Специальная пограничная машина "ратник"

 

Полезная модель относится к транспортным средствам, оборудованным оптическими наблюдательными устройствами. Специальная пограничная машина (СПМ) предназначена для наблюдения за неподвижными и движущимися объектами (люди, животные, техника и т.п.), на протяженных участках местности (суша) в светлое и темное время суток. Она содержит транспортное средство в виде грузового автомобиля повышенной проходимости с кузовом-фургоном. Внутренняя полость кузова-фургона разделена на три отсека: приборный, аппаратный и бытовой. В приборном отсеке размещены две подъемно-мачтовые стойки с опорно-поворотными устройствами и радиолокационным и оптико-электронным модулями, а также система электропитания. В аппаратном отсеке размещены два рабочих места оператора, система связи и передачи данных и автоматическая идентификационная система. Бытовой отсек выполнен с возможностью организации отдыха и быта экипажа. Технический результат полезной модели состоит в повышении эксплуатационных свойств изделия, а именно: мобильности и автономности применения, а также всепогодности.

Полезная модель относится к транспортным средствам, оборудованным оптическими наблюдательными устройствами.

Специальная пограничная машина (СПМ) представляет собой комплекс технических средств наблюдения, навигации и связи, предназначенный для слежения за неподвижными и движущимися объектами (люди, животные, техника и т.п.), на протяженных участках местности (суша) в светлое и темное время суток при работе с неподготовленных позиций с отображением обстановки на цифровой карте местности, а также для организации контроля за движением личного состава экипажа СПМ, находящегося за ее пределами.

СПМ может осуществлять все свои функции также при работе по надводным объектам, расположенным на поверхности водоемов (река, озеро, пруд и т.п.) при условии отсутствия на них волнения, однако в этом случае количественные характеристики по дальностям и вероятностям обнаружения и распознавания целей не нормируются.

Известен наземный пункт управления на базе шасси специального транспортного средства, содержащий кузов-фургон, разделенный перегородками на три отсека: операторский, в котором размещена стойка для аппаратуры, пульты управления внутренним освещением, генератор и др.; грузовой - для размещения жесткого каркаса сотового типа под контейнеры и технологический, в котором установлен генератор на базе дизельного двигателя и размещен комплект запасных частей и принадлежностей (RU 2407658, кл. B60P 9/00, опубликован 27.12.2010).

Известное решение может быть использовано в наземных подвижных пунктах управления, являющихся транспортной и энергетической базой для комплексов по обслуживанию дистанционно управляемых объектов. В его комплектации отсутствуют радиолокационные и оптико-электронные модули, что не позволяет изделию служить средством наблюдения за объектами слежения.

Также известен наземный транспортный комплекс для обнаружения и распознавания объектов, включающий транспортное средство в виде легкового автомобиля. В задней части крыши кузова автомобиля образованы два люка. Салон автомобиля разделен на два отсека: водительский и аппаратный. В аппаратном отсеке установлены соединенные с приводами и пропускаемые через вышеназванные люки подъемно-мачтовые приспособления, верхние части стоек которых снабжены опорно-поворотными средствами, на которых установлены радиоэлектронные датчики системы обнаружения и распознавания объектов (RU 2352480, кл. B60R 1/00, опубликован 20.04.2009).

Известный комплекс не приспособлен для длительного наблюдения за объектами слежения без смены экипажа из-за отсутствия системы контроля воздуха и возможности предоставления отдыха экипажу, что ограничивает автономность комплекса. Кроме того, круг решаемых задач в нем ограничен возможностями комплекса. Так, например, в нем отсутствует система спутниковой навигации, нет аппаратуры беспроводного широкополосного доступа, а также системы ночного вождения и др.

Известно радиоэлектронное средство, содержащее наземное транспортное средство с кузовом-фургоном, разделенным перегородкой на аппаратный и бытовой отсеки. В аппаратном отсеке размещены установленные на стойках и скомпонованные в единое рабочее место радиоэлектронные устройства, расположенные рядом с телескопической мачтой с антенно-фидерной системой, расположенной внутри ограждения, установленного на крыше кузова-фургона. ЗИП и оборудование для отдыха персонала размещены в бытовом отсеке (RU 22999, кл. G01S 3/02, опубликован 10.05.2002).

Известное средство не оснащено радиолокационным оборудованием слежения за объектами наблюдения.

К недостаткам известного средства также можно отнести его ограниченные технические возможности, так, например, оно не оснащено системой спутниковой навигации, что не позволяет ему работать с неподготовленных с топографической точки зрения позиций, а также оно не имеет системы ночного вождения, что не позволяет ему скрытно выдвигаться на позицию в ночное время суток.

Кроме того, в описании патента отсутствует информация о наличии в известном средстве каких-либо источников электроэнергии. В связи с этим, если его необходимо подключать к каким-то внешним стационарным источникам, то это резко ограничивает возможности его эксплуатации, не обеспечивая работу с неподготовленных в энергетическом отношении позиций, а если для него нужна прицепная электростанция, то это снижает его маневренность и ходовые качества на марше. И в том, и в другом случае, указанное не позволяет включать изделие в работу без выхода экипажа за пределы кузова-фургона.

Также известен комплекс радиотехнической разведки PRP-25 «Гуница» (Польша). Этот комплекс предназначен для поиска, обнаружения, определения местоположения, идентификации и сопровождения в т.ч. наземных целей по сигналам их бортовых РЛС и других радиоизлучающих средств. В состав аппаратуры станции комплекса входят: антенная система, аппаратура приема и обработки сигналов, приемник космической радионавигационной системы, аппаратура отображения текущей радиоэлектронной обстановки и технического анализа, средства радиосвязи, вспомогательные устройства и средства обеспечения. Комплекс имеет два автоматизированных рабочих места, первое из которых предназначено для приема, обработки и отображения данных от приемных станций, вычисления местоположения источников радиоизлучения и отображения текущей радиоэлектронной обстановки, а второе - для управления работой пеленгаторной сети в автоматическом режиме и контроля функционирования комплекса (журнал «Зарубежное военное обозрение», 11, 2010, стр. 50-53).

Известный комплекс является средством пассивной радиотехнической разведки, поскольку может обнаружить только те цели, которые имеют в своем составе радиоизлучающие средства.

В состав известного комплекса входят центральная (ведущая) PRP-25 «Гуница-М» и две-три приемные (ведомые) PRP-25 8 «Гуница-С» станции, между которыми распределены вышеперечисленные задачи, а мачтовые устройства антенной системы комплекса оснащены гидравлическими подъемниками высотой до 9 м. Все это делает комплекс громоздким, тяжелым и сложным в эксплуатации, а также легко обнаруживаемым неприятелем, к тому же в описании комплекса ничего не сказано о возможностях жизнеобеспечения экипажа.

Задача полезной модели заключается в обеспечении заявленным постом активной разведки, т.е. обнаружении как целей, оснащенных радиоизлучающими средствами, так и не имеющих таковых, причем более простыми и надежными средствами со скрытых позиций в течение продолжительного времени, не привлекая к себе внимания, позволяя при этом обнаружить, распознать и сопроводить одновременно до 99 объектов (целей).

Эта задача обеспечена техническим результатом, направленным на повышение как технических, так и эксплуатационных свойств изделия, а именно: его мобильности с возможностью скрытого перемещения в том числе в ночное время суток, автономности до 10 суток и всепогодности.

Названный технический результат достигнут в полезной модели посредством следующей совокупности признаков.

Специальная пограничная машина (СПМ) содержит транспортное средство в виде грузового автомобиля повышенной проходимости с кузовом фургоном, который разделен на три отсека: приборный, аппаратный и бытовой. В первом отсеке СПМ размещены две подъемно-мачтовых стойки с опорно-поворотными устройствами и радиолокационным (РЛС) и оптико-электронным (ОЭМ) модулями на них, а также система электропитания. Во втором отсеке размещены два рабочих места оператора, система связи и передачи данных. Третий отсек выполнен с обеспечением организации отдыха и быта экипажа.

Названный радиолокационный модуль выполнен в виде когерентной радиолокационной станции обнаружения наземных движущихся и неподвижных целей, а оптико-электронный модуль объединяет в себе видеокамеру и охлаждаемый тепловизор большой дальности действия.

Одно рабочее место оператора выполнено с возможностью управления радиолокационным и оптико-электронным модулями, а второе - с возможностью сбора информации от модулей и выдачи ее внешним потребителям через систему связи и передачи данных.

Система связи и передачи данных выполнена в виде совокупности средств УКВ-радиосвязи, спутниковой связи и аппаратуры беспроводного широкополосного доступа.

Система электропитания выполнена в виде дизельной электростанции и резервированием с помощью аккумуляторных батарей.

В отсеке для организации отдыха и быта экипажа расположены два места для отдыха, комплект встроенной мебели, умывальник, холодильник, СВЧ-печь и электронагревательные приборы.

Аппаратный и бытовой отсеки оборудованы системами принудительной вентиляции, кондиционирования воздуха, пожарной сигнализации и контроля состава воздуха.

Приборный отсек оборудован системой автоматического пожаротушения.

На крыше кузова-фургона размещены антенны радиолокационного модуля и системы связи и передачи данных, а также система спутниковой навигации.

Машина оборудована оптико-электронной системой ночного вождения для скрытного выдвижения на позиции в условиях отсутствия оптической видимости.

Оснащение кузова-фургона СПМ системами автономного электропитания, жизнеобеспечения и навигации обеспечивает возможность применения СПМ в труднопроходимой местности с неподготовленных позиций со степенью автономности до 10 суток.

Комплекс средств обнаружения СПМ (когерентная радиолокационная станция обнаружения наземных целей и оптико-электронный модуль), связанных единым алгоритмом управления, реализованным с помощью специального программного обеспечения, позволяет одновременно обнаруживать, распознавать и сопровождать несколько наземных объектов в сложных погодных условиях, днем и ночью, в условиях отсутствия оптической видимости и сложных гидрометеорологических условиях (осадки, туман и т.п.) на дальностях до 15 км. Совпадение величин дальностей обнаружения объектов с помощью РЛС и распознавания объектов с помощью ОЭМ обеспечивает непрерывность процессов мониторинга местности.

Наличие в составе СПМ многодиапазонной широкополосной системы связи, передачи данных и спутниковой навигации, позволяет в автоматическом режиме в реальном масштабе времени выдавать информацию об обнаруженных объектах (включая потоковое видео) в автоматизированные системы мониторинга без участия операторов.

Размещение радиолокационного и оптико-электронного модулей на выдвижных подъемно-мачтовых устройствах позволяют применять специальную пограничную машину при работе из-за укрытий.

Совместная работа систем обнаружения и навигации при наличии в машине двух рабочих мест позволяет принимать и обрабатывать информацию от нескольких (до трех) одновременно работающих аналогичных комплексов, т.е. обеспечивает функционирование в группировке.

Наличие в машине бытового отсека с местами отдыха экипажа, оборудованных системой жизнеобеспечения, встроенной мебелью и бытовыми электроприборами обеспечивает продолжительную (до 10 суток) эксплуатацию без смены экипажа (до 5 человек).

Наличие в специальной пограничной машине системы ночного вождения позволяет занимать рабочие позиции скрытно (с выключенными фарами автомобиля) при полном отсутствии оптической видимости

СПМ размещен на базовом шасси - полноприводном грузовом автомобиле КАМАЗ 43118-15.

Основой комплекса технических средств СПМ являются радиолокационный модуль (РЛМ) когерентной радиолокационной станции (РЛС) обнаружения наземных движущихся целей «Роса» и оптико-электронный модуль (ОЭМ) большой дальности «Фокус-Д», связанные единым алгоритмом управления, обработки и отображения информации.

СПМ оборудована вспомогательными приборами, обеспечивающими безопасное передвижение на пересеченной местности ночью (с выключенными фарами), топографическую привязку к местности и ведение голосовой радиосвязи.

СПМ имеет отсек для обеспечения жизнедеятельности экипажа (расчета), включающий в себя места для отдыха, встроенные шкафы, умывальник и бытовую электроаппаратуру (чайник, холодильник, СВЧ-печь). Система обеспечения жизнедеятельности включает в себя отопите ль, систему вытяжной вентиляции и кондиционер.

Основные преимущества СПМ при осуществлении контроля за наземной или надводной поверхностью заключаются в его мобильности и автономности, т.е. возможности работать с любых, в том числе неподготовленных позиций.

Эффективное функционирование приборов наблюдения СПМ возможно только в пределах прямой радио - или оптической видимости. Наиболее эффективное применение СПМ обеспечивается на открытой, преимущественно равнинной местности. Чем сложнее рельеф местности, тем меньше величина такого параметра, как коэффициент вскрытия обстановки, и менее эффективным становится применение аппаратуры СПМ.

Радиоэлектронная аппаратура наблюдения, входящая в состав СПМ, является многодиапазонной и включает в себя средства радиолокационного и видеонаблюдения, при этом средства видеонаблюдения путем применения различных приборов, могут работать в разных диапазонах волн (видимом и инфракрасном).

РЛМ, как активное устройство, а также в силу преимуществ диапазона излучаемой СВЧ-энергии, имеет наибольшую дальность обнаружения объектов и максимальную всепогодность, и поэтому является первичным средством обнаружения объектов на поверхности земли или водной поверхности. РЛМ работает в СПМ как автономно, так и обеспечивает информацией для наведения ОЭМ.

В качестве РЛМ используется радиолокационный модуль когерентной твердотельной цифровой РЛС «Роса», работающей в диапазоне волн 3 см.

РЛМ РЛС «Роса» имеет режимы: селекции движущихся объектов, автоматического сопровождения, целеуказания (наведения оптических средств), а также специальный режим работы в зонах повышенной ответственности (режим тревоги).

Комплект средств видеонаблюдения представляет собой оптико-электронный модуль (ОЭМ), состоящий из дневной видеокамеры цветного изображения и охлаждаемого тепловизора.

СПМ имеет автономную систему электроснабжения аппаратуры наблюдения и обработки информации, состоящую из дизель-генераторной установки, блоков питания и двух аккумуляторных батарей, соединенных последовательно.

Полезная модель поясняется чертежом, где на фиг. 1 чертежа схематично изображена СПМ в походном (свернутом) положении (вид сбоку); на фиг. 2 - вид по стрелке А на фиг. 1; на фиг. 3 - внутренняя компоновка кузова-фургона (вид сбоку); на фиг. 4 - то же (вид сверху).

Основное оборудование СПМ размещено внутри кузова-фургона 2 базового шасси, в качестве которого используется полноприводный специальный грузовой автомобиль 1 повышенной проходимости КАМА3-43118-15, представленный на фиг. 1, 2.

Внутри кабины базового шасси размещены: переговорное устройство для обеспечения связи с кузовом-фургоном и система ночного вождения автомобиля.

Кузов-фургон 2 разделен на три отсека (фиг. 3, 4): задний (приборный) 3, средний (аппаратный) 4 и передний (жизнеобеспечения) 5.

Приборный отсек

Приборный отсек (неотапливаемый) имеет три двери 11, 12, 13, обеспечивающие удобный доступ к аппаратуре, размещаемой в нем.

В заднем (приборном) отсеке 3 кузова-фургона базового шасси размещены приборы наблюдения: радиолокационный модуль (РЛМ) когерентной РЛС «Роса» 7, оптико-электронный модуль большой дальности (ОЭМ) «Фокус-Д» 6, установленные на телескопических подъемно-мачтовых устройствах (ГТМУ) 8 и 9, дизель-генераторная установка (ДГУ) 10 и щит ввода электропитания 31 и щит коммутации 39.

На стенах и дверях отсека расположен комплект инструмента и два устройства заземления СПМ.

Снизу под отсеком в отдельных кассетах размещены две аккумуляторные батареи для обеспечения резервного электропитания аппаратуры.

В отсеке установлена опорная рама из стальных труб прямоугольного сечения, на которой закреплены два телескопических подъемно-мачтовых устройства (ПМУ) 8 и 9 с электрическим приводом. На верхней секции правой мачты устанавливается РЛМ «Роса» 7. Высота мачты в поднятом состоянии составляет 4,0 м (от пола кузова-фургона).

На левой мачте установлен оптико-электронный модуль «Фокус-Д» 6. Высота в поднятом состоянии составляет 3,5 м. Этим обеспечивается отсутствие затенения для обзора РЛМ.

На раме установлен дизель-электрический генератор 10, обеспечивающий электропитанием системы СПМ при работе на позиции наблюдения.

Верхние крышки люков в крыше приборного отсека открываются при развертывании комплекса в рабочее положение и закрываются в походном положении одновременно с поднятием (опусканием) аппаратуры модулей с помощью ПМУ.

Аппаратный отсек

Аппаратный отсек (отапливаемый), имеет одну дверь 14, окно 15 и аварийный люк 16 на крыше (фиг. 1).

В среднем (аппаратном) отсеке 4 расположены:

- аппаратура рабочего места оператора (РМО) 17;

- аппаратура рабочего места командира (РМК)18;

- аппаратура навигации, внутренней и внешней связи 34;

- блоки вторичного электропитания 32;

- отопитель 33 и кондиционер 20 кузова-фургона 2;

- кресла 22;

- системы освещения и вентиляции.

Рабочее место оператора (РМО) состоит из двух АРМ: АРМ радиолокационного модуля, АРМ оптико-электронного модуля. На РМО выводится информация от РЛМ и ОЭМ.

Под столешницей РМК слева расположен шкаф 30 с аппаратурой обработки и управления.

Бытовой и аппаратный отсеки соединены внутренней перегородкой с дверью 23.

Бытовой отсек 5 имеет одну дверь 24.

В бытовом отсеке 5 расположены:

- места для отдыха (одно подъемное, одно трансформируемое в стол) 25;

- трансформируемый стол с двумя сидениями;

- встроенные шкафы для хранения посуды, продуктов, бытовых приборов 26;

- рундук 27;

- место для хранения верхней одежды 28;

- умывальник с баком для воды 29;

- электрохолодильник 36;

- СВЧ-печь 37;

- электрочайник 38.

Базовое шасси

В качестве базового шасси в изделии применяется автомобиль КАМАЗ 43118-15 со специализированным кузовом-фургоном 2.

Специализированный кузов-фургон предназначен для размещения основного комплекта оборудования СПМ, размещения экипажа (расчета) при эксплуатации изделия, создания комфортных условий в ходе эксплуатации, а также кузов-фургон выполняет защитные функции для приборов от внешних климатических воздействий.

Автоматизированные рабочие места (АРМ) СПМ

Рабочее место оператора (РМО) состоит из двух АРМ: АРМ радиолокационного модуля, АРМ оптико-электронного модуля. На РМО выводится информация от РЛМ, ОЭМ.

Основными функциями АРМ РЛМ и АРМ ОЭМ является отображение радиолокационной и видеоинформации об обнаруженных объектах и управление режимами работы РЛМ и ОЭМ СПМ.

В качестве персональных ЭВМ АРМ РЛМ и ОЭМ используются моноблоки, на которых отображается информация об обстановке с приборов наблюдения (РЛМ и ОЭМ).

Моноблоки установлены на столешнице стола оператора и закреплены на специальном каркасе. Левый нижний моноблок предназначен для управления ОЭМ и отображения информации об обстановке, поступающей с ОЭМ. Правый нижний моноблок предназначен для управления РЛМ и отображения РЛИ.

Управление работой РЛМ и ОЭМ, а также режимами вывода информации осуществляется с помощью клавиатуры, которая подключается попеременно к моноблокам с помощью KVM-переключателя.

РМО оборудовано регулируемым креслом, обеспечивающим: удобный обзор оператора экранов ПК; свободный доступ к клавиатуре и джойстику РМО; доступ к панели пульта управления и индикации.

В каркасе моноблоков размещены коммутатор, преобразователь аналогового видеосигнала стандарта PAL в цифровой и разветвитель COM-портов. На правом торце каркаса размещены USB-входы моноблоков РЛМ, ОЭМ и НСК для подключения внешних источников.

Переговорное устройство служит для ведения переговоров с водителем изделия на марше и при работе на позиции. Ответная часть переговорного устройства расположена в кабине водителя.

Оптико-электронный модуль (ОЭМ)

В СПМ применяется оптико-электронный модуль большой дальности «Фокус-Д» (ОЭМ) 6 предназначен для организации круглосуточного наблюдения за наземной и надводной обстановкой на дальностях до 20 км.

ОЭМ обеспечивает выполнение следующих задач:

- отображение на мониторе видео и тепловизионной информации, получаемой приборами модуля;

- управление режимами работы опорно-поворотного устройства (ОПУ);

- управление приборами, размещаемыми на ОПУ: тепловизор и видеокамера;

- функциональный контроль состояния ОПУ и приборов, размещаемых на нем;

- разграничение прав доступа персонала;

- получение и запись информации в базу данных изделия;

- документирование и воспроизведение видеоинформации;

- программное создание траекторий движения изделия;

- программное создание видео панорам;

- реализация режима детектора движения;

- реализация режима автосопровождения по видео;

- автоматизированный контроль событий в изделии;

- ведение реестра пользователей изделия;

- обмен информацией с радиолокационным модулем (РЛМ);

- режимы целеуказания и согласования шкал.

ОЭМ состоит из приборного модуля, опорно-поворотного устройства (ОПУ), соединительного кабеля и крышки, закрывающей люк кузова-фургона в походном положении.

ОЭМ расположен на ПМУ, подъем которого осуществляется с пульта управления и индикации РМО (аварийно-механически из приборного отсека).

Аппаратура ОЭМ потребляет мощность не более 100 Вт при напряжении питания 24 В при положительных температурах окружающей среды и не более 350 Вт при отрицательных температурах (с учетом работы системы подогрева).

Приборный модуль ОЭМ представляет собой корпус с защитным козырьком, заполненный азотом, в котором размещены: оптико-электронные приборы: дневная видеокамера, охлаждаемый тепловизионный модуль (далее тепловизор), нагревательный элемент системы подогрева и кабельная сеть. Приборы наблюдения - тепловизор и видеокамера, а также регулятор температуры и нагревательный элемент закреплены на опорной плите, установленной на нижней крышке (основании модуля), и представляют собой автономный блок приборов.

Внутренний разветвленный кабель обеспечивает электрическое соединение блока приборов с выходным разъемом, расположенным на задней стенке модуля.

Тепловизор ОЭМ служит для обнаружения и распознавания объектов ночью в отсутствии оптической видимости. В изделии применен один из самых современных охлаждаемых тепловизионных приборов, обладающий высокой температурной чувствительностью и узким полем зрения, что позволяет обеспечить дальности распознавания цели типа «человек» более 8 км.

Радиолокационный модуль обнаружения наземных движущихся целей.

В СПМ применен радиолокационный модуль (РЛМ) 7 обнаружения наземных движущихся целей РЛС «Роса», которая представляет собой цифровую когерентную радиолокационную станцию. РЛМ РЛС «Роса» предназначен для обнаружения и распознавания (по скорости) различных типов наземных (надводных) движущихся целей на дальностях до 15 км, в том числе в условиях отсутствия оптической видимости и сложных гидрометеорологических условиях (осадки, туман и т.п.).

Нормальное функционирование изделия возможно только в пределах прямой радиовидимости. Наиболее эффективное применение изделия обеспечивается на открытой, преимущественно равнинной местности. С усложнением рельефа местности возрастают площади «мертвых» зон и уменьшается величина такого параметра, как коэффициент вскрытия обстановки, и менее эффективным становится его применение.

РЛМ имеет следующие дальности обнаружения наземных движущихся целей с накопленной вероятностью не менее 0,9 (за шесть обзоров):

- человек - не менее 7,5 км;

- грузовой автомобиль - не менее 12 км.

РЛМ РЛС «Роса» 7 имеет режимы селекции движущихся целей, автоматического сопровождения и целеуказания (наведения оптико-электронного модуля).

Целевая обстановка РЛМ отображается на мониторе РМО на фоне цифровой карты местности формата 8ХР.

Радиолокационный модуль 7 размещен на опорно-поворотном устройстве. Опорно-поворотное устройство позволяет изменять положение электрической оси антенны изделия по команде оператора в пределах:

- по азимуту - до 270 град.;

- по углу места - ±20 град, от горизонта.

Аппаратура модуля потребляет мощность не более 50 Вт (в максимальном режиме) при напряжении питания 24 В. Модуль размещается на подъемно-мачтовом устройстве, аналогичном ПМУ ОЭМ. Во избежание помех излучению РЛМ от ПМУ с ОЭМ, РЛМ расположен выше, чем ОЭМ.

Основной частью РЛМ является блок антенно-приемопередатчика (блок АП), который формирует излучаемый сигнал, излучает его в пространство, принимает и обрабатывает отраженные сигналы от целей и местности.

РЛМ содержит автоматический адаптивный обнаружитель, который обрабатывает отраженные сигналы в 1024 элементах дальности и 1024 скоростных каналах (фильтрах). Каждый элемент дальности имеет протяженность 15 метров, каждый скоростной канал занимает диапазон скоростей 0,2 км/ч. Таким образом, приборная дальность РЛМ составляет 15 км, а предельная обнаруживаемая скорость целей - 204 км/ч.

В верхней части РЛМ закреплена крышка люка кузова-фургона, закрывающая люк в походном положении.

РЛМ расположен на ПМУ, подъем которого осуществляется с пульта управления и индикации РМО. Управление всеми режимами работы РЛМ осуществляет оператор с РМО.

Система связи

Система связи изделия включает в себя:

- переговорное устройство (громкоговорящая связь) между кузовом-фургоном и кабиной водителя;

- цифровую мобильную радиостанцию. Переговорное устройство служит для ведения переговоров с водителем изделия на марше и при работе на позиции, его составные части расположены в кабине водителя и на рабочем месте в кузове-фургоне.

УКВ-радиостанция служит для ведения радиопереговоров между должностными лицами, эксплуатирующими изделие, на марше и при работе на позиции. Радиостанция установлена в кабине водителя над лобовым стеклом пассажирского места.

Система ночного вождения

С целью обеспечения безопасного вождения автомобиля в условиях плохой видимости, а также для скрытного выдвижения автомобиля на позицию ночью (без света фар) изделие оснащено системой ночного вождения.

Данная система представляет собой малогабаритную инфракрасную тепловизионную камеру 41 (фиг. 2), размещенную в бампере автомобиля, и выполненный в виде противосолнечного козырька монитор в кабине на рабочем месте водителя, для отображения обстановки на дороге.

Система ночного вождения эффективно используется преимущественно ночью и при работе с неподготовленных позиций, на которые может существовать необходимость выдвинуться с выключенными фарами автомобиля.

Электропитание системы ночного вождения осуществляется напряжением 12 В от аккумуляторов базового шасси.

На монитор выводится изображение местности (пути) непосредственно перед автомобилем до дальностей около 200 м и обстановка справа и слева от курса движения.

В системе ночного вождения используется миниатюрная тепловизионная ИК-камера переднего обзора, которая представляет собой бариево-строциево-титанатовый (BST) детектор с размером матрицы 320×240 пикселей.

ИК-камера системы обеспечивает четкое изображение качества «Gold Standart», обеспечивает работу в непрерывном режиме и обладает эффективной защитой от засветки источниками светового излучения без использования дополнительных фильтров.

Включение, выключение и регулировки изображения на мониторе системы ночного вождения осуществляются с рабочего места водителя.

Система электроснабжения

Аппаратура СПМ использует для своего электропитания различные источники. Основным источником, обеспечивающим наибольшую продолжительность эксплуатации, является дизель-генераторная установка (ДГУ), которая размещена в приборном отсеке.

ДГУ вырабатывает переменное напряжение 220 В частотой 50 Гц, которое преобразуется вторичными источниками питания (ВИП) 32 в напряжения постоянного тока 24 В и 12 В.

Часть аппаратуры СПМ обеспечивается электропитанием непосредственно от аккумуляторов бортовой сети автомобиля.

Резервными источниками питания изделия являются две аккумуляторные батареи емкостью 190 А/ч, соединенные последовательно для получения напряжения величиной 24 В.

Батареи размещены в специально отведенных для этого контейнерах 35, размещенных под кузовом-фургоном в его задней части (фиг. 1).

При работе на позиции (от ДГУ) и/или при движении автомобиля (от генератора двигателя) осуществляется автоматическая подзарядка АКБ. Продолжительность работы основной аппаратуры СПМ (без системы жизнеобеспечения) от АКБ без их подзарядки составляет 5 часов (при полной зарядке АКБ).

В состав системы электроснабжения входят также:

- блоки вторичного электропитания (ВИЛ) 32;

- преобразователь;

- контакторы, сильноточные реле, пакетные выключатели.

Коммутация источников электропитания и потребителей электроэнергии осуществляется с помощью:

- коммутирующих и защитных элементов, размещенных в шкафу питания и коммутации аппаратного отсека;

- коммутирующих элементов, размещенных в шкафу коммутации приборного отсека.

В шкафу коммутации приборного отсека на задней стенке размещены: восемь контакторов, управляемых кнопками пульта управления и индикации; два сильноточных реле для подачи напряжения 24 В на изделия «Фокус-Д» и РЛМ РЛС «Роса», четыре предохранителя на 24 В и ток 70А для подъема/опускания ПМУ.

Часть аппаратуры запитана напряжением 12 В от аккумуляторов базового шасси.

К этим потребителям относятся приборы и оборудование, которое должно работать в походном положении при движении СПМ: переговорное устройство, система ночного вождения и УКВ-радиостанция-2 в кабине водителя.

Снаружи кузова-фургона на его задней стенке установлен разъем 21, который позволяет подключать изделие к промышленной сети в случаях, когда это обеспечивается условиями эксплуатации.

- документирование информации и воспроизведение истории состояния объекта;

- генерацию отчетов о движении, остановках, физических лицах, транспортных средствах и т.п.;

- прокладку маршрутов движения объектов.

Средства обеспечения жизнедеятельности

Основным назначением средств обеспечения жизнедеятельности является создание комфортных климатических условий для работы экипажа (расчета) и аппаратуры изделия. С этой целью в состав изделия введены кондиционер, система вентиляции, расположенные на потолке кузова и отопитель, установленный на полу кузова.

Включение всех средств системы жизнеобеспечения производится из помещения кузова-фургона.

Внутри кузова проведено общее и аварийное освещение. Система автоматики отключает общее освещение и включает аварийное при открывании дверей кузова для обеспечения светомаскировки в темное время суток.

Для организации отдыха экипажа (расчета) в бытовом отсеку кузова-фургона размещены два спальных места в виде откидных трансформируемых полок.

Верхняя полка откидывается на упоры вверх для удобного расположения личного состава на нижней полке в положении «сидя». Нижняя полка трансформируется в стол, который предназначен, в частности, для приема пищи.

Под нижней полкой расположен рундук и отсек для хранения личных вещей экипажа. За полкой выделено место для хранения влажной одежды в положении на вешалке.

В аппаратном отсеке справа от входа располагается шкаф для хранения сухой спецодежды.

Вдоль задней стенке отсека расположены настенные и напольные шкафы для хранения посуды и продуктов питания. В шкафы встроены холодильник для хранения продуктов питания, СВЧ-печь для разогрева пищи, электрочайник.

1. Пограничная машина, содержащая транспортное средство в виде грузового автомобиля повышенной проходимости с кузовом-фургоном, разделенным на три отсека: приборный, аппаратный и бытовой, при этом в приборном отсеке размещены две подъемно-мачтовых стойки с опорно-поворотными устройствами и радиолокационным и оптико-электронным модулями на них, а также система электропитания, а радиолокационный модуль выполнен в виде когерентной радиолокационной станции обнаружения наземных движущихся и неподвижных целей.

2. Машина по п.1, отличающаяся тем, что в аппаратном отсеке размещены два рабочих места оператора, система связи и передачи данных, а бытовой отсек выполнен с обеспечением возможности организации отдыха и быта экипажа.

3. Машина по п.1, отличающаяся тем, что оптико-электронный модуль объединяет в себе видеокамеру и охлаждаемый тепловизор большой дальности действия.

4. Машина по п.1, отличающаяся тем, что одно рабочее место оператора выполнено с возможностью управления радиолокационным и оптико-электронным модулями, а второе - с возможностью сбора информации от модулей и выдачи ее внешним потребителям через систему связи и передачи данных.

5. Машина по п.1, отличающаяся тем, что система связи и передачи данных выполнена в виде совокупности средств УКВ-радиосвязи, спутниковой связи и аппаратуры беспроводного широкополосного доступа.

6. Машина по п.1, отличающаяся тем, что система электропитания выполнена в виде дизельной электростанции с резервированием с помощью аккумуляторных батарей.

7. Машина по п.1, отличающаяся тем, что в бытовом отсеке расположены два места для отдыха, комплект встроенной мебели, умывальник, холодильник, СВЧ-печь и электронагревательные приборы.

8. Машина по п.1, отличающаяся тем, что аппаратный и бытовой отсеки оборудованы системами принудительной вентиляции, кондиционирования воздуха, пожарной сигнализации и контроля состава воздуха.

9. Машина по п.1, отличающаяся тем, что приборный отсек оборудован системой автоматического пожаротушения.

10. Машина по п.1, отличающаяся тем, что на крыше кузова-фургона размещены антенны радиолокационного модуля и системы связи и передачи данных, а также система спутниковой навигации.

11. Машина по п.1, отличающаяся тем, что она оборудована оптико-электронной системой ночного вождения для скрытного выдвижения на позиции в условиях отсутствия оптической видимости.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к передвижным санитарно-гигиеническим лабораториям и может быть использована для проведения санитарно-гигиенических исследований воды, воздуха, почвы, смывов и пищевых продуктов в составе мобильного противоэпидемического комплекса специализированных противоэпидемических бригад (СПЭБ).

Полевой подвижный стоматологический комплекс (ППСК) предназначен для оказания стоматологической - терапевтической, хирургической, ортопедической помощи в полевых условиях и может быть использован для укомплектования военных госпиталей, медицинских отрядов специального назначения и гражданских медучреждений.

Полезная модель относится к хирургическим инструментам, в частности, к вспомогательным инструментам и может быть использована при лапароскопических вмешательствах

Термос // 56101

Тепловоз // 133791
Полезная модель относится к области железнодорожного транспорта и направлена на усовершенствование тепловоза ТГМ4

Изобретение относится к автоматизированным средствам обучения и может быть использовано для комплексного группового и/или индивидуального обучения и подготовки водителей самоходных безрельсовых транспортных средств, в частности водителей легковых, грузовых автомобилей, мотоциклистов, водителей автобусов, составов транспортных средств

Полезная модель относится к средствам мобильного развертывания помещений в полевых условиях и может найти применении преимущественно в военном деле, при чрезвычайных ситуациях, в геологоразведке и в других случаях, где необходимо оперативно расположить оборудование и создать комфортные условия для персонала
Наверх