие в системе коллективной защиты бронетанкового вооружения и техники способа автоматического изменения клиренса в условиях применения ядерного оружия. Предлагаемое устройство позволяет снизить вероятность опрокидывания и повреждения машины при воздействии воздушной ударной волны ядерного взрыва, обеспечить быстрое, автоматическое уменьшение клиренса до минимального значения, тем самым повысить ее боеготовность. Так же позволяет уменьшить воздействие подъемной силы, действующей на корпус машины, снизить высоту центра масс относительно поверхности грунта, увеличить силу сцепления с грунтом, снизить нагрузку на систему подрессоривания, уменьшить площадь (боковой, фронтальной) поверхности машины по отношению направления взрыва. Достигается это быстрым, автоматическим уменьшением клиренса до прихода фронта воздушной ударной волны до минимального значения. Техническим результатом предложенной полезной модели является уменьшение вероятности опрокидывания и повреждения машины за счет снижения высоты центра масс образца военной техники относительно поверхности грунта, увеличение силы сцепления с грунтом, снижение нагрузки на систему подрессоривания, уменьшение площади машины (боковой, фронтальной) по отношению к направлению взрыва.

Полезная модель относится к области военной техники, в частности к устройствам снижения воздействия воздушной ударной волны ядерного взрыва на бронетанковое вооружение и технику.

Известно устройство снижения воздействия воздушной ударной волны ядерного взрыва в котором защита осуществляется специальными уплотняющими устройствами, установленными на машине, из которых одни постоянно уплотняют обитаемые отделения, другие закрываются автоматически по сигналу прибора радиационной и химической разведки (ПРХР), и производится автоматическая остановка двигателя, (см. Техническое описание боевая машина десантная (БМД-1) Военное издательство МО СССР 1973 г. с. 379 Открытое издание).

Кроме того, известно устройство снижения воздействия воздушной ударной волны ядерного взрыва, для боевой машины десантной заключающееся в следующем: по сигналу аппаратуры ПРХР закрываются: клапаны вытяжных вентиляторов корпуса и башни; клапаны воздухопритока нагнетателя и канала выброса пыли; клапан воздухозаборного устройства; включается в работу фильтр-поглотитель путем перевода клапана из нижнего положения в верхнее; останавливаются вытяжные вентиляторы в корпусе и башне; выключается нагнетатель; выключается электропривод башни горизонтального наведения и останавливается двигатель боевой машины десанта, (см. Техническое описание боевая машина десантная (БМД-1) Военное издательство МО СССР 1973 г. - с. 396. Открытое издание. Прототип).

Известное устройство защиты бронетанковой техники от воздушной ударной волны ядерного взрыва позволяет снизить воздействие воздушной ударной волны на экипаж и внутреннее оборудование машины, исключить затекание воздушной ударной волны в обитаемые отделения, снизить шумовое воздействие на членов экипажа. Однако указанное устройство не предусматривает автоматическое уменьшение клиренса машины до прихода фронта воздушной ударной волны, которое позволит быстро снизить вероятность опрокидывания и повреждения машины, за счет снижения воздействия подъемной силы, действующей на корпус машины (ее днище), увеличить силу сцепления с грунтом, снизить нагрузку на систему подрессоривания.

Задача настоящей полезной модели заключается в обеспечении автоматического, уменьшения клиренса до минимального значения, снижения воздействия подъемной силы, действующей со стороны днища машины, вероятности ее опрокидывания и повреждения при воздействии воздушной ударной волны ядерного взрыва.

Техническим результатом предложенной полезной модели является уменьшение вероятности опрокидывания и повреждения машины за счет снижения высоты центра масс образца военной техники относительно поверхности грунта, увеличение силы сцепления с грунтом, снижение нагрузки на систему подрессоривания, уменьшение площади машины (боковой, фронтальной) по отношению к направлению взрыва.

Техническим решением предложенной полезной модели является передача сигнала на исполнительный механизм, обеспечивающий быстрое снижение клиренса машины в условиях применения ядерного оружия.

Устройство защиты бронетанковой техники от воздушной ударной волны ядерного взрыва, включающее обнаружение гамма-излучения ядерного взрыва, закрытие клапанов вытяжных вентиляторов корпуса и башни, воздухопритока нагнетателя, канала выброса пыли и воздухозаборного устройства, включение фильтра-поглотителя, выключение электропривода башни и двигателя, отличающееся тем, что трубопровод системы подрессоривания снабжают клапаном, который открывают после обнаружения гамма-излучения.

Полезная модель поясняется фиг. 1, на которой показано устройство, обеспечивающее его работу, где: 1 - корпус машины; 2 - гидроцилиндр; 3 - измерительный пульт; 4 - исполнительный элемент; 5 - бак; 6 - насос; 7 - балансир; 8 - опорный каток; 9 - трубопровод; 10 - электропровода; 11 - поршень со штоком, 12 - клапан. Также на рисунке показано 2 положения поршня: положение 1 - нижнее, до взрыва обозначено прямой линией (), положение 2 - верхнее, во время взрыва, обозначено точечной линией()

Измерительный пульт 3 предназначен для обнаружения мощного гамма-излучения ядерного взрыва, связан с исполнительным элементом 4 (электромагнитом) электропроводами 10, передает на него сигнал до прихода фронта ударной волны. Исполнительный элемент 4 предназначен для преобразования электрического сигнала, передающегося по электропроводам 10 в поступательное движение штока исполнительного элемента, который механически связан с клапаном 12. Исполнительный элемент 4 воздействуя на клапан 12, расположенный в трубопроводе 9 открывает его для слива жидкости в бак 5. Корпус машины 1 предназначен для размещения и защиты экипажа, вооружения, боеприпасов, агрегатов и механизмов машины от средств поражения противника и представляет собой жесткую, сваренную из листов проката конструкцию. Корпус машины 1 механически связан с гидроцилиндром 2, который предназначен для размещения в нем жидкости. Под действием веса корпуса машины 1, жидкость из гидроцилиндра 2 вытесняется по трубопроводу 9 и поршень со штоком 11 находящиеся в гидроцилиндре 2 и механически связанные с балансиром 7 и опорным катком 8 перемещаются из положения 1 в положение 2, как показано на фиг. 1, происходит уменьшение клиренса, корпус машины 1 опускается на днище. После прохода фронта воздушной ударной волны механик-водитель производит пуск двигателя, приводит в работу насос 6 и выполняет действия по восстановлению клиренса машины.

Пример работы устройства. Измерительный пульт 3 обнаружив мощное гамма-излучение ядерного взрыва, передает сигнал по электропроводам 10 на исполнительный элемент (электромагнит) 4, открывается клапан 12, расположенный в трубопроводе 9 для слива жидкости в бак 5. Под действием веса корпуса машины 1, жидкость из гидроцилиндра 2, вытесняется в бак 5 и поршень со штоком 11 в гидроцилиндре 2 перемещается в положение 2, передвигает балансир 7 с опорным катком 8, в положение 2, а корпус машины 1 опускается вниз. Происходит быстрое уменьшение клиренса. После прохода фронта воздушной ударной волны механик-водитель производит пуск двигателя, приводит в работу насос 6 и выполняет действия по восстановлению клиренса машины.

Предлагаемое устройство позволяет снизить вероятность опрокидывания и повреждения машины при воздействии воздушной ударной волны ядерного взрыва, обеспечить быстрое, автоматическое уменьшение клиренса до минимального значения, тем самым повысить ее боеготовность. Так же позволяет уменьшить воздействие подъемной силы, действующей на корпус машины, снизить высоту центра масс относительно поверхности грунта, увеличить силу сцепления с грунтом, снизить нагрузку на систему подрессоривания, уменьшить площадь (боковой, фронтальной) поверхности машины по отношению направления взрыва. Достигается это быстрым, автоматическим уменьшением клиренса до прихода фронта воздушной ударной волны до минимального значения.

Литература

Техническое описание боевая машина десантная (БМД-1) Военное издательство МО СССР 1973 г. с. 379, 396 Открытое издание.

Устройство защиты бронетанковой техники от воздушной ударной волны ядерного взрыва, включающее измерительный пульт для обнаружения гамма-излучения ядерного взрыва, отличающееся тем, что трубопровод системы подрессоривания машины снабжен клапаном, который открывается после обнаружения гамма-излучения ядерного взрыва.

РИСУНКИ



 

Наверх