Шайба для промежуточного скрепления рельсов (варианты)

 

Полезная модель относится к верхнему строению железнодорожного пути, в частности к шайбе, предназначенной для использования в устройствах промежуточного крепления рельсов к шпалам. Шайба для промежуточного рельсового скрепления, выполненная цельной деталью и содержащая центральное отверстие для установки крепежного элемента. Новым является то, что шайба содержит два локально отогнутых вниз периферийных участка, расположенных с противоположных сторон шайбы для предотвращения проворачивания шайбы относительно ветвей пружинной клеммы, а на верхнем участке тела шайбы выполнены зацепы, расположенные по периметру центрального отверстия для соединения с гайкой или головкой крепежного элемента, посредством которого осуществляется крепление подрельсовой подкладки к основанию. Также шайба может содержать две пары локально отогнутых вниз периферийных участков. Технический результат заключается в повышении надежности шайбы в промежуточном рельсовом скреплении и крепления пружинной клеммы. 2 н.п. формулы, 8 ил.

Область техники

Полезная модель относится к верхнему строению железнодорожного пути, в частности к шайбе, предназначенной для использования в устройствах промежуточного крепления рельсов к шпалам.

Предшествующий уровень техники

Из уровня техники известны шайбы для промежуточного рельсового скрепления (см. аналог - RU 2125132, МПК E01B 9/30, публ. 20.01.1999; ближайший аналог - патент RU 2468134, МПК E01B 9/38, публ. 20.11.2012), выполненные уплощенными в виде диска с центральным отверстием для установки крепежного элемента - болта (винта). Вышеописанные шайбы устанавливаются на крепежные элементы (болты, винты, шурупы) и прижимаются головкой крепежного элемента или гайкой, навинченной на крепежный элемент, к ветвям пружинной клеммы

Недостатком указанных выше шайб является небольшая площадь контакта поверхности шайбы с ветвями пружинной клеммы и, как следствие, неустойчивое положение шайбы. В процессе высоких динамических нагрузок от подвижного состава в промежуточных рельсовых скреплениях ослабляется прижатие пружинной клеммы к подрельсовой подкладке и подошве рельса, что снижает безопасность грузопассажирских перевозок.

Раскрытие полезной модели

Задача полезной модели направлена на разработку шайбы, повышающей надежность промежуточного рельсового скрепления.

Технический результат заключается в повышении надежности шайбы в промежуточном рельсовом скреплении и крепления пружинной клеммы.

Указанный технический результат, согласно первому варианту исполнения, достигается в шайбе для промежуточного рельсового скрепления, выполненной цельной деталью и содержащей центральное отверстие для установки крепежного элемента, согласно полезной модели шайба содержит два локально отогнутых вниз периферийных участка, расположенных с противоположных сторон шайбы для предотвращения проворачивания шайбы относительно ветвей пружинной клеммы, а на верхнем участке тела шайбы выполнены зацепы, расположенные по периметру центрального отверстия для соединения с гайкой или головкой крепежного элемента, посредством которого осуществляется крепление подрельсовой подкладки к основанию.

Указанный технический результат, согласно второму варианту исполнения, достигается в шайбе для промежуточного рельсового скрепления, выполненной цельной деталью и содержащей центральное отверстие для установки крепежного элемента, согласно полезной модели шайба содержит две пары локально отогнутых вниз периферийных участков для предотвращения проворачивания шайбы относительно ветвей пружинной клеммы, при этом периферийные участки каждой из пар расположены с противоположных сторон шайбы, а на верхнем участке тела шайбы выполнены зацепы, расположенные по периметру центрального отверстия для соединения с гайкой или головкой крепежного элемента, посредством которого осуществляется крепление подрельсовой подкладки к основанию.

Совокупность признаков заявляемой шайбы для промежуточного рельсового скрепления находится в причинно-следственной взаимосвязи с достигаемым техническим результатом и представлена в независимом пункте формулы полезной модели.

Сравнение заявленного технического решения с уровнем техники по научно-технической и патентной документации на дату приоритета в основной и смежной рубриках показывает, что совокупность существенных признаков заявленного решения не известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности новизна.

Предложенное техническое решение может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно, осуществимо, воспроизводимо, следовательно, соответствует условию патентоспособности промышленная применимость. При этом промышленный выпуск шайбы возможен на стандартном оборудовании с применением известных, хорошо отработанных технологий и материалов.

Краткое описание поясняющих фигур

Фиг. 1 - схематично изображена предлагаемая шайба с двумя отогнутыми периферийными участками;

фиг. 2 - изображено сечение A-A фиг. 1;

фиг. 3 - схематично изображена предлагаемая шайба с четырьмя отогнутыми периферийными участками;

фиг. 4 - изображено сечение B-B фиг. 3;

фиг. 5 - схематично изображено сечение ветвей пружинной клеммы и шайбы с двумя отогнутыми периферийными участками;

фиг. 6 - схематично изображено сечение ветвей пружинной клеммы и шайбы с четырьмя отогнутыми периферийными участками;

фиг. 7 - схематично изображен узел, включающий крепежный элемент с шайбой, установленной на пружинной клемме;

фиг. 8 - изображен участок верхнего строения железнодорожного пути с предложенной шайбой.

На фигурах изображены:

1 - шайба;

2 - центральное отверстие;

3 - крепежный элемент;

3a - головка крепежного элемента;

4 - зацепы;

5 - периферийные участки;

6 - периферийные участки;

7 - пружинная клемма;

7a - ветви пружинной клеммы;

8 - гайка

9 - подрельсовая подкладка;

10 - шпала;

11a - подошва рельса;

11 - рельс.

Следует понимать, что специалисты в данной области техники смогут предложить другие варианты осуществления полезной модели и что некоторые ее детали можно изменять в различных других аспектах, не выходя за рамки сущности и объема настоящей полезной модели. Соответственно, чертежи и подробное описание шайбы носят иллюстративный, но не ограничительный характер.

Лучшие варианты осуществления полезной модели

Шайба 1 (см. фиг. 1-4) выполнена цельной деталью и содержит центральное отверстие 2 для установки крепежного элемента 3, представляющего собой болт, винт или шуруп.

Для надежного соединения крепежного элемента 3 с шайбой 1 на верхнем участке тела шайбы 1 выполнены зацепы 4, расположенные по периметру центрального отверстия 2. В процессе монтажа рельсового скрепления при вворачивании крепежного элемента 3 нижний участок его головки За входит в зацепление с зацепами 4, что предотвращает осевой проворот крепежного элемента 3 относительно шайбы 1 и, соответственно, отсоединение их друг от друга.

Согласно первому варианту (см. фиг. 1, 2), шайба 1 содержит два локально отогнутых вниз периферийных участка 5, расположенных с противоположных сторон шайбы 1 для предотвращения проворачивания шайбы 1 относительно ветвей 7a пружинной клеммы 7.

Согласно второму варианту (см. фиг. 3, 4) шайба 1 содержит две пары локально отогнутых вниз периферийных участков 5 и 6 для предотвращения проворачивания шайбы 1 относительно ветвей 7a пружинной клеммы 7, при этом периферийные участки 5, 6 каждой из пар расположены с противоположных сторон шайбы 1. Таким образом, с четырех сторон шайбы 1 расположены локально отогнутые вниз периферийные участки 5, 6.

Шайба 1 может быть выполнена с наружным контуром круглой или прямоугольной формы.

Вышеописанная шайба 1 предназначена для промежуточного рельсового скрепления, при этом отогнутые вниз два периферийных участка 5 шайбы 1 располагаются с внешних сторон ветвей 7a пружинной клеммы 7 и контактируют своими нижними поверхностями 5а с поверхностями ветвей 7а (см. фиг. 5). При стремлении шайбы 1 осуществить проворот относительно оси крепежного элемента 3, периферийные участки 5 упираются в ветви 7a, тем самым препятствуют проворачиванию шайбы 1. Периферийные участки 6 (см. фиг. 6) шайбы 1 располагаются с внутренней стороны ветвей 7а пружинной клеммы 7 и препятствуют проворачиванию шайбы 1, поскольку упираются в ветви 7а при стремлении шайбы 1 осуществить поворот.

Наличие двух пар отогнутых вниз периферийных участков 5, 6 повышает жесткость шайбы 1, а также упрощает ее позиционирование на пружинной клемме 7, поскольку периферийные участки 5, 6 могут располагаться как с внешней, так и с внутренней стороны ветвей 7a. Например, если периферийные участки 5 расположены с внешней стороны ветвей 7a, то периферийные участки 6 располагаются с внутренней стороны ветвей 7a и наоборот.

В конструкции промежуточного рельсового скрепления верхнего строения железнодорожного пути (см. фиг. 7, 8) шайба 1 надета на стержневой участок 3b крепежного элемента 3 и прижата его головкой За или гайкой 8, навинченной на резьбовой участок крепежного элемента 3, к ветвям 7а пружинной клеммы 7. Подрельсовая подкладка 9 соединена со шпалой 10 посредством крепежного элемента 3, который через шайбу 1 прижимает пружинную клемму 7 к подрельсовой подкладке 9 и к подошве 11а рельса 11.

Вышеописанная шайба 1 является надежным связующим звеном между крепежным элементом 3 и пружинной клеммой 7, поскольку шайба 1 препятствует провороту (ослаблению соединения) крепежного элемента 3 и предотвращает разжим ветвей 7а пружинной клеммы 7.

Таким образом, повышается надежность шайбы 1 и, как следствие, надежность крепления пружинной клеммы 7 в промежуточном рельсовом скреплении.

1. Шайба для промежуточного рельсового скрепления, выполненная цельной деталью и содержащая центральное отверстие для установки крепежного элемента, отличающаяся тем, что содержит два локально отогнутых вниз периферийных участка, расположенных с противоположных сторон шайбы для предотвращения проворачивания шайбы относительно ветвей пружинной клеммы, а на верхнем участке тела шайбы выполнены зацепы, расположенные по периметру центрального отверстия для соединения с гайкой или головкой крепежного элемента, посредством которого осуществляется крепление подрельсовой подкладки к основанию.

2. Шайба для промежуточного рельсового скрепления, выполненная цельной деталью и содержащая центральное отверстие для установки крепежного элемента, отличающаяся тем, что содержит две пары локально отогнутых вниз периферийных участков для предотвращения проворачивания шайбы относительно ветвей пружинной клеммы, при этом периферийные участки каждой из пар расположены с противоположных сторон шайбы, а на верхнем участке тела шайбы выполнены зацепы, расположенные по периметру центрального отверстия для соединения с гайкой или головкой крепежного элемента, посредством которого осуществляется крепление подрельсовой подкладки к основанию.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам путевого хозяйства железных дорог и обеспечивает повышение устойчивости работы рельсовых цепей на участках с железобетонными шпалами
Наверх