Устройство для крепления запасного колеса

 

Устройство для крепления запасного колеса относится к автомобилестроению, а именно к устройствам для наружного крепления запасного колеса Устройство для крепления запасного колеса содержит Г-образный рычаг, выполненный в виде трубчатой пространственной конструкции, которая имеет три поперечных связи с боковинами. Боковины в верхней части Г-образного рычага соединяются трубчатой конструкцией, представляющей собой равнобедренную трапецию. Узел крепления одним концом жестко присоединен к кузову, а другой конец имеет прижимную конструкцию с винтовым соединением, гайкой и планкой, которая жестко фиксирует Г-образный рычаг на кузове в транспортном положении. К кузову Г-образный рычаг крепится при помощи шарнирных соединений, которые обеспечивают пространственное перемещение запасного колеса из вертикальной плоскости в горизонтальную плоскость для последующего снятия колеса с помощью подъемного механизма, смонтированного на кронштейнах основания. Подъемный механизм состоит из лебедки с храповым механизмом и съемной ручкой, которая надевается на вороток лебедки во время работы. Г-образный рычаг связан с подъемным механизмом полиспастным соединением и стопором. Откидывание колеса в нижнее рабочее положение и подъем в транспортное положение осуществляются с помощью лебедки с управлением одним человеком.

Полезная модель относится к автомобилестроению, а именно к устройствам для наружного крепления запасного колеса.

Известно устройство для крепления запасного колеса, содержащее неподвижный кронштейн, жестко закрепленный на основании кузова транспортного средства, переходное звено, выполненное Г-образным в горизонтальной плоскости и прикрепленное к основанию кузова шарниром, ось которого расположена перпендикулярно продольным осям Г-образного звена и поворотного кронштейна, выполненного П-образным в поперечном сечении с возможностью размещения на нем переходного звена в транспортном положении (а.с. 1471449 от 23.12.90 г., МПК B62D 43/02).

Известен держатель запасного колеса, закрепленный на разнесенных опорах, выполненных герметичными, его стопорное устройство выполнено в виде автоматического замка и содержит улавливатель, фиксатор, выполненный с возможностью сопряжения с улавливателем, защелку, выполненную с возможностью зацепления и снятия защелки с фиксатора при открывании замка, штырь, выполненный с возможностью установки в положение ограничения хода рукоятки при открывании замка или в положение стопорения защелки от самопроизвольного открывания при блокировке замка (патент 2260540 от 19.03.2004 г., МПК B62D 43/02).

Известен держатель запасного колеса, содержащий поворотную стойку, закрепленную на каркасе основания держателя запасного колеса с возможностью поворота вокруг неподвижной оси и имеющую элементы крепления запасного колеса, и гидравлический цилиндр подъема запасного колеса, шарнирно соединенный одним концом с поворотной стойкой, а другим концом - с жестко закрепленным на каркасе основания держателя вертикальным кронштейном (патент 100995 от 10.08.10, МПК B62D 43/00).

Недостатками данных устройств является размещение на заднем борту полки, на которую опирается запасное колесо в транспортном положении, а также откидывание запасного колеса вбок, что не всегда приемлемо по условиям размещения на дороге.

Наиболее близким к заявляемой полезной модели является, взятое за прототип устройство для крепления запасного колеса, содержащее держатель запасного колеса, закрепленный на поворотном в продольной вертикальной плоскости посредством гидроцилиндра рычаге, и стяжку, прикрепленную одним концом к кузову, отличающееся тем, что с целью повышения эксплуатационной надежности за счет снижения вибрационных нагрузок при одновременном упрощении конструкции, поворотный рычаг выполнен двуплечим Г-образной формы и шарнирно связан одним концом с указанным гидроцилиндром, который размещен на основании кузова, при этом второй конец поворотного рычага выполнен с отверстием для пропуска конца стяжки, оборудованного фиксатором для взаимодействия с диском запасного колеса (а.с. 1726306 от 09.10.89 г., МПК B62D 43/02).

К недостаткам данного устройства можно отнести недостаточно высокую надежность в эксплуатации вследствие сложности конструкции.

Технической задачей заявленного устройства для крепления запасного колеса является повышение компактности и удобства в эксплуатации с одновременным увеличением надежности крепления запасного колеса в транспортном положении.

Техническая задача решается тем, что в известном устройстве крепления запасного колеса транспортного средства, содержащего Г-образный рычаг, закрепленный на кузове посредством шарнирных соединений, узел крепления к кузову Г-образного рычага с колесом и подъемный механизм, Г-образный рычаг имеет три точки крепления к кузову в транспортном положении и выполнен в виде трубчатой пространственной конструкции, имеющей не менее трех поперечных связей с боковинами, соединенными между собой в верхней части связью, представляющей собой равнобедренную трапецию, расположенную выше узла крепления, при этом узел крепления одним концом жестко присоединен к кузову, а другой конец имеет винтовое соединение, обеспечивающее жесткую фиксацию и прижим Г-образного рычага с колесом к кузову в транспортном положении, в нижней части Г-образный рычаг прикрепляется к кузову посредством двух шарнирных соединений, а подъемный механизм в виде лебедки с храповым механизмом и со съемной ручкой жестко закреплен на кузове и имеет полиспастное соединение с Г-образным рычагом.

На фиг. 1 представлено устройство для крепления запасного колеса в транспортном положении.

На фиг. 2 представлено устройство для крепления запасного колеса в рабочем положении.

Устройство для крепления запасного колеса (фиг. 1, фиг. 2) содержит Г-образный рычаг 1, выполненный в виде трубчатой пространственной конструкции, которая имеет три поперечных связи 3 с боковинами 4. Боковины 4 в верхней части Г-образного рычага 1 соединяются трубчатой конструкцией, представляющей собой равнобедренную трапецию. Узел крепления 6 одним концом жестко присоединен к кузову, а другой конец имеет прижимную конструкцию 7 с винтовым соединением, гайкой 2 и планкой 5, которая жестко фиксирует Г-образный рычаг 1 на кузове в транспортном положении.

К кузову Г-образный рычаг 1 крепится при помощи шарнирных соединений 8, которые обеспечивают пространственное перемещение запасного колеса из вертикальной плоскости в горизонтальную плоскость для последующего снятия колеса с помощью подъемного механизма 9, смонтированного на кронштейнах основания 10. Подъемный механизм 9 состоит из лебедки 11 с храповым механизмом 12 и съемной ручкой 13 (на фигурах не показана), которая надевается на вороток 14 лебедки 11 во время работы. Г-образный рычаг 1 связан с подъемным механизмом 9 полиспастным соединением 15 и стопором 16. Откидывание колеса в нижнее рабочее положение и подъем в транспортное положение осуществляются с помощью лебедки 11 с управлением одним человеком.

Устройство для крепления запасного колеса работает следующим образом. Освобождаем Г-образный рычаг 1 с закрепленным на нем колесом посредством отвинчивания гайки 2 с винтового соединения узла крепления 6.

Крепеж запасного колеса и Г-образного рычага 1 расположен на внутренней стороне колеса (на фигурах не показан), что обеспечивает вместе со съемной ручкой 13 сохранность от несанкционированного съема колеса, находящегося в транспортном положении. Освобождаем стопор 16 и собачку храпового механизма 12. Вращая съемную ручку 13 с воротком 14, опускаем Г-образный рычаг 1 с колесом в рабочее положение. Откручиваем гайки крепежа колеса и снимаем его с Г-образного рычага 1.

Установка колеса в транспортное положение осуществляется в обратном порядке.

Устройство для крепления запасного колеса, содержащее Г-образный рычаг, закрепленный на кузове посредством шарнирных соединений, узел крепления к кузову в транспортном положении Г-образного рычага с колесом и подъемный механизм, отличающееся тем, что Г-образный рычаг имеет три точки крепления к кузову в транспортном положении и выполнен в виде трубчатой пространственной конструкции, имеющей не менее трех поперечных связей с боковинами, соединенными между собой в верхней части связью, представляющей собой равнобедренную трапецию, расположенную выше узла крепления, при этом узел крепления одним концом жестко присоединен к кузову, а другой конец имеет прижимную конструкцию с винтовым соединением, обеспечивающую жесткую фиксацию и прижим Г-образного рычага с колесом к кузову в транспортном положении, в нижней части Г-образный рычаг прикрепляется к кузову посредством двух шарнирных соединений, а подъемный механизм в виде лебедки с храповым механизмом и со съемной ручкой жестко закреплен на кузове посредством кронштейнов и имеет полиспастное соединение с Г-образным рычагом.



 

Наверх