Замок для рулевого вала транспортного средства

 

Полезная модель относится к охранной технике, к механическим противоугонным устройствам, а конкретно к замку для рулевого вала транспортных средств. Замок содержит разъемную муфту (1) и блокирующий стержневой элемент (5). Муфта (1) состоит из двух соединенных между собой полумуфт (2) и (3), выполненных с возможностью обхвата блокируемого рулевого вала. В первой полумуфте (2) выполнен Т-образный паз (6) и радиальное отверстие (7). По периметру поверхности соединения полумуфт (2) и (3) в первой полумуфте (2) выполнены бортики (8), выступающие относительно указанной поверхности соединения, а во второй полумуфте (3) - выемки (9), соответствующие указанным бортикам (8). В полости блокирующего элемента (5) установлен цилиндровый замковый механизм (16) и связанная с ним подпружиненная задвижка (11). При этом блокирующий элемент (5) снабжен выступами, выполненными вдоль его боковых поверхностей, и зафиксирован на первой полумуфте (2) при размещении в ее Т-образном пазу (6) указанных выступов и размещении в ее радиальном отверстии (7) подпружиненной задвижки (11). Технический результат - повышение степени защиты замка от взлома. 6 з.п. ф-лы, 3 ил.

Полезная модель относится к охранной технике, к механическим противоугонным устройствам, а конкретно к замку для блокировки рулевого вала транспортных средств.

Из уровня техники известен замок противоугонного устройства (см. патент РФ на изобретение 2296068, опубликован 27.03.2007; МПК B60K 25/02), содержащий разъемный корпус, состоящий из двух охватывающих блокируемый элемент частей (полумуфт), соединенных винтами, головки которых выполнены утопленными в одной из частей корпуса и защищены от отвинчивания съемным засовом, зафиксированным в Т-образном пазу корпуса с помощью подпружиненной защелки, на боковой стороне которой выполнена выемка, размещенной в углублении засова и в ответном углублении, выполненном на корпусе, стенки которых перпендикулярны к плоскости прилегания засова к корпусу, причем в засове выполнено пересекающееся с углублением под защелку продольное отверстие, в котором размещен механизм вывода защелки из углубления в корпусе с элементом секретности, содержащим цилиндровое замковое устройство с ключом, а на наружной стороне корпуса, обращенной к засову со стороны ввода в Т-образный паз, выполнена заходная фаска. Механизм вывода защелки из углубления в корпусе выполнен в виде вала-кривошипа, одним концом взаимосвязанного с цилиндровым замковым устройством, а шипом, расположенным на другом конце, взаимодействующего с углублением на боковой стороне защелки. В крайнем положении шипа, наиболее близком к корпусу, зазор между шипом и стенкой углубления на защелке со стороны корпуса меньше величины выступания защелки из засова; вал-кривошип снабжен двумя шариками, подпружиненными между собой и установленными в диаметральном отверстии.

Известное устройство имеет недостаточную надежность от взлома, поскольку возможно перепилить крепежные винты через щель между охватывающими блокирующий элемент полумуфтами путем внедрения инструмента между ними со стороны торцевой поверхности. Кроме того, в известном замке конструкция защелки может создавать трудности при закрывании замка, поскольку при перемещении блокирующего элемента в пазу верхней муфты в момент контакта защелки с ее боковой поверхностью может произойти заклинивание.

Задачей заявленной полезной модели является устранения упомянутых недостатков аналога.

Технический результат полезной модели заключается в повышении степени защиты замка от взлома.

Указанный технический результат достигается за счет того, что замок для рулевого вала транспортного средства содержит разъемную муфту, состоящую из двух соединенных между собой полумуфт, выполненных с возможностью обхвата блокируемого рулевого вала, при этом в первой полумуфте выполнен Т-образный паз и радиальное отверстие, причем по периметру поверхности соединения полумуфт в первой полумуфте выполнены бортики, выступающие относительно указанной поверхности соединения, а во второй полумуфте - выемки, соответствующие указанным бортикам или между поверхностями соединения полумуфт и размешают по меньшей мере одну плоскую вставку с образованием паза, (соответствующего указанным бортикам; и стержневой блокирующий элемент, в полости которого установлен цилиндровый замковый механизм и связанная с ним подпружиненная задвижка, при этом блокирующий элемент снабжен выступами, выполненными вдоль его боковых поверхностей, и зафиксирован на первой полумуфте при размещении в ее Т-образном пазу указанных выступов и размещении в ее радиальном отверстии подпружиненной задвижки.

Кроме того, указанный технический результат достигается за счет того, что:

- полумуфты соединены между собой винтами, головки которых утоплены в первую полумуфту и защищены от отвинчивания прилегающей поверхностью блокирующего элемента,

- вставка закреплена на второй полумуфте,

- вставка не закреплена на второй полумуфте,

- задвижка снабжена заходной фаской,

- замковый механизм связан с задвижкой через управляющий штырь размещенный в углублении задвижки,

- замковый механизм закрыт крышкой, размещенной со стороны торцевой поверхности блокирующего элемента.

В отличие от аналога, в котором по краям полумуфт защитные бортики и соответствующие им углубления выполнены только со стороны боковых поверхностей, в заявленной полезной модели данные элементы выполнены по всему периметру муфты. Таким образом, на поверхности смыкания двух полумуфт в установленном состоянии отсутствует доступ к винтам крепления, что обеспечивает повышение степени защиты замка от взлома.

Благодаря заходной фаске задвижка входит внутрь блокирующего элемента мягко, без рывков и затруднений. При закрытии замка дойдя до ответного отверстия под задвижку в верхней полумуфте, она проваливается в это отверстие.

Полезная модель поясняется чертежами, где:

на фиг. 1 показан продольный разрез заявленного замка,

на фиг. 2 - показан общий вид первой и второй полумуфт,

на фиг. 3 - показан держатель блокирующего элемента.

Далее описан предпочтительный вариант конструкции предлагаемого замка.

Замок содержит разъемный кронштейн - муфту (1), охватывающую рулевой вал транспортного средства (не показан) и состоящую из первой (2) (верхней) и второй (3) (нижней) полумуфт ассиметричных друг относительно друга. Полумуфты (2) и (3) соединены между собой винтами (4), головки которых утоплены в верхнюю полумуфту 2 и защищены от отвинчивания прилегающей поверхностью блокирующего элемента (5). В первой полумуфте (2) выполнен Т-образный паз (6), проходящий по существу параллельно поверхности соединения полумуфт, а также радиальное отверстие (7).

При этом для защиты замка от взлома по периметру поверхности соединения (соприкосновения) полумуфт (2) и (3) (т.е. со стороны ее боковых и торцевых поверхностей) в первой полумуфте (2) выполнены бортики (8) выступающие относительно указанной поверхности соединения полумуфт, а во второй полумуфте (3) - выемки (9), соответствующие бортикам (8) верхней полумуфты. При такой конструкции предотвращается возможность снятия блокировки замка путем перепиливания крепежных винтов 4 через щель между охватывающими рулевой вал полумуфтами (2) и (3), что может быть реализовано в наиболее близком аналоге, поскольку в нем упомянутые защитные бортики и углубления выполнены только со стороны боковых поверхностей муфты.

В заявленном устройстве между поверхностями соединения полумуфт (2) и (3) размешают по меньшей мере одну плоскую вставку (10) с образованием паза, соответствующего указанным бортикам (см. фиг. 2).

Вставки (10) могут быть выполнены единой деталью со второй полумуфтой (3) (фиг. 2а), крепиться к ней винтами (фиг. 2б) или быть отдельными элементами непосредственно не закрепляемыми на соприкасаемой со второй полумуфте (3) поверхности (фиг. 3в). Полумуфты 2 и 3 выполняют из высокопрочного и твердого материала, например конструкционной углеродистой стали подвергнутой термообработке (поверхностная закалка).

Блокирующий элемент (5), выполнен по существу в виде полого стержня с коническим наконечником. В полости блокирующего элемента установлена задвижка (11), закрепленная на направляющей (12) и подпружиненная пружиной (13), расположенной в пружинодержателе (14). При этом задвижка размещена в боковом отверстии блокирующего элемента (5) и выступает относительно его боковой поверхности. Задвижка (11) приводится в действие управляющим штырем (15), который входит в углубление на задвижке (11) и зафиксирован на замковом цилиндровом механизме (16), закрытым крышкой (17) блокирующего механизма, со стороны торца блокирующего элемента (5). Управление замковым механизмом (16) осуществляется съемным ключом (18).

На боковых поверхностях блокирующего элемента (5) выполнены выступы (на чертежах не показаны) для его фиксации на первой полумуфте (2) при размещении в ее Т-образном пазу указанных выступов. Задвижка (11) размещена в радиальном отверстии (7) первой полумуфты (2). При этом на задвижке (11) выполнена заходная фаска (19) (скос), облегчающая перемещение блокирующего элемента в пазу (6) первой полумуфты (2).

Заявленный замок дополнительно снабжен держателем 20, который крепится к пластиковым элементам обшивки транспортного средства винтами (21) (фиг. 3).

Устройство работает следующим образом.

При стоянке транспортного средства устройство находится в состоянии «закрыто» (см. фиг. 1), при котором рулевое колесо находится в положении штатной фиксации, а поворот рулевого вала заблокирован взаимодействием выступающей части блокирующего элемента (5) с неподвижными элементами автомобиля (не показаны). Замковый механизм (16) повернут съемным ключом (18) в положение, при котором управляющий штырь (15) находится на минимальном расстоянии от первой полумуфты (2), при этом он освобождает задвижку (11), которая с помощью пружины (13) введена и поджата до упора в ответное отверстие первой полумуфты (2), предотвращая возможность демонтажа блокирующего элемента (5). При установке замка в данное положение ключ (18) вынимают из цилиндрового замкового устройства (16) и хранят отдельно.

Для приведения замка в положение «открыто» ключ (18) вводят в цилиндровое замковое устройство (16) и поворачивают в положение движение, при этом штырь (15) передвигаясь воздействует на стенки задвижки (11) и отводит ее в углубление блокирующего элемента (5), сжимая пружину (13) и освобождая блокирующий элемент (5) от фиксации в первой полумуфте (2). Блокирующий элемент (5) снимают, освобождая рулевое колесо транспортного средства и обеспечивая возможность его эксплуатации, после чего ключ (18) извлекают из цилиндрового замкового механизма (16) и хранят отдельно. Снятый блокирующий элемент (5) хранят в держателе (20) для предотвращения его самопроизвольного перемещения при движении транспортного средства.

Для приведения транспортного средства в состояние стоянка рулевое колесо транспортного средства фиксируют в одном из штатных положений фиксации, после чего блокирующий элемент (5) извлекают из держателя (20). Затем блокирующий элемент вставляют в Т-образный паз (6) первую полумуфты (2), при этом в момент прохождения задвижки (11) торца первой полумуфты (2) задвижка (11) упирается заходной фаской (19) в первой полумуфту (2), задвижка (11) утапливается в углубление блокирующего элемента (5), а в крайнем положении с помощью пружины (13) задвижка (11) возвращается в выдвинутое положение и фиксируется в первой полумуфте (2), предотвращая возможность демонтажа блокирующего элемента (5).

При попытке злоумышленником демонтажа устройства путем перепиливания крепежных винтов (4), инструмент злоумышленника не «подлезет» к крепежным винтам, т.к. доступ к ним будет закрыт защитным бортиком (8) выполненным по всему периметру муфты.

Таким образом, предлагаемая конструкция позволяет повысить степень защиты замка от взлома.

Следует отметить, что заявленная полезная модель не ограничена частными формами реализации, описанными в заявке. Возможны также другие модификации заявленного устройства в объеме предложенной совокупности существенных признаков.

1. Замок для рулевого вала транспортного средства, содержащий разъемную муфту (1), состоящую из двух соединенных между собой полумуфт (2) и (3), выполненных с возможностью обхвата блокируемого рулевого вала, при этом в первой полумуфте (2) выполнен Т-образный паз (6) и радиальное отверстие (7), причем по периметру поверхности соединения полумуфт (2) и (3) в первой полумуфте (2) выполнены бортики (8), выступающие относительно указанной поверхности соединения, а во второй полумуфте (3) - выемки (9), соответствующие указанным бортикам (8), или между поверхностями соединения полумуфт (2) и (3) размещают по меньшей мере одну плоскую вставку (10) с образованием паза, соответствующего указанным бортикам; и стержневой блокирующий элемент (5), в полости которого установлен цилиндровый замковый механизм (16) и связанная с ним подпружиненная задвижка (11), при этом блокирующий элемент (5) снабжен выступами, выполненными вдоль его боковых поверхностей, и зафиксирован на первой полумуфте (2) при размещении в ее Т-образном пазу (6) указанных выступов и размещении в ее радиальном отверстии (7) подпружиненной задвижки (11).

2. Замок по п.1, в котором полумуфты (2) и (3) соединены между собой винтами (4), головки которых утоплены в первую полумуфту (2) и защищены от отвинчивания прилегающей поверхностью блокирующего элемента (5).

3. Замок по п.1, в котором по меньшей мере одна вставка (10) закреплена на второй полумуфте (3).

4. Замок по п.1, в котором по меньшей мере одна вставка (10) не закреплена на второй полумуфте (3)

5. Замок по любому из пп.1-4, в котором задвижка (11) снабжена заходной фаской (19).

6. Замок по любому из пп.1-4, в котором замковый механизм (16) связан с задвижкой (11) через управляющий штырь (15), размещенный в углублении задвижки (11).

7. Замок по любому из пп.1-4, в котором замковый механизм (16) закрыт крышкой (17), размещенной со стороны торцевой поверхности блокирующего элемента (5).



 

Наверх