Многофункциональное арктическое вспомогательное судно
Полезная модель относится к области судостроения, в частности к вспомогательным судам снабжения для обустройства нефтегазовых месторождений в Арктике и обеспечения штатного функционирования морских нефтегазодобывающих платформ различного типа. Целью настоящей полезной модели является создание современного экономически эффективного многофункционального вспомогательного судна для эксплуатации без ледокольной проводки при толщине ледового покрова 1,0÷1,2 м, обеспечивающего:
- обустройство морских нефтегазовых месторождений;
- снабжение морских нефтегазодобывающих платформ различного типа (полупогружных, самоподъемных, стационарных ледостойких платформ);
- обеспечение спасательных операций на таких платформах.
Технический результат, обеспечиваемый заявленным изобретением, за счет которого решается указанная задача, заключается в обеспечении многофункциональности и ледопроходимости заявляемого судна. Получение указанного технического результата обеспечивается за счет того, что многофункциональное вспомогательное арктическое судно выполнено в виде однокорпусного судна с максимально смещенной в нос многоярусной надстройкой, в корму от которой размещена открытая палуба для размещения грузов различного назначения, с оборудованными под палубой вкладными и встроенными цистернами для перевозки жидких грузов. При этом корпус судна имеет прочную конструкцию с ледовыми подкреплениями, а носовой части приданы ледокольные обводы, и кроме того оно снабжено дополнительным технологическим оборудованием: модульной электрогидравлической буксирной лебедкой, электрогидравлическим грузовым краном, П-образной рампой в кормовой части грузовой палубы, контейнерными модулями глубоководного водолазного комплекса, кран-трапом. Взлетно-посадочная площадка для обеспечения взлета и посадки вертолета размещена на палубе бака, как отдельная конструкция, сопрягаемая с надстройкой, обеспечивающая требование постоянного базирования вертолета в ангаре для его хранения, оборудованном в надстройке.
Полезная модель относится к области судостроения, в частности к вспомогательным судам снабжения для обустройства нефтегазовых месторождений в Арктике и обеспечения штатного функционирования морских нефтегазодобывающих платформ различного типа.
Известны различные архитектурно-конструктивные типы вспомогательных арктических судов, предназначенных для выполнения, по меньшей мере, конкретных задач по обеспечению функционирования морских нефтегазодобывающих платформ:
- суда-перевозчики генеральных грузов (цемент, буровые трубы, буровое оборудование, контейнеры международного стандарта и др.) (проект VS 470 PSV; 22420);
- суда-перевозчики жидких грузов (товарное топливо, вода техническая, питьевая, буровые растворы и т.п.) (проект 11040);
- суда для выполнения операций по перекладке и установке якорей при перестановке морских полупогружных нефтегазовых платформ (проект B-92);
- суда обеспечения подводных и водолазных технических работ (ПТВР), несущие на своем борту водолазные комплексы и специальное оборудование жизнеобеспечения водолазов и др. (проект ST-254CD).
Основной особенностью таких судов является их архитектурно-конструктивное исполнение: на таких судах жилая надстройка с ходовой рубкой смещены в носовую часть корпуса, а за надстройкой располагается в корму судна протяженная грузовая палуба.
Под открытой грузовой палубой на судах такого типа могут находиться вкладные цистерны с соответствующей системой грузообработки для перевозки сыпучих и жидких грузов (цемент и подобные сухие смеси для обустройства скважин, буровые растворы, шлам, выбуренная порода, товарное топливо и т.д.). Кроме того, для них характерно наличие взлетно-посадочной площадки для вертолетов.
Исходя из изложенного, представляется перспективным техническое решение, позволяющее совместить вышеуказанные функциональные характеристики в проекте одного многофункционального вспомогательного судна.
Известно, например, вспомогательное судно снабжения морских буровых проекта VS 470 PSV, принятое за прототип. Судно оборудовано специальными емкостями и грузовой системой для перевозки бурового раствора, сыпучих грузов, метанола и генеральных грузов на открытой палубе, кроме того, судно предназначено для участия в спасательно-эвакуационных операциях и тушения пожаров на нефтедобывающих платформах.
Однако при эксплуатации в сложных ледовых условиях судно-прототип и другие вспомогательные суда разных типов и назначений требуют ледокольной проводки.
Известны классические вспомогательные и линейные дизель-электрические ледоколы, например, ледокол «Москва» пр. 21900, которые обеспечивают проводку морских транспортных судов в ледовых условиях, которые могут быть приняты за аналог. Основной особенностью ледоколов является форма корпуса, в частности, носовой его оконечности, которая обеспечивает за счет обводов, ледовых подкреплений, обусловливающих прочность конструкции, в сочетании с мощностью энергетической установки разрушение льда и образование канала в ледовом поле, по которому осуществляется проводка транспортных судов.
Целью настоящей полезной модели является создание современного экономически эффективного многофункционального вспомогательного судна для эксплуатации без ледокольной проводки при толщине ледового покрова 1,0 ÷1,2 м, обеспечивающего:
- обустройство морских нефтегазовых месторождений;
- снабжение морских нефтегазодобывающих платформ различного типа (полупогружных, самоподъемных, стационарных ледостойких платформ);
- обеспечение спасательных операций на таких платформах.
Технический результат, обеспечиваемый заявленным изобретением, за счет которого решается указанная задача, заключается в обеспечении многофункциональности и ледопроходимости заявляемого судна.
Получение указанного технического результата обеспечивается за счет того, что многофункциональное вспомогательное арктическое судно выполнено в виде однокорпусного судна с максимально смещенной в нос многоярусной надстройкой, в корму от которой размещена открытая палуба для размещения грузов различного назначения, с оборудованными под палубой вкладными и встроенными цистернами для перевозки жидких грузов. При этом корпус судна имеет прочную конструкцию с ледовыми подкреплениями, а носовой части приданы ледокольные обводы, и кроме того оно снабжено дополнительным технологическим оборудованием: модульной электрогидравлической буксирной лебедкой, электрогидравлическим грузовым краном, П-образной рампой в кормовой части грузовой палубы, контейнерными модулями глубоководного водолазного комплекса, кран-трапом.
В частном случае заявляемого технического решения судно оборудовано взлетно-посадочной вертолетной площадкой, размещенной на палубе бака отдельной конструкцией, сопряженной с надстройкой, в которой оборудован ангар для хранения вертолета, обеспечивающий требование постоянного базирования вертолета.
Заявляемая полезная модель поясняется рисунком (Фиг. 1), на котором показан архитектурно-конструктивный облик многофункционального вспомогательного судна и схема размещения технологического оборудования (специальных судовых систем и устройств) с использованием функциональных модулей специального назначения. На этом рисунке изображены:
1 - взлетно-посадочная площадка;
2 - кран-трап;
3 - грузовой кран;
4 - контейнерные модули глубоководного водолазного комплекса;
5 - П-образная рама;
6 - ролл;
7 - лафеты противопожарной системы.
Описание также дополнено рисунком (Фиг. 2), на котором изображены выбранный прототип и его характеристики.
В архитектурно-конструктивном облике заявленного судна для усиления его ледокольных качеств массовая нагрузка по длине корпуса перераспределена за счет максимального смещения в нос всей надстройки. Кроме того, прочность носовой оконечности ледокольных судов обеспечивается не только за счет типично ледокольных обводов, но и за счет ледовых подкреплений корпуса судна. Все это в сочетании с мощной энергетической установкой позволит заявленному судну автономно образовывать канал в ледовом поле при толщине ледового покрова 1,0÷1,2 м.
Дополнительные функциональные технологические модули, использованные в заявленном техническом решении многофункционального арктического вспомогательного судна предназначены:
- модульная электрогидравлическая буксирная лебедка для буксировки аварийных морских объектов;
- кран-трап для эвакуации с аварийных платформ персонала;
- электрогидравлический грузовой кран для выполнения грузовых операций и строительных работ при обустройстве морских месторождений нефти и газа;
- П-образная рампа в кормовой части грузовой палубы для работы с якорями полупогружных морских платформ;
- контейнерные модули глубоководного водолазного комплекса для обеспечения водолазных работ на морских нефтегазопромыслах на глубинах до 300 метров.
Взлетно-посадочная площадка для обеспечения взлета и посадки вертолета размещена на палубе бака, как отдельная конструкция, сопрягаемая с надстройкой, обеспечивающая требование постоянного базирования вертолета в ангаре для его хранения, оборудованном в надстройке.
1. Многофункциональное арктическое вспомогательное судно для обустройства нефтегазовых месторождений и обеспечения штатного функционирования морских нефтегазодобывающих платформ различного типа в районах арктического шельфа, выполненное в виде однокорпусного судна с максимально смещенной в нос многоярусной надстройкой, в корму от которой размещена открытая палуба для размещения грузов различного назначения, с оборудованными под палубой вкладными и встроенными цистернами для перевозки жидких грузов, отличающееся тем, что корпус судна имеет прочную конструкцию с ледовыми подкреплениями, а носовой части приданы ледокольные обводы, кроме того, снабжено дополнительным технологическим оборудованием: модульной электрогидравлической буксирной лебедкой, электрогидравлическим грузовым краном, П-образной рампой в кормовой части грузовой палубы, контейнерными модулями глубоководного водолазного комплекса, кран-трапом.
2. Многофункциональное арктическое вспомогательное судно по п.1, отличающееся тем, что оборудовано взлетно-посадочной вертолетной площадкой, размещенной на палубе бака отдельной конструкцией, сопряженной с надстройкой, в которой оборудован ангар для хранения вертолета.