Многокорпусное судно

 

Полезная модель относится к судостроению, а именно к малогабаритным многокорпусным судам. Многокорпусное судно включающее два корпуса из поплавков, установленную на них палубу с креслами для пассажиров, столом (рундуком), тумбой пульта управления, транспортную тележку размещенную под палубой между корпусами, установленную посредством смонтированной на палубе домкратно-цепной системы, движительно-рулевого устройства. Согласно полезной модели корпуса выполнены наборными из секционных поплавков представляющих собой герметичные цилиндрические емкости-секции, например бочки, выполненные из жесткого металлического материала, соединенные между собой и смонтированные на несущую раму посредством проставок, выступов на торцах поплавков и хомутов с возможностью замены любой из секций в случае ее повреждения. Палуба судна выполнена в виде платформы состоящей из набора поперечных элементов, соединенной с несущей рамой, в средней части которой выполнен люк для доступа к элементам крепления транспортной тележки. Несущая рама состоит из связанных между собой продольными балками на расстоянии соответствующем длине секционных поплавков модульных элементов, каждый из которых включает в себя вертикальные стойки и поперечины усиленные фермой, причем носовой модульный элемент содержит устройства крепления тягово-прицепного устройства, а в кормовом модульном элементе выполнен вырез предназначенный для размещения движителя на транце выполненном в виде каркаса подвески. В частных случаях исполнения полезной модели проставки выполнены в виде объемного трапециевидного корпуса с наклонными сторонами и радиальным основанием, повторяющим поперечный контур выступов цилиндрических емкостей, с продольными выемками, одна из которых, более узкая, выполнена по середине внутренней поверхности радиального основания для размещения торцевых выступов двух соединенных между собой секционных поплавков, а другая, более широкая, выполнена по середине наружной поверхности в виде опорной канавки предназначенной для размещения в ней поперечины модульного элемента, при этом высота проставок выбрана с возможностью обеспечения зазора между палубой и корпусами. Кроме того, на палубе выполнено ограждение по периметру платформы в виде стоек и релингов проемы которого закрыты вертикально снизу, по меньшей мере, наполовину высоты стоек, жесткими панелями, преимущественно из дюралюминия, а в носовой части такие панели выполнены наклонными под углом относительно плоскости палубы из диапазона от 20 до 45 градусов. Кроме того, каркас подвески движителя выполнен в виде моторной рамки с элементами крепления движителя, лонжеронами приваренными с одной стороны к моторной рамке, а с другой стороны закрепленными на поперечине несущей рамы, причем верхняя пара лонжеронов закреплена жестко, а нижняя посредством резинометаллических опор, при этом на боковых сторонах моторной рамки и на поперечинах кормового модуля размещены П-образные основания для крепления реактивных тяг, а П-образные основания размещенные на поперечинах кормового модуля выполнены со сквозными отверстиями предназначенными для регулировки положения точек крепления реактивных тяг в продольном и поперечном направлениях. Кроме того, транспортная тележка состоит из неразъемно соединенных между собой попарно четырех направляющих и четырех поперечин, образующих нижнюю рамку выполненную с меньшим продольным размером относительно верхней рамки, близких по форме к параллелепипеду и соединенные между собой посредством стоек закрепленных концами посередине рамок, парой передних и парой задних распорок 59, и двумя наклонными опорами установленными по бокам тележки в местах крепления оси вращения оппозитно установленных ступиц колесных пар с жестко закрепленными в углах верхней рамки кронштейнами выполненными в виде объемных пирамид с зацепами, предназначенными для направления транспортной тележки при стыковке с несущей рамой, при этом размер нижней рамки выбран с возможностью установки внутри рамки колесной пары с автомобильными шинами стандартного типоразмера, применяемыми на малолитражных легковых автомобилях. При этом, домкратно-цепная система судна может состоять из подъемной цепи, включающей первую часть из четырех сегментов, каждый из которых имеет нижний конец разъемно присоединяемый к зацепам кронштейнов транспортной тележки и верхний конец соединенный в одно общее звено, являющееся нижним концом второй части цепи, любое звено верхнего конца которой выполнено с возможностью разъемного соединения посредством, например, карабина, с проушиной винтового домкрата жестко смонтированного на несущей раме. Так же, тягово-прицепное устройство судна представляет собой дышло близкое по форме к треугольнику, образованное одной поперечиной и двумя продольными направляющими с жестко присоединенной под углом из диапазона от 0 до 7 градусов относительно горизонтальной плоскости прямолинейной балкой на которой установлены средства сцепки с замковым устройством, установленном на автомобиле, например, шарового типа. При этом, замковое устройство аналогичное автомобильному установлено и на транспортной тележке. На концах поперечины с наклоном под углом из диапазона от 110 до 130 градусов выполнены кронштейны предназначенные для установки на устройствах крепления переднего модуля несущей рамы с возможностью изменения положения тягово-прицепного устройства в вертикальной плоскости из одного крайнего положения - транспортирующего (рабочего) в другое - транспортируемое (походное). Техническим результатом полезной модели является увеличение прочности и надежности судна за счет применения в конструкции корпусов жестких поплавков в качестве несущих элементов, улучшение комфорта за счет использования проставок корпусов и вибродемпфирующих резинометаллических опор в подвеске движителя на несущей раме, повышение удобства эксплуатации и транспортировки судна за счет использования в конструкции транспортной тележки и прицепного устройства, улучшение ремонтопригодности за счет выполнения жестких поплавков секционными. 1 н. 6 з.п. ф-лы, 22 ил.

Полезная модель относится к судостроению, а именно к малогабаритным многокорпусным судам.

Существуют различные типы многокорпусных судов, отличающиеся количеством поплавков, габаритными размерами, грузоподъемностью, уровнем комфортности, назначением и т.п.

В основном, прочностные характеристики указанных судов определяются конструкцией корпусов, соединительной платформы в виде палубы и несущей рамы.

Кроме того, известны разборные и неразборные конструкции судов. Соответственно, существуют суда приспособленные для транспортировки к водоему в разобранном виде и неразборные суда изготавливаемые либо в условиях судостроительного завода с доками, размещенными непосредственно на берегу, либо транспортируемые с помощью специальных транспортных средств с места изготовления, расположенного вдали от водоема.

Предлагаемая полезная модель относится к прогулочным судам выполненным в виде катамарана с двумя боковыми корпусами, может быть изготовлена в условиях мастерской с ограниченной производственной площадью с применением известных технологических способов, на стандартном оборудовании, транспортируемая к месту эксплуатации с помощью легкового автотранспорта по автодорогам общего пользования.

Из описания полезной модели RU 106218, МПК B63B 35/73, публ. от 10.07.2011 г. известен разборный катамаран, содержащий два корпуса, связанных между собой соединительной площадкой, выполненной в виде корпусов состоящих из двух частей, соединяющихся между собой, которые связанны с площадкой, выполненной из нескольких плоских панелей соединенных между собой гибким креплением, при этом площадка крепится к корпусам посредствам поперечных элементов, проходящих сквозь обе части корпусов и герметично закрепленных в них. В разобранном виде верхняя часть корпуса вкладывается в нижнюю часть, а затем две вложенные части одного корпуса соединяются с двумя вложенными частями другого корпуса.

Из описания полезной модели RU 48163, МПК B26B 7/08, публ. от 27.09.2005 г. известен катамаран туристический, содержащий надувные поплавки, стрингеры и поперечные балки, снабженный карманами для установки стрингеров, дополнительно содержит контейнеры, выполненные в виде секций из мягкой водонепроницаемой ткани и размещенные под щитом - палубой, а на щите-палубе расположен каркас палатки, при этом поперечная балка содержит кронштейн крепления каркаса палатки, снабженный отверстиями для продевания стрингеров, а узел крепления стрингеров содержит втулку с фиксатором.

Из описания полезной модели RU 89839, МПК B63B 1/00, публ. от 20.12.2009 г. известен разборный тримаран, содержащий три надувных баллона, разборную жесткую раму, расположенную выше надувных баллонов. Рама выполнена из деревянного бруса, а на раму уложен настил из наборных деревянных щитов, образующий нижнюю палубу. Надувные баллоны могут быть соединены с рамой с помощью соединительных шнуров, продетых через люверсы на баллонах и крючки на раме. В кормовой части могут располагаться транцы для навесных двигателей. Рама может быть выполнена из металла и деревянного бруса, а на раму может быть уложен настил из наборных деревянных щитов, образующих нижнюю палубу. На жесткой раме могут быть закреплены вертикальные стойки, к которым прикреплена вторая рама, образующая, вместе с верхним настилом, верхнюю палубу. Надувные баллоны можно выполнить двухсекционными и более.

Из описания изобретения RU 2368530, МПК B63B 1/10, публ. от 27.09.2009 г. известно многокорпусное судно содержащее корпуса, выполненные в виде поплавков, по меньшей мере, одну палубу, огражденную по периметру релингами, надстройку и двигатель, установленный в кормовой части. Корпуса выполнены в виде цилиндрических баллонов, имеющих притупленные конические носовые и кормовые обтекатели, которые снабжены фальшбортами-волнорезами. Палуба выполнена разъемной по длине и состыкована с корпусами фланцевыми соединениями. На палубе при помощи фланцев закреплены силовые опоры надстройки, включающей технологические помещения и рулевую рубку. В релингах сделаны проходы для подъема-спуска пассажиров и закреплен на съемных стойках разъемный навес с окнами. Навес выполнен из жесткого или мягкого материала, имеет крышу оживальной или многоскатной формы.

Из описания изобретения RU 2262465, МПК B63B 35/73, B63G 8/00 публ. от 20.10.2005 г. известен судовой комплекс выполненный сборно-разборным и включащий в себя сборно-разборный катамаран с боковыми надувными секционными поплавками, установленную над ними переносную рубку и размещенный в пространстве между поплавками обитаемый подводный аппарат, который подвешен к катамарану посредством смонтированной на нем тросово-лебедочной системы, управляемой с подводного аппарата. В составе комплекса предусмотрена монтируемая над поплавками и наклоняемая посредством надувного мата аппарель-рама с встроенными катками, обеспечивающими боковой спуск на берег или спуск на воду в съемном днище-корыте упомянутой рубки, могущей служить наземным или плавучим домом. Опускаемый подводный аппарат содержит платформу с установленными по краям со стороны поплавков съемными колесами, образующими вместе с платформой трейлер для наземной транспортировки рубки. Платформа состоит из набора продольных протяженных элементов, соединенных поперечными трубами и/или стержнями с возможностью варьирования их количества перед погружением аппарата для обеспечения необходимой его балластировки. Вдоль боковых сторон платформы расположены кресла с прозрачными колпаками, нижние кромки которых находятся в районе пояса пассажиров.

Данное устройство выбрано в качестве прототипа.

К недостаткам как аналогов так и прототипа следует отнести высокую стоимость используемых материалов, сложность конструкции, высокую трудоемкость при изготовлении и высокую стоимость ремонтных работ в случае повреждения судна.

Задачей полезной модели является создание простого, надежного, безопасного и комфортного судна, состоящего из недорогих взаимозаменяемых элементов, приспособленного к транспортировке к месту эксплуатации с помощью легкового автотранспорта.

Техническим результатом, который обеспечивается решением указанной задачи является увеличение прочности и надежности судна за счет применения в конструкции корпусов жестких поплавков в качестве несущих элементов, улучшение комфорта за счет использования проставок корпусов и вибродемпфирующих резинометаллических опор в подвеске движителя на несущей раме, повышение удобства эксплуатации и транспортировки судна за счет использования в конструкции транспортной тележки и прицепного устройства, улучшение ремонтопригодности за счет выполнения жестких поплавков секционными.

Указанный технический результат достигается за счет того, что в многокорпусном судне включающем два корпуса из поплавков, установленную на них палубу с креслами для пассажиров, столом (рундуком), тумбой пульта управления, транспортную тележку размещенную под палубой между корпусами, установленную посредством смонтированной на палубе домкратно-цепной системы, движительно-рулевого устройства, согласно полезной модели корпуса выполнены наборными из секционных поплавков представляющих собой герметичные цилиндрические емкости-секции, например бочки, выполненные из жесткого металлического материала, соединенные между собой и смонтированные на несущую раму посредством проставок, выступов на торцах поплавков и хомутов с возможностью замены любой из секций в случае ее повреждения. Палуба судна выполнена в виде платформы состоящей из набора поперечных элементов, соединенной с несущей рамой, в средней части которой выполнен люк для доступа к элементам крепления транспортной тележки. Несущая рама состоит из связанных между собой продольными балками на расстоянии соответствующем длине секционных поплавков модульных элементов, каждый из которых включает в себя вертикальные стойки и поперечины усиленные фермой, причем носовой модульный элемент содержит устройства крепления тягово-прицепного устройства, а в кормовом модульном элементе выполнен вырез предназначенный для размещения движителя на транце выполненном в виде каркаса подвески.

В частных случаях исполнения полезной модели проставки выполнены в виде объемного трапециевидного корпуса с наклонными сторонами и радиальным основанием, повторяющим поперечный контур выступов цилиндрических емкостей, с продольными выемками, одна из которых, более узкая, выполнена по середине внутренней поверхности радиального основания для размещения торцевых выступов двух соединенных между собой секционных поплавков, а другая, более широкая, выполнена по середине наружной поверхности в виде опорной канавки предназначенной для размещения в ней поперечины модульного элемента, при этом высота проставок выбрана с возможностью обеспечения зазора между палубой и корпусами.

Кроме того, на палубе выполнено ограждение по периметру платформы в виде стоек и релингов проемы которого закрыты вертикально снизу, по меньшей мере, наполовину высоты стоек, жесткими панелями, преимущественно из дюралюминия, а в носовой части такие панели выполнены наклонными под углом относительно плоскости палубы из диапазона от 20 до 45 градусов.

Кроме того, каркас подвески движителя выполнен в виде моторной рамки с элементами крепления движителя, лонжеронами приваренными с одной стороны к моторной рамке, а с другой стороны закрепленными на поперечине несущей рамы, причем верхняя пара лонжеронов закреплена жестко, а нижняя посредством резинометаллических опор, при этом на боковых сторонах моторной рамки и на поперечинах кормового модуля размещены П-образные основания для крепления реактивных тяг, а П-образные основания размещенные на поперечинах кормового модуля выполнены со сквозными отверстиями предназначенными для регулировки положения точек крепления реактивных тяг в вертикальном и горизонтальном направлениях.

Кроме того, транспортная тележка состоит из неразъемно соединенных между собой попарно четырех направляющих и четырех поперечин, образующих нижнюю рамку выполненную с меньшим продольным размером относительно верхней рамки, близких по форме к параллелепипеду и соединенные между собой посредством стоек закрепленных концами посередине рамок, парой передних и парой задних распорок, и двумя наклонными опорами установленными по бокам тележки в местах крепления оси вращения оппозитно установленных ступиц колесных пар с жестко закрепленными в углах верхней рамки кронштейнами выполненными в виде объемных пирамид с зацепами, предназначенными для направления транспортной тележки при стыковке с несущей рамой, при этом размер нижней рамки выбран с возможностью установки внутри рамки колесной пары с автомобильными шинами стандартного типоразмера, применяемыми на малолитражных легковых автомобилях.

При этом, домкратно-цепная система судна может состоять из подъемной цепи, включающей первую часть из четырех сегментов, каждый из которых имеет нижний конец разъемно присоединяемый к зацепам кронштейнов транспортной тележки и верхний конец соединенный в одно общее звено, являющееся нижним концом второй части цепи, любое звено верхнего конца которой выполнено с возможностью разъемного соединения посредством, например, карабина, с проушиной винтового домкрата жестко смонтированного на несущей раме.

Так же, тягово-прицепное устройство судна представляет собой дышло близкое по форме к треугольнику, образованное одной поперечиной и двумя продольными направляющими с жестко присоединенной под углом из диапазона от 0 до 7 градусов относительно горизонтальной плоскости прямолинейной балкой на которой установлены средства сцепки с замковым устройством, установленном на автомобиле, например, шарового типа. При этом, замковое устройство аналогичное автомобильному установлено и на транспортной тележке. На концах поперечины с наклоном под углом из диапазона от 110 до 130 градусов выполнены кронштейны предназначенные для установки на устройствах крепления переднего модуля несущей рамы с возможностью изменения положения дышла в вертикальной плоскости из одного крайнего положения - транспортирующего (рабочего) в другое - транспортируемое (походное).

Устройство многокорпусного судна поясняется фигурами:

фиг. 1 - общий вид многокорпусного судна в положении на воде;

фиг. 2 - общий вид многокорпусного судна с левого борта;

фиг. 3 - вид сверху на многокорпусное судно;

фиг. 4 - вид спереди на многокорпусное судно;

фиг. 5 - вид сверху на фрагмент конструкции модульного элемента;

фиг. 6 - вид спереди на конструкцию модульного элемента;

фиг. 7 - общий вид модульного элемента;

фиг. 8 - вид снизу на проставку;

фиг. 9 - вид сверху-сбоку на проставку;

фиг. 10 - вид сверху-снизу на проставку;

фиг. 11 - вид спереди на каркас подвески движителя;

фиг. 12 - вид сбоку на каркас подвески движителя;

фиг. 13 - общий вид каркаса подвески движителя;

фиг. 14 - вид сверху на каркас подвески движителя;

фиг. 15 - общий вид транспортной тележки;

фиг. 16 - вид сбоку на транспортную тележку без колесной пары;

фиг. 17 - вид сверху на транспортную тележку без колесной пары;

фиг. 18 - вид сбоку на тягово-прицепное устройство;

фиг. 19 - вид сверху на тягово-прицепное устройство;

фиг. 20 - общий вид домкратно-цепной системы.

фиг. 21 - вид сбоку на транспортную тележку в сборе с растяжкой и тягово-прицепным устройством.

Фиг. 22 - вид сверху на транспортную тележку в сборе с растяжкой и тягово-прицепным устройством в двух положениях.

Многокорпусное судно 1 включает два корпуса 2 и 3 из поплавков-секций 4, установленную на них палубу 5 с креслами для пассажиров 6, столом 7 (рундуком), тумбой пульта управления 8, транспортную тележку 9 (на судне не показана) размещенную под палубой 5 между корпусами 2 и 3 установленную посредством смонтированной на палубе домкратно-цепной системы 10 (на судне не показана), движительно-рулевое устройство 11. Корпуса 2 и 3 выполнены наборными из секционных поплавков 4 представляющих собой герметичные цилиндрические емкости, например бочки, выполненные из жесткого металлического материала, соединенные между собой и смонтированные на несущую раму 12 (целиком не показана) посредством проставок 13, выступов 14 на торцах 15 поплавков 4 и хомутов 16 с возможностью замены любого из секционных поплавков 4 в случае его повреждения. При этом, носовые секции 17 корпусов 2 и 3 могут быть выполнены в виде конических обтекателей улучшающих гидродинамические характеристики судна.

Палуба 5 судна выполнена в виде платформы 18 состоящей из набора поперечных элементов 19, соединенной с несущей рамой 12, в средней части которой выполнен люк 20 для доступа к элементам крепления 21 на транспортной тележке 9. Несущая рама 12 состоит из связанных между собой, в частности, с помощью сварки, продольных балок 22 на расстоянии Б, соответствующем длине секционных поплавков 4 модульных элементов 23, каждый из которых включает в себя вертикальные стойки 24 и поперечины 25 усиленные фермой 26, причем носовой модульный элемент 27 содержит устройства крепления 28 тягово-прицепного устройства 29, а в кормовом модульном элементе 30 выполнен вырез 31 предназначенный для размещения движителя 32 на транце 33 выполненном в виде каркаса подвески 34. Количество модульных элементов 23 выбирается в процессе проектирования судна исходя из практической потребности с учетом назначения судна, его водоизмещения, грузоподъемности и т.п. Готовая конструкция предлагаемого многокорпусного судна имеет запас прочности достаточный для испытания максимально допустимых нагрузок, которые могут возникнуть при эксплуатации судна.

В частных случаях исполнения полезной модели проставки 13 выполнены в виде объемного трапециевидного корпуса с наклонными сторонами 35 и радиальным основанием 36, повторяющим поперечный контур выступов 14 секционных поплавков 4, с продольными выемками, одна из которых, более узкая 37, выполнена по середине внутренней поверхности 38 радиального основания 36 для размещения торцевых выступов 14 двух соединенных между собой секционных поплавков 4, а другая, более широкая 39, выполнена по середине наружной поверхности 40 в виде опорной канавки 41 предназначенной для размещения в ней поперечины 25 модульного элемента 23, при этом высота проставок 13 выбрана с возможностью обеспечения зазора 42 между палубой 5 и корпусами 2 и 3 для протока воды с целью уменьшения боковой качки вызываемой возмущающими силами водного волнения. Кроме того, использование проставок 13 указанной конструкции позволяет снизить вибрации и обеспечить надежное монтажное соединение корпусов 2 и 3 с несущей рамой 12.

На палубе 5 судна 1 по полезной модели выполнено ограждение по периметру платформы 18 в виде стоек 43 и релингов 44, проемы 45 которого закрыты вертикально снизу, по меньшей мере, наполовину высоты стоек 43, жесткими панелями 46, преимущественно из дюралюминия, а в носовой части эти панели 46 выполнены наклонными под углом относительно плоскости палубы 5 из диапазона от 20 до 45 градусов.

Каркас подвески 34 движителя 32 многокорпусного судна 1 выполнен в виде моторной рамки 47 с элементами крепления 48 движителя 32, лонжеронами 49 приваренными с одной стороны к моторной рамке 47, а с другой стороны закрепленными на одной из поперечин 25 несущей рамы 12, причем верхняя пара лонжеронов 49 закреплена жестко, а нижняя посредством резинометаллических опор 50, при этом на боковых сторонах моторной рамки 47 и на поперечинах 25 кормового модуля 30 размещены П-образные основания 51 для крепления реактивных тяг 52, а П-образные основания 51 размещенные на поперечинах 25 кормового модуля 30 выполнены со сквозными отверстиями 53 предназначенными для регулировки положения мест крепления реактивных тяг 52 в вертикальном и горизонтальном направлениях.

Движительно-рулевое устройство 11 включает движитель 32 который может быть выполнен в виде стандартного лодочного мотора с гребным винтом и гидроприводом регулировки заглубления гребного винта, мощность которого позволяет приводить в движение суда указанного типа, известный рулевой тросовый привод, позволяющий разместить органы управления судном на пульте управления 8, установленном на палубе 5.

Транспортная тележка 9 выполненная одноосной, состоит из неразъемно соединенных между собой попарно четырех направляющих 54 и четырех поперечин 55, образующих нижнюю рамку 56 выполненную с меньшим продольным размером относительно верхней рамки 57, близких по форме к параллелепипеду и соединенные между собой посредством стоек 58 закрепленных концами посередине рамок, парой передних и парой задних распорок 59, и двумя наклонными опорами 60 установленными по бокам тележки 9 в местах крепления оси вращения 61 оппозитно установленных ступиц 62 колесных пар 63 с жестко закрепленными в углах верхней рамки 57 кронштейнами 64 выполненными в виде объемных пирамид 65 с зацепами 66, предназначенными для направления транспортной тележки 9 при стыковке с несущей рамой 12, при этом размер нижней рамки 56 выбран с возможностью установки внутри этой рамки 56 колесной пары 63 с автомобильными шинами стандартного типоразмера, применяемыми на малолитражных легковых автомобилях. Кроме того, верхняя рамка 57 содержит элементы крепления 21 выполненные в виде двух оппозитно расположенных резьбовых отверстия предназначенных для фиксации транспортной тележки 9 в рабочем положении, а также кронштейн со сцепным шаром и скобой 67 выполненными спереди на верхней рамке 57, предназначенные для фиксации транспортной тележки 14 при ее перевозке на судне в процессе его эксплуатации на воде. Соотношение масс металлических элементов и автомобильных шин подобрана с возможностью обеспечения плавучести всей конструкции в целом.

Домкратно-цепная система 10 судна может быть выполнена в виде подъемной цепи 68 и домкрата 69. Подъемная цепь 68 состоит из двух частей 70 и 71. Первая часть 70 включает четыре сегмента 72, каждый из которых имеет нижний конец 73 разъемно присоединяемый к зацепам 66 кронштейнов 64 транспортной тележки 9 и верхний конец 74 объеденный общим звеном 75, являющимся нижним концом второй части 71 цепи 68, любое звено верхнего конца второй части 71 выполнено с возможностью разъемного соединения посредством, например, карабина 76, с проушиной 77 винтового домкрата. 69 жестко смонтированного на несущей раме 12.

Так же, тягово-прицепное устройство 29 судна представляет собой дышло 78 близкое по форме к треугольнику, образованное одной поперечиной 79 и двумя продольными направляющими 80 с жестко присоединенной под углом из диапазона от 0 до 7 градусов относительно горизонтальной плоскости прямолинейной балкой 81 на которой установлены средства сцепки с замковым устройством (не показаны), установленном на автомобиле, например, шарового типа. При этом, замковое устройство аналогичное автомобильному установлено и на транспортной тележке 9. Кроме того, на поперечине 79 выполнены по меньшей мере два уголка 82 предназначенные для захвата поперечины транспортной тележки 9 и ее дальнейшего закрепления. На концах поперечины 79 с наклоном к горизонтальной поверхности под углом из диапазона от 110 до 130 градусов выполнены кронштейны 83 предназначенные для установки тягово-прицепного устройства 29 на судно посредством крепления к кронштейнам 28 носового модульного элемента 27 несущей рамы 12, с возможностью изменения положения тягово-прицепного устройства 29 вращением вокруг оси В из одного крайнего положения - транспортирующего (рабочего) в другое - транспортируемое (походное). При этом растяжка 84 тягово-прицепного устройства 29 одним концом отсоединяется от судна, а другим концом остается закрепленной на тягово-прицепном устройстве.

Работа предлагаемого устройства осуществляется следующим образом.

Многокорпусное судно 1 может быть изготовлено в условиях мастерской с ограниченной производственной площадью с применением известных технологических способов, на стандартном оборудовании. Используя транспортную тележку 9 и тягово-прицепное устройство 29 многокорпусное судно 1 с помощью легкового автотранспорта (не показан) транспортируется по автодорогам общего пользования к месту эксплуатации.

При этом, тягово-прицепное устройства 29 находящееся в горизонтальном транспортирующем положении, сцеплено с замковым устройством размещенном на автомобиле.

Спуск на воду многокорпусного судна 1 производится путем размещения кормовой части судна у кромки водного бассейна с постепенным увеличением глубины погружения. В момент когда корпуса судна 2 и 3 в основном оказываются на плаву, а колеса 63 транспортной тележки 9 вывешиваются относительно опорной поверхности грунта, производится отсоединение тягово-прицепного устройства 29 от фаркопа автомобиля. Углы наклона элементов тягово-прицепного устройства 29 рассчитаны таким образом, чтобы нагрузка на замковое устройство и заднюю ось автомобиля в положении когда судно уже находится на плаву составляла допустимую величину в пределах до 120 кг., как предусмотрено требованиями эксплуатации прицепного устройства легкового автотранспорта. Затем судно ставится на якорь и при необходимости швартуется.

Через люк 20 выполненный в средней части несущей рамы 12 производится отсоединение фиксирующего крепежа от верхней рамки 57 транспортной тележки 9. Домкратом 69 ослабляется натяжение подъемной цепи 68. Транспортная тележка 9 самостоятельно держится на воде. Отсоединяются концы 73 цепи 68 от зацепов 66. С помощью троса/веревки тележка, сохраняющая плавучесть, путем продольного перемещения между корпусами 2 и 3 выводится на поверхность воды в районе носовой части судна 1.

Транспортная тележка 9 закрепляется на дышле 78. Тягово-прицепное устройство 29 переводится из транспортирующего (рабочего) в транспортируемое (походное) положение с применением растяжки 84 путем ее установки на дышло 78, закрепленное на транспортной тележке 9 и перевода дышла 78 в походное положение путем приложения, например, мускульного усилия через рычаг образуемый растяжкой 84 и закрепления на носовой части судна в местах предусмотренных конструкцией с помощью монтажных элементов.

После фиксации транспортной тележки 9 отдаются швартовые, судно снимается с якоря и малым ходом выводится в форватер для дальнейшей эксплуатации на закрытом водоеме на предельно допустимых оборотах движителя. При этом благодаря проставкам 13 судно может двигаться преодолевая существенное боковое волнение водной поверхности за счет протока воды в зазор 42 между палубой 5 и корпусами 2 и 3. В случае повреждения одного из секционных поплавков, например при навигации и маневрировании в узком форватере возможно проведение их замены в походных условиях.

Конструкцией судна предусмотрен такой вариант транспортировки транспортной тележки 9 при котором, отсоединенное от судна тягово-прицепное устройство 29 устанавливается на транспортную тележку 9 с помощью элементов крепления 21 и болтового соединения 85 и перевозится автомобилем по суше (см. фиг. 22, где положение показано пунктирной линией).

Перевод судна в положение предназначенное для транспортировки производится в обратном порядке.

Для защиты рулевого, пассажиров и членов экипажа от воздействия атмосферных осадков конструкцией судна предусмотрена установка тента 86 на каркасе с возможностью регулировки высоты над палубой, в том числе со специальным положением, предназначенном для транспортировки и хранения судна на открытом воздухе 87.

Опытный образец судна предлагаемой конструкции прошел ходовые испытания в акватории Куйбышевского водохранилища, что полностью подтверждает применимость судна для эксплуатации в условиях закрытых водоемов.

1. Многокорпусное судно, включающее два корпуса из поплавков, установленную на них палубу с креслами для пассажиров, столом (рундуком), тумбой пульта управления, транспортную тележку, размещенную под палубой между корпусами, установленную посредством смонтированной на палубе домкратно-цепной системы, движительно-рулевое устройство, отличающееся тем, что корпусы выполнены наборными из секционных поплавков, представляющих собой герметичные цилиндрические емкости-секции, например бочки, выполненные из жесткого металлического материала, соединенные между собой и смонтированные на несущую раму посредством проставок, выступов на торцах секционных поплавков и хомутов с возможностью замены любой из секций в случае ее повреждения; палуба выполнена в виде платформы, состоящей из набора поперечных элементов, соединенной с несущей рамой, в средней части которой выполнен люк для доступа к элементам крепления транспортной тележки; несущая рама состоит из связанных между собой продольными балками на расстоянии, соответствующем длине секционных поплавков, модульных элементов, каждый из которых включает в себя вертикальные стойки и поперечины, усиленные фермой, причем носовой модульный элемент содержит устройства крепления тягово-прицепного устройства, а в кормовом модульном элементе выполнен вырез, предназначенный для размещения движителя на транце, выполненном в виде каркаса подвески.

2. Многокорпусное судно по п.1, отличающееся тем, что проставки выполнены в виде объемного трапециевидного корпуса с наклонными сторонами и радиальным основанием, повторяющим поперечный контур выступов цилиндрических емкостей, с продольными выемками, одна из которых, более узкая, выполнена посередине внутренней поверхности радиального основания для размещения торцевых выступов двух соединенных между собой секционных поплавков, а другая, более широкая, выполнена посередине наружной поверхности в виде опорной канавки, предназначенной для размещения в ней поперечины модульного элемента, при этом высота проставок выбрана с возможностью обеспечения зазора между палубой и корпусами.

3. Многокорпусное судно по п.1, отличающееся тем, что на палубе выполнено ограждение по периметру платформы в виде стоек и релингов, проемы

которого закрыты вертикально снизу, по меньшей мере, на половину высоты стоек, жесткими панелями, преимущественно из дюралюминия, а в носовой части такие панели выполнены наклонными под углом относительно плоскости палубы из диапазона от 20 до 45º.

4. Многокорпусное судно по п.1, отличающееся тем, что каркас подвески движителя выполнен в виде моторной рамки с элементами крепления движителя, лонжеронами, приваренными с одной стороны к моторной рамке, а с другой стороны закрепленными на поперечине несущей рамы, причем верхняя пара лонжеронов закреплена жестко, а нижняя посредством резинометаллических опор, при этом на боковых сторонах моторной рамки и на поперечинах кормового модуля размещены П-образные основания для крепления реактивных тяг, а П-образные основания, размещенные на поперечинах кормового модуля, выполнены со сквозными отверстиями, предназначенными для регулировки положения точек крепления реактивных тяг в продольном и поперечном направлениях.

5. Многокорпусное судно по п.1, отличающееся тем, что транспортная тележка состоит из неразъемно соединенных между собой попарно четырех направляющих и четырех поперечин, образующих нижнюю рамку, выполненную с меньшим продольным размером относительно верхней рамки, близких по форме к параллелепипеду и соединенных между собой посредством стоек, закрепленных посередине рамок, парой передних и парой задних распорок, и двумя наклонными опорами, установленными по бокам тележки в местах крепления оси вращения, оппозитно установленных ступиц колесных пар с жестко закрепленными в углах верхней рамки кронштейнами, выполненными в виде объемных пирамид с зацепами, предназначенными для направления транспортной тележки при стыковке с несущей рамой, при этом размер нижней рамки выбран с возможностью установки внутри рамки колесной пары с автомобильными шинами стандартного типоразмера, применяемыми на малолитражных легковых автомобилях.

6. Многокорпусное судно по п.4, отличающееся тем, что домкратно-цепная система состоит из подъемной цепи, включающей первую часть из четырех сегментов, каждый из которых имеет нижний конец, разъемно присоединяемый к зацепам кронштейнов транспортной тележки, и верхний конец, соединенный в одно общее звено, являющееся нижним концом второй части цепи, любое звено верхнего конца которой выполнено с возможностью разъемного соединения посредством, например карабина, с проушиной винтового домкрата, жестко смонтированного на несущей раме.

7. Многокорпусное судно по п.4, отличающееся тем, что тягово-прицепное устройство представляет собой дышло, близкое по форме к треугольнику, образованное одной поперечиной и двумя продольными направляющими с жестко присоединенной под углом из диапазона от 0 до 7º относительно горизонтальной плоскости прямолинейной балкой, на которой установлены средства сцепки с замковым устройством, установленным на автомобиле, например шарового типа, при этом замковое устройство, аналогичное автомобильному, установлено и на транспортной тележке, на концах поперечины с наклоном под углом из диапазона от 110 до 130º выполнены кронштейны, предназначенные для установки на устройствах крепления переднего модуля несущей рамы с возможностью изменения положения дышла в вертикальной плоскости из одного крайнего положения - транспортирующего (рабочего) в другое - транспортируемое (походное).



 

Наверх