Тренажер локомотивной бригады тягового подвижного состава

 

Полезная модель обеспечивает расширение арсенала технических средств обучения локомотивной бригады, включая машиниста и его помощника в условиях, максимально приближенных к реальным условиям, обеспечивая при этом повышение безопасности движения поездов.

Для достижения указанного технического результата тренажер содержит модуль 1 рабочего места инструктора, блок 5 моделирования, модуль 11 рабочего места машиниста, расположенный в макете 17 кабины тягового подвижного состава, связанные между собой посредством сети 4, отличающийся тем, что введены модуль 14 рабочего места помощника машиниста и средство 18 ввода речевой информации, расположенные в макете 17 кабины тягового подвижного состава, и средство 19 регистрации переговоров, выход средства 18 ввода речевой информации подсоединен к входу средства 19 регистрации переговоров, выход которого связан с модулем 1 рабочего места инструктора посредством сети 4, оборудованного органами 2 выбора заданий и управления обучением, элементами 3 индикации и контроля действий машиниста и помощника машиниста связаны с сетью 4, при этом выход органов 2 выбора заданий и управления обучением подсоединен к сети 4.

3 з.п. ф-лы, 1 илл.

Полезная модель относится к системам обучения персонала на железнодорожном транспорте и может быть использована для обучения локомотивных бригад на тренажерах машинистов тягового подвижного состава.

Известен тренажерный комплекс для машинистов и водителей железнодорожного подвижного состава, содержащий оснащенные компьютерами с программным обеспечением рабочие места инструктора и обучаемого, причем последнее представляет собой кабину машиниста, в которой установлен пульт машиниста с органами управления, контроля и индикации, динамическая платформа, кресло машиниста, система воспроизведения изображения и акустическая система (Патент РФ на полезную модель 94744).

Ограничением этого технического решения является возможность только индивидуального обучения машиниста во время занятий на тренажере.

Известна также система для автоматизированного контроля соблюдения локомотивной бригадой регламента переговоров для использования с локомотивным тренажером, отличающаяся тем, что она содержит средства ввода речевой информации, выполненные с возможностью ввода с локомотивного тренажера речевой информации, соответствующей переговорам локомотивной бригады; средства ввода информации о сценарии, выполненные с возможностью ввода с локомотивного тренажера по меньшей мере части информации по меньшей мере об одном сценарии, задающем содержание переговоров локомотивной бригады; средства анализа и определения ключевых слов, выполненные с возможностью анализа информации об указанном по меньшей мере одном сценарии и определения на основании этого анализа ключевых слов; и средства принятия решения, выполненные с возможностью поиска в указанной речевой информации ключевых слов, определенных средствами анализа и определения ключевых слов, и принятия на основании результатов этого поиска решения о степени соответствия содержания переговоров регламенту (Патент РФ на полезную модель 95835, публ. 20.07.2010).

Настоящая полезная модель является дальнейшим развитием известной (Патент РФ 104757, публ. 20.05.2011) системы обучения персонала на тренажере машиниста тягового подвижного состава, из которой известен тренажер, содержащий модуль рабочего места инструктора, блок моделирования, модуль рабочего места машиниста, расположенный в макете кабины тягового подвижного состава, связанные между собой посредством сети

В этой полезной модели модуль рабочего места инструктора снабжен органами выбора заданий и управления обучением, элементами индикации и контроля действий машиниста, блок моделирования содержит модули моделей тяги и тормозов подвижного состава, модуль моделей динамических характеристик и схем подвижного состава, модуль моделей путевых устройств, модуль визуализации путевой обстановки, модуль имитации звуковых сигналов, а модуль рабочего места машиниста снабжен стандартными для этого рабочего места органами управления и элементами индикации. Кроме того известная полезная модель снабжена модулем для проведения групповых занятий со средствами визуализации, при этом модуль рабочего места инструктора снабжен элементами управления групповыми занятиями.

Эта система позволяет обеспечить возможность одновременно с индивидуальным обучением конкретного машиниста, использовать тренажер для коллективных занятий с демонстрацией обучаемым в реальном масштабе времени путевой обстановки и действий машиниста по управлению поездом, физических процессов в электрических схемах управления локомотивом, в пневматических схемах локомотива и поезда, динамических характеристик по длине поезда. При этом машинист обучается на тренажере в условиях, максимально приближенных к реальным, а коллективные занятия с группой обучаемых проводятся в отдельном помещении с помощью модуля проведения групповых занятий.

Недостатком этой и других известных систем обучения является невозможность одновременного обучения на тренажере в условиях, максимально приближенных к реальным, локомотивной бригады в составе машиниста и его помощника

Решаемая полезной моделью задача - расширение арсенала технических средств обучения локомотивной бригады, включая машиниста и его помощника в условиях, максимально приближенных к реальным условиям, обеспечивая при этом повышение безопасности движения поездов.

Технический результат, на достижение которого направлено создание полезной модели, заключается в возможности совместного обучения локомотивной бригады в составе машиниста и его помощника в условиях, максимально приближенных к реальной работе в кабине тягового подвижного состава. Такое обучение направлено на выработку у локомотивной бригады навыков совместных действий по управлению тяговым подвижным составом, в том числе в нештатных и аварийных ситуациях, что способствует решению важной задачи железнодорожного транспорта - повышению безопасности движения поездов,

Для решения поставленной задачи с достижением указанного технического результата в известном тренажере локомотивной бригады тягового подвижного состава, содержащем модуль рабочего места инструктора, блок моделирования, модуль рабочего места машиниста, расположенный в макете кабины тягового подвижного состава, связанные между собой посредством сети, согласно заявленному устройству введены модуль рабочего места помощника машиниста и средство ввода речевой информации, расположенные в макете кабины тягового подвижного состава, и средство регистрации переговоров, выход средства ввода речевой информации подсоединен к входу средства регистрации переговоров, выход которого связан с модулем рабочего места инструктора посредством сети, оборудованного органами выбора заданий и управления обучением, элементами индикации и контроля действий машиниста и помощника машиниста, элементы индикации и контроля действий машиниста и помощника машиниста связаны с сетью, при этом выход органов выбора заданий и управления обучением подсоединен к сети.

Возможны и другие варианты выполнения полезной модели, согласно которым целесообразно, чтобы:

- блок моделирования был бы снабжен модулем модели тяги, модулем модели тормозов, модулем моделей путевых устройств, модулем визуализации путевой обстановки, модулем имитации звуковых сигналов, каждый из которых связан с сетью;

- модуль рабочего места машиниста был бы снабжен органами управления и элементами индикации, при этом выходы органов управления подсоединены к сети, а элементы индикации подсоединены к сети своим входом;

- модуль рабочего места помощника машиниста был бы снабжен органами управления и элементами индикации, при этом выходы органов управления подсоединены к сети, а элементы индикации подсоединены к сети своим входом.

На фиг.1 изображена функциональная схема тренажера.

Тренажер локомотивной бригады тягового подвижного состава (фиг.1) содержит модуль 1 рабочего места инструктора с органами 2 выбора заданий и управления обучением машиниста и его помощника, элементами 3 индикации и контроля действий машиниста и его помощника, который связан, например, по сети 4, например, локальной, с блоком 5 моделирования.

Блок 5 моделирования содержит модули моделей подвижного состава, в том числе модуль 6 модели тяги, модуль 7 модели тормозов, модуль 8 моделей путевых устройств, модуль 9 визуализации путевой обстановки и модуль 10 имитации звуковых сигналов. В состав модуля 9 визуализации путевой обстановки входят средства для демонстрации путевой обстановки, например, видеопроектор с проекцией изображения на экран (на фиг.1 не показаны). Модуль 10 имитации звуковых сигналов обеспечивает воспроизведение звуков и шумов, которые слышит машинист и его помощник в кабине подвижного состава, например, с помощью акустических колонок (на фиг.1 не показаны).

Модуль 1 рабочего места инструктора связан по сети 4 с модулем 11 рабочего места машиниста, который располагается, например, в макете 12 кабины тягового подвижного состава и содержит органы 13 управления и элементы 14 индикации, аналогичные стандартному оборудованию рабочего места машиниста подвижного состава.

Кроме того, модуль 1 рабочего места инструктора связан по сети 4 с модулем 11 рабочего места машиниста с соответствующими органами 12 управления и элементами 13 индикации и модулем 14 рабочего места помощника машиниста с соответствующими органами 15 управления и 16 индикации, которые расположены в макете 17 кабины тягового подвижного состава. Кроме того, модуль 11 и 12 рабочего места машиниста и рабочего места помощника машиниста обеспечены средствами 18 ввода речевой информации, которые могут быть реализованы с помощью микрофонов.

Средства 18 ввода речевой информации связаны со средствами 19 анализа речевой информации, которые могут быть реализованы, например, на основе регистратора речевой информации, которая затем анализируется инструктором для выяснения соответствия переговоров локомотивной бригады требованиям нормативного документа (регламента переговоров), либо для на основе средств автоматизированного распознавания речевых сообщений, например описанных в соответствии с патентом РФ на полезную модель 95835.

В этом случае, как показано на фиг.1, средства 19 анализа речевой информации связаны через сеть 4 с элементами 3 индикации модуля 1 рабочего места инструктора.

Тренажер локомотивной бригады тягового подвижного состава (фиг.1) функционирует следующим образом.

Перед началом учебной поездки и во время нее инструктор на своем рабочем месте управляет процессом обучения с помощью органов 2 выбора заданий и управления обучением, а также контролирует действия обучаемой локомотивной бригады с помощью элементов 3 индикации и контроля действий машиниста и его помощника.

Обучаемая локомотивная бригада во время поездки, находясь на своих рабочих местах в макете 17 кабины тягового подвижного состава, воздействует, соответственно, на органы 12 и 15 управления, информация о положении которых передается в блок 5 моделирования. Показания измерительных приборов и сигнальных устройств локомотивная бригада наблюдает с помощью элементов 13 и 16 индикации, путевую обстановку перед лобовым стеклом локомотива, сформированную модулем 9 визуализации путевой обстановки наблюдает с помощью видеопроектора на экране, характерные для реальной поездки звуки и шумы в кабине локомотива имитируются модулем 10 имитации звуковых сигналов, воспроизводясь с помощью звуковых колонок.

Переговоры локомотивной бригады между собой с помощью средств 18 ввода речевой информации регистрируются средствами 19 регистрации переговоров и анализируются на соответствие регламенту инструктором на своем рабочем месте, либо результаты этого анализа поступают на рабочее место 1 инструктора из средств автоматизированного распознавания речевых сообщений, например описанных в соответствии с патентом РФ на полезную модель 95835.

По завершению поездки инструктор анализирует ее результаты, в том числе оценивает взаимодействие машиниста и помощника машиниста при моделировании нестандартных и аварийных ситуаций, а также соответствие их переговоров требованиям регламента.

В результате введения в систему модуля 14 рабочего места помощника машиниста, расположенного в макете 17 кабины тягового подвижного состава, а также снабжения модуля 11 рабочего места машиниста и модуля 14 рабочего места помощника машиниста средством 18 ввода речевой информации и средством 19 регистрации переговоров удалось увеличить скорость взаимодействия специалистов на тренажере при приближении к реальным условиям, повысить надежность и качество обучения, расширить функциональные возможности системы. Таким образом, в отличие от известных тренажеров предлагаемая полезная модель обеспечивает совместное обучение машиниста и помощника машиниста на своих рабочих местах в макете кабины тягового подвижного состава, что способствует приобретению навыков взаимодействия, в том числе в нештатных и аварийных ситуациях.

1. Тренажер локомотивной бригады тягового подвижного состава, содержащий модуль 1 рабочего места инструктора, блок 5 моделирования, модуль 11 рабочего места машиниста, расположенный в макете 17 кабины тягового подвижного состава, связанные между собой посредством сети 4, отличающийся тем, что введены модуль 14 рабочего места помощника машиниста и средство 18 ввода речевой информации, расположенные в макете 17 кабины тягового подвижного состава, и средство 19 регистрации переговоров, выход средства 18 ввода речевой информации подсоединен к входу средства 19 регистрации переговоров, выход которого связан с модулем 1 рабочего места инструктора посредством сети 4, оборудованного органами 2 выбора заданий и управления обучением, элементами 3 индикации и контроля действий машиниста и помощника машиниста связаны с сетью 4, при этом выход органов 2 выбора заданий и управления обучением подсоединен к сети 4.

2. Тренажер по п.1, отличающийся тем, что блок моделирования снабжен модулем модели тяги, модулем модели тормозов, модулем моделей путевых устройств, модулем визуализации путевой обстановки, модулем имитации звуковых сигналов, каждый из которых связан с сетью.

3. Тренажер по п.1, отличающийся тем, что модуль рабочего места машиниста снабжен органами управления и элементами индикации, при этом выходы органов управления подсоединены к сети, а элементы индикации подсоединены к сети своим входом.

4. Тренажер по п.1, отличающийся тем, что модуль рабочего места помощника машиниста снабжен органами управления и элементами индикации, при этом выходы органов управления подсоединены к сети, а элементы индикации подсоединены к сети своим входом.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к области информационных технологий, используемых в учебном процессе в качестве технических средств обучения, в частности, при тестировании обучаемых с последующим определением их рейтинга

Полезная модель относится к области информационных технологий, используемых в учебном процессе в качестве технических средств обучения, в частности, при тестировании обучаемых с последующим определением их рейтинга

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано для автоматизации фронтального опроса обучаемых на лекциях и других видах учебных занятий, а также в дидактических исследованиях
Наверх