Система натяжения гусеничных цепей транспортного средства специального назначения

 

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, в частности к быстроходным гусеничным машинам, например к специальным тягачам и бронетанковой технике. Технический результат полезной модели направлен на исключение вероятности сбрасывания гусеничных цепей за счет варьирования величины их натяжения на поворотах и обеспечение индивидуальной идентификации необходимости натяжения гусеничных цепей по величине их провисания. Технический результат достигается тем, что система снабжена дополнительным распределителем и дополнительным следящим приспособлением, на одном конце рычага которого размещен ролик, установленный на расстоянии от второй гусеничной цепи с возможностью взаимодействия с пей, а другой конец связан с возвратным механизмом и золотником дополнительного распределителя, при этом каждый распределитель связан лишь с одним из силовых гидравлических цилиндров, золотники обоих распределителей шестилинейные, в первой позиции которых первая линия сообщена через соответствующие предохранительные клапаны со сливом и шестой линией, которая сообщена с рабочими бесштоковыми полостями соответствующих силовых гидравлических цилиндров, а вторая - с напорной гидравлической линией и четвертой линией, которая сообщена со сливом, а во второй позиции вторая линия сообщена с напорной гидравлической линией и пятой линией, которая через соответствующие обратные клапаны сообщена с рабочими бесштоковыми полостями соответствующих силовых гидравлических цилиндров, а третья - через редукционные клапаны со сливом и с шестой линией, которая сообщена с рабочими бесштоковыми полостями соответствующих силовых гидравлических цилиндров, причем золотники имеют кинематическую связь с рулевым управляющим органом. В результате достигается исключение вероятности сбрасывания гусеничных цепей за счет варьирования величины их натяжения на поворотах и обеспечение индивидуальной идентификации необходимости натяжения гусеничных цепей по величине их провисания.

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, в частности к быстроходным гусеничным машинам, например к специальным тягачам и бронетанковой технике.

Наиболее близким к заявляемому решению (прототипом) является устройство для натяжения гусеничной цепи транспортного средства (см. описание к патенту РФ 2027627 от 27.01.1995, МПК B62D 55/30), содержащее установленные на раме гусеничного движителя силовые гидравлические цилиндры, штоки которых связаны с натяжными колесами и включенные в гидравлическую систему управления транспортным средством, включающую в себя источник текучей среды под давлением, слив, распределитель и систему клапанов, при этом источник текучей среды под давлением посредством напорной гидравлической линии управления и системы клапанов сообщен с рабочей бесштоковой полостью каждого гидравлического цилиндра, которая посредством системы клапанов сообщена со сливом, а распределитель встроен в напорную гидравлическую линию управления, устройство снабжено следящим приспособлением, содержащим установленный с возможностью поворота на оси, жестко соединенной с рамой гусеничного движителя, рычаг, на одном конце которого размещен ролик, установленный на расстоянии от гусеничной цепи с возможностью взаимодействия с ней, а другой связан с возвратным механизмом, указанный распределитель выполнен золотниковым, двухпозиционным, трехлинейным, в первой позиции которого первая линия сообщена с напорной гидравлической линией, а вторая - с рабочей бесштоковой полостью, а во второй позиции третья линия сообщена со сливом, причем золотник соединен со вторым концом рычага.

Недостатком прототипа является идентификация необходимости натяжения гусеничных цепей по провисанию только одной ветви гусеничной цепи, что может привести к повышенному ослаблению натяжения второй гусеничной цепи, которая не имеет связи со следящим приспособлением, а это, в свою очередь, приводит к ее сбрасыванию, особенно при поворотах, а также невозможность варьирования величиной натяжения гусеничных цепей при осуществлении машиной поворотов, особенно с малым радиусом, что приводит к сбрасыванию внутренней (отстающей) гусеничной цепи.

Технический результат полезной модели направлен на исключение вероятности сбрасывания гусеничных цепей за счет варьирования величины их натяжения на поворотах и обеспечение индивидуальной идентификации необходимости натяжения гусеничных цепей по величине их провисания.

Технический результат достигается тем, что система снабжена дополнительным распределителем и дополнительным следящим приспособлением, на одном конце рычага которого размещен ролик, установленный на расстоянии от второй гусеничной цепи с возможностью взаимодействия с ней, а другой конец связан с возвратным механизмом и золотником дополнительного распределителя, при этом каждый распределитель связан лишь с одним из силовых гидравлических цилиндров, золотники обоих распредели гелей шестилинейные, в первой позиции которых первая линия сообщена через соответствующие предохранительные клапаны со сливом и шестой линией, которая сообщена с рабочими бесштоковыми полостями соответствующих силовых гидравлических цилиндров, а вторая - с напорной гидравлической линией и четвертой линией, которая сообщена со сливом, а во второй позиции вторая линия сообщена с напорной гидравлической линией и пятой линией, которая через соответствующие обратные клапаны сообщена с рабочими бесштоковыми полостями соответствующих силовых гидравлических цилиндров, а третья - через редукционные клапаны со сливом и с шестой линией, которая сообщена с рабочими бесштоковыми полостями соответствующих силовых гидравлических цилиндров, причем золотники имеют кинематическую связь с рулевым управляющим органом.

Отличительными признаками от прототипа является то, что система снабжена дополнительным распределителем и дополнительным следящим приспособлением, на одном конце рычага которого размещен ролик, установленный на расстоянии от второй гусеничной цепи с возможностью взаимодействия с ней, а другой конец связан с возвратным механизмом и золотником дополнительного распределителя, при этом каждый распределитель связан лишь с одним из силовых гидравлических цилиндров, золотники обоих распределителей шестилинейные, в первой позиции которых первая линия сообщена через соответствующие предохранительные клапаны со сливом и шестой линией, которая сообщена с рабочими бесштоковыми полостями соответствующих силовых гидравлических цилиндров, а вторая - с напорной гидравлической линией и четвертой линией, которая сообщена со сливом, а во второй позиции вторая линия сообщена с напорной гидравлической линией и пятой линией, которая через соответствующие обратные клапаны сообщена с рабочими бесштоковыми полостями соответствующих силовых гидравлических цилиндров, а третья - через редукционные клапаны со сливом и с шестой линией, которая сообщена с рабочими бесштоковыми полостями соответствующих силовых гидравлических цилиндров, причем золотники имеют кинематическую связь с рулевым управляющим органом.

Предполагаемая система натяжения гусеничных цепей транспортного средства специального назначения представлена на фиг. 1; на фиг. 2 -следящее приспособление.

Система натяжения гусеничных цепей транспортного средства специального назначения содержит силовые гидравлические цилиндры 1 и 2 (см. фиг. 1), штоки которых, соответственно, связаны с натяжными колесами 3 и 4 и включенные в гидравлическую систему управления транспортным средством, включающую в себя источник 5 текучей среды под давлением, слив 6, распределители 7 и 8 и систему клапанов 9, 10, 11, 12, 13 и 14.

Источник 5 текучей среды под давлением посредством напорной гидравлической линии управления и системы клапанов 9 и 10 сообщен с рабочими бесштоковыми полостями гидравлических цилиндров 1 и 2, которые посредством системы клапанов 11, 12, 13 и 14 сообщены со сливом 6, а распределители 7 и 8 встроены в напорную гидравлическую линию управления. При этом распределитель 7 связан с силовым гидравлическим цилиндром 1, а распределитель 8 - с силовым гидравлическим цилиндром 2. Система снабжена следящими приспособлениями 7 и 8, каждое из которых содержит установленный с возможностью поворота на оси 15 (см. фиг. 2) рычаг 16, на одном конце которого размещен ролик 17, установленный на расстоянии от гусеничной цепи (не показана) с возможностью взаимодействия с ней, а другой связан с возвратным механизмом 18. Распределители 7 и 8 (см. фиг. 1) выполнены золотниковыми, двухпозиционными. Золотники 19 и 20 соединены со вторым концом рычага 16 (см. фиг. 2). Золотники 19 и 20 (см. фиг. 1) обоих распределителей 7 и 8 шестилинейные. В первой позиции золотников первая линия сообщена через соответствующие предохранительные клапаны 11 и 12 со сливом 6 и шестой линией, которая сообщена с рабочими бесштоковыми полостями соответствующих силовых гидравлических цилиндров 1 и 2, а вторая - с напорной гидравлической линией и четвертой линией, которая сообщена со сливом 6, а во второй позиции вторая линия сообщена с напорной гидравлической линией и пятой линией, которая через соотве тствующие обратные клапаны 9 и 10 сообщена с рабочими бесштоковыми полостями соответствующих силовых гидравлических цилиндров 1 и 2, а третья - через редукционные клапаны 13 и 14 со сливом бис шестой линией, которая сообщена с рабочими бесштоковыми полостями соответствующих силовых гидравлических цилиндров. В линии предохранительных клапанов 11 и 12 подсоединены сливные вентили 21 и 22. Золотники 19 и 20 имеют кинематическую связь 23 (см. фиг. 2) с рулевым управляющим органом (не показан).

Система натяжения гусеничных цепей работает следующим образом.

В ходе эксплуатации транспортного средства происходит износ шарниров, соединяющих звенья гусеничной цепи, в результате чего наступает ее ослабление и провисание. Ослабленная гусеничная цепь, провисая, давит на ролик 17 (см. фиг. 2) соответствующего следящего устройства, который, поворачивая рычаг 16 вокруг оси 15, воздействует на изменение положения соответствующего золотника (например, золотника 19 распределительного механизма 7 (см. фиг. 1). При этом рабочая бесштоковая полость силового гидроцилиндра 1, сообщаясь с напорной линией системы управления, заполняется через обратный клапан 9 рабочей жидкостью. Это вызывает перемещение штока силового гидроцилиндра 1 и отведение натяжного колеса 3. Гусеничная цепь, натягиваясь, снимает нагрузку с ролика 17 (см. фиг. 2). Ролик 17, рычаг 16 следящего устройства и золотник 19 распределительного механизма 7 под действием возвратного механизма 18 занимают прежнее положение, разобщая рабочую бесштоковую полость силового цилиндра 1 (см. фиг. 1) с напорной гидравлической линией, соединенной с источником 5 текучей среды под давлением. Напорная гидравлическая линия при этом соединяется со сливом 6.

При преодолении местных препятствий в процессе движения транспортного средства в силовом гидроцилиндре 1 из-за натяжения гусеничной цепи возрастает давление, при этом открывается предохранительный клапан 11 и часть жидкости попадает в слив 6. По окончании преодоления препятствия за счет вытекания части жидкости возникает ослабление натяжения и провисание гусеничной цепи, процесс автоматического натяжения повторяется, как указано выше.

В случае крутого поворота (с малым радиусом кривизны) при движении транспортного средства с высокой скоростью на опорной поверхности с большим сопротивлением во избежание сбрасывания внутренней (отстающей) гусеничной цепи, даже при оптимальном ее натяжении, от рулевого управляющего органа (не показан) на золотник 19 распределительного механизма 7, связанного с силовым гидроцилиндром 1 отстающей гусеничной цепи, через механическую связь 23 (см. фиг. 2) передается усилие. Золотник 19 (см. фиг. 1) перемещаясь во второе положение, сообщает рабочую бесштоковую полость гидроцилиндра 1 с напорной гидравлической линией и линией редукционного клапана 13. При этом рабочая бесштоковая полость гидроцилиндра 1 разобщается с линией предохранительного клапана 11. Редукционный клапан 13 открывается при значении давления большем, чем предохранительный клапан 11, что обеспечивает большее натяжение отстающей гусеничной цепи. При переводе рулевого управляющего органа из положения крутого поворота, усилие с золотника 19 снимается, и он занимает исходное положение. При этом рабочая бесштоковая полость обратно сообщается с линией предохранительного клапана 11, поддерживая оптимальную величину натяжения гусеничной цепи.

При необходимости ослабления гусеничной цепи, например при ремонте, открывается запорный вентиль 21 и рабочая жидкость из рабочей полости гидроцилиндра 1 выходит на слив 6.

Аналогично работают механизмы, обеспечивающие натяжение второй гусеничной цепи.

В результате достигается исключение вероятности сбрасывания гусеничных цепей за счет варьирования величины их натяжения на поворотах и обеспечение индивидуальной идентификации необходимости натяжения гусеничных цепей по величине их провисания.

Система натяжения гусеничных цепей транспортного средства специального назначения, преимущественно тягачей или броневой техники, содержащая силовые гидравлические цилиндры, штоки которых связаны с натяжными колесами и включены в гидравлическую систему управления транспортным средством, включающую в себя источник текучей среды под давлением, слив, распределитель и систему клапанов, при этом источник текучей среды под давлением посредством напорной гидравлической линии управления и системы клапанов сообщен с рабочей бесштоковой полостью каждого гидравлического цилиндра, которая посредством системы клапанов сообщена со сливом, а распределитель встроен в напорную гидравлическую линию управления, система снабжена следящим приспособлением, содержащим установленный с возможностью поворота на оси рычаг, на одном конце которого размещен ролик, установленный на расстоянии от гусеничной цепи с возможностью взаимодействия с ней, а другой связан с возвратным механизмом, указанный распределитель выполнен золотниковым, двухпозициоиным, золотник соединен со вторым концом рычага, отличающаяся тем, что система снабжена дополнительным распределителем и дополнительным следящим приспособлением, на одном конце рычага которого размещен ролик, установленный на расстоянии от второй гусеничной цепи с возможностью взаимодействия с ней, а другой конец связан с возвратным механизмом и золотником дополнительного распределителя, при этом каждый распределитель связан лишь с одним из силовых гидравлических цилиндров, золотники обоих распределителей шестилинейные, в первой позиции которых первая линия сообщена через соответствующие предохранительные клапаны со сливом и шестой линией, которая сообщена с рабочими бесштоковыми полостями соответствующих силовых гидравлических цилиндров, а вторая - с напорной гидравлической линией и четвертой линией, которая сообщена со сливом, а во второй позиции вторая линия сообщена с напорной гидравлической линией и пятой линией, которая через соответствующие обратные клапаны сообщена с рабочими бесштоковыми полостями соответствующих силовых гидравлических цилиндров, а третья - через редукционные клапаны со сливом и с шестой линией, которая сообщена с рабочими бесштоковыми полостями соответствующих силовых гидравлических цилиндров, причем золотники имеют кинематическую связь с рулевым управляющим органом.



 

Наверх