Противооткатный тормоз колесного движителя многоопорной дождевальной машины

 

Полезная модель относится к области сельскохозяйственного машиностроения, а именно к широкозахватной оросительной технике и может быть использована в многоопорных дождевальных машинах типа «Фрегат». Противооткатный тормоз колесного движителя многоопорной дождевальной машины содержит тормозной элемент и связанный с ним очиститель колесного движителя, выполненный ввиде ножевого элемента. С целью повышения качества очистки почвозацепов колесного движителя от налипшей почвы, очиститель колесного движителя выполнен в виде прямоугольного в плане горизонтального ножевого элемента с прямоугольной задней и острой передней кромками, к противооткатному тормозу, снабженному на переднем конце тормозным элементом, упирающимся в почвозацеп, приварен в вертикальной плоскости симметрии вертикальный листовой элемент, а к задней кромке горизонтального ножевого элемента и к вертикальному листовому элементу приварена задняя наклонная пластина. При этом к задней наклонной пластине и к вертикальному листовому элементу с обеих его сторон по линиям, соединяющим передние точки пересечения вертикального листового элемента с горизонтальным ножевым элементом и боковые точки задней кромки горизонтального ножевого элемента, и по линиям, соединяющим передние точки пересечения вертикального листового элемента с горизонтальным ножевым элементом и верхние точки пересечения вертикального листового элемента с задней наклонной пластиной, приварены торцами боковые наклонные пластины. Эффективность полезной модели заключается в том, что за счет выполнения очистителя в форме пересечения горизонтального ножевого элемента и вертикального листового элемента противооткатного тормоза с установкой позади них боковых и задней наклонных пластин способствует разрушению почвы, разделению ее на две части и сбросу ее с колес на землю в обе стороны от колеса. Это позволяет при малом силовом воздействии на очиститель качественно очищать рабочие части почвозацепов колесного движителяа от налипшей почвы.

Предлагаемая полезная модель противооткатного тормоза, совмещающего в себе функции очистителя колесного движителя дождевальной машины, относится к области сельскохозяйственного машиностроения, а именно к широкозахватной оросительной технике для полива сельскохозяйственных земель и может быть использована в многоопорных дождевальных машинах типа «Фрегат».

Известен очиститель колесного движителя многоопорной дождевальной машины (Патент РФ на полезную модель 129356, МПК A01G 25/09, опубликовано 27.06.2013 г.), содержащий раму с шарнирно закрепленным на ней упором, обеспечивающим поворот колеса только по ходу движения, рычаг, жестко закрепленный на раме и установленный вертикально вверх, очистной элемент, взаимодействующий с частями почвозацепов колеса и выполненный в форме звездочки, которая установлена с внешней стороны колеса и шарнирно закреплена на конце вертикального рычага посредством горизонтальной оси и содержит цилиндрическое основание и радиально выступающие зубья, взаимодействующие с рабочими частями почвозацепов. При этом у кромки каждого зуба звездочки к передней его плоскости под острым углом горизонтально приварен подрезающий почву ножевой элемент, в вертикальной плоскости симметрии звездочки между соседними зубьями по всей их высоте приварен разрезающий почву вертикальный ножевой элемент, а к торцевой линии цилиндрического основания звездочки и к вертикальному ножевому элементу с обеих его сторон по линии, соединяющей передние точки пересечения вертикального ножевого элемента с плоскостями зубьев, приварены торцами боковые наклонные пластины. Боковые наклонные пластины очистителя с каждой стороны вертикального ножевого элемента могут состоять из двух пластин, сваренных между собой под тупым углом.

Такой очиститель колесного движителя позволяет повысить качество очистки колес от налипшей почвы. Эффект достигается за счет оснащения установленной с внешней стороны колеса звездочки очистного элемента специальными ножевыми элементами и боковыми наклонными пластинами, которые позволяют качественно очищать рабочие части почвозацепов колеса от налипшей почвы.

Недостатком такого решения является раздельная работа тормозного устройства и очистителя колесного движителя многоопорной дождевальной машины. При этом противооткатный тормоз и очиститель не связаны между собой конструктивно. Раздельное же исполнение этих элементов в дождевальной машине усложняет конструкцию машины, увеличивает износостойкость стальных деталей и повышает энергозатраты на полив земель.

Известен стальной противооткатный тормоз колесного движителя многоопорной дождевальной машины (Патент РФ на полезную модель 44914, МПК A01G 25/09, опубликовано 10.04 2005 г.), содержащий тормозной элемент, связанный с очистителем колесного движителя в виде ножевого элемента. При этом очиститель выполнен в виде гребенки, состоящей из основания и прикрепленных к нему зубьев.

Достоинство полезной модели состоит в том, что за счет выполнения очистителя в виде гребенки снижается силовое воздействие на очиститель со стороны почвы. Это позволяет увеличить изностостойкость противооткатного тормоза колесного движителя многоопорной дождевальной машины и снизить энергозатраты на привод тормоза.

Эффективность устройства заключается и в том, что противооткатный тормоз совмещен с очистителем колес как конструктивно, так и функционально.

Недостаток устройства заключается в его низкой эффективности по очистке колес дождевальной машины от налипшей грязи. Гребенка продавливает грязь и только частично сбрасывает ее с колес на землю. Большая часть налипшей почвы снова слипается и продолжает крутиться на колесах, что снижает эффективность дождевальной машины в целом.

Данный противооткатный тормоз дождевальной машины принимается авторами заявки за прототип.

Технической задачей предлагаемой полезной модели является повышение качества очистки колес от налипшей между почвозацепами почвы.

Противооткатный тормоз колесного движителя многоопорной дождевальной машины содержит тормозной элемент и связанный с ним очиститель колесного движителя, выполненный ввиде ножевого элемента, очиститель колесного движителя выполнен в виде прямоугольного в плане горизонтального ножевого элемента с прямоугольной задней и острой передней кромками, к противооткатному тормозу, снабженному на переднем конце тормозным элементом, упирающимся в почвозацеп, приварен в вертикальной плоскости симметрии вертикальный листовой элемент, а к задней кромке горизонтального ножевого элемента и к вертикальному листовому элементу приварена задняя наклонная пластина.

При этом к задней наклонной пластине и к вертикальному листовому элементу с обеих его сторон по линиям, соединяющим передние точки пересечения вертикального листового элемента с горизонтальным ножевым элементом и боковые точки задней кромки горизонтального ножевого элемента, и по линиям, соединяющим передние точки пересечения вертикального листового элемента с горизонтальным ножевым элементом и верхние точки пересечения вертикального листового элемента с задней наклонной пластиной, приварены торцами боковые наклонные пластины.

На фиг. 1 изображен общий вид противооткатного тормоза движителя многоопорной дождевальной машины;

на фиг. 2 - конструкция противооткатного тормоза колесного движителя многоопорной дождевальной машины.

на фиг. 3 - очиститель колесного движителя многоопорной дождевальной машины, снабженный наклонными боковыми пластинами.

Противооткатный тормоз 1 колесного движителя 2 многоопорной дождевальной машины содержит тормозной элемент 3 и связанный с ним очиститель 4 колесного движителя 2, выполненный в виде ножевого элемента 5, очиститель 4 колесного движителя 2 выполнен в виде прямоугольного в плане горизонтального ножевого элемента 5 с прямоугольной задней 6 и острой передней 7 кромками, к противооткатному тормозу 1, снабженному на переднем конце тормозным элементом 3, упирающимся в почвозацеп 8, приварен в вертикальной плоскости симметрии вертикальный листовой элемент 9, а к задней кромке 6 горизонтального ножевого элемента 5 и к вертикальному листовому элементу 9 приварена задняя наклонная пластина 10.

При этом к задней наклонной пластине 10 и к вертикальному листовому элементу 9 с обеих его сторон по линиям, соединяющим передние точки 11 пересечения вертикального листового элемента 9 с горизонтальным ножевым элементом 5 и боковые точки 12 задней кромки 6 горизонтального ножевого элемента 5, и по линиям, соединяющим передние точки 11 пересечения вертикального листового элемента 9 с горизонтальным ножевым элементом 5 и верхние точки 13 пересечения вертикального листового элемента 9 с задней наклонной пластиной 10, приварены торцами боковые наклонные пластины 14.

Очиститель работает следующим образом. Как и в прототипе, противооткатный тормоз 1 пружинно закреплен вне колесного движителя многоопорной дождевальной машины, обычно спереди или сзади колеса. При опускании противооткатного тормоза 1 с очистителем 4 под действием угловой пружины в пространство между почвозацепами 8 происходит врезание стального ножа 5 в почву, а при движении очистителя 4 от одного почвозацепа 8 к другому осуществляется подрезание почвы, разрушение ее и сброс с колесного движителя 2.

В предлагаемом устройстве при вращении обода колеса 2 моногоопорной дождевальной машины противооткатный тормоз 1, закрепленный на раме машины и опускающийся под действием угловой пружины на обод колеса в пространство между смежными почвозацепами 8, подрезает налипшую на обод почву горизонтальным ножевым элементом 5. Далее вертикальный листовой элемент 9 разрезает сдвигаемую по ободу колеса почву на две части, а боковые наклонные пластины 13 и задняя наклонная пластина 10 сталкивают разрушенную почву с обода колеса 2 в обе стороны, очищая от почвы ячейку между почвозацепами 8. Затем остатки почвы при подъеме противооткатного тормоза над почвозацепом 8, толкаемого упором заднего почвозацепа 8 в процессе вращения колеса, также сбрасываются на землю.

При любом сбое вращения колеса тормозной элемент 3 противооткатного тормоза 1, упирающийся в передний почвозацеп 8, не дает вращаться колесу в сторону, противоположную движению машины. Это имеет важное значение, когда на земле попадаются крупные комки земли или такие крупные овощи, как тыква, арбузы, капуста и т.п.

Для уменьшения трения и повышения эффективности работы очистителя горизонтальный ножевой элемент 5, вертикальный листовой элемент 9, а также заднюю 10 и боковые 13 наклонные пластины рекомендуется выполнять из нержавеющей стали. В этом случае всегда гладкие пластины очистителя будут разрезать и активно сталкивать куски почвы к краям обода колеса и сбрасывать их на землю.

Эффективность полезной модели заключается в том, что за счет выполнения очистителя в форме пересечения горизонтального ножевого элемента и вертикального листового элемента противооткатного тормоза с установкой позади них боковых и задней наклонных пластин способствует разрушению почвы, разделению ее на две части и сбросу ее с колес на землю в обе стророны от колеса (срабатывает принцип не "граблей", как в прототипе, а принцип "савковой лопаты"). Это позволяет при малом силовом воздействии на очиститель качественно очищать рабочие части почвозацепов колеса от налипшей почвы.

Противооткатный тормоз колесного движителя многоопорной дождевальной машины, содержащий тормозной элемент и связанный с ним очиститель колесного движителя, выполненный в виде ножевого элемента, отличающийся тем, что очиститель колесного движителя выполнен в виде прямоугольного в плане горизонтального ножевого элемента с прямоугольной задней и острой передней кромками, к противооткатному тормозу, снабженному на переднем конце тормозным элементом, упирающимся в почвозацеп, приварен в вертикальной плоскости симметрии вертикальный листовой элемент, а к задней кромке горизонтального ножевого элемента и к вертикальному листовому элементу приварена задняя наклонная пластина, при этом к задней наклонной пластине и к вертикальному листовому элементу с обеих его сторон по линиям, соединяющим передние точки пересечения вертикального листового элемента с горизонтальным ножевым элементом и боковые точки задней кромки горизонтального ножевого элемента, и по линиям, соединяющим передние точки пересечения вертикального листового элемента с горизонтальным ножевым элементом и верхние точки пересечения вертикального листового элемента с задней наклонной пластиной, приварены торцами боковые наклонные пластины.



 

Наверх