Замок для автомобильных колес (варианты)

 

Изобретение относится к колесам транспортных средств, а именно к средствам предотвращения кражи автомобильных колес. Замок для автомобильных колес содержит болт с головкой в виде тела вращения. Боковые цилиндрические поверхности тела вращения снабжены параллельными оси дугообразными выпуклыми поверхностями и вогнутыми впадинами. Головка болта имеет защитное кольцо Замок открывает ключ с ответной геометрией внутренней поверхности. Повышение секретности достигается выполнением рабочих поверхностей замка и ключа двухуровневыми. Варианты замка позволяют расширить диапазон применения замков для разных типов крепления колес к ступице автомобиля с обеспечением предотвращения несанкционированного съема колес. 3 н.п. 27 з.п. ф-лы, 3 ил.

Полезная модель относится к колесам транспортных средств, а именно к средствам предотвращения кражи колес.

В настоящее время большое распространение получили резьбовые крепежные средства (замки) для предотвращения неразрешенного съема автомобильных колес.

Известно, что колеса могут крепиться к ступице автомобиля как болтами, так и гайками. В первом случае стандартный болт заменяется нестандартным, во втором случае шпилька жестко закреплена в ступице и на нее навинчивается гайка с нестандартной головкой.

Подобные устройства являются замками и предназначены для исключения несанкционированного съема автомобильных колес. Подобные замки можно «закрыть» и «открыть» только ответным ключом (секреткой).

Запирающий эффект замка достигается благодаря оригинальному профилю контактирующих рабочих поверхностей замка и ответного ключа.

Известен замок для автомобильных колес, содержащий болт с головкой (первый вариант), выполненной в виде тела вращения, состоящего из конической части, переходящей в цилиндрическую часть, на которой установлено с возможностью вращения защитное цилиндрическое кольцо, образующее с головкой болта технологический зазор (патент РФ на полезную модель 91316, МПК B60B 7/16, 2010).

Известен также замок для автомобильных колес, содержащий гайку с глухим резьбовым отверстием (второй вариант), выполненной в виде тела вращения, состоящего из конической части, переходящей в цилиндрическую часть, на которой установлено с возможностью вращения защитное цилиндрическое кольцо, образующее с с головкой болта технологический зазор (патент РФ на полезную модель 91316, МПК B60B 7/16, 2010).

Недостатком известных замков является недостаточная степень секретности, поскольку запирающие поверхности головки болта и гайки с глухим отверстием выполнены в виде радиально ориентированных смежных выпукло-вогнутых участков и являются достаточно простыми.

Еще известно устройство для предотвращения несанкционированного разъема резьбового соединения, содержащее болт с головкой или гайку и ответный ключ, выполненные в виде тел вращения, содержащее между замком и защитным кольцом технологический зазор, при этом на боковой рабочей цилиндрической поверхности замка выполнены контактирующие элементы на различных уровнях (п. 8 формулы патента РФ на полезную модель 114909, МПК B60B 7/16, 2012 г.).

В указанном пункте формулы известного устройства предлагается выполнение контактирующих элементов в виде фигур различной геометрической формы (прямых и/или наклонных призм, которые имеют в качестве основания одну или несколько плоскостных фигур, выбранных из ряда: трапеция, полусфера, треугольник, многогранник и т.д.).

Такое техническое решение предполагает бесчисленное количество вариантов замка. Однако, очевидно, что такие замки излишне усложнены и вряд ли найдут практическое применение.

Наиболее близким по количеству совпадающих существенных признаков к заявляемому техническому решению относится замок для автомобильных колес, содержащий болт с головкой, выполненной в виде тела вращения, состоящего из конической части, переходящей в цилиндрическую часть, на которой установлено с возможностью вращения защитное цилиндрическое кольцо, образующее при этом с головкой болта кольцевой технологический зазор, боковая поверхность головки болта напротив технологического зазора снабжена параллельными оси болта выпуклыми от оси болта дугообразными поверхностями и вогнутыми к оси болта дугообразными впадинами, образующие в местах пересечения с дугообразными поверхностями ребра, и ответный ключ для цилиндрической части болта, снабженный гранями под стандартный гаечный ключ, (патент РФ на полезную модель 106178, МПК B60B 7/16, 2011 г., вариант 1 - прототип).

Другим наиболее близким техническим решением является замок для автомобильных колес, содержащий гайку с глухим резьбовым отверстием, выполненной в виде тела вращения, состоящего из конической части, переходящей в цилиндрическую часть, на которой установлено с возможностью вращения защитное цилиндрическое кольцо, образующее при этом с цилиндрической частью гайки кольцевой технологический зазор, боковая поверхность цилиндрической части гайки напротив технологического зазора снабжена параллельными оси гайки выпуклыми от оси гайки дугообразными поверхностями и вогнутыми к оси гайки дугообразными впадинами, образующие в местах пересечения с дугообразными поверхностями ребра, и ответный ключ для цилиндрической части гайки, снабженный гранями под стандартный гаечный ключ, (патент РФ на полезную модель 106178, МПК B60B 7/16, 2011 г., вариант 2 - прототип).

Следующим наиболее близким техническим решением является замок для автомобильных колес, содержащий гайку, выполненной в виде тела вращения, состоящего из конической части, переходящей в цилиндрическую часть, на которой установлено с возможностью вращения защитное цилиндрическое кольцо, образующее при этом с цилиндрической частью гайки кольцевой технологический зазор, боковая поверхность цилиндрической части гайки напротив технологического зазора снабжена параллельными оси гайки выпуклыми от оси гайки дугообразными поверхностями и вогнутыми к оси гайки дугообразными впадинами, образующие в местах пересечения с дугообразными поверхностями ребра, и ответный ключ для цилиндрической части гайки, снабженный гранями под стандартный гаечный ключ, (патент РФ на полезную модель 106178, МПК B60B 7/16, 2011 г., вариант 2 - прототип).

К недостаткам прототипов относится недостаточная степень секретности, связанная с одноуровневым выполнением рабочих поверхностей замков.

Задачей настоящей полезной модели является повышение секретности замка, увеличение вариантности его исполнения и расширение диапазона применения.

Поставленная задача для первого варианта решается за счет того, что в замке для автомобильных колес, содержащем болт с головкой, выполненной в виде тела вращения, состоящего из конической части, переходящей в цилиндрическую часть, на которой установлено с возможностью вращения защитное цилиндрическое кольцо, образующее при этом с головкой болта кольцевой технологический зазор, боковая поверхность головки болта напротив технологического зазора снабжена параллельными оси болта выпуклыми от оси болта дугообразными поверхностями и вогнутыми к оси болта дугообразными впадинами, образующие в местах пересечения с дугообразными поверхностями ребра, и ответный ключ для цилиндрической части болта, снабженный гранями под стандартный гаечный ключ, цилиндрическая часть головки болта напротив технологического зазора выполнена двухуровневой, причем выпуклые дугообразные поверхности и вогнутые дугообразные впадины обоих уровней не совпадают по вертикали, ответный ключ выполнен двухуровневым под два размера стандартного ключа.

Поставленная задача для второго варианта решается за счет того, что в замке для автомобильных колес, содержащем гайку с глухим резьбовым отверстием, выполненной в виде тела вращения, состоящего из конической части, переходящей в цилиндрическую часть, на которой установлено с возможностью вращения защитное цилиндрическое кольцо, образующее при этом с цилиндрической частью гайки кольцевой технологический зазор, боковая поверхность цилиндрической части гайки напротив технологического зазора снабжена параллельными оси гайки выпуклыми от оси гайки дугообразными поверхностями и вогнутыми к оси гайки дугообразными впадинами, образующие в местах пересечения с дугообразными поверхностями ребра, и ответный ключ для цилиндрической части гайки, снабженный гранями под стандартный гаечный ключ, цилиндрическая часть гайки напротив технологического зазора выполнена двухуровневой, причем выпуклые дугообразные поверхности и вогнутые дугообразные впадины обоих уровней не совпадают по вертикали, ответный ключ выполнен двухуровневым под два размера стандартного ключа.

Поставленная задача для третьего варианта решается за счет того, что в замке для автомобильных колес, содержащем гайку, выполненной в виде тела вращения, состоящего из конической части, переходящей в цилиндрическую часть, на которой установлено с возможностью вращения защитное цилиндрическое кольцо, образующее при этом с цилиндрической частью гайки кольцевой технологический зазор, боковая поверхность цилиндрической части гайки напротив технологического зазора снабжена параллельными оси гайки выпуклыми от оси гайки дугообразными поверхностями и вогнутыми к оси гайки дугообразными впадинами, образующие в местах пересечения с дугообразными поверхностями ребра, и ответный ключ для цилиндрической части гайки, снабженный гранями под стандартный гаечный ключ, гайка выполнена со сквозным резьбовым отверстием, при этом цилиндрическая часть гайки напротив технологического зазора выполнена двухуровневой, причем выпуклые дугообразные поверхности и вогнутые дугообразные впадины обоих уровней не совпадают по вертикали, ответный ключ выполнен двухуровневым под два размера стандартного ключа.

Технический результат достигается за счет выполнения цилиндрической части головки болта и цилиндрической части гайки с глухим или открытым резьбовым отверстием двухуровневыми, при этом выпуклые дугообразные поверхности и вогнутые дугообразные впадины обоих уровней не совпадают по вертикали.

Такое конструктивное решение позволяет повысить секретность замка без излишних усложнений, повысить устойчивость ответного ключа за счет увеличения объема захвата тела замка ключом и расширить эксплуатационные возможности секретки, благодаря наличию двухуровневой гайки.

Заявляемая полезная модель представлена на чертежах, где на фиг. 1 изображен общий вид замка (вариант 1); на фиг. 2 - разрез В-В; на фиг. 3 - вид на болт слева; на фиг. 4 - разрез А-А; на фиг. 5 - разрез Б-Б; на фиг. 6 - общий вид ответного ключа (вариант 1); на фиг. 7 - вид на ключ слева; на фиг. 8 - разрез Г-Г, на фиг. 9 - разрез Д-Д; на фиг. 10 - общий вид замка с ответным ключом в сборе (вариант 1); на фиг. 11 - вид слева; на фиг. 12 - общий вид замка (вариант 2); на фиг. 13 - разрез З-З; на фиг. 14 - вид на замок (гайку с глухим отверстием) слева; на фиг. 15 - разрез Е-Е; на фиг. 16 - разрез Ж-Ж; на фиг. 17 - общий вид ответного ключа (вариант 2); на фиг. 18 - вид слева; на фиг. 19 - разрез И-И; на фиг. 20 - разрез К-К; на фиг. 21 - общий вид замка с ответным ключом в сборе (вариант 2); фиг. 22 - вид слева; на фиг. 23 - общий вид замка (вариант 3); на фиг. 24 - разрез Н-Н; на фиг. 25 - вид на замок (гайку со сквозным отверстием) слева; на фиг. 26 - разрез Л-Л; на фиг. 27 - разрез М-М; на фиг. 28 - общий вид ответного ключа (вариант 3); на фиг. 29 - вид на ключ слева; на фиг. 30 - разрез О-О; на фиг. 31 - разрез П-П; на фиг. 32 - общий вид замка с ответным ключом в сборе (вариант 3); на фиг. 33 - вид слева.

Замок для автомобильных колес (вариант 1) состоит из болта 1 с головкой, состоящей из конической части 2 и цилиндрической части 3, на которой размещено защитное кольцо 4, образуя технологический зазор «t», при этом цилиндрическая часть состоит из уровней 5 и 6, выполненных с выпуклыми дугообразными поверхностями 7 и вогнутыми дугообразными впадинами 8, образуя в местах пересечения ребра 9. Для закручивания и откручивания замка необходим ответный ключ 10 (секретка) с двухуровневой гайкой 11, внутренняя цилиндрическая поверхность ключа снабжена ответными замку дугообразными соответствующими выпуклыми и вогнутыми поверхностями и впадинами 12 и 13.

Замок для автомобильных колес (вариант 2) состоит из гайки 14 с глухим резьбовым отверстием 15, конической частью 16 и цилиндрической частью 17, на которой размещено защитное кольцо 4, образуя технологический зазор «t», при этом цилиндрическая часть состоит из уровней 5 и 6, выполненными с выпуклыми дугообразными поверхностями 7 и вогнутыми дугообразными впадинами 8, образуя в местах пересечения ребра 9. Для закручивания и откручивания замка необходим ответный ключ 10 (секретка) с двухуровневой гайкой 11, внутренняя цилиндрическая поверхность ключа снабжена ответными замку дугообразными соответствующими выпуклыми и вогнутыми поверхностями и впадинами 12 и 13.

Замок для автомобильных колес (вариант 3) состоит из гайки 18 со сквозным резьбовым отверстием 19, конической частью 16 и цилиндрической частью 17, на которой размещено защитное кольцо 4, образуя технологический зазор «t», при этом цилиндрическая часть состоит из уровней 5 и 6, выполненными с выпуклыми дугообразными поверхностями 7 и вогнутыми дугообразными впадинами 8, образуя в местах пересечения ребра 9. Для закручивания и откручивания замка необходим ответный ключ 10 (секретка) с двухуровневой гайкой 11, внутренняя цилиндрическая поверхность ключа снабжена ответными замку дугообразными соответствующими выпуклыми и вогнутыми поверхностями и впадинами 12 и 13.

Замки работают следующим образом.

По первому варианту сначала вывинчивают из ступицы автомобиля стандартный болт и подготавливают замок для размещения его вместо изъятого болта. Для этого в болт 1 с установленным на него защитным кольцом 4 вставляют секретку 10 в технологический зазор «t» и совмещают секретку с двумя уровнями 5 и 6 цилиндрической части 3 головки болта путем ее поворота до совпадения их дугообразных поверхностей 7 и 8 с ответными дугообразными поверхностями 12 и 13. Затем завинчивают болт в ступицу автомобиля и удаляют секретку. От несанкционированного открытия замка предохраняет защитное кольцо 4, которое из-за возможности вращения не позволяет обхватить замок подручными средствами, например, плоскогубцами.

Секретность замка повышается за счет увеличения вариантности выполнения дугообразных поверхностей и дугообразных впадин обоих уровней, которые могут быть расположены на противоположных сторонах любой части цилиндрической поверхности замка и в достаточном количестве, а также возможность выполнения впадин в виде геометрических форм: вогнутых и трапециевидных.

Вариантность выполнения замка повышается также в случае, когда дугообразные поверхности и дугообразные впадины обоих уровней не совпадают по вертикали.

Замена конической части головки болта на сферическую (на чертеже не показано) позволяет расширить диапазон использования замка с учетом разного крепления колес.

По второму варианту замок предназначен для колес, которые крепятся к ступице автомобиля шпильками. В этом случае гайка с глухим резьбовым отверстием, подготовленная как описано в варианте 1, навинчивается на шпильку.

По третьему варианту замок предназначен для автомобильных колес с небольшой длиной шпильки и работает, как описано в варианте 2.

Замки могут быть изготовлены промышленным способом, например методом токарной, фрезерной обработки или штамповки.

Технический результат выражается в повышении секретности замков, увеличении вариантов их исполнения, расширении диапазона применимости, надежности и удобстве при эксплуатации.

1. Замок для автомобильных колес, содержащий болт с головкой, выполненной в виде тела вращения, состоящего из конической части, переходящей в цилиндрическую часть, на которой установлено с возможностью вращения защитное кольцо, образующее при этом с головкой болта кольцевой технологический зазор, боковая поверхность головки болта напротив технологического зазора снабжена параллельными оси болта выпуклыми от оси болта дугообразными поверхностями и вогнутыми к оси болта дугообразными впадинами, образующие в местах пересечения с дугообразными поверхностями ребра, и ответный ключ для цилиндрической части болта, снабженный гранями под стандартный гаечный ключ, отличающийся тем, что цилиндрическая часть головки болта напротив технологического зазора выполнена двухуровневой, причем выпуклые дугообразные поверхности и вогнутые дугообразные впадины обоих уровней не совпадают по вертикали, ответный ключ выполнен двухуровневым под два размера стандартного ключа.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что дугообразные поверхности и дугообразные впадины обоих уровней головки болта совпадают по вертикали.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что тело вращения состоит из сферической части, переходящей в цилиндрическую часть.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что дугообразные поверхности и дугообразные впадины на каждом из уровней головки болта выполнены на противоположных сторонах цилиндрической поверхности.

5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что каждый уровень головки болта снабжен, по крайней мере, одной выпуклой дугообразной поверхностью и одной вогнутой дугообразной впадиной.

6. Устройство по п.1, отличающееся тем, что дугообразные поверхности и дугообразные впадины на каждом из уровней головки болта размещены на противоположных сторонах цилиндрической поверхности.

7. Устройство по п.1, отличающееся тем, что глубина вогнутых дугообразных впадин выполнена в пределах 0, 5-1, 5 мм.

8. Устройство по п.1, отличающееся тем, что, по крайней мере, на одном из уровней головки болта вогнутые впадины имеют в сечении трапециевидную форму.

9. Устройство по п.1, отличающееся тем, что, по крайней мере, на одном из уровней головки болта выпуклые поверхности имеют в сечении трапециевидную форму.

10. Устройство по п.1, отличающееся тем, что глубина вогнутых трапециевидных впадин выполнена в пределах 0,5-1,5 мм.

11. Замок для автомобильных колес, содержащий гайку с глухим резьбовым отверстием, выполненную в виде тела вращения, состоящего из конической части, переходящей в цилиндрическую часть, на которой установлено с возможностью вращения защитное кольцо, образующее при этом с цилиндрической частью гайки кольцевой технологический зазор, боковая поверхность цилиндрической части гайки напротив технологического зазора снабжена параллельными оси гайки выпуклыми от оси гайки дугообразными поверхностями и вогнутыми к оси гайки дугообразными впадинами, образующие в местах пересечения с дугообразными поверхностями ребра, и ответный ключ для цилиндрической части гайки, снабженный гранями под стандартный гаечный ключ, отличающийся тем, что цилиндрическая часть гайки напротив технологического зазора выполнена двухуровневой, причем выпуклые дугообразные поверхности и вогнутые дугообразные впадины обоих уровней не совпадают по вертикали, ответный ключ выполнен двухуровневым под два размера стандартного ключа.

12. Устройство по п.11, отличающееся тем, что дугообразные поверхности и дугообразные впадины обоих уровней гайки совпадают по вертикали.

13. Устройство по п.11, отличающееся тем, что тело вращения состоит из сферической части, переходящей в цилиндрическую часть.

14. Устройство по п.11, отличающееся тем, что дугообразные поверхности и дугообразные впадины на каждом из уровней гайки выполнены на противоположных сторонах цилиндрической поверхности.

15. Устройство по п.11, отличающееся тем, что каждый уровень гайки снабжен, по крайней мере, одной выпуклой дугообразной поверхностью и одной вогнутой дугообразной впадиной.

16. Устройство по п.11, отличающееся тем, что дугообразные поверхности и дугообразные впадины на каждом из уровней гайки размещены на противоположных сторонах цилиндрической поверхности.

17. Устройство по п.11, отличающееся тем, что глубина вогнутых дугообразных впадин выполнена в пределах 0, 5-1, 5 мм.

18. Устройство по п.11, отличающееся тем, что, по крайней мере, на одном из уровней гайки вогнутые впадины имеют в сечении трапециевидную форму.

19. Устройство по п.11, отличающееся тем, что глубина выпуклых дугообразных поверхностей выполнена в пределах 0,5-1,5 мм.

20. Устройство по п.11, отличающееся тем, что, по крайней мере, на одном из уровней гайки выпуклые поверхности имеют в сечении трапециевидную форму.

21. Замок для автомобильных колес, содержащий гайку, выполненную в виде тела вращения, состоящего из конической части, переходящей в цилиндрическую часть, на которой установлено с возможностью вращения защитное кольцо, образующее при этом с цилиндрической частью гайки кольцевой технологический зазор, боковая поверхность цилиндрической части гайки напротив технологического зазора снабжена параллельными оси гайки выпуклыми от оси гайки дугообразными поверхностями и вогнутыми к оси гайки дугообразными впадинами, образующими в местах пересечения с дугообразными поверхностями ребра, и ответный ключ для цилиндрической части гайки, снабженный гранями под стандартный гаечный ключ, отличающийся тем, что гайка выполнена со сквозным резьбовым отверстием, при этом цилиндрическая часть гайки напротив технологического зазора выполнена двухуровневой, причем выпуклые дугообразные поверхности и вогнутые дугообразные впадины обоих уровней не совпадают по вертикали, ответный ключ выполнен двухуровневым под два размера стандартного ключа.

22. Устройство по п.21, отличающееся тем, что дугообразные поверхности и дугообразные впадины обоих уровней гайки совпадают по вертикали.

23. Устройство по п.21, отличающееся тем, что тело вращения состоит из сферической части, переходящей в цилиндрическую часть.

24. Устройство по п.21, отличающееся тем, что дугообразные поверхности и дугообразные впадины на каждом из уровней гайки выполнены на противоположных сторонах цилиндрической поверхности.

25. Устройство по п.21, отличающееся тем, что каждый уровень гайки снабжен, по крайней мере, одной выпуклой дугообразной поверхностью и одной вогнутой дугообразной впадиной.

26. Устройство по п.21, отличающееся тем, что дугообразные поверхности и дугообразные впадины на каждом из уровней гайки размещены на противоположных сторонах цилиндрической поверхности.

27. Устройство по п.21, отличающееся тем, что глубина вогнутых дугообразных впадин выполнена в пределах 0, 5-1, 5 мм.

28. Устройство по п.21, отличающееся тем, что, по крайней мере, на одном из уровней гайки вогнутые впадины имеют в сечении трапециевидную форму.

29. Устройство по п.21, отличающееся тем, что глубина выпуклых дугообразных поверхностей выполнена в пределах 0,5-1,5 мм.

30. Устройство по п.21, отличающееся тем, что, по крайней мере, на одном из уровней гайки выпуклые поверхности имеют в сечении трапециевидную форму.



 

Наверх